КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные характеристики опросников, предназначенных для диагностики честности 2 страница
П. п. не может быть объяснен без психологического анализа процесса формирования ответов на вопросы личностных опросников. Согласно М. Новаковской, вопросы, оставаясь формально неизменными, подвержены семантическим (психологическим) преобразованиям как в плане интериндивидуальном, так и интраиндивидуальном. Интериндивидуальная изменчивость обусловлена двумя причинами: различия в выраженности измеряемой черты (свойства) у разных обследуемых и различия в понимании значения вопросов. Интраиндивидуальная изменчивость обусловлена вариабельностью значения, трудностью принятия решения об ответе и флуктуацией выраженности черты (последний источник изменчивости можно не учитывать, если интервал между повторными исследованиями невелик). Для психологической интерпретации П. п. М. Новаковская предлагает различать три детерминанты ответов: выраженность черты у обследуемого; значение, придаваемое вопросу; степень легкости принятия решения об ответе. Она подчеркивает также необходимость отличать вопросы однозначные от многозначных, которые в известном смысле могут быть уподоблены проективным стимулам. М. Новаковская предлагает различать два вида П. п. — типа А и типа В — и исходить из следующих гипотез их возникновения. Парадокс типа А возникает при вопросах, поддающихся различному истолкованию (многозначных), а также в том случае, когда трудно принять решение об ответе. Такие вопросы имеют высокий показатель дискриминативности при значительной вариабельности ответа. Парадокс типа В возникает при однозначных вопросах, для которых легко подобрать ответ. Сюда же должны быть отнесены т. н. односторонние диагностические вопросы, или те вопросы, для которых только один тип ответа является диагностически значимым. Подобные вопросы характеризуются слабой дискриминативностью и незначительно выраженной вариабельностью. Необходимо учитывать П. п. при конструировании (адаптации) личностных опросников. ПСИХОМЕТРИЯ (психометрика) (греч. ψυχη' — душа и μετρον — мера) — область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Понятие П. введено в 1734 г. Христианом Вольфом, впервые указавшим на возможность измерения в психологии. Одним из первых измерений в психологии было измерение времени реакции. Поэтому первоначально под П. понималось измерение временных характеристик психических процессов. Впоследствии, по мере развития психологического эксперимента, строящегося по образцу и подобию естественных наук, к П. начинают относить все то, что связано с количественным определением психических явлений. При таком понимании, весьма распространенном и сегодня, П. включает в себя весь спектр психологических измерений — от психофизических до личностных. Создание любого психологического инструмента измерения требует соблюдения определенных требований. Эти требования касаются точности, достоверности и адекватности методики измерения, со поставимости получаемых с ее помощью результатов. Соответствие этим требованиям устанавливается путем применения специальных математико-статистических процедур (см. Валидность, Надежность). Совершенствование математико-статистического аппарата, его разработка, в свою очередь, прежде всего связаны с конструированием психологических тестов. Подтверждением сказанного является то, что ряд современных статистических методов созданы в ходе решения психологических задач (см., напр., Факторный анализ). П., таким образом, получает преимущественное развитие в психологическом тестировании, поэтому неудивительно, что в некоторых работах они отождествляются. Т. о., во многом благодаря развитию тестирования, в 20-30-е гг. формируется особая область психометрии, которая имеет дело с индивидуальными психологическими различиями, — психометрия дифференциальная. ПСИХОМЕТРИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ (психометрика дифференциальная) — область психометрии, определяющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике. П. д., как особое направление психометрии, возникла в связи с появлением и развитием психологических тестов и окончательно оформилась в конце 20-х — начале 30-х гг. нашего века. Основными направлениями П. д. являются: общая теория измерения психологических феноменов, конструирование на ее основе средств измерения, их психометрическая адаптация к новым условиям пользования, а в связи с этим анализ задач тестовых, обеспечение их валидности, надежности и стандартизации. -Р- РАВЕНА ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ (Raven Progressive Matrices) тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Р. п. м. разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора G — задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Наиболее известны два основных варианта Р. п. м.: черно-белые и цветные матрицы. Черно-белые Р. п. м. предназначены для обследования детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет и взрослых в возрасте от 20 до 65 лет (рис. 53). Цветной вариант (более простой, чем черно-белый) Р. п. м. предназначен для обследования детей в возрасте от 5 до 11 лет, иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет. Материал черно-белого варианта теста состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Задания разделены на пять серий (А, В, С, D, Е) по 12 однотипных, но возрастающей сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает и при переходе от серии к серии. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов. При необходимости первые 5 заданий серии А обследуемый выполняет с помощью экспериментатора. Образцы заданий-матриц из черно-белого варианта Р. п. м. приведены на рис. 53.
Рис. 53. Образцы заданий Равена прогрессивных матриц При разработке теста была сделана попытка реализовать принцип «прогрессивности», заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является как бы подготовкой обследуемого к выполнению последующих. Происходит обучение выполнению более трудных заданий (Дж. Равен, 1963; Б. Зимин, 1962). Каждая серия заданий составлена по определенным принципам. Серия А. От обследуемого требуется дополнение недостающей части изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы: а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними; б) идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами. Серия В. Сводится к нахождению аналогии между двумя парами фигур. Обследуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. Серия С. Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципом их непрерывного развития, обогащения по вертикали и горизонтали. Серия D. Составлена по принципу перестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальному направлениям. Серия Е. Наиболее сложная. Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей «сборке» недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность). Обработка полученных результатов проста. Каждое верное решение оценивается в 1 балл. Подсчитываются общая сумма полученных баллов, а также число правильных решений в каждой из пяти серий. Первичные оценки по таблицам переводятся в соответствии с возрастными нормами в процентили или станайны (см. Оценки шкальные). Предусмотрена возможность перевода полученных результатов в IQ-показатель стандартный. Существенным этапом количественной обработки результатов обследования с помощью Р. п. м. является вычисление «индекса вариабельности». Индекс определяют исходя из таблиц распределения числа правильных решений в каждой из пяти серий. Варианты распределений решений в сериях были получены эмпирическим путем при анализе выполнения теста испытуемыми из выборки стандартизации. Варианты распределения по таблице определяются в соответствии с общей суммой баллов во всех сериях. Напр., при общей оценке в 26 «сырых» баллов оценки по отдельным сериям распределяются следующим образом: А — 10; В —7; С — 5; D — 3; Е — 1. Табличное распределение сравнивают с полученным в конкретном случае, разности ожидаемых и наличных оценок в каждой серии (без учета знака) суммируются. Полученная величина и является «индексом вариабельности». Нормальные значения индекса в пределах 0-4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критического значения (7 и более) данные теста считаются недостоверными. Сопоставление реального и ожидаемого распределения количества правильных решений в сериях направлено на выявление испытуемых, выполнявших задание путем угадывания. Значение индекса вариабельности может оказаться значительно выше критического в случае установки испытуемого симулировать низкий результат по тесту (демонстрация несостоятельности в решении самых простых задач). Цветной вариант Р. п. м. состоит из трех серий — А, АB, В по 12 матриц в каждой серии. Обработка полученных результатов такая же, как в черно-белом варианте Р. п. м. Оба варианта могут быть использованы как в качестве теста скорости (с ограничением времени выполнения заданий), так и теста результативности (без ограничения времени) (Дж. Равен, 1963). Р. п. м. основываются на двух теориях: разработанной гештальт-психологией теории перцепции форм и т. н. теории неогенеза Ч. Спирмена. В соответствии с теорией перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальное оценивание задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что и способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч. Спирмена развивает рассмотренные положения теории перцепции форм. Данные, полученные с помощью Р.п.м., хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов общих способностей. Так, коэффициенты корреляции между результатами теста (форма ABCDE) и WISC-R (см. Векслера интеллекта измерения шкалы) составляют 0,70-0,74; для испытуемых в возрасте 9-10 лет — 0,91; Станфорд— Бине умственного развития шкалы — 0,66; Выготского—Сахарова теста — 0,54. Наиболее высока корреляция оценок Р. п. м. с группой арифметических тестов (0,74-0,87). Коэффициент надежности теста, по данным различных исследований, варьирует от 0,70 до 0,89. Средняя трудность заданий теста — 32,12%, показатель валидности прогностической теста (по связи с критериями успеваемости)— 0,72. Существуют модификации Р. п. м. Одна из таких модификаций предложена автором (Дж. Равен в сотрудничестве с Д. Кортом, 1977, 1982). Оригинальный материал теста претерпел значительные изменения (усложнение заданий, введение новых серий). Существенной особенностью является дополнение теста вербальной шкалой (Mill-Hill Vocabulary Scales), что, по мнению разработчиков, в немалой мере способствует расширению области применения теста. Интересная модификация Р. п. м., а также процедуры обследования предложена югославскими психологами (3. Буяс, 1961). В этом случае предусмотрена дифференцированная форма оценки ответов обследуемых. От них требуется указать на три фрагмента из тех, которые предложены для восполнения матрицы: точно подходящий, подходящий более-менее и совершенно неподходящий. Это дает возможность качественной оценки результатов, отпадает также необходимость в использовании индекса вариабельности. Р. п. м. благодаря простоте применения, валидности и надежности результатов, возможности группового обследования получили широкое распространение в психодиагностике. В отечественных исследованиях тест успешно используется при обследовании детей и взрослых (С. М. Морозов, 1979, 1980 и др.). «РАННИЕ ВОСПОМИНАНИЯ» ПРОЦЕДУРА (The Early Memories Procedure, EMP) — проективная методика исследования личности. Предназначена для выявления т. н. проблемных зон личности на основе воспоминаний. Опубликована А. Брюном в 1992 г. Первый этап работы с «Р. в.» п. связан с актуализацией у пациента 5 спонтанных ранних детских воспоминаний (early childhood memories — ECMs), среди которых — одно особенно ясное или важное воспоминание. Второй этап — 15 направленных воспоминаний, в их числе как ECMs, так и более поздние воспоминания. Автор предлагает когнитивно-перцептуальную модель для интерпретации полученных результатов. Предлагается использовать «Р. в.» п. при поступлении пациентов в клинику. Методика предоставляет психологу возможность исследования проблемных областей за минимальное время общения с пациентом, на основе чего составляется схема лечения. С помощью теста возможна помощь неопытным клиентам психотерапевта в адаптации к терапевтической ситуации. Сведений об использовании в СНГ не имеется. РАША МОДЕЛЬ — теоретическая модель конструирования психологических тестов, предложенная Г. Рашем и лежащая в основе Раша шкал. Разработка Р. м. связана с попыткой создания стандартизированных шкал, нормативные показатели которых были бы независимы от конкретной выборки стандартизации. При этом Г. Раш (1960) ориентировался на обоснование принципиально нового, отличного от нормативного оценивания и ипсативного оценивания подхода к построению психометрической шкалы. Г. Раш в своей модели исходит из того, что каждый человек решает или не решает ту или иную тестовую задачу с определенной степенью вероятности (см. Трудность заданий теста, «Задание-ответ» зависимость). Исследуемой характеристике личности (X) в этой модели соответствует т. н. «способность индивида», вероятности решения тестовой задачи (D) — «трудность задания». Цель шкалирования по Рашу состоит в измерении характеристики личности с использованием соотношения X и D. Поскольку Г. Раш стремился к созданию пропорциональных шкал (см. Шкалы измерительные) с наличием абсолютной нулевой точки измерения психологического качества, то для установления отношения X и D может быть выбрана любая популяция. Существует возможность перейти от некоторой эмпирически полученной частоты решения серии задач (отношение Xr /D., где r — измеряемая способность, а i — верное решение) к оценке вероятности решения любой из них. Другими словами, посредством соотнесения двух порядковых шкал: рангового ряда серии заданий (r) и рангового ряда вероятностей решения (р) образуется пропорциональная шкала. Логарифмированием коэффициентов
можно получить линейное аддитивное отношение разности (xr – αi), которое в терминологии Г. Раша обозначается «Logit». В результате получается простое линейное уравнение для определения вероятностей (eri) решения задачи определенной степени трудности. При этом число неизвестных х ги di в системе уравнений (каждое уравнение соответствует конкретному индивиду) соответствует числу заданий теста. Тем самым создается такой инструмент измерений, который позволяет, исходя из ряда эмпирически установленных отношений, определять психологическое качество, а иногда и оценивать степень его выраженности по отношению к «абсолютному нулю» («полная неспособность X» или «бесконечная простота D»). Таким образом, структурная модель Раша, хотя и исходит из объективной структуры требований, однако независима от популяции в том смысле, что для своего построения не нуждается в последней. Шкалирование по трудности задач (в определенном смысле) всегда предполагает популяцию, которая, однако, непосредственно не определяет шкалу. Так, вероятность решения, выраженная отношением Xr/Di, не зависит от того, какая популяция используется (Г. Витцлак, 1986). РАША ШКАЛЫ — разновидность психодиагностических методик, в которых реализован принцип конструирования шкалы и комплектации набора заданий с учетом «задание—ответ» зависимостей. При построении Р. ш. используется аналитико-статистический аппарат, сформулированный в рамках Раша модели. Если задания в тесте различимы в терминах трудности (см. Трудность задач теста, «Задание—ответ» зависимость), то Р. ш. становится идентичной Гутмена шкалам. Основным содержанием Р. ш. является построение последовательности заданий в тесте по возрастающей трудности. Показатели трудности при этом определяются независимо от случайных особенностей комплектации эмпирической выборки испытуемых. Трудность устанавливается дифференцированно в зависимости от выраженности исследуемого качества и способности к решению задач у испытуемых. Метод шкалирования по Рашу позволяет разрабатывать однородные, высоко дискриминативные тесты (см. Внутренняя согласованность, Надежность по внутренней согласованности, Дискриминативность заданий теста), эффективно комплектовать эквивалентные наборы заданий (см. Параллельные формы теста). В практической психодиагностике Р. ш. пока не находят широкого распространения. Это связано с тем, что теоретические основы и аналитический аппарат, опирающиеся на модель Раша, находятся еще в стадии разработки. Сложность практической реализации связана и с некоторыми теоретическими допущениями и требованиями модели, практическое выполнение которых затруднено (пренебрежение угадыванием решений, требование принадлежности выборочной совокупности заданий теста только одной генеральной совокупности заданий теста, требование идентичной дискриминативности каждого из заданий). Конструирование Р. ш. технически невозможно без применения специальных компьютерных средств. Существенным недостатком Р. ш. является необходимость использования многочисленных выборок для градуирования заданий. Шкалирование по Рашу может породить бессмысленные шкалы. Так, шкалирование опросника EPQ (см. Айзенка личностные опросники) привело к некоей смеси личностных шкал N, Е, Р и L (П. Клайн, 1988). Несмотря на сказанное выше, построение Р. ш. целесообразно в тех случаях, когда тестирование связано с хорошо описываемой выборочной совокупностью заданий, а также в тех случаях, когда желательна разработка коротких форм тестов и эквивалентных наборов заданий для повторного тестирования и определения надежности. Особенно перспективным представляется реализация принципа построения Р. ш. при конструировании тестов индивидуально ориентированных. РЕВЕРСИВНЫЙ ТЕСТ —тест интеллекта, относящийся к группе невербальных, разработан А. В. Этфельдтом. Тест применяется для проверки готовности к обучению, чтению. Методика основана на определении степени реверсивной тенденции, то есть степени затруднений в различении зеркальных образов, которые являются естественной стадией развития зрительного восприятия у детей. Задания заключаются в сопоставлении двух изображений, находящихся в прямоугольнике, и обнаружении среди них тех, которые не являются одинаковыми. Образы различаются отдельными деталями. Пример заданий приводится на рис. 54.
Рис. 54. Пример заданий реверсивного теста Время выполнения не ограничено, за каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Первичные данные переводятся в оценки 4-балльной шкалы, которые интерпретируются следующим образом: отсутствие готовности к обучению, чтению (1 балл), недостаточная готовность, требующая более подробного изучения (2 балла), средний уровень готовности (3 балла), уровень готовности выше среднего (4 балла). Возможно индивидуальное и групповое применение теста. Сведения о надежности и валидности теста отсутствуют. Данных об использовании в СНГ нет. РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ (лат. regressio — движение назад), область статистического анализа, изучающая зависимость изменений значений переменных от одной или нескольких независимых переменных (факторов). Р. а. применим только по отношению к количественно выраженным переменным, измеряемым в интервальных шкалах (см. Шкалы измерительные). Основными процедурами Р. а. являются построение линий и нахождение уравнений регрессии. Под линией регрессии понимается линия, соединяющая точки средних значений сгруппированных признаков-факторов (т. е. тех признаков, влияние которых на переменную изучается). Построенные таким образом линии в общем виде определяют взаимодействие изучаемого показателя и одного (или группы) из объясняющих факторов, позволяют дать предварительную наглядную оценку воздействия фактора на результирующий признак (рис. 55).
Рис. 55. Эмпирическая и выровненная линии регрессии средних оценок по тесту при лонгитюдном обследовании группы испытуемых Уравнение регрессии (упрощенно уравнение парной регрессии, описывающее воздействие одного фактора на результирующий признак) строится следующим образом. Линейная зависимость признака описывается уравнением у = а + bх, где а — свободный член уравнения, b — коэффициент регрессии. С т. з. аналитической геометрии b — угловой коэффициент, определяющий наклон линии регрессии по отношению к осям X, Y. В аспекте Р. а. этот параметр показывает, насколько в среднем величина признака Y изменяется при соответствующем изменении на единицу меры признака X. Наглядное представление об этом параметре и о положении линий регрессии Y по X и X по Y в системе прямоугольных координат дает рис. 56. Показано, что линии регрессии пересекаются в точке 0 (), соответствующей средним арифметическим корреляционно связанных друг с другом признаков Y и X. Линия АВ, проходящая через эту точку, изображает полную функциональную зависимость между переменными Y и X (коэффициент корреляции r = 1). Чем сильней связь между Y и X, тем ближе линии регрессии к АВ, и на оборот, чем слабее эта связь, тем более удаленными оказываются линии регрессии от АВ. При отсутствии связи между признаками (r = 0) линии регрессии оказываются под прямым углом по отношению друг к другу. Рис. 56. Линии регрессии X по Y и Y по X в системе прямоугольных координат Для нахождения рассмотренных выше параметров (а, b) решается система уравнений: отсюда или
или К примеру, даны два ряда оценок успешности выполнения теста. Пусть X — скорость выполнения; Y — количество ошибок. Расчет уравнения регрессии в данном случае приведен в табл. 22.
Таблица 22
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |