КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пальцем окрашивания тест 2 страница
Шкала 3. «Самоконтроль» (5 заданий). Примеры утверждений: «Хотя я и пытаюсь решить проблему, порой все же чувствую себя неуверенно, не нахожу реального выхода»; «Я высказываю резкие суждения и позднее сожалею об этом». Опросник стандартизован на выборке из 150 испытуемых (студенты американских вузов). Имеются данные об удовлетворительной надежности ретестовой (коэффициенты 0,83-0,89 по отдельным шкалам при интервале 2 нед) и о высокой внутренней согласованности утверждений. Валидность исследовалась путем изучения корреляционных связей шкал П. р. о. со шкалами подобных опросников личностных. Показано, что измеряемые показатели не связаны с интеллектом, социальной желательностью, а имеют отношение к личностным переменным в области самоконтроля. Работа по изучению валидности опросника продолжается. Сведений об использовании в СНГ не имеется. ПРОВЕРКА G — тест интеллекта, вербальная методика для оценки быстроты понимания прочитанного текста. Разработан М. Миланом в 1946 г. Тестовая тетрадь содержит анкетные данные испытуемого и короткую инструкцию с примерами выполнения. В тесте представлены задания следующего типа: — Днем светло. Как днем? — Ночью темно. Когда темно? — Днем иногда светит солнце. Что светит днем? Тест содержит 186 заданий, на которые следует ответить одним словом. Время решения ограничено и испытуемым заранее не сообщается. При оценивании за каждый правильный ответ начисляется один балл. По данным факторного анализа, на показатели теста влияют особенности вербального мышления и фактор G. Методика применяется для обследования детей начиная с 6-7 лет. Может использоваться как средство диагностики достижений в овладении чтением, в клинической психодиагностике для анализа вербального развития и нарушений понимания речи, в школьной психодиагностике при оценке готовности к школе. Данных об использовании в СНГ нет. ПРОЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СТАРЕНИЯ МЕТОД (The Projective Assessment of Aging Method, PAAM) — проективная методика исследования личности. Опубликована М. Вейнер в 1993 г. П. о. с. м. состоит из 31 рисунка, которые отображают темы, связанные со старостью и процессами старения. 14 рисунков предназначены для стандартного предъявления, 14—дополнительные и 3 — варианты для женщин и мужчин. Рисунки неопределенны, их тема предполагается, но специфика должна быть определена самим испытуемым. Составляя рассказы по этим рисункам, испытуемые демонстрируют важные потребности, интересы, тревоги, стиль их преодоления и другие динамические факторы, связанные со старением (см. Пожилых апперцепции техника). Данные о валидности и надежности отсутствуют, в ее нынешнем виде методика ориентирована на качественный анализ. Автор утверждает, что, хотя П. о. с. м. является эффективным средством для работы непосредственно с пожилыми людьми, он также является полезным для обучения и повышения квалификации персонала, при изучении студентами курса геронтологии. Сведений об использовании в СНГ не имеется. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ (лат. projectio — выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода (см. Психодиагностический метод). Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939) и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название, закрепилось, является общепринятым в психологической диагностике. Наиболее существенным признаком П. м. является использование в них неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности. Стимулы П. м. приобретают смысл не столько в силу их объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Отсюда — характерное для П. м. отсутствие оценки ответов-реакций как «правильных» или «ошибочных», ограничений в их выборе. Такое понимание проекции в корне отлично от ее психоаналитического истолкования. Психоанализ считает проекцию одним из защитных механизмов, посредством которого внутренние импульсы и чувства, неприемлемые для «Я», приписываются внешнему объекту и тогда проникают в сознание как измененное восприятие окружающего мира. Механическое перенесение порожденного психоанализом понимания проекции на сущность процесса, реализующегося в П. м., долгое время препятствовало научной разработке и использованию этих методик в советской психодиагностике. Разумеется, нельзя отрицать значительного влияния психоанализа на интерпретацию данных, полученных с помощью П. м. Это влияние сохраняется и поныне. Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит Г. Мюррею. Положения Г. Мюррея, в которых проекция рассматривается как естественная тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации, является наиболее ранним приложением понятия проекции к психологическому исследованию. По его мнению, защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться. До этого времени теоретическая концепция проекции в том виде, как она применима к исследованию личности, не формировалась (Роршаха тест не был задуман в качестве проективной методики и в этом аспекте не разрабатывался на протяжении почти двух десятков лет своего практического применения). В начале 40-х гг. «проективное движение» в западной психологии набирает значительную силу. П. м. становится едва ли не самым популярным в психодиагностике, оттеснив на второй план традиционные психометрические тесты. Ныне они занимают лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности, прежде всего в области клинической психодиагностики. Свидетельство тому — специальные научные институты и общества, созданные во многих странах мира; посвященные исключительно П. м. периодические издания, сборники и монографии; регулярно проводимые международные конгрессы (последний, XV международный конгресс по П. м. состоялся в 1996 г.). Различают следующие группы П. м.: 1) конститутивные — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (см. Роршаха тест); 2) конструктивные — создание из оформленных деталей осмысленного целого (см. Мира тест); 3) интерпретативные — истолкование какого-либо события, ситуации (см. Тематической апперцепции тест); 4) катартические — осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (см. Психодрама); 5) экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему (см. «Дом—дерево—человек» тест); 6) импрессивные — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (см. Люшера цвета выбора тест); 7) аддитивные — завершение предложения, рассказа, истории (см. «Завершения предложения методики»). Несмотря на давнее и широкое использование, П. м. — предмет непрекращающихся споров между их сторонниками и противниками. Критики П. м. указывают на то, что они недостаточно стандартизованы, почти целиком отданы на откуп опыту и знаниям экспериментатора, вследствие чего полученные результаты скорее проясняют личность исследователя, а не обследуемого. Неоднократно отмечалось пренебрежение нормативными данными. Особо подчеркивалась неподатливость П. м. традиционным способам определения надежности и валидности (в имеющейся литературе приведено немало противоречивых результатов). Критическое отношение к данным, полученным в результате применения П. м., необходимо (как, впрочем, и к данным любого психодиагностического обследования). В то же время надо учитывать то, что желание оценить в параметрах валидности и надежности все проявления личности, обнаруживаемые П. м., вряд ли вообще может быть удовлетворено. Для многих из этих методик характерен глобальный подход к оценке личности, что, естественно, приводит к снижению достоверности информации. А. Анастази (1982) права в том, что вопрос о ценности П. м. более уместно ставить при их рассмотрении как качественных клинических процедур, а не при количественной оценке их показателей, как это осуществляется в психометрических тестах. По этой причине термин «тест» (в строгом смысле этого слова) не подходит для обозначения П. м. Сказанное выше определяет значение обязательного соотнесения «проективного материала» с результатами, полученными в других исследованиях, информацией о жизненном пути обследуемого. Слепое следование различным интерпретационным схемам, взятым безотносительно обследуемого, а тем более исходящим из психоаналитического истолкования показателей П. м., ведет не только к дискредитации методик, но прежде всего к ложным диагностическим результатам. Присущая П. м. направленность на раскрытие целостности созвучна разрабатывавшимся в советской психологии системно-структурным принципам анализа личности. Советские исследователи уделяли значительное внимание вопросам теоретического обоснования П. м. (Л. Ф. Бурлачук, 1979; Е.Т.Соколова, 1980 и др.). Для понимания механизма, реализующегося в П. м., привлекается понятие установки (В. Г. Норакидзе, 1975). Иную позицию занимают последователи теории деятельности, опирающиеся на категорию «личностного смысла» (Е. Т. Соколова, 1980). В этом случае спецификой П. м. полагается их направленность на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений. Очевидно, что тем самым заметно сужается сфера проявлений личности, обнаруживаемых с помощью П. м. Основным принципом объяснения и анализа феномена проекции продолжает оставаться разработанное в советской психологии понимание процесса восприятия как активного, носящего личностный характер (С. Л. Рубинштейн и др.). В ситуации проективного обследования как личностный смысл, так и отношения, установки обнаруживаются в особенностях перцептивной (перцептивно-моторной) деятельности, которая и должна стать предметом дальнейшего изучения. Разработка интерпретационных схем П. м. должна осуществляться в двух направлениях: «личностном» и «перцептивном», слияние которых по мере их развития неизбежно. В ведущихся сегодня исследованиях (Л. Ф. Бурлачук, 1997, Л. Ф. Бурлачук и Е. Ю. Коржова, 1998) осуществляется дальнейшая разработка теории П. м., изучаются диагностические возможности уже известных, создаются новые. Эти исследования, особенно в области клинической психологии, углубляют существующие представления о влиянии на личность психических заболеваний,позволяют наметить адекватные терапевтические и реабилитационные мероприятия. Однако все еще весьма незначительны исследования нормальных лиц, в большинстве случаев психолог-практик не может опереться на нормативные данные. Методологическое значение имеют прекратившиеся, к сожалению, в 80-е годы работы, обращенные к изучению проблемы бессознательного психического (Л. Ф. Бурлачук, 1979; Ю. С. Савенко, 1979; Е. Т. Соколова, 1979). П. м. помогают исследователям проникнуть в трудно объективируемые, ускользающие при использовании традиционных психодиагностических методик особенности личности. «ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ» ШКАЛА (Manifest Anxiety Scale, MAS) — опросник личностный. Предназначен для измерения проявлений тревожности. Опубликован Дж. Тейлор в 1953г. «П. т.» ш. состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для «П. т.» ш. осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Примеры утверждений: — Я не в состоянии сосредоточиться на одном предмете. — Через день мне снятся кошмары. — Даже в прохладные дни я легко потею. Обработка результатов исследования осуществляется аналогично процедуре MMPI. Индекс тревожности измеряется в шкале Т-баллов (см. Оценки шкальные). «П. т.» ш. нередко используется в качестве одной из дополнительных шкал MMPI. При этом результат измерения тревожности не только дополняет данные по основным клиническим шкалам MMPI, но и в некоторых случаях может быть привлечен к интерпретации профиля в целом. Как показывают данные исследований (Дж. Рейх и соавт., 1986; Дж. Хенсер, В. Майер, 1986), состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего и самого себя. При высоких показателях уровня тревожности необходимо соблюдать известную осторожность в интерпретации данных самооценки. Нормы «П. т.» ш. определены на выборке, состоящей из 1971 студента университета и 103 больных различными психическими заболеваниями. Показатели надежности ретестовой — 0,82 (при интервале ретеста 5 мес) и 0,81 (интервал ретеста 9-17 мес). Валидность шкалы изучалась путем сравнивания результатов у здоровых испытуемых и лиц с различными неврологическими и психотическими нарушениями. В СНГ «П. т.» ш. находит широкое применение в клинико-психологических исследованиях, психодиагностике спорта (В. Г. Норакидзе, 1975; В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1978; В. Л. Марищук и соавт., 1984). ПСИХИАТРИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКАЛА (Psychiatric Status Schedule) — опросник, предназначенный для скрининга психических расстройств. Разработан Л. Спицером, Дж. Эндикотом, Дж. Флейссом, Дж. Коэном в 1964г. В 1970 г. П. с. ш. опубликована повторно с изменениями после стандартизации на выборке из 2000 испытуемых. П. с. ш. охватывает перечень из 321 симптома, составляющих 17 симптоматических шкал («депрессия—тревога», «социальная изоляция», «суицидность», «соматические жалобы», «нарушения речи», «необычные эмоции», «внешний вид или поведение», «ажитация—возбуждение», «враждебность—негативизм», «дезориентация— нарушения памяти», «ретардация—недостаток эмоций», «антисоциальные установки или поступки», «проявления гнева», «мания величия», «подозрительность—галлюцинации»), 6 ролевых шкал («роль кормильца», «роль хозяйки дома», «роль студента или ученика», «роль товарища», «роль родителя», «итоговая роль»). Факторный анализ пунктов, входящих в симптоматические шкалы, позволил выделить т. н. «шкалы суммирования симптомов»: 1. Удрученность. 2. Расстройства поведения. 3. Расстройства контроля за импульсами. 4. Нарушения чувства реальности. Выделяются также 3 дополнительные шкалы, не имеющие психометрического обоснования, выделенные исключительно для удобства клинического психолога или психиатра («особенности проведения свободного времени», «лекарственная или наркотическая зависимость», «алкогольная зависимость»). Испытуемому предлагают ответить, свойственны ли ему те или иные особенности, указанные в перечне П. с. ш. Баллы, полученные по шкалам, переводятся в стандартные. П. с. ш. обладает достаточной валидностью и надежностью. Надежность ретестовая равна 0,30 (нарушения речи) — 0,85 (депрессия, тревога), в среднем — 0,57 при исследовании 25 больных, поступивших на лечение, спустя двое суток и спустя неделю после поступления. Поведенческие шкалы более стабильны, чем шкалы психического состояния. При исследовании 770 психически больных внутренняя согласованность (см. Надежность по внутренней согласованности) пунктов шкал суммирования симптомов — 0,83-0,89, симптоматических шкал — 0,43-0,93 (в среднем 0,74), ролевых шкал — 0,65-0,80. Валидность критериальная по корреляции с экспертными оценками для шкал суммирования симптомов 0,90-0,98, для симптоматических шкал — 0,57-0,99 (в среднем 0,89), для ролевых шкал — 0,66-0,98. П. с. ш. имеет высокие показатели валидности текущей, определенной по методу контрастных групп (исследовались психически здоровые, больные неврозами, шизофренией, алкоголизмом, органическим мозговым синдромом). Лучше всего дифференцируют психически больных от здоровых шкалы «депрессии—тревоги», «итоговая роль», «роль кормильца», «особенности проведения свободного времени», «удрученность». Имеются также сведения о достаточной валидности конструктной П. с. ш. по корреляции с данными обследования с помощью различных психиатрических оценочных шкал. Методику рекомендуется применять в эпидемиологических исследованиях, а также в дифференциальной диагностике психических расстройств. Сведений об использовании в СНГ не имеется. ПСИХИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ЕЖЕГОДНИК (Mental Measurements Yearbook) — реферативно-справочное издание по психологическим тестам, публикуемое в США с 1938 г. (ранее, с 1933 по 1936 г. выходило в свет аналогичное издание под названием «Образовательные, психологические и личностные тесты). Последний, одиннадцатый выпуск, осуществлен в 1992г. Издатель — Институт психических измерений Оскара Буроса (Линкольн университет штата Небраска). П. и. е. публикует: а) краткие сведения о новых или пересмотренных тестах, предназначенных для англоязычного пользователя. Обычно указываются: цель, для обследования кого предназначен, дата публикации, акроним, название и количество шкал (субтестов), особенности проведения (групповое или индивидуальное), сведения о стоимости, время проведения, комментарий, касающийся специфических особенностей теста, сведения об авторе, сведения об издателе, б) критические обзоры каждого из упоминаемых тестов, подготовленные высококвалифицированными экспертами, в) библиография работ, в которых рассматриваются проблемы конструирования, валидности и т. п. сведения об описываемом тесте, г) классифицирующий указатель тестов, д) именной указатель, е) указатель шкал тестов, ж) указатель издателей тестов, з) указатель, расшифровывающий акронимы, и) указатель авторов критических обзоров. Каждый том П. и. е. организован подобно энциклопедии, тесты рассматриваются в алфавитном порядке. Количество упоминаемых тестов варьирует от тома к тому, в среднем составляя 400-500 наименований. На каждый тест приходится примерно по два критических обзора. Начиная с девятого выпуска к каждому тому издается Дополнение, являющееся логическим продолжением П. и. е. Начиная с 11 тома ежегодник распространяется также на магнитном носителе (CD-ROM). П. и. е. по праву считается наиболее авторитетным справочным изданием по психологическим тестам (см. также Тестов издательства (издатели)). ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ - проективная методика исследования личности. Опубликована С. Деллингер в 1989 г. Стимульный материал П. т. состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг (рис. 51). Обследуемому предлагают «почувствовать свою форму» и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: «это — Я» (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения.
Рис. 51. Стимульный материал Психогеометрического теста При интерпретации результатов автор предполагает исходить из символического значения формы используемых в П. т. стимулов: «Квадраты» — люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны. «Прямоугольники» — люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. «Треугольники» — люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их. «Зигзаги» — люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления — синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью. «Круги» — люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность — люди, их благополучие. Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной. В качестве теоретических предпосылок, лежащих в основе той науки, которую С. Деллингер определяет как психогеометрию, названы учение К. Юнга о психических типах и представления о функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Сведения о валидности и надежности П. т. отсутствуют. Такая работа начата российскими психологами, попытавшимися установить связь П. т. с показателями ряда опросников личностных и Равена прогрессивных матриц. Сообщается о том, что почти все результаты сравнительного анализа «подтверждают психологические характеристики геометрических форм личности» (А. А. Алексеев, Л. А. Громова, 1991). П. т. рекомендуется использовать в практике психологического консультирования. ПСИХОДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ — совокупность приемов и методик, направленных на получение диагноза психологического особенностей и качеств внимания (устойчивости, переключаемости, концентрации и т. д.). Исследование внимания имеет большое значение в школьной психодиагностике, в частности при анализе причин неуспеваемости, особенностей учебной деятельности, в целях выработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций. Различные по характеру и выраженности нарушения внимания и умственной работоспособности типичны для некоторых контингентов больных нервно-психическими и соматическими заболеваниями. Это объясняет важность и распространенность методик, направленных на психодиагностическое исследование особенностей внимания в клинической психодиагностике. Различные стороны внимания и их измерение являются важной задачей психодиагностики профессиональной, особенно при отборе персонала. Большинство специализированных тестов для оценки качеств внимания являются относительно простыми по процедуре проведения тестами скорости (напр., корректурная проба и ее варианты, тест Тулуза—Пьерона и т. д.). Для исследования особенностей внимания, работоспособности и утомляемости больных Э. Крепелином (1895) предложено несколько простых проб, напр, испытуемому дают бланк с записанными на нем однозначными числами, которые нужно складывать в уме. Результат оценивают по времени выполнения и количеству допущенных ошибок. Другое задание заключается в последовательном вычитании из 100 или 200 одного и того же числа. Испытуемый также считает в уме, называя вслух только промежуточные результаты. Возможен вариант проб для выявления особенностей переключения внимания. В этом случае отсчитывается не одно число, а два чередующихся, напр. 7 и 8. Распространенной методикой исследования внимания являются таблицы Шульте, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25 (рис. 52). Испытуемый отыскивает и показывает числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами. Основной показатель — время выполнения. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике (см. Корректурная проба). Рис. 52. Таблицы Шульте Для оценки переключения внимания используется модификация таблиц Шульте, предложенная Ф. Д. Горбовым (1959, 1964 гг.). В такой таблице в случайном порядке расположены черные (от 1 до 25) и красные (от 1 до 24) числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в возрастающем порядке, затем в убывающем порядке показать красные. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем порядке и красных чисел в убывающем порядке. В числе других примеров тестов внимания можно привести соответствующие наборы заданий из Россолимо «психологических профилей», Общих способностей батареи тестов. В диагностике особенностей внимания важное место всегда должно отводиться наблюдению за деятельностью испытуемого. Суждение о развитии и состоянии характеристик внимания может быть вынесено на основании работы испытуемого над любым по характеру экспериментальным заданием. Распространенным в западной психодиагностике тестом внимания является Konzentration—Leistung-Test (KLT), заключающийся в выполнении простых счетных операций. Продолжительность теста 20 мин, результат оценивается по проценту ошибок от количества решений. Коэффициент надежности теста — 0,86-0,92, валидности коэффициент по связи с критерием школьной успеваемости — 0,20-0,30 (0,39 — по успешности изучения математики). Для изучения индивидуальных особенностей внимания используется тест на импульсивность/рефлексивность (Matching Familiar Figures Test). Значительное внимание западные психологи уделяют диагностике поддерживаемого внимания (процесс, обеспечивающий в течение длительного времени внимание к редким, непредсказуемым сигналам, иначе говоря, «состояние готовности»). Для этого используют тест непрерывной деятельности (Continious Performance Test) и пробу парно-ассоциативного заучивания (Paired-Associated Learning). В первом тесте 12 букв последовательно появляются на экране (или называются вслух), одна из них является сигнальной, но реагировать на нее нужно только тогда, когда перед ней появляется буква А. Во втором тесте предъявляются от 4 до 10 (в зависимости от возраста) рисунков, как правило, животных. Обследуемый должен поместить каждое животное в один из четырех зоопарков (южный, северный, западный и восточный), а при повторном предъявлении требуется сказать, в каком зоопарке оно находится. Сложилось так, что общепринятые в СНГ методики П. в. на Западе давно не используются, а те, которые наиболее популярны там, неизвестны в странах Содружества. ПСИХОДИАГНОСТИКА КОМПЬЮТЕРНАЯ — направление психодиагностических исследований, связанное с использованием средств вычислительной техники при проведении обследования или (и) анализе его результатов, а также разработкой и применением тестов компьютерных. Появление и развитие П. к. становится возможным на определенном уровне развития информационных технологий. Первые упоминания о машинной обработке данных психологического теста относятся к 30-м гг. Долгое время использование вычислительной техники в психологических (и психодиагностических) исследованиях ограничивалось предъявлением соответствующей информации обследуемому и ее обработкой. В 70-80 гг. широкое распространение за рубежом получают компьютерные тесты, в большинстве своем представляющие модификации известных методик. В этот же период появляются первые адаптивные тесты, отличительной особенностью которых является то, что управление процессом тестирования частично, а в некоторых случаях и полностью, передается компьютеру. 80-е гг. — период наиболее активного развития П. к. за рубежом, что связано с появлением достаточно мощных и доступных персональных вычислительных машин, а также господствующей в ряде стран Запада технократической парадигмой, навязываемой и психологической науке. В 90-е гг., наряду с определенными достижениями, проявляется неудовлетворенность компьютерными тестами, навязывающими алгоритмы интерпретации результатов тестирования. Наиболее остро эти тесты критикуются представителями клинической психологии и всеми теми, перед кем стоит задача постановки индивидуального диагноза. В СССР, а позднее в СНГ П. к., вплоть до настоящего времени, ограничивается применением компьютерных версий тестов; достаточно широко возможности вычислительной техники используются при обработке результатов диагностических исследований, разработке новых тестов, создании банков данных (см. Тесты компьютерные). ПСИХОДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ -совокупность приемов и методик, направленных на получение диагноза психологического особенностей памяти. Выявляются различные характеристики и виды памяти (объем и прочность долговременной, оперативной,зрительной и слуховой памяти и т. д.). Диагностика особенностей памяти важна для решения задач школьной психодиагностики, в профессионально-психодиагностических исследованиях. Нарушения памяти нередко являются патогномичными по отношению к различным видам нервно-психических и соматических заболеваний. Состояние функций памяти в ряде случаев отражает динамику заболевания. Отсюда ясна роль П. п. в области клинической психодиагностики. В психодиагностике накоплен значительный опыт разработки и применения специализированных методик для исследования памяти. Среди психометрических тестов памяти можно указать на Векслера памяти шкалу. Ряд тестов памяти наряду с количественной оценкой предусматривают качественный анализ результатов исследования (см. Бентона визуальной ретенции тест, Мейли памяти тест). В комплексные тестовые батареи для исследования интеллекта практически всегда включаются специальные субтесты для оценки памяти (см. Векслера интеллекта измерения шкалы, Амтхауэра интеллекта структуры тест, Станфорд—Бине умственного развития шкала).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |