КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение параметров линейной регрессии в зависимости от ошибок и скорости выполнения заданий теста 2 страница
Интерпретация результатов Р. «п. п.» проводилась сопоставлением полученного профиля с нормативным, а также сравнением с нормами средней высоты профиля (Р). Нормы Р определены для возрастных групп от 7 до 18 лет с интервалом в 1 год. Нормативные данные определялись дифференцированно для испытуемых разного пола с учетом учебно-воспитательных условий. Шкала валидизировалась автором на основании критериев школьной успеваемости, оценок и мнений педагогов и родителей. Существуют два варианта Р. «п. п.» Первый вариант (1909 г.) состоял в общей сложности из 38 тестов (время выполнения — 4,5 ч). Исследование с помощью шкалы рекомендовалось проводить в течение трех дней. Во втором варианте 1911 г. количество тестов было сокращено до 27, а время выполнения — до 2 ч. Основной целью Р. «п. п.» являлась разработка критериев отличия нормальных детей от детей с различными степенями умственной отстзлости. Г. И. Россолимо (1911, 1917) была предложена классификация «типов умственной отсталости» в соответствии с преимущественной представленностью тех или иных показателей профиля (табл. 23).
Таблица 23 Классификация типов умственной отсталости по Г. И. Россолимо
Р. «п. п.» широко применялись для исследования больных с различными заболеваниями (неврозы, синдром Корсакова, прогрессивный паралич, травмы мозга, эпилепсия, дементные расстройства, моторные афазии и др.). Изучалась динамика течения заболевания, выделялись средние профили, типичные для отдельных групп расстройств (Г. И. Россолимо, 1917). Был получен положительный опыт применения методики в школе. На основании результатов обследования Г. И. Россолимо (1910) выделил специфические группы слабоуспевающих учащихся (рис. 61). Шкала Р. «п. п.» являлась одним из первых тестов интеллекта и пользовалась большим успехом не только в России, но и в других странах. В настоящее время шкала представляет интерес главным образом как исторически важная веха развития тестов интеллекта. В ином аспекте следует воспринимать накопленные с помощью Р. «п. п.» данные об особенностях интеллектуальной сферы больных и различных групп здоровых учащихся. Необходим детальный анализ наследия Г. И. Россолимо в этой области. РУКИ ТЕСТ (Hand Test) — проективная методика исследования личности. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения. Стимульный материал Р. т. — стандартные 9 изображений кистей рук (рис. 62) и одна пустая таблица, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.
Рис. 62. Тест Руки Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям: 1) агрессия — рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет; 2) указания — рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми; 3) страх — рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе; 4) привязанность — рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; 5) коммуникация — ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты; 6) зависимость — рука выражает подчинение другим лицам; 7) эксгибиционизм — рука разными способами выставляет себя напоказ; 8) увечность — рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям; 9) активная безличность — ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия; 10) пассивная безличность — также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения; 11) описание — ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует. Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются авторами как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действиям, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям, т. е. Σ («агрессия» + «указания») — Σ («страх + «привязанность» + «коммуникация» + «зависимость»). Ответы, попадающие под категории «эксгибиционизм» и «увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т. к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения. В теоретическом обосновании Р. т. его авторы исходят из положения о том, что развитие функций руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для организации любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых. Э. Вагнер (1978) на основе изучения работ, выполненных с помощью Р. т., сделал вывод о его высокой валидности и надежности. На основе Р. т. В. Белшнером с соавт. (1971) разработан тест, состоящий из 34 фотографий руки. В 90-е гг. тест приобрел популярность в СНГ, русскоязычный адаптированный вариант издан ГП ИМАТОН (Санкт-Петербург). РЫБАКОВА ФИГУРЫ — тест специальных способностей, направленный на определение уровня развития пространственного воображения. Разработан русским психиатром Ф. Е. Рыбаковым в 1910г. В первоначальной форме тест представлял собой набор рисунков геометрических фигур, из каждой можно было сложить квадрат. Позднее принцип фигур Рыбакова был положен в основу многих сходных методик. В 1922 г. методика Рыбакова была использована В. Штерном, а в 1930 г. появилась редакция Р. ф., подготовленная Р. Лайкертом. Одним из последних вариантов методики является версия Р. Мейли (1955), используемая и в настоящее время. Материал теста состоит из 45 заданий, размещенных на карточках или на специальном бланке. Каждое задание представляет собой замкнутую фигуру из соединенных под различным углом прямых линий. По периметру фигуры нанесены точки, две из которых, соединенные прямой линией, приведут к правильному решению. Все точки пронумерованы. Правильным является такое решение, когда отсеченная от общей фигуры часть, повернутая в воображении и вновь соединенная с оставшейся частью, образует квадрат (см. рис. 63).
Рис. 63. Пример правильного решения и образцы заданий Рыбакова Время выполнения заданий ограничено. В протоколе испытуемый самостоятельно записывает номера точек, между которыми он провел бы условную линию (работа испытуемого по комбинированию частей фигуры проводится только в воображении). Оценка первичная образуется путем подсчета количества правильно выполненных заданий. В различных редакциях теста используются разные варианты оценок шкальных. Напр., в версиях Р. ф., разработанных в Польше и Чехословакии (1966, 1976), индивидуальные первичные показатели переводятся в процентили, станайны, пятибалльную рейтинговую шкалу. Возрастные категории испытуемых, для которых стандартизированы различные версии Р. ф., — 15-18 лет. Надежность по внутренней согласованности r = 0,812. Надежность ре-тестовая устанавливалась для трех временных интервалов: спустя 24 часа r = 0,986, спустя 14 дней r = 0,988, спустя 6 недель r = 0,965. Имеются сведения о валидности конструктной Р. ф. Как показывает факторный анализ, выполнение теста зависит главным образом от уровня развития пространственного воображения, однако результаты теста в высокой степени насыщены фактором G. Исследования показали, что испытуемые с высокими показателями по тестам интеллекта и недостаточно развитым уровнем пространственного воображения часто достигают высоких результатов по Р. ф. Успешность выполнения теста в значительной степени зависит от уровня ригидности мышления. Испытуемые, с трудом изменяющие тактику решения и придерживающиеся стереотипных подходов, получают более низкие результаты. В то же время количественные показатели связи результатов Р. ф. с данными тестов интеллекта не столь существенны, как можно было бы ожидать. Так, с тестом WAIS (см. Векслера измерения интеллекта шкалы) корреляция на уровне r = 0,28, с результатами теста Проверка G r = 0,221. Однако связь Р. ф. с практическими тестами общих способностей оказывается более значимой. При сопоставлении с Равена прогрессивными матрицами r- 0,382-0,596, с тестом PFB Вонкомера r = 0,408-0,700. Имеются сведения о наличии высоких связей Р. ф. с практическими тестами конструктивных способностей, задания которых требуют выполнения комбинаторных пространственных задач. Валидность критериальная Р. ф. оценивалась на основании сопоставления с академической успеваемостью, а также с экспертными заключениями об уровне овладения испытуемыми различными специальностями. Валидность прогностическая по критерию успешности обучения арифметике с интервалом прогноза 5 лет составила r = 0,438, по прогнозу овладения специальностью r = 0,489-0,501. Валидность текущая устанавливалась путем сопоставления с оценками на выпускных экзаменах (r = 0,26-0,37). Наиболее широко используется Р. ф. в психологии труда, в диагностике технических способностей. Рекомендуется использование теста в виде элемента тестовой батареи. В отечественной психодиагностике Р. ф. оказался забытым.
-C- САМООТНОШЕНИЯ ОПРОСНИК — опросник личностный. Направлен на исследование комплекса факторов отношения к себе. Предложен В. В. Столиным в 1985г. Методика содержит 62 пункта, сформулированных в виде утверждений. Примеры утверждений: — Иногда я сам себя плохо понимаю. — Случайному знакомому я скорее покажусь человеком приятным. Используются два варианта ответов («согласен» и «не согласен»). На этапе разработки результаты опросника были подвергнуты факторному анализу. В результате были отобраны и интерпретированы 7 факторов, которые легли в основу четырех шкал опросника: 1. Самоуважение (14 пунктов) — шкала направлена на отражение аспектов самоотношения к своим способностям, энергии, самостоятельности, оценки возможностей контролировать свою жизнь, степени веры в свои силы. 2. Аутосимпатия (16 пунктов) — шкала на позитивном полюсе объединяет доверие к себе и положительную самооценку. На негативном полюсе — видение в себе преимущественно недостатков, низкую самооценку, склонность к самообвинению. 3. Самоинтерес (8 пунктов) — отражение меры близости к себе, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в собственном интересе для других. 4. Ожидаемое отношение от окружающих (13 пунктов). Наряду с приведенными факторами — шкалами — в опроснике предусмотрена возможность оценивания по обобщенному фактору «глобального самоотношения» (чувства «за» или «против» себя). Балл по глобальному самоотношению подсчитывается на основании учета ответов на 30 пунктов опросника. Опросник стандартизирован на выборке из 260 испытуемых. Имеются данные об удовлетворительной надежности ретестовой (коэффициенты от 0,57 до 0,90 по отдельным шкалам, интервал ретеста 7-10 дней). Проводятся исследования валидности конструктной. С. о. рекомендуется для применения в консультативных целях и в научных исследованиях. Прямая форма большинства вопросов и отсутствие шкал контрольных ограничивают применение С. о. в экспертных ситуациях. САМОЧУВСТВИЕ. АКТИВНОСТЬ. НАСТРОЕНИЕ (САН) — разновидность опросников состояний и настроений. Разработан В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым в 1973 г. САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). Каждую из них представляет 10 пар слов. На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала. Примеры заданий:
Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 разбитый Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 расслабленный Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 быстрый
Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое). При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А. Б. Леонова, 1984). Валидность конструктная САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Валидность текущая устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня. Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов. САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций. СВОБОДНЫЙ ЧЕРТЕЖ ОГРАНИЧЕННОЙ ПРОТЯЖЕННОСТИ (Free Design of Limited Scope) — проективная методика исследования личности. Предложена Т. Абель в 1938 г. Испытуемый должен на листе в рамке, представляющей собой прямоугольник 10 х 15 см, нарисовать все, что он хочет, при одном условии: использовать в рисунке 19 прямых и 6 кривых линий, которые могут иметь любую длину и направление. Рисунок относят к одному из 4-х типов: Рисунок типа А: испытуемый четко проводит линии, но они не составляют какой-либо рисунок. Рисунок типа Б: рисунок в зачаточном состоянии. Рисунок типа В: рисунок имеет четкую структуру, но чисто геометрическую, беспредметную. Рисунок типа Г: на рисунке изображен конкретный предмет. По данным автора, рисунки-чертежи психически здоровых испытуемых относятся только к типам В и Г. Из 213 психически здоровых испытуемых, обследованных по С. ч. о. п., только у 16 человек рисунки отнесены к типам А и Б. Эти испытуемые имели параноидные наклонности или склонность к навязчивым состояниям. Других исследований валидности не проводилось. Данных о надежности нет. Сведений об использовании в СНГ не имеется. СГИБАНИЯ ПРОВОЛОКИ ТЕСТ- тест специальных способностей. Предназначен для диагностики особенностей воображения и мануальной ловкости. Тест относится к одному из наиболее ранних психологических испытаний. Возник в период зарождения психотехники. Этим тестом пользовались многие известные психологи. Ныне С. п. т. имеет несколько различных модификаций, последней из которых является вариант Г.Линерта(1961, 1967). Испытуемому предъявляются образцы фигур, которые ему нужно сделать из проволоки, соблюдая форму и точность исполнения. Тест состоит из одного задания для обучения и двух заданий для выполнения. Время решения каждого задания ограничено. Оценка результата сравнительно сложна и требует определенного опыта. Согнутая проволока оценивается по шести параметрам: соблюдение плоскости (находятся части фигуры в одной плоскости или выходят за ее пределы), длина линий, правильность углов, параллельность линий, правильность дуг и общее исполнение. По успешности выполнения начисляются баллы от 1 до 3. Оценки первичные представляют собой сумму полученных баллов. Эти оценки переводятся в оценки шкальные в виде процентилей, станайнов и некоторых других видов оценок в зависимости от модификации теста. В окончательном продукте испытуемого отражается его мануальная ловкость, а также некоторые характеристики способности к творческому отношению к работе. Факторный анализ показал, что тест диагностирует особенности тонкой двигательной координации, способность к импровизации, есть основания утверждать о наличии связи результатов С. п. т. с некоторыми аспектами практического интеллекта. Методика является пригодной для обследования лиц в возрасте от 14 до 17 лет. С.п.т.допускает групповое и индивидуальное обследование. Связь С. п. т. с факторами интеллекта подтверждается специальным анализом валидности конструктной. Коэффициент корреляции с армейским тестом «Бета» (см. Тесты практические) — r = 0,37. Коэффициенты корреляции с тестами пространственных отношений и общих способностей в пределах r = 0,41-0,50, с тестами мануальной ловкости до r = 0,46, с тестами технических способностей в диапазоне r = 0,31 -0,36. Внутреннюю согласованность теста подтверждает корреляция между первым и вторым заданием и общим исполнением теста: r = 0,86-0,88. Показатель надежности ретестовой при интервале ретеста 1 день — rt = 0,78, при интервале ретеста 32 дня — rt = 0,86. Согласно Б. Перихтовой (1976), С. п. т. особенно эффективен в области профориентации и профотбора. Возможно обследование умственно отсталых и лиц, принадлежащих к различных этническим группам. Сведений об использовании в СНГ нет. СЕГЕНА ДОСКА ФОРМ (Seguin Form Board) — методика исследования уровня умственного развития детей. Относится к группе практических тестов. Предложена Э. Сегеном в 1866г. Материал методики включает 5 досок с врезанными в них фигурами (рис. 64).
Рис. 64. Сегена доска форм В доску № 1 врезаны 10 разных цельных фигур, в доску № 2 — 2 фигуры, каждая из которых состоит из двух частей, в доску № 3 — 2 фигуры, состоящие соответственно из четырех и шести частей, в доску № 4 — 5 фигур, состоящих из двух или трех частей, в доску № 5 — 4 фигуры, состоящие из двух или четырех частей. Испытуемому предлагается внимательно рассмотреть доску (в течение 10 с), после чего доска переворачивается, выпавшие из своих гнезд фигурки или детали перемешиваются. Испытуемого просят уложить все фигуры на прежнее место. Время выполнения хронометрируется. Процедура последовательно повторяется с каждой из остальных четырех досок. Особенности действий испытуемого, его реакции, высказывания, характер отдельных попыток восстановления фигур и ошибки отмечаются в протоколе обследования. В случае, если испытуемый не справляется с заданием, экспериментатор оказывает помощь организующего или стимулирующего характера. В дальнейшем при безуспешных попытках экспериментатор может прибегнуть к подсказкам, вначале словами (указание на ошибку, рекомендация изменить способ решения, вложить ту или иную деталь), а потом — действиями, то есть вкладыванием какой-нибудь детали. Каждый вид помощи оказывается через определенные промежутки времени (напр., 1 мин), с тем чтобы можно было наблюдать за действиями испытуемого после оказания помощи. Ценность методики заключается в том, что она предельно проста, может быть применена даже для исследования детей дошкольного возраста, начиная с двух лет. Тест может быть использован при обследовании детей с задержкой развития как органического, так и невротического генеза. Дети воспринимают занятия с досками как игру и охотно выполняют предложенные задания. Тест С. д. ф. давно широко используется при диагностике умственного развития детей-олигофренов, дифференциальной диагностике задержки умственного развития и нарушений, связанных с органическим поражением центральной нервной системы. В СССР методика была распространена в клинической психодиагностике и практике психолого-педагогической экспертизы (Шиварев Н.А., 1970 и др). СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ (греч. semantikos — обозначающий и лат. differentia — разность) — метод количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения индивидуума к объектам, при анализе социальных установок, ценностных ориентации, субъективно-личностного смысла, различия аспектов самооценки и т. д. Техника С. д., разработанная Ч. Осгудом (1957 г.), предназначалась для измерения различий в интерпретации понятий испытуемыми. При этом имелось в виду то уникальное значение, которое данное лицо, предмет, явление и т. д. приобрело для обследуемого индивида в результате его жизненного опыта. Суть методики С. д. сводится к следующей процедуре. Исследуемый объект (стимул), в качестве которого может выступить слово, понятие, символ в вербальной или невербальной форме (рис. 65), оценивают путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками (чаще всего выраженными прилагательными). Пространство шкалы между противоположными значениями воспринимается испытуемым как непрерывный континуум градаций выраженности значений, переходящий от средней нулевой точки к различной степени одного или противоположного ему признака. С. д. является, таким образом, комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедуры шкалирования. Если одно из двух противоположных значений признака обозначить как х, а другое — как у, то 7 делений по шкале (в направлении слева направо) могут быть интерпретированы как: -3... весьма выраженное х; -2... выраженное х; -1... немного заметное х; 0... ни х, ни у (или х и у в равной мере); 1... немного заметное у; 2... выраженное у; 3... весьма выраженное у (рис. 65).
Рис. 65. Визуальные противопоставления, используемые для оппозиций шкал семантического дифференциала. Пример невербального стимула: 1 — тупой; 2 — острый; 3 — вверх; 4 — вниз; 5 — толстый; 6 тонкий; 7 — расплывчатый; 8 — четкий; 9 — большой; 10 — маленький; 11 — вертикальный; 12 — горизонтальный; 13 — темный; 14 — светлый; 15 — округлый; 16 — угловатый; 17 — близко; 18 — далеко; 19 — гомогенный; 20 — гетерогенный; 21 — ломаный; 22 — прямой; 23 — распыленный; 24 — концентрированный. Оценка значения понятия в шкале С. д. позволяет поместить его в точку семантического пространства (СП). Положение точки характеризуется двумя основными показателями: направленностью от начала координат — нейтральной позиции шкалы (качественная характеристика, поляризация признака); удаленностью от начала координат (количественная характеристика, интенсивность). Чем длиннее вектор удаленности точки СП от нейтральной позиции, тем интенсивней реакция и более значимо для испытуемого оцениваемое понятие. Полученные на основании процедуры С. д. количественные данные изображаются в виде семантического профиля исследуемого понятия (стимула) — ломаной линии, соединяющей отмеченные испытуемыми точки на шкалах. Комплекс семантического профиля характеризует оцениваемое понятие (рис. 66).
Рис. 66. Фрагмент семантического профиля понятия «Мое настоящее Я» Точность отражения стимула зависит от числа заданных осей СП. Однако на практике для определения СП достаточно знать его основные измерения. Для определения минимального количества измерений (шкал) СП объекта используется факторный анализ. Обычно выделяются 7-8 факторов, соответствующих основным измерениям СП. Такие факторы могут выражаться одной шкалой или группой шкал, коррелирующих с исследуемым фактором. Ч. Осгудом и сотр. была предложена трехфакторная модель С. д. В ее основе заложены факторы, объясняющие от 50 до 65% дисперсии оценок. В первый фактор («фактор оценки»; 33-38% общей изменчивости оценок) входят шкалы типа «хороший—плохой», «приятный—неприятный», «красивый—уродливый» и т. д. Второй фактор («фактор силы»; 7-16% дисперсии) составляют шкалы типа «сильный—слабый», «большой—малый». Третий фактор («фактор активности»; 6-11 % дисперсии оценок) включает шкалы типа «быстрый—медленный», «активный—пассивный» и т. д. Значение понятия для каждого испытуемого определяется операционально — как совокупность факторных оценок, с учетом которых значения понятий для конкретного испытуемого можно выразить так: «жизнь» (+3; +3; +3); «смерть» (-3; +1; -3); «любовь» (+2; +2; +2). Из этих данных можно, напр., заключить, что индивидуальное значение понятия «любовь» для данного испытуемого ближе по значению к «жизни», чем к «смерти», т. е. можно получить представление о субъективном восприятии подобия или различия между объектами. Степень такого подобия или различия можно представить количественно, исходя из модели СП по семантическому расстоянию между соответствующими точками объектов в СП:
где D (х, у) — семантическое расстояние между объектами х и у; xi, yi — разность между координатами двух точек, представляющих значения объектов X и У по фактору. Приведенная формула используется для: — определения D между значениями различных понятий у одного лица или группы; — определения D одного понятия для нескольких испытуемых или групп; — определения динамики D у одного испытуемого (или группы) с учетом факторов времени и обстоятельств (напр., значение «я» до и после лечения). Помимо анализа особенностей психосемантики и отношения к различным объектам и явлениям С. д. позволяет проводить исследование самооценки. Имеется несколько способов получения самооценки с помощью С. д.: 1) оценивание понятия «я» (или более конкретно «мое настоящее я»); 2) вместе с понятием «я» оценка ряда понятий, представляющих различные характеристики личности (напр, «общительность», «активность», «уровень культуры» и т. д.) с последующим определением D между понятиями «я» и личностными особенностями; 3) наряду с «настоящим я» оценка заведомо полярных понятий: «мое идеальное я» и «я, каким я больше всего не нравлюсь». Последний способ интересен тем, что позволяет определить не только самооценку, но и степень удовлетворенности собой. Оценить этот показатель можно путем вычисления отношения между D1 («плохое я» — «настоящее я») и D2 («плохое я» — «идеальное я»). С ростом самоудовлетворенности D1 приближается к D2. Анализ индивидуального СП, самооценки и других показателей с помощью метода С. д. в ряде отношений более выгоден, чем простая шкалированная оценка конкретных альтернативных характеристик (напр., с помощью методики «полярных профилей»). Наряду с возможностью применения сложного, специально разработанного аппарата семантического анализа, применения факторных шкал С. д. выступает и как непрямой, опосредованный способ получения оценок, нередко — высказывания в «метафорической» форме, субъективно более легкой и раскованной, чем ответ «напрямую». Имеется ряд возможностей для исследования «скрытой» структуры индивидуальных значений, оценок, отношений. Совокупность шкал для характеристики объекта позволяет вводить дополнительные «маскирующие» оси для получения информации о потенциально болезненных или интимных сторонах самооценки испытуемого.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |