Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчет теоретических частот, соответствующих нормальному распределению первичных тестовых оце­нок 2 страница




Надежность ретестовая (интервал ретеста — 10 дней) колеблется по отдель­ным показателям от 0,63 до 0,81. Коэффи­циенты внутренней согласованности для факторов, полученных в ходе исследования при установке испытуемому дать оценку собственного «Я», имеют значения от 0,35 до 0,72, а в случае моделирования идеала «Я» — от 0,16 до 0,66.

Л. и. д. получил широкое распростра­нение, переведен на многие языки.

В 1990 г. вышло руководство к русско­язычной версии Л. и. д. (Л. Н. Собчик). В ходе подготовки этой версии был не только накоплен значительный опыт при­менения методики, но и существенно переосмыслена теоретическая концепция. Феноменология метода была рассмотрена с позиций индивидуально-типологиче­ского подхода. Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о врожденных индиви­дуальных свойствах, опосредующих усва­иваемый социальный опыт, а также на принцип единства социальных и биологи­ческих факторов в формировании личнос­ти, Л. Н. Собчик предлагает рассматри­вать типологию устойчивых личностных свойств как интеграцию ведущих тенден­ций, связанных с эмоционально-динами­ческими паттернами, уходящими корнями в тип высшей нериной деятельности, с индивидуально-личностными свойствами, придающими специфику стилю переживаний, межличностному поведению, моти­вации.

Первые отчечественные публикации по применению Л. и. д. и ее модификации относятся к 1972 г. Были проведены ис­следования в спортивных командах (Л. Н. Собчик, 1972, 1974), в психотерапевтических группах у больных с погра­ничными нервно-психическими расстрой­ствами (Л. Н. Собчик и соавт., 1975), суп­ружеских пар (Г. С. Васильченко, Ю. А. Решетняк, 1972, 1979). Методика получила широкое применение в сфере изучения от­ношения больных к стилю психотерапев­тического воздействия врача (Л. И. Вассерман, В. В. Богаров, В. А. Ташлыков, 1985), при исследовании взаимоотноше­ний в производственных и студенческих группах (М. С. Малешкина, 1986).

«ЛИЦА И ЭМОЦИИ» («Faces and Feel­ings») — проективная методика, пред­назначенная для диагностики самоуваже­ния у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методика опубликована А. Джахез и Н. Манши в 1990 г.

Ребенку предлагают 4 задания:

1. Нарисовать 6 персонажей, наиболее важных для ребенка: мать, отца, учи­теля, друга, какого-либо другого зна­комого (человека, животного и др.) и, наконец, также семью в целом.

2. Нарисовать 6 ситуаций, наиболее важных в жизни ребенка: дом, школа, каникулы, свободное время, урок ма­тематики, чтение.

3. Заполнить 3 окружности изображе­ниями 3-х лиц (одно лицо в одной ок­ружности), выражающих, по мнению испытуемого, радостные, грустные и нейтральные эмоции.

4. Указать, какое из 3-х лиц с разными эмоциями больше всего соответствует каждому из 12 рисунков (задания 1 -2) как наиболее точно отражающее эмоции, которые ребенок обычно испытывает в той или иной ситуации, в присутствии того или иного человека.

С помощью методики выявляются ис­точники самоуважения у детей: значимые другие люди и значимые ситуации. Спи­сок людей и ситуаций, задаваемый иссле­дователем, был составлен в процессе пи­лотажного исследования при определении наиболее типичных значимых людей и си­туаций для детей изучаемого возраста.

Авторы подчеркивают, что методика «Л. и э.» обладает высокой степенью про­ективности. Рисунок ребенка является его собственной интерпретацией понятия конкретного значимого другого или конкретной значимой ситуации, в отличие от других методик, в которых модель заранее подготовлена взрослым. Ребенку не нуж­но объяснять значение рисунков теста: он «присваивает» рисунок в процессе рисо­вания. Для ребенка изображение матери на листе бумаги представляет его соб­ственную мать. В отличие от других рису­ночных методик, в которых предусматри­вается изображение человека (см. Гудинаф «Нарисуй человека» тест), в «Л. и э.» человеческие фигуры сами по себе не являются предметом анализа. Скорее они повышают валидность содер­жательную теста.

Теоретической основой «Л. и э.» явля­ются работы, указывающие на сложность процесса формирования самоуважения и многофакторность его природы. Это рабо­ты К. Кули (1912), Р. Вили, Р. Шавельсона и Р. Болуса (1982), в которых утверж­дается, что наряду с определенной ста­бильностью, неизменностью самоуваже­ния существует и его зависимость как от собственного поведения, так и от поведе­ния других. Таким образом, любая попыт­ка измерения детского самоуважения дол­жна включать не только измерение самоуважения как такового, но и выявление людей и ситуаций, которые более всего оказывают влияние на самоуважение. Было сделано предположение о том, что представление о себе как «хорошем» или «плохом», сформированное под влиянием наиболее значимых людей и ситуаций, от­ражает представление ребенка о своей ценности и, следовательно, о самоуваже­нии. Путь формирования детского само­уважения представлен на рис. 36.

 

Рис. 36. Формирование детского самоуважения по А. Джахез и Н. Манши

Методика применима: в кросскультурных исследованиях, при изучении особен­ностей самоуважения в различных возра­стных группах; при обследовании детей, испытывающих затруднения в овладении навыками чтения и речи, — в процессе обучения; а также в психопрофилактике, психотерапии и психокоррекции.

Начаты исследования по изучению ва­лидности и надежности «Л. и э.» выяв­лены этнические различия в особеннос­тях самоуважения у американских и австралийских детей.

Сведений об использовании в СНГ нет.

ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОП­РОСНИК (Personal Orientation Invento­ry, POI)опросник личностный. Пред­ложен Э. Шостромом в 1963 г. и предна­значен для измерения степени самоактуализации личности.

Опросник состоит из 150 утвержде­ний. Задача обследуемого — в каждом случае выбрать из двух утверждений одно наиболее для него подходящее. Опросник включает в себя две основные шкалы личностной ориентации («Времени» и «Опо­ры») и 10 подшкал. Оценки по основным шкалам являются относительными. Они представляют собой отношение «Време­ни» (отношение временной некомпетентности к временной компетентности) и от­ношение «Опоры» (отношение опоры на других к опоре на себя). По мнению авто­ра, относительные оценки шкал «Време­ни» и «Опоры» представляют две главные области, существенные для развития лич­ности на пути к самоактуализации. Отно­шение «Времени» самоактуализирующей­ся личности составляет приблизительно 1:8, несамоактуализирующейся — 1:1. Отношение «Опоры» самоактуализирую­щейся личности равно 1: 3, несамоактуа­лизирующейся — 1: 1. В случае необхо­димости быстрой диагностики степени самоактуализации личности можно ис­пользовать оценки только по двум основ­ным шкалам.

Оценки по каждой из 10 подшкал пред­назначены для отражения различных ас­пектов, важных с точки зрения процесса самоактуализации. Утверждения основ­ных шкал «Времени» и «Опоры» не перекрываются, а подшкалы состоят из утвер­ждений, одновременно входящих в другие шкалы.

Ниже описаны 2 основные шкалы Л. о. о. и 10 подшкал.

1. Отношение Времени [Т(I): Т(С)] со­стоит из 23 утверждений и определяет, насколько человек живет в «настоящем» в противоположность «прошло­му» и «будущему». Компетентная во времени личность — Т(С) — живет главным образом в настоящем, неком­петентная — Т(I) — живет в прошлом или будущем.

2. Отношение Опоры (О: I) состоит из 127 утверждений и определяет, на­сколько способ реагирования индивида характеризуется ориентацией на «дру­гих» (О) или на себя (I). Направленные на себя или внутренне ориентирован­ные индивиды руководствуются, глав­ным образом, собственными принципа­ми и мотивами, а направленные на других в большей степени зависят от окружения или внешних сил.

Подшкалы:

1. Ценность самоактуализации (SA V) — измеряет, в какой степени чело­век разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности.

2. Шкала экзистенциальности (Ех) — измеряет способность человека ситуационно реагировать без ригидной приверженности принципам.

3. Шкала реактивной чувстви­тельности (Fr) — измеряет сензитив-ность или отзывчивость на чувства и нуж­ды других людей.

4. Шкала спонтанности (5) из­меряет, насколько свободно личность мо­жет спонтанно реагировать или быть со­бой.

5. Шкала самоуважения (Sr) — из­меряет способность человека утверждать себя благодаря собственной силе и значи­мости.

6. Шкала принятия себя (Sa) — измеряет способность утверждать или принимать себя, несмотря на свои слабо­сти и недостатки.

7. Шкала природы человека (Nc) — измеряет степень конструктивно­сти взглядов на природу человека, природу мужественности и женственности.

8. Шкала синергии (Sy) — измеря­ет способность человека быть целостным, превзойти дихотомию.

9. Шкала принятия агрессии (А) — измеряет способность человека принимать чью-либо природную агрессив­ность как противоположность отрицанию и подавлению агрессии.

10. Шкала способности к близким контактам (С) — измеряет способность человека формировать близкие взаимоот­ношения с другими людьми, не обременяя себя ожиданиями и обязательствами.

Обработка результатов проводится вручную или с помощью компьютера. От­вет, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Полученные по каждой шка­ле баллы суммируются и заносятся в специальный бланк. Завершается обследова­ние построением индивидуального профи­ля, для чего сырые баллы с помощью таб­лицы переводятся в стандартные Т-баллы (см. Оценки шкальные), со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Оценки выше 50, но ниже 60 Т-баллов наиболее характерны для самоактуализи­рующейся личности.

Отправным пунктом исследований Э. Шострома была концепция самоактуа­лизирующейся личности, наиболее полно развитая в работах А. Маслоу (1954, 1962). Необходимость создания Л. о. о. была продиктована потребностью многих консультантов и терапевтов во всесторон­нем измерении ценностей и некоторых особенностей поведения человека, имею­щих наибольшее значение для развития самоактуализации. Тест является валид­ным и надежным инструментом.

В СНГ существует адаптированный вариант методики. Стандартизация проводилась на студентах вуза (А. А. Ру­кавишников, 1991). Сообщается о высо­ких показателях его валидности и надеж­ности. Опросник может использоваться в клинике и консультативных службах.

 

ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК БЕХТЕРЕВСКОГО ИНСТИТУТА (ЛОБИ) - опросник личностный. Предназначен для диагностики типов отношения к болезни и лечению у больных хроническими соматическими заболеваниями. Разработан сотрудниками Института им. В. М. Бехтерева (г. Санкт-Петербург) при участии психологов и психиатров на­учных и лечебных учреждений СССР. Опубликован в 1983 г.

Опросник состоит из 12 наборов фраз-утверждений, касающихся различных ас­пектов системы отношений обследуемого («отношение к лечению», «отношение к врачам и медперсоналу», «отношение к окружающим», «отношение к будущему» и т. д.). В каждом наборе содержится 10-16 пронумерованных утверждений. На­пример, в набор «отношение к будущему» входят следующие фразы:

— Болезнь делает мое буду­щее печальным и унылым — 1

— Мое здоровье не дает пока никаких оснований беспо­коиться за свое будущее — 2

……………………………….

— Из-за болезни я сильно тре­вожусь за свое будущее — 11

Обследуемого просят в каждом из на­боров утверждений выбрать подходящее для него и внести соответствующий но­мер в регистрационный лист. Во всех на­борах предусмотрен «нулевой» вариант, т. е. допускается, что ни одно из приве­денных утверждений обследуемому не подходит. Число выборов по каждому на­бору — не более трех, в том числе и ну­левых вариантов.

С помощью Л. о. Б. и. диагностируют­ся следующие типы отношений: 1) гар­моничный — трезвая оценка своего со­стояния; 2) тревожный — непрерывное беспокойство и мнительность в отноше­нии неблагоприятного течения болезни; 3) ипохондрический — сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях; 4) меланхо­лический — удрученность болезнью, не­верие в выздоровление; 5) апатиче­ский — полное безразличие к своей судьбе, исходу болезни; 6) неврастени­ческий — поведение по типу «раздражи­тельной слабости»; 7) обсессивно - фобический — тревожная мнительность прежде всего касается опасности не ре­альной, а маловероятной; 8) сенситив­ный — чрезмерная озабоченность воз­можным неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружаю­щих сведения о болезни; 9) эгоцентри­ческий — «уход в болезнь», выставление напоказ своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть вниманием окружающих; 10) эйфорический — нео­боснованно повышенное настроение, не­редко наигранное; 11) анозогнозический — активное отбрасывание мыслей о болезни, ее возможных последствиях; 12) эргопатический —«уход от болезни в работу»; 13) паранойяльный — уве­ренность, что болезнь является результа­том чьего-то злого умысла.

Диагностировать можно лишь те из пе­речисленных типов, по отношению к кото­рым набрано т. н. «минимальное диагнос­тическое число», определенное эмпири­чески.

Теоретическая основа Л. о. Б. и. — психология отношений. При этом особен­ности самой личности рассматриваются как существенный, но не единственный фактор, определяющий отношение к бо­лезни. Отношение к болезни обусловле­но: а) природой самого заболевания; б) типом личности, в котором основную роль играет тип акцентуации характера (см. Патохарактерологический диагно­стический опросник); в) отношением к заболеванию в значимом для больного ок­ружении. Под воздействием названных трех факторов вырабатывается отношение к болезни, лечению, врачам, своему будущему и т. д. (А. Е. Личко, 1983).

Работа по изучению валидности и на­дежности Л. о. Б. и. не завершена. Опуб­ликованы данные, выявляющие корреля­ции между некоторыми типами отноше­ния к болезни и конкретными психосоматическими заболеваниями. Напр., при яз­венной болезни диагностируются ипохон­дрический и неврастенический типы отно­шений. На материале обследования боль­шого количества больных (1200 человек) выделены утверждения Л. о. Б. и., наибо­лее информативные для психодиагности­ки «гармоничного» типа отношения к бо­лезни Э. Б. Карпова, 1985). Опросник может быть использован при проведении группового обследования.

ЛЮШЕРА ЦВЕТА ВЫБОРА ТЕСТ (Liischer Farbwahl Test) — проективная методика исследования личности. Ос­нована на субъективном предпочтении цветовых стимулов (см. Цветных пира­мид тест). Опубликована М. Люшером в 1948г.

Стимульный материал Л. ц. в. т. со­стоит из стандартных разноцветных, вы­резанных из бумаги квадратов со сторо­ной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов различных цветов и оттенков. Обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера) синий, зеленый, красный, жел­тый, а дополнительными — фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновре­менному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее по­нравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывает­ся в сторону, затем процедура повторяет­ся. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекатель­ности для обследуемого. Первые два цве­та считаются явно предпочитаемыми, тре­тий и четвертый — предпочитаемыми, пя­тый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отношение.

Психологическая интерпретация по­лученного ряда субъективного предпочте­ния цвета опирается, во-первых, на пред­положение о том, что каждому цвету при­суще определенное символическое значе­ние, напр.: красный — стремление к вла­сти, доминированию, зеленый — упор­ство, настойчивость. Во-вторых, считает­ся, что ряд цветового предпочтения отра­жает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную зна­чимость имеет позиция, занимаемая кон­кретным цветом. Напр., полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние — подавляемые по­требности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цве­тов связывается с тенденциями осознава­емыми, а среди дополнительных — со сферой бессознательного.

В разработанной М. Люшером теории личности есть два основных психологи­ческих измерения: активность—пассив­ность и гетерономность—автономность. Эти измерения, определяющие значения цветов, представлены автором в виде схемы:

 

Характеристика признаков   Детерминированные гетерономно-объектно Детерминированные автономно-субъектно Пассивные, ориентиро­ванные субъ­ективно Синий Зеленый Активные, ориентиро­ванные объ­ективно Желтый Красный

 

В зарубежных исследованиях, посвя­щенных Л. ц. в. т., отмечается умозри­тельность теории его автора, необходимость детальной научной разработки тес­та. Данные о валидности и надежности Л. ц. в. т. неоднозначны. Наряду с индиви­дуальным обследованием допускается групповое. В отечественных исследова­ниях изучалась валидность Л. ц. в. т. (И. М. Дашков и Е. А. Устинович, 1980), исследовались связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием (Н. К. Плишко, 1980). Предпринята по­пытка разработки на основе Л. ц. в. т. ме­тодики, предназначенной для изучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людям и самому себе (А. М. Эткинд, 1980).

Исследованиям. Н. Н. Пуховского(1995) посвящены психометрической разработке Л. ц. в. т. (8-цветный вариант). По мнению этого исследователя, тест «запуска­ет» нейропсихологические механизмы ка­тегориального цветовосприятия. Предпо­лагается, что при традиционной процеду­ре тестирования взаиморасположение не­которых пар цветов в 8-позиционном ряду неслучайно, их сочетание без повторений подчиняется закону нормального распре­деления и отражает закономерности функционирования психологических меха­низмов, формирующих актуальное психи­ческое состояние и устойчивые особенно­сти личности. Приводятся данные, под­тверждающие гипотезу, и делается вывод о том, что тест чувствителен к малейшим изменениям актуального состояния, а так­же может быть полезен для изучения лич­ностных особенностей.

 

-М-

 

МАЙЕРС—БРИГГС ТИПА ИНДИ­КАТОР (Myers—Briggs Type Indikator, MBTI)опросник личностный, пред­назначен для классификации испытуемых по типологии К. Юнга. Разработан и опубликован И. Майерс и К. Бриггс в 1962 г.

Состоит из 160 вопросов, 52 — ассо­циативные, а остальные предполагают оценку испытуемым своих индивидуаль­ных склонностей (путем выбора из двух-трех предлагаемых вариантов ответа). Ассоциативные задания основываются на выборе из пары слов, имеющих противо­положное значение. Напр.: «Какое из двух слов для Вас более привлекательно: систематичный—спонтанный; анализировать—симпатизировать; сдержанный— разговорчивый; прощать—терпеть; кто— что; знак—символ?»

Примеры вопросов с предлагаемыми вариантами ответов:

— Как Вы считаете, распорядок дня для Вас: а) удобный способ исполнения дел; б) тягостен и обременителен, даже когда и необходим.

— Вас больше заботят: а) чувства людей; б) их права.

— Когда Вы обнаруживаете, что, несо­мненно, допустили ошибку, Вы: а) склонны признать свою ошибку; б) не признаете свою ошибку, хотя все о ней знают; в) вообще никогда не ошибаетесь.

— Выслушивая новую идею, Вы больше стремитесь: а) узнать все о ней; б) рас­судить, верна она или нет.

Показатели испытуемого рассчитыва­ются по четырем шкалам, соответствую­щим юнговскои типологии: экстраверт— интроверт (Extravert—Introvert), сенсор­ный—интуитивный (Sensor—Intuitive), мыслительный—эмоциональный (Thin­ker—Feeler), рациональный—иррацио­нальный (Judgement—Perceptive).

Подсчет результатов производится пу­тем суммирования баллов по шкалам; большая сумма баллов соответствует вы­раженности определенной черты.

В многочисленных исследованиях под­тверждается валидность и надежность М.—Б. т. и.

Имеются обширные нормативные дан­ные для американской популяции, позво­ляющие говорить о следующем распреде­лении типов:

— экстраверты — составляют около 75% популяции;

— интроверты — около 25%;

— сенсорные — около 75%;

— интуитивные — около 50%;

— мыслительные — около 50%, но муж­чин больше (около 60%);

— эмоциональные — около 50%, но женщин больше (около 60%);

— рациональные — около 50%;

— иррациональные — около 50%;

— сенсорные иррациональные — 38%;

— сенсорные рациональные — 38%;

— интуитивные мыслительные— 12%;

— интуитивные эмоциональные— 12%;

— рациональные эмоционально-интуи­тивные экстраверты — около 5%;

— рациональные эмоционально-интуи­тивные интроверты — около 1%;

— иррациональные интуитивно-эмоцио­нальные экстраверты — около 5%;

— иррациональные интуитивно-эмоцио­нальные интроверты — около 1%;

— рациональные мыслительно-интуитив­ные экстраверты — около 5%;

— рациональные мыслительно-интуитив­ные интроверты — около 1 %;

— иррациональные интуитивно-мысли­тельные экстраверты — около 5%;

— иррациональные интуитивно-мысли­тельные интроверты — около 1 %;

— рациональные мыслительно-сенсор­ные экстраверты — около 13%;

— рациональные мыслительно-сенсор­ные интроверты — около 6%;

— рациональные эмоционально-сенсор­ные экстраверты — около 13%;

— рациональные эмоционально-сенсор­ные интроверты — около 6%;

— иррациональные сенсорно-мыслитель­ные экстраверты — около 13%;

— иррациональные сенсорно-мыслитель­ные интроверты — около 13%;

— иррациональные сенсорно-эмоцио­нальные экстраверты — около 13%;

— иррациональные сенсорно-эмоцио­нальные интроверты — около 5%.

Существует сокращенная и перерабо­танная форма МВТI — опросник Д. Кейрси, состоящий из 70 вопросов, каждый из которых имеет только по два варианта ответа: 10 вопросов — по шкале экстраверсии—интроверсии, для остальных шкал — по 20 вопросов.

Несмотря на существующие различия в теоретических позициях И. Майерс и Д. Кейрси, для американской популяции по опроснику Кейрси приводятся те же процентные соотношения распределения типов.

Как М.—Б. т. и., так и опросник Д. Кейрси широко применяется в США в профориентации, психологическом кон­сультировании, исследовании межлично­стных отношений.

Сведений об использовании теста Майерс—Бриггс в СНГ не имеется. Есть сообщение об обследовании более 4000 чел. при помощи переведенного на рус­ский язык опросника Д. Кейрси, однако сведения о его валидности и надежнос­ти в нормативных данных не приводятся.

МАРИ КАРТОЧНЫЙ ТЕСТ (МАRI Card Test, MARI — сокр. от Mandala Assessment Research Instrument) — про­ективная методика исследования лич­ности. Создана Дж. Кэллог в 1980 г. в результате систематизации большого коли­чества т. н. «рисунков-мандал», создан­ных как психически нормальными людь­ми, так и пациентами психиатрических клиник. Большую роль в создании М. к. т. сыграл экспериментальный материал, на­копленный в работе с пациентами, прохо­дившими ЛСД-терапию под наблюдением С. Грофа. С 1980 по 1993 г. тест пересмат­ривался и совершенствовался, оконча­тельный вариант получил свое нынешнее название.

Стимульный материал М. к. т. (рис. 37) состоит из 39 карточек с черно-белыми мандалоподобными изображениями (вы­полнены на прозрачном пластике), 38 цветных карточек и двух карточек с ламинированной переливающейся фольгой («золотой» и «серебряной»). Испытуемому предлагают просмотреть на белом фоне одну за другой и отобрать шесть наи­более привлекающих его карточек-мандал, ранжировать их по степени привлека­тельности, а затем, разложив на ровной поверхности цветные карты, подобрать к каждой из отобранных карточек-мандал наиболее подходящий, по ощущению ис­пытуемого, цвет. Некоторые исследовате­ли просят также при просмотре карточек-мандал отобрать одну или несколько неприятных, отталкивающих, считая этот выбор столь же информативным.

 

Рис. 37. Образцы рисунков МАРИ карточного теста

Мандала (от санскр. «круг») — это ри­сунок в круге, обретающий символиче­ское значение. Вообще, вслед за К. Г. Юнгом, выделяют т. н. «идеальные» мандалы, используемые во многих религиях, особенно в буддизме, для молитв, медитаций и обрядов, и «индивидуальные» — рисун­ки людей, находящихся в определенном психическом состоянии и на определен­ной стадии психического развития. Счита­ется, что идеальные мандалы гармонизи­рованы, уравновешенны; тогда как индивидуальные могут отражать личностные особенности, доминанты и состояния, в т. ч. и неуравновешенные.

Интерпретация М. к. т. основана на теоретических концепциях трансперсо­нальной психологии (которые в основе своей восходят к идеям К. Г. Юнга, а экс­периментальную проработку и дальней­шее развитие получили в работах С. Гро­фа и его последователей). М. к. т. используется для исследования состояния ис­пытуемого в данный период его жизни. Считается, что карточки-мандалы соот­ветствуют 13 (архетипическим) стадиям цикла развития, символически представ­ляя собой визуальную метафору «процес­са» — универсального или персонально­го, любого естественного процесса роста и трансформации. (Каждой стадии соот­ветствует по 3 карточки — это количе­ство предложено в соответствии с психо­метрическими требованиями для обеспе­чения точности статистической обработки.) Выбор карточек позволяет опреде­лить, на какой стадии пребывает испыту­емый, нет ли регрессии и одностороннос­ти в его развитии; повторное предъявле­ние теста (напр., до и после курса медика­ментозного лечения) позволяет просле­дить динамику изменений и пр. Автор те­ста отмечает, что выбор здоровых людей более многообразен и разносторонен, у больных он более ограниченный и повто­ряющийся. Дж. Кэллог рассматривает вы­бор карточек как «рентгеновские лучи для психики».

Преимуществами М. к. т. являются простота использования, минимальная опасность фальсификации результата, возможность применения в случаях нали­чия языкового барьера или трудностей, связанных с болезнью, возрастными изме­нениями или задержкой в развитии. Пред­лагается использовать М. к. т. как тера­певтический и исследовательский инстру­мент наряду с другими проективными и психометрическими методиками. По со­общениям автора, стандартизация тес­та еще не завершена. Сведения о валид­ности и надежности не приводятся.

В СНГ тест используется в курсе арттерапии при реабилитации и социальной адаптации пациентов неврологических диспансеров (А. И. Копытин, 1996); а так­же в исследовательских целях, в психоло­гическом консультировании.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТЕСТОВАЯ КО­МИССИЯ (International Test Commis­sion, ITS) — ассоциация национальных психологических обществ, тестовых ко­миссий, издательств, публикующих тес­ты, а также других организаций, чья дея­тельность направлена на распростране­ние, оценку качества, повышение эффек­тивности использования психологичес­ких и учебно-образовательных (edu­cational) диагностических методик. Ос­новная цель М. т. к. — содействие обме­ну и распространению информации о тес­тах между заинтересованными организа­циями и исследователями. Основными ви­дами деятельности М. т. к. являются: организация конференций, съездов, сим­позиумов; публикации в «Европейском журнале психологической оценки» (European Journal of Psychological Assess­ment of ITC); координация международ­ных программ и исследований в области психологического тестирования.С 1974 г. М. т. к. выпускает «Бюллетень Междуна­родной тестовой комиссии» (Bulletin of the International Test Commission).

Идея создания международной орга­низации, способствующей распростране­нию тестовых исследований, принадле­жит Ж. Кардину и была высказана им в конце 60-х годов. В 1974 г. на Конгрессе Международной Ассоциации прикладной психологии (International Association of Applied Psyhology (IAAP) в Монреале М. т. к. была учреждена официально. Первоначально в состав М. т. к. вошли 15 стран. Решение технических вопросов, связанных с организацией М. т. к., взял на себя Тестовый Комитет Нидерландов. На Конгрессе был избран Состав Совета М. т. к. во главе с первым президентом (и первым главным редактором Newsletter) Ю. Портингой, профессором Тилбургского университета (Нидерланды). Устав и основные организационные документы М. т. к. были приняты на конференциях IAAP в Париже (1976) и Мюнхене (1978). Эти материалы базировались на «Рекомендациях к конструированию, распрост­ранению и использованию психологичес­ких тестов» (IAAP, 1971).

В настоящее время под эгидой М. т. к. осуществляется ряд комплексных про­грамм, связанных с разработкой техни­ческих стандартов психологического тес­тирования, адаптации психодиагностических методик. Научные проекты реали­зуются совместно с Европейской Ассоци­ацией психологической оценки (ЕАРА), Международной Ассоциацией транскуль­турной психологии (International Asso­ciation of Cross-Cultural Psychology), Международной Ассоциацией языкового тестирования (International Language Testing Association) и Ассоциацией оцени­вания учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educa­tional Achievement). В настоящее время среди стран СНГ в М. т. к. представлена только Украина (кафедра психодиагнос­тики и медицинской психологии Киевско­го университета им. Тараса Шевченко).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.