КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Протокол методики MMPI 1 страница
МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) — опросник личностный. Предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. М. м. л. о. является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях (библиография составляет около 4000 названий). Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с интеллекта коэффициентом не ниже 80) должны дать ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Ответ, совпадающий с «ключом», оценивается в один балл. Возможны различные варианты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затраченное на раскладку карточек. Завершается обследование построением «профиля личности» (рис. 41), который вычерчивается на специальных бланках (два вида — для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные, т. н. Т-оценки (см. Оценки шкальные) со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Для ускорения интерпретации структуры показателей, экономного описания «профиля» используется система его числового кодирования (см. Кодирование оценок тестовых). Для этого шкалы записываются по их цифровому обозначению (см. ниже) в таком порядке, чтобы на первом месте оказалась шкала с наиболее высокими показателями, а затем — остальные по мере снижения. С помощью специальных значков показывают, как высоко расположены шкалы «профиля», напр.: расположенные на уровне 120 Т—«!!», 110-119 Т — «!», 100-109 Т — «**». Существует несколько способов кодирования «профиля».
Таблица 6 Рис. 41. Протокол и «профиль личности» по Миннесотскому многоаспектному личностному опроснику Приведем основные клинические шкалы М. м. л. о. и примеры утверждений по каждой из них (каждая из шкал включает ряд утверждений, одновременно входящих в другие шкалы). 1. Шкала ипохондрии (HS) — определяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу личности: — Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой). — У меня часто бывает такое чувство, будто голова стянута обручем. 2. Шкала депрессии (D) — предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности): — У меня беспокойный, прерывистый сон. — Любая работа дается мне ценой больших усилий. 3. Шкала истерии (Ну) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типл (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций): — Я никогда не падал(-а) в обморок. — Часто я ощущаю «комок» в горле. 4. Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику социопатического типя личности: — Иногда мне очень хочется уйти из дома — В школе меня вызывали к директору за прогулы 5. Шкала мужественности—женственности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом: — Я очень люблю охоту. — Я люблю поэзию. 6. Шкала паранойи (Ра) — позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности): — Я думаю, что за мной следят. Большинство людей честны только потому, что боятся наказания. 7. Шкала психастении (Pt) — устанавливает сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности): — Меня беспокоит то, что я могу «сойти с ума». — В школьные годы мне было трудно говорить перед всем классом. 8. Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности: — Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи. — Я опасаюсь пользоваться ножом, другими острыми и колючими предметами. 9. Шкала гипомании (Ма) — определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу личности: — Я — значительная личность. — Временами у меня мысли текут быстрее, чем я успеваю их высказать. 10. Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки: — Люблю поухаживать за женщинами (пококетничать с мужчинами). — Мне нравится ходить туда, где шумно и весело. Особенностью М. м. л. о. является использование в нем четырех оценочных шкал (см. Шкалы контрольные). 1. Шкала «?» — шкалой может быть названа условно, т. к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным». 2. Шкала «лжи» (L) — предназначена для оценки искренности обследуемого. 3. Шкала достоверности (F) — создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции. 4. Шкала коррекции (К) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого. Соотношения между показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования. Собственной теоретической основы М. м. л. о. не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных (рис. 42). Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.
Рис. 42. Профили личности по MMPI (С. Хатуэй и Дж. Маккинли, 1963) При интерпретации полученных результатов исходят из того, что любой показатель, равный 70 Т или выше (пик «профиля»), принимается в качестве нормативного для выявления патологических отклонений. В то же время необходимо учитывать, что значение одного и того же показателя как «патологического» может изменяться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал М. м. л. о.; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал М. м. л. о. «измеряется» не, скажем, истерия, а симптомы, присущие лицам с данным психическим расстройством. На особенности «профиля личности» влияют возраст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования и некоторые другие переменные. Любая гипотеза, исходящая из интерпретации ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями других шкал (и прежде всего независимыми от результатов, полученных с помощью М. м. л. о.), данными о личности обследуемого. Неоднократно проводившийся факторный анализ данных М. м. л. о. в различных группах (В. Далстром и Г. Уэлш, 1965; Ю. М. Забродин с соавт., 1987 и др.) позволил выделить наряду с другими факторы, близкие «нейротизму» и «экстраверсии» (см. Айзенка личностные опросники; «Шестнадцать личностных факторов» опросник). Валидность М. м. л. о., установленная на основе дифференциации клинических групп, достаточно высока. Коэффициент надежности ретестовой шкал, поданным В. Далстрома и Г. Уэлша, в различных группах обследованных колеблется от 0,05 до 0,86 и в среднем составляет 0,50-0,80. Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений М. м. л. о. создано множество дополнительных шкал (около 500). Напр., шкала академических способностей, алкоголизма, социальной ответственности, ригидности и т. д. Важную роль при интерпретации «профиля личности» играют те дополнительные шкалы, с помощью которых конкретизируются, уточняются результаты основных. Так, шкала депрессии имеет следующие дополнительные шкалы: D, — субъективной депрессии; D2 — психомоторной заторможенности; D3 — физической слабости; D4 — психологической скованности; D5 — мрачной угрюмости. Неоднократно предлагались сокращенные варианты опросника. Один из наиболее известных — Mini-Mult, состоящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа. В зарубежных исследованиях валидности конст-руктной Mini-Mult указывается на его достаточную валидность при групповой диагностике, а при индивидуальной — только в случаях выраженных психических отклонений. На русском языке Mini-Mult адаптирован В. П. Зайцевым (1981), однако имеются данные об отсутствии валидности этой методики. Утверждения М. м. л. о. часто используют для конструирования других личностных опросников (см. Айзенка личностные опросники, «Проявления тревожности» шкала). В последние годы для облегчения обработки данных все шире привлекаются различные компьютерные программы. М. м. л. о. широко применяется в отечественных психодиагностических исследованиях. Адаптация опросника началась еще в 60-е гг. Первым был предложен вариант, состоящий из 384 утверждений (Ф. Б. Березин и М. П. Мирошников, 1967). Ф. Б. Березиным с соавт. разработана оригинальная интерпретация шкал М. м. л. о., осуществлена его тщательная стандартизация. Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, московскими психологами (Л. Н. Собчик, 1971). На основе утверждений М. м. л. о. петербургскими психологами и психиатрами созданы новые дифференциально-диагностические шкалы: параноидной шизофрении, уровня невротизации и психопатизации, депрессивных состояний. Предпринимались попытки использования ЭВМ для интерпретации данных, полученных с помощью М. м. л. о. В 1989 г. опросник был значительно переработан (рестандартизационный проект начался в 1982 г.) и опубликован под названием MMPI-2 (Дж. Бучер, В. Далстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер, 1989). Одновременно были изданы как обычная, так и компьютерная версии (см. Тесты компьютерные). Новая редакция опросника содержит 567 утверждений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь. MMPI-2, так же как MMPI, содержит три шкалы контрольные и 10 шкал клинических (утверждения 1-370). Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью оцениваются такие свойства, как: тревожность (1); подверженность страхам (2); обсессивность (3); депрессивность (4); забота о здоровье (5); причудливость, странность мышления (6); гневливость (7); циничность (8); склонность к антисоциальным поступкам (9); близость типу А личности (10); низкая самооценка (11); семейные проблемы (12); социальный дискомфорт (13); помехи в работе (14); негативные индикаторы для лечения (15). MMPI-2 содержит и три новые контрольные шкалы (Fb, VRIN и TRIN). Первая шкала состоит из редко подтверждаемых утверждений. Вторая и третья — шкалы несовместимости ответов, с помощью которых оценивается степень выраженности у обследуемого тенденции отвечать в противоречивой манере. Новые нормативные данные базируются на выборке, состоящей из 1138 мужчин и 1462 женщин в возрасте от 18 до 84 лет. В последнее время обсуждается вопрос об имеющихся различиях в подъеме профиля по данным MMPI и MMPI-2. В общем отмечается, что профиль по клиническим шкалам MMPI-2 менее поднят, нежели в MMPI. В итоге снижается «демаркационная линия» подъема клинических шкал (от Т больше 70 в MMPI до Т больше 65 в MMPI-2). Различия в профилях представлены на рис. 43.
Рис. 43. Различия в профилях MMPI и MMPI-2 Разработан вариант для обследования лиц моложе 18 лет — MMPI-A. Сведений об использовании MMPI-2 в СНГ не имеется. МИРА ТЕСТ (World Test) — проективная методика исследования личности. История М. т. восходит к исследованиям Э. Эриксона (1938), а импульсом для его создания послужило произведение Г. Уэллса «Игры на полу» (см. Деревня). Первый вариант теста предложен М. Ловенфельд (1939). Наиболее значительный вклад в развитие М. т. как проективной методики внесли Г. Болгар и Л. Фишер, опубликовавшие в 1947 г. статью под названием «Проекция личности в тесте Мира». Ранее тест использовался в основном в психоаналитически ориентированной психотерапии. Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых. Стимульный материал М. т. состоит из 232 моделей предметов, распределенных в разной пропорции по 15 категориям (дома, деревья, дикие и домашние животные, самолеты, люди в форме и в обычной одежде и т. д.). Модели небольшие по величине, изготовлены из дерева или металла и имеют яркую окраску. Обследуемый по своему усмотрению создает из этих предметов то, что авторы назвали «малый мир». Время не ограничивается. Основой для интерпретации является учет: предметов, выбираемых первыми; количества использованных предметов по категориям; пространства, занятого конструкцией; формы конструкции, а также особенностей, проявляющихся в поведении обследуемого. Опираясь на исследования различных клинических групп, авторы создали гипотетическую «нормальную конструкцию» и определили отклонения от нее. Были выделены основные подходы к конструированию «мира»: практический, логический, социальный, витальный и эстетический. Оценивалась их реалистичность. Сравнение интерпретаций с биографическими данными обследуемых свидетельствует о высокой валидности М. т. В зарубежных исследованиях отмечается, что М. т. позволяет успешно дифференцировать различные клинические группы. Ш. Бюлер и М. Мансоном (1956) предложен вариант М. т., в котором несколько картин наклеивают на листы большого формата, с тем чтобы обследуемый мог на них нарисовать необходимые ему объекты. В России имеется опыт использования М. т. для изучения личности ребенка, а также в целях психотерапии (Р. А. Харитонов и Л. М. Хрипкова, 1976). МИРА-И-ЛОПЕЦА МИОКИНЕТИЧЕСКИЙ ПСИХОДИАГНОЗ (Mira-y-Lopez Miokinetic Psychodiagnosis) — проективная методика исследования личности. Опубликована Э. Мира-и-Лопецом в 1940г. Материал теста состоит из семи «субтестов», представляющих собой листы бумаги, на которых начерчены линии разной конфигурации. Эти субтесты называются: «линеограмма», «параллели», «цепи», «верхушка замка», «кружки», «зигзаги» и «лестница» (рис. 44). Обследуемому предлагают (инструкция незначительно изменяется от задания к заданию) несколько раз обвести линии карандашом, а затем продолжать работу вслепую (в условиях блокирования зрительного анализатора повязкой или экраном). Первоначально рисунки-чертежи выполняются в горизонтальной и сагиттальной, а затем — в вертикальной плоскости, правой и левой рукой поочередно («зигзаг» выполняется двумя руками одновременно). Регистрируется время, затраченное на каждый рисунок.
Рис. 44. Образцы субтестов Мира-и-Лопеца миокинетического психодиагноза Количественная оценка полученных данных варьирует от задания к заданию. Напр., по «линеограмме» рассчитываются следующие показатели: 1) длина вычерченных линий; 2) средняя длина линий, вычерченных каждой рукой в разных плоскостях и всех вместе; 3) вариабельность длины линий; 4) значение общей вариации для каждой руки; 5) абсолютное и относительное смещение линий (определяются центры всех линий, строится перпендикуляр от первой линии и измеряется в миллиметрах степень сдвига, а также смещение от перпендикуляра для всех последующих линий); 6) скорректированные средние значения абсолютного и относительного смещения (по сравнению с требованиями инструкции); 7) коэффициент когерентности (вычисляется путем деления среднего относительного смещения на среднее абсолютное смещение). По мнению автора методики, каждое психическое проявление в силу единства всех функций человека сопровождается мышечным движением. Интерпретация полученных данных основана на предположении, что доминирующая половина тела (правая у правшей, левая у левшей) более развита, нестабильна, но и более контролируема сознанием, нежели половина недоминирующая. В свою очередь, моторные выражения функционально более развитой половины тела обнаруживают установки и намерения, связанные с актуальными характерологическими реакциями личности, в то время как моторные выражения менее развитой половины — установки и склонности, связанные с инстинктивными или темпераментными реакциями (Э. Мира-и-Лопец, 1963). Движение вверх — индикатор возбуждения, вниз — депрессии, торможения. Смещение наружу коррелирует с экстраверсией, гетероагрессией и либерализмом, а смещение внутрь — показатель интроверсии, аутоагрессии и эгоизма. По данным автора, наиболее четкая дифференциация на психически больных и здоровых людей достигается по параметру «возбуждение—депрессия». В зарубежных исследованиях отмечается перспективность дальнейшей работы над методикой, несмотря на известную произвольность теоретических построений ее автора. Данные о валидности и надежности М.-и-Л. м. п. нуждаются в уточнении. В работах советских психологов результаты, полученные с помощью М.-и-Л. м. п., были сопоставлены с объективными показателями интеллекта, нейродинамики и личности (Н. А. Розе-Грищенко и Л. А. Головей, 1976 и др.). Это позволило сделать вывод о том, что психомоторные показатели связаны не только с непосредственными характеристиками энергетических функций организма, но и входят в основную структуру личности. МИЧИГАНСКИЙ АЛКОГОЛИЗМА СКРИНИНГ-ТЕСТ (Michigan Alcoholism Screening Test) — опросник-анкета. Опубликован М. Селзером в 1971 г. М. а. с.-т. предназначен для раннего выявления патологического пристрастия к алкоголю. М. а. с.-т. состоит из 25 вопросов, касающихся наиболее характерных для больных алкоголизмом проблем. Вопросы задают обследуемому устно, при этом его просят ограничиться утвердительным или отрицательным ответом. Примеры вопросов М. а. с.-т.: — Бывало ли, что, проснувшись после употребления спиртного, вы не могли вспомнить все, что происходило? — Можете ли вы легко прекратить употребление спиртного после того, как выпили 1-2 рюмки? — Бывали ли у Вас неприятности на работе в связи с употреблением Вами спиртных напитков? За рубежом М. а. с.-т. получил широкое распространение в качестве инструмента предварительной экспресс-диагностики алкоголизма. Сопоставление данных по М. а. с.-т. с данными, полученными при помощи Миннесотского многоаспектного личностного опросника, позволило установить наличие корреляции со следующими шкалами MMPI (в скобках — коэффициент корреляции): 7 (-0,56), F (0,42), К (0,25), L(-0,41), О (-0,4), 9 (0,39), 4 (0,3), 6 (0,3), 8 (0,3). Отмечается слабая связь теста с личностными особенностями обследуемых и в то же время перспективность его использования в клинике алкоголизма. В нашей стране используется адаптированный вариант, состоящий из 23 вопросов. Стандартизация теста осуществлялась на выборке, состоящей из 100 госпитализированных больных алкоголизмом, 52 здоровых и 71 больного, стремящихся скрыть или преуменьшить выраженность симптомов хронического алкоголизма (А. Е. Бобров и А. Н. Шурыгин, 1985). Полученные результаты свидетельствуют о достаточно высокой валидности теста (90% больных давали 10 и более значимых ответов, тогда как 88% здоровых ответили значимо не более чем на 3 вопроса). При диссимулятивном поведении больных дискриминативные возможности теста снижаются, однако и в этом случае 90% обследованных дают 5 и более диагностически значимых ответов. МОДЕРАТОРЫ —1) характеристики контингента испытуемых, значимые для прогностической эффективности методики (см. Валидность прогностическая). В качестве М. могут оказаться демографические показатели (пол, возраст, уровень образования, социоэкономический статус) или результаты другого теста. В роли М. часто выступают интересы и мотивации. Так, если поступающий на работу почти не заинтересован в ней, то выполнение им своих обязанностей, вероятно, будет неудовлетворительным независимо от результатов по тесту способностей. Таким образом, интерес к будущей критериальной деятельности будет выступать в качестве дополнительной переменной прогностического успеха применяемой методики. Нередко валидность теста для всей выборки испытуемых слишком мала, чтобы использовать его в прогностических целях. Однако возможно, что определение валидности для составляющих выборку подгрупп, различающихся по некоторому легко распознаваемому признаку, выявит, что в одной из них она велика, а в другой ничтожна. Следовательно, тест можно эффективно использовать для принятия решения относительно членов первой, но не второй группы. 2) М. — в ситуативной диагностике человек, задающий условия протекания ситуации. В оценочных тренингах в Ассесмент-Центрах диагностика строится на основе оценок профессионально подготовленных экспертов-психологов, которые наблюдают за поведением испытуемых в ролевых и деловых играх, во время активного обучения. Для уточнения своих оценок наблюдатели могут поставить перед модератором задачу создать более эмоциональную ситуацию, поставить участников в условия дефицита времени. М. может влиять на участников двумя основными способами: через условия и собственным поведением. В первом случае М. подбирает задание, игру, во втором — воздействует, исполняя роль (подобно актеру): делает замечания, осуждает, поощряет, благодарит и т. п. МОЗАИКИ ТЕСТ (Mosaic Test) — проективная методика исследования личности. Предложена М. Ловенфельд. в 1929г. Обследуемому предлагают 465 деревянных или пластиковых мелких предметов разной формы (квадраты, ромбы, треугольники) и различной окраски (черные, белые, красные, синие, зеленые и желтые). Из этих деталей необходимо составить произвольный узор-рисунок. Время не ограничено. Наиболее детально разработанная схема оценки результатов, полученных с помощью М. т., принадлежит Б. Даймонду и Г. Шмале (1944). Авторы исходят из положения о том, что неспособность обследуемого создать ясно распознаваемую, четкую форму в М. т. коррелирует со значительными личностными отклонениями. Выделены пять типов сложения мозаики. 1. «Мозаика нормальная» — легко распознаваемый гештальт (образ), созданный сочетанием формы и цвета предложенных деталей. 2. «Мозаика с незначительно выраженными дефектами» — отдельные элементы мозаики нечетки, узнаваемы с трудом, имеются ошибки в использовании цвета, характерен ряд взаимно не связанных рисунков-узоров, нет завершенного рисунка. 3. «Мозаика с умеренно выраженными дефектами» — обнаруживаются лишь попытки создания формы, игнорируется цвет, а если цвет учитывается, то форма неудовлетворительна. 4. «Мозаика с выраженными дефектами» — не распознается форма рисунка-узора, имеются выраженные отклонения от «мозаики нормальной». 5. «Мозаика неклассифицируемая» — полная неспособность создать рисунок-узор, хаотическое расположение предметов. В зарубежных исследованиях отмечается возможность дифференциации клинических групп с помощью М. т., причем тест наиболее чувствителен к лицам с органическими поражениями головного мозга, что позволяет рекомендовать его в качестве одной из нейропсихологических методик. Валидность М. т. как проективной методики личности не доказана. Сведений об использовании в СНГ нет. МОТИВА ДОСТИЖЕНИЯ РЕШЕТКА (Leistungsmotivs Gitter) — проективная методика исследования личности. Разработана и опубликована Г. Д. Шмальтом в 1976 г. Предназначена для диагностики интенсивности и экстенсивности мотива достижения, близка тематической апперцепции тесту в его модификации по X. Хекхаузену. Стимульный материал М. д. р. состоит из 18 картинок, объединенных в тройки, относящиеся к шести различным сферам жизнедеятельности (труду, музыке, школьному обучению, самоутверждению, оказанию помощи, спорту). На рис. 45 см. в качестве примера картинки из сферы спорта и школьного обучения (вариант для обследования детей). Под каждой картинкой располагаются 18 стандартных высказываний, напр.: — Он хорошо себя чувствует; — Он думает: «Раз это трудно, то попробую еще»; — Он считает, что справится с этим; — Он думает: «Может быть опять неудача»; — Он думает: «Я лучше сделаю что-нибудь потруднее».
Рис. 45. Две из 18 ситуаций, изображенных на картинках Мотива достижения решетки, вариант для детей Обследуемый должен отметить те высказывания, которые соответствуют его пониманию ситуации на картинке. За исключением 4-х т. н. «избыточных» утверждений (напр., «Он хорошо себя чувствует» или «Это ему не нравится») 14 репрезентируют ключевые категории для обработки содержания при выявлении мотивов успеха и неудачи. Напр.: «Он думает, что все сделал правильно» — позитивное ожидание успеха. Обработка результатов сводится к объединению всех отмеченных утверждений по каждой из картинок с целью получения матрицы ответов (отсюда название методики — «решетка»). Столбцы этой матрицы представляют интенсивность мотива (разнообразные высказывания, относящиеся к одной и той же картинке), а строки — его экстенсивность (одни и те же высказывания по отношению к разным картинкам). При помощи факторного анализа установлена принадлежность каждого из утверждений к одной из мотивационных тенденций, обозначаемых как НУ, БН1 и БН2. НУ — уверенность в успехе, предпочтение более трудных проблем и «Я»-концепция достаточного развития собственных способностей; БН1—активное избегание неудачи и «Я»-концепция недостаточного развития способности; БН2 — боязнь неудачи. При изучении валидности М. д. р. выявлена тесная связь с Хекхаузена модификацией ТАТ. Надежность ретестовая при интервале между обследованиями от 2 до 8 недель — 0,67-0,85. Существуют варианты М. д. р. для обследования детей и взрослых. Данных об использовании в СНГ нет. МОТИВАЦИИ АНАЛИЗА ТЕСТ (Motivation Analysis Test, MAT) — тест объективный личности. Разработан Р. Кэттеллом и Д. Чайлдом в 1975 г. Опросник включает 208 пунктов, состоит из четырех субтестов, содержащих разные типы заданий: 1 субтест содержит 48 заданий с предложенными вариантами ответов. В этих заданиях описывается некоторая ситуация, в которой следует решить, как лучше потратить деньги, распорядиться временем, использовать те или иные предметы; 2 субтест содержит 56 заданий, в которых необходимо произвести определенную оценку с помощью 4-балльной шкалы, напр.: «Какой процент взрослых людей будут рады отдать деньги на...»; 3 субтест содержит 48 пар слов, к каждой из которых предлагается ключевое слово. Испытуемый должен решить, какое из двух слов в паре наилучшим образом подходит к ключевому; 4 субтест оценивает информированность субъекта в области повседневных жизненных задач. В методике измеряются две группы показателей: «эрги» (основные тенденции личности) и «чувства» (культурально-сформированные тенденции). Кчислу первых относятся направленность на поиск партнера, уверенность в себе, нарциссизм (поиск комфорта), неуживчивость. К группе измеряемых «чувств» относятся уровень супер-эго (совести), отношение к себе, отношение к партнеру, карьере и родительскому дому. В факторах «эргов» и «чувств» содержатся два компонента, «неинтегрированный» и «интегрированный», по мнению разработчиков приблизительно соответствующие бессознательному и сознательному аспектам психической активности. Последние два субтеста направлены на измерение интегрированных компонентов личностных тенденций. Основой для их разработки стало положение Р. Кэттелла и Д. Чайлда (1975), что люди знают больше о тех предметах, с которыми связаны их интересы, и, следовательно, будут располагать о них большей информацией, чем о других (4 субтест), и, вероятнее всего, будут ассоциировать слова с областью своих интересов (3 субтест).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |