Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение параметров линейной регрессии в зависимости от ошибок и скорости выполнения заданий теста 3 страница




Зависимость конфигурации индивиду­ального личностного семантического про­странства от позиции наблюдателя, лич­ностных особенностей самого субъекта приближают метод С. д. к проективному подходу в исследовании личности (см. Проективные методики).

Характеристика индивидуального от­ношения к объекту с помощью основных оценочных факторов, семантических рас­стояний между значениями объектов, анализа «понятийной структуры» испы­туемого находит широкое применение в психологии. Широкие возможности при­менения С. д. раскрываются в психодиаг­ностике клинической. Очевидно, в случае внутренних конфликтов, при фрустрации (см. Розенцвейга рисуночной фрустра­ции методика), повышенной тревожнос­ти (см. «Проявления тревожности» шкала) значения определенных понятий существенно отклоняются от обычных. Изменение значений для испытуемого та­ких понятий, как, напр., «я», «врач», «здо­ровье», «лечение», «будущее» и т. д., мо­жет служить критерием динамики состо­яния, хода лечения и т. д. Различные ха­рактеристики СП могут оказаться симпто­матическими для ряда психических рас­стройств.

Методика С. д. позволяет получить ценную информацию об оценке испытуе­мым своих близких, направленности и особенностях межличностного общения, идентификации себя с окружающими (напр., по показателям расстояний в СП испытуемого между понятием «я» и понятиями, представляющими ближайшее ок­ружение, широкие социальные контак­ты). С. д. применим для анализа значений, оценок, контактности при подборе лиц, тесно связанных процессом профессио­нальной деятельности, исследовании суп­ружеских пар и т. д.

Метод С. д. может применяться в со­четании с проективными методиками. Преимущества такого комплекса прояв­ляются в:

— уменьшении субъективности оценки и интерпретации данных проективного теста при оценке их экспериментато­ром;

— возможности квантификации данных проективного теста;

— применении широкого круга проектив­ных методик в условиях группового обследования;

— применимости тестов к лицам с нару­шениями речи;

— возможности строгой оценки валидности проективных тестов.

Таким образом, С. д. в психологичес­кой диагностике выступает как вспомога­тельный методический прием анализа ин­дивидуального и группового понимания содержания понятий, эмоциональных отношений, установок и т. д. На его базе мо­гут строиться различные психодиагности­ческие методики.

СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЕСТ (Family Relations Test, FRT)проек­тивная методика исследования личнос­ти. Опубликована Дж. Антони и Е. Бене в 1957 г. и предназначена для «сравнитель­ной оценки значения, которое имеют для ребенка разные члены семьи».

С. о. т. разработан для обследования детей в возрасте 7-15 лет; он состоит из двух частей. Первая часть представляет собой стандартный комплект из 20 кон­туров фигур людей, которые при соответствующем, поддерживаемом в ходе обследования внушении со стороны экс­периментатора должны быть восприняты ребенком как члены его семьи. Среди этих фигур самой важной является та, которая названа «Господин Никто». Вторая часть С. о. т. — стандартный набор из 86 кар­точек, на которых написаны разные выс­казывания (информация, сообщение, ис­ходящее от определенного человека и обращенное к другому человеку). Эти высказывания — выражение чувств ре­бенка к родителям, другим членам семьи, а также тех чувств, которые эти лица ис­пытывают к ребенку (как он это себе пред­ставляет).

В наборе имеются 68 карточек с эмо­ционально-положительными и эмоцио­нально-отрицательными высказываниями и 18 карточек с высказываниями, свиде­тельствующими об избытке родительской заботы, опеки. Все карточки пронумеро­ваны, их вручают обследуемому в опреде­ленной последовательности. Кроме того, карточки подразделяются на две группы: А и В. В первой группе — 54 карточки с негативно- и позитивно-эмоциональными высказываниями-обращениями к членам семьи (18), самому себе (18) и господину Никто (18), т. е. здесь идет речь о чув­ствах реальных, напр.:

— Этого человека из нашей семьи я очень люблю.

— Этот человек из нашей семьи мне при­ятен.

Во второй группе содержится по 16 карточек с отрицательно- и положитель­но-эмоциональными высказываниями, од­нако здесь отражены чувства лиц, окру­жающих ребенка, т. е. идет речь о чув­ствах воображаемых, напр.:

— Этот человек из нашей семьи меня крепко любит.

— Этот человек из нашей семьи на меня часто злится.

— Этот человек из нашей семьи на меня часто жалуется.

Процедура обследования состоит в вы­боре ребенком из набора фигур тех, кото­рые представляют членов его семьи, и до­бавлении к ним господина Никто. Фигуры прикрепляются к небольшим картонным коробкам. После этого экспериментатор начинает играть с ребенком в «почту». Он зачитывает высказывания, написанные на карточках, и отдает их ребенку. Получив карточку, обследуемый должен опустить ее (он выступает в роли почтальона) в «почтовый ящик» той фигуры, которой, по его мнению, адресовано это сообщение. Если «письмо», как считает ребенок, ни­кому не подходит, оно опускается в короб­ку-ящик господина Никто. Эксперимента­тор должен стремиться к тому, чтобы процедура обследования была максималь­но приближена к игровой ситуации.

С. о. т. позволяет раскрыть отношение ребенка к его ближайшим родственникам, самому себе (см.: Детской апперцепции тест, Джексон тест семейных устано­вок, Жиля тест-фильм). Имеющиеся в зарубежной литературе данные свиде­тельствуют о высокой надежности и валидности С. о. т. Разработан вариант для обследования детей в возрасте 3-7 лет.

Сведений об использовании в СНГ не имеется. Имеются описания теста в рус­скоязычной литературе, однако специаль­ных исследований нами не обнаружено.

СЕМЬИ СИСТЕМНЫЙ ТЕСТ (Family-System-Test, FAST)проективная ме­тодика исследования личности. Предло­жена Т. Герингом и И. Вилер в 1986 г. в качестве теста для измерения степени близости и оценки иерархии отношений между членами семьи.

На доске, разделенной на 81 квадрат со стороной 5 см, испытуемому предлага­ется разместить фигурки, изображающие членов семьи так, чтобы степень близос­ти между ними отражалась расстоянием между фигурками. На фигурках условно нанесены точками глаза. Фигурки можно расположить на доске таким образом, что­бы они «смотрели» друг на друга прямо, искоса или отвернувшись (рис. 67). Ихможно установить на кубики разной высо­ты (1,5, 3, 4,5, 7,5 см) в зависимости от степени влияния на решения, принимае­мые семьей по тем или иным вопросам.

 

Рис. 67 Образец расстановки фигур в Семьи сис­темном тесте.

Интерпретация результатов обследо­вания основывается на оценке близости отношений по расстояниям на модели (по­строение структуры связей), характере контактов между членами структуры, ав­торитетности отдельных членов. Методи­ка предусматривает как индивидуальное, так и совместное обследование членов се­мьи. Количественная оценка структуры семейных отношений может быть допол­нена анализом бесед с испытуемыми, на­блюдением за групповой деятельностью и обсуждением результатов.

Пилотажные исследования, прове­денные разработчиками методики на ма­териале шести семей, показывают перс­пективность С. с. т. для диагностики меж­личностных отношений в семье, свидетельствуют о ценности получаемых дан­ных в интересах проведения семейной психотерапии.

Сведений об использовании в СНГ нет.

СИМВОЛА РАЗРАБОТКИ ТЕСТ (Symbol Elaboration Test) — проектив­ная методика исследования личности. Опубликован Д. Кроут в 1950 г. С. р. т. предназначен для обследования лиц в воз­расте от 6 до 69 лет, возможно групповое обследование.

В качестве стимульного материала в С. р. т. используются 11 графических зна­ков, которым придается символическое значение: 1) полукруг; 2) две полуокруж­ности, располагающиеся одна против дру­гой; 3) пара полуокружностей, одна из ко­торых меньшего диаметра и находится внутри большей; 4) одна прямая линия (вертикаль); 5) перекрещивающиеся пря­мые линии; 6) прямая вертикальная линия «накрыта» полуокружностью; 7) две пря­мые линии и полуокружность; 8) знак в виде буквы U с небольшим разрывом вни­зу; 9) аморфная заштриховка; 10) разбро­санные по белому полю знаки в виде пе­ревернутой буквы V; И) знак в чиде линии с зубцами («молния»).

Сначала обследуемому предлагают выполнить рисунок на свободную тему. Затем он получает 11 листов с графичес­кими знаками. Его просят изобразить что-либо, используя по возможности эти стимулы. После того как рисунки завершены, нужно письменно ответить на следующие вопросы: Что нарисовано? Трудно или легко было рисовать? Нравится ли полу­чившийся рисунок? Какое настроение он выражает? Также требуется описать в де­талях особенности изображенных людей или животных и указать, что они делают, думают или чувствуют. Наконец, обследу­емый рассказывает о том, какие чувства испытывает, глядя на рисунок, и что он ему напоминает.

Интерпретация полученных данных осуществляется на основе учета особен­ностей рисунка, его содержания и сло­весного отчета обследуемого. При этом решающее значение придается анализу содержания, которое раскрывается во взаимосвязи с символикой, приписывае­мой графическим знакам. Напр., первый стимул «женское начало» — заимствован автором у 3. Фрейда, предположившего, что округлые формы ассоциируются с женственностью. Четвертый стимул — «мужское начало». Седьмой стимул, как предполагается, символизирует особен­ности взаимодействия женского и мужс­кого начал.

Теоретические положения, на которые опирается автор теста, подразумевают су­ществование некоторых достаточно об­щих (хотя бы для одной культуры) симво­лов. Последние влияют на поведение ин­дивидуума, актуализируя в памяти эле­менты опыта, являющегося, с одной сто­роны, индивидуальным, а с другой — час­тью общего опыта многих людей. Такой стимул-символ обычно действует как сво­его рода намек, ибо он, как правило, далек от реальности. Приписываемое Д. Кроут символическое значение стимулам теста следует рассматривать исключительно в качестве гипотезы.

Данные в валидности теста, приводи­мые автором, неубедительны в силу субъ­ективности критериев валидизации (см. Валидизации критерии).

Сведений об использовании в СНГ нет.

СИМВОЛИЧЕСКОЙ АРАНЖИРОВ­КИ ТЕСТ (Symbol Arrangement Test) — проективная методика исследования личности. Предложена Т. Каном в 1955 г. Стимульный материал С. а. т. состоит из 16 пластмассовых предметов, таких, напр., как сердце, звезда, собака, якорь, крест, круг и др. Обследуемому предлага­ют разложить их по ячейкам, каждая из которых имеет определенное обозначение, напр., «любовь», «ненависть», «пло­хое», «хорошее» и т. д. После этого необ­ходимо высказать ассоциации, возникаю­щие в связи с присвоением определенно­го символического значения используе­мым предметам. Автором С. а. т. разрабо­тана система оценочных критериев, кото­рая, по его мнению, позволяет объективно характеризовать бессознательный про­цесс символизации. Данные о валиднос­ти и надежности отсутствуют.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

СКЛАДЫВАНИЯ ОБРАЗЦОВ ТЕСТтест специальных способнос­тей. Предназначен для исследования про­странственных комбинаторных способно­стей. Разработан Г. Линертом в 1958 г.

Материал теста состоит из 20 зада­ний. Испытуемый должен заполнить изоб­раженную в тестовой тетради фигуру с помощью четырех фрагментов, выполнен­ных из твердого материала (рис. 68).

 

Рис. 68. Тест-объекты Складывания образцов теста

Инструкция предъявляется словес­но. Совместно с испытуемым выполняет­ся пробное задание. Время выполнения теста ограничено 25 мин. Сумма правиль­ных решений, выраженная в баллах, со­ставляет оценку первичную, которая мо­жет быть переведена в стэны, IQ-показатели стандартные или в процентили (см. Оценки шкальные). Нормы разрабо­таны для возраста 12-16 лет. Имеются от­дельные нормы для умственно отсталых детей того же возраста.

Кроме количественного оценивания возможен и качественный анализ резуль­татов. Он опирается на данные наблюде­ния за работой испытуемых и оценивания способов решения, которые можно характеризовать как:

— решение методом проб и ошибок;

— использование или не использование «зубчатого» фрагмента;

— осознанный систематический подход к решению.

Надежность частей теста, опреде­ленная методом расщепления, оказалась высокой (форма А — r= 0,92, форма В — r = 0,91). Коэффициент надежности па­раллельных формr = 0,74; надежнос­ти ретестовойr = 0,87 (при интерва­ле перед повторным исследованием 6 мес).

Для факторной валидизации С. о. т. была использована «Батарея механичес­ких способностей» Терстоуна. Было уста­новлено, что тест С. о. т. связан с фак­торами: способности комбинировать и дополнять изображения (r = 0,80), про­странственного восприятия и понимания (r = 0,48), способности к наглядному мышлению (r = 0,36). Г. Линерт полагает, что результаты анализа валидности конструктной подтверждают насыщенность С. о. т. факторами практического интел­лекта. Валидность критериальная ана­лизировалась на основании связи резуль­татов С. о. т. со средней успеваемостью в школе, а также оценками по физике, ма­тематике, языку. (Валидности коэффи­циенты по приведенным критериям рас­пределяются в диапазоне 0,33-0,46.) Следует обратить внимание на отсутствие значимой статистической связи между ре­зультатами С. о. т. и успеваемостью по рисованию и труду.

С. о. т. переведен и рестандартизирован в Словакии (В. Главенка, 1982). При этом в оригинальную версию добавлены дополнительные задания, количество ко­торых доведено до 25. Опыт применения этого варианта указывает на то, что С. о. т. является надежным, достаточно валидным тестом практического интел­лекта (В. Черны, Т. Колларик, 1988).

Тест можно использовать изолирован­но и в составе батареи. Наиболее широко применяется в профконсультации, однако может оказаться эффективным в психоди­агностике клинической, поскольку обра­щает на себя внимание близость к тесто­вой модели Сегена доске форм.

Тест допускает индивидуальное или групповое обследование. Имеются две па­раллельные формы теста (А и В).

Сведений о применении в СНГ не име­ется.

СЛЕПОЙ АНАЛИЗ (blind analysis) — оценка и интерпретация результатов, по­лученных в психодиагностическом обсле­довании без какого-либо контакта с ис­пытуемым, т. е. вслепую. Степень соот­ветствия данных С. а. с каким-либо вне­шним критерием, напр, клиническим ди­агнозом, позволяет судить о валидности той или иной диагностической методики. С. а. предложен С. Розенцвейгом в 1935 г. для изучения валидности проективных методик исследования личности (см. так­же Валидность критериальная).

СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ -система практического использования психологии для решения комплексных за­дач психологической диагностики, экс­пертизы, консультации в различных сферах производства, культуры, образова­ния, медицины, правоохранительной дея­тельности общества и др.

В организационном отношении С. п. оформляется наиболее часто как служба профессионального консультирования, консультации по вопросам семьи и брака, медико-психологические лаборатории и консультации и т. п.

Развитие и укрепление С. п., широкое внедрение методов психологической ди­агностики в общественную практику, по­вышение эффективности психологичес­кого диагноза и прогноза — насущная задача как теоретической психодиагнос­тики, так и прикладных отраслей психо­логии (социальной, промышленной, ме­дицинской, педагогической, спортивной и т. д.).

СЛУХОВОЙ АППЕРЦЕПЦИИ ТЕСТ (Auditory Apperception Test, AAТ)про­ективная методика исследования лич­ности. Опубликован Д. Стоуном в 1950 г., сходен с ранее разработанным таутофоном.

Обследуемому предлагают прослу­шать звукозаписи (стук пишущей машин­ки, звук рожка, завывания ветра и т. п.). После прослушивания каждого из набо­ров звуков (10 наборов по 3 типа звуков в каждом) нужно придумать историю, свя­занную с этими звуками. В ней требуется рассказать о том, какие события привели к появлению звуков^ что происходит в данный момент, чем все закончится. Теоретическая основа С. а. т. такая же, как в тематической апперцепции тесте. Ав­тор рекомендует использовать С. а. т. прежде всего для обследования незрячих лиц. Данные о валидности и надежнос­ти отсутствуют.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

СОВОКУПНОСТЬ ВЫБОРОЧНАЯ -часть элементов совокупности генераль­ной, отобранная с помощью специальных методов. Главной особенностью С. в. яв­ляется то, что она репрезентативна по от­ношению к генеральной совокупности, хо­тя ее объем меньше. Отбор С. в. является важнейшим этапом проведения экспери­ментальных и других исследований. В пси­хологической диагностике анализ ха­рактеристик С. в., выбор методов ее ком­плектования имеют ведущее значение при работе по стандартизации и характери­стике валидности тестовой методики, разработке тестовой программы.

Формирование (комплектация) С. в. включает несколько этапов:

— обоснование структуры С. в. в соот­ветствии с характером задач и гипотез исследования;

— уточнение структуры С. в. с учетом информации, полученной при анализе первичных результатов исследований, данных пробных и пилотажных иссле­дований, доработки на их основе гипо­тез;

— определение типа и объема выборки.

В наиболее общем виде по типу С. в. делят на целенаправленные (из генераль­ной совокупности выбираются типичные элементы, воспроизводящие ее структу­ру) и случайные (вероятностные). Чисто случайная выборка — основная форма ве­роятностной выборки, когда все элементы генеральной совокупности имеют одина­ковую вероятность попадания в С. в. Для комплектации такой выборки существует несколько приемов: отбор по принципу лотереи; отбор с помощью случайных чи­сел; систематический отбор, в основу ко­торого положена определенная схема (напр., выбор по заданному интервалу). Для организации чисто случайной выбор­ки требуется большой объем информации. Выборочные исследования имеют существенные преимущества перед сплош­ными с т. з. эффективности, трудовых и временных затрат на решение той или иной проблемы.

СОВОКУПНОСТЬ ГЕНЕРАЛЬНАЯ -множество элементов, объединенных об­щей характеристикой, указывающей на их принадлежность к определенной системе. С. г. может быть качественной или ко­личественной в зависимости от того, яв­ляются ли свойства единиц отбора признаками или переменными. Соответствен­но статистическое описание континуума С. г. принимает форму либо средних ариф­метических (см. Меры центральной тенденции), либо частот распределения и процентов.

С. г. может быть конечной или беско­нечной в зависимости от того, ограниче­но число элементов выборки или нет. По­нятие бесконечной С. г. применяется в тех случаях, когда нет надобности ограничивать ее размер. Формулы расчета вы­борки объема для бесконечной С. г. более просты, чем для конечной, поэтому к ним прибегают всякий раз, когда размеры ко­нечной совокупности достаточно велики.

При определении С. г. обычно оговари­ваются ее пространственные и временные границы.

СОНДИ ТЕСТ (Szondi Test) — проек­тивная методика исследования личнос­ти. Опубликована Л. Сонди в 1939 г.

Стимульный материал С. т. состоит из 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей (гомосексуа­лизм, садизм, эпилепсия, истерия, кататоническая шизофрения, параноидная шизофрения, депрессия и мания). Большин­ство используемых в С. т. портретов боль­ных заимствованы из известных немецких учебников по психопатологии. Карточки-портреты разделены на 6 серий по 8 в серии (по одному портрету от каждой кате­гории больных). Обследуемому предлага­ют во всех сериях портретов выбрать по два наиболее и наименее понравившихся. Для получения устойчивых показателей обследование рекомендуется проводить не менее шести раз.

При интерпретации полученного мате­риала исходят из того, что если четыре или более портретов одной категории больных получили благоприятную или не­благоприятную оценку, то данную «диагностическую область» следует признать значимой для обследуемого. Считается, что выбор портретов зависит прежде все­го от инстинктивных потребностей. От­сутствие выбора свидетельствует об удовлетворенных потребностях, а неудовлет­воренные, действующие с большой дина­мической силой, приводят к позитивному или негативному выбору. В случае пози­тивного выбора речь идет о потребностях, которые признаются, а негативный выбор указывает на задержанные, подавленные потребности.

Теоретическая позиция Л. Сонди — генетический детерминизм. Основное на­значение С. т. видится его автору в иссле­довании родовых бессознательных черт, связанных с организацией рецессивных генов. Родовое бессознательное, согласно Л. Сонди, расположено как бы между индивидуальным и коллективным бессоз­нательным, а «подавленные предки» на­правляют поведение индивидуума. Умозрительность этой концепции критикует­ся как отечественными, так и зарубежны­ми исследователями. Однако стимульный материал С. т. можно использовать вне связи с теоретической позицией его ав­тора.

Данные зарубежных исследований показывают, что С. т., как правило, не по­зволяет выделить клинические группы. Изучение валидности привело к неодноз­начным или отрицательным результатам.

В советской психологии на основе стимульного материала С. т. разработан «социально-перцептивный интуитивный тест», авторы которого исходили из разви­ваемых в 70-80 гг. психологических кон­цепций о восприятии человека человеком (О. Н. Кузнецов с соавт., 1986). Этот тест использовали для выявления трудностей межличностных отношений в зоне соци­альной перцепции и изучения особеннос­тей ценностных ориентации.

«СОСТАВЬ КАРТИНУ-ИСТОРИЮ» ТЕСТ (Make-A-Picture-Story Test, MAPS)проективная методика ис­следования личности. Предложена Э. Шнейдманом в 1947 г. По существу, «С. к.-и.» т. является вариантом темати­ческой апперцепции теста.

Стимульный материал «С. к.-и.» т. со­стоит из 21 стандартного изображения «фона» (жилая комната, спальня, улица, пейзаж и т. д.) и 67 различных вырезан­ных из картона фигурок соответствующе­го масштаба (взрослые люди, дети, живот­ные, легендарные персонажи и т. д.). Кар­тины фона предъявляются обследуемому по одной, в то время как все фигурки по­стоянно находятся перед ним. Задача об­следуемого заключается в том, чтобы к предложенному фону подобрать фигурки, расставить их как бы на сцене и расска­зать историю о созданной им ситуации. Помимо записи истории регистрируется выбор фигурок в каждом отдельном слу­чае.

Интерпретация полученных данных проводится так же, как в тематической апперцепции тесте. Предусмотрен коли­чественный анализ выбора и размещения фигурок. Э. Шнейдманом опубликованы результаты исследований, показывающие возможность на статистически достовер­ном уровне отличить психически больных от здоровых с помощью «С. к.-и.» т. До­пускается обследование как взрослых, так и детей.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

СПИЛБЕРГЕРА ТРЕВОГИ И ТРЕ­ВОЖНОСТИ ШКАЛЫ —группа оп­росников личностных, разработанных Ч. Д. Спилбергером в 1966-1973 гг. Со­гласно концепции Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тре­вожность как свойство личности. Трево­га — реакция на грозящую опасность, ре­альную или воображаемую, эмоциональ­ное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределен­ным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность. Тревожность — индивидуальная психо­логическая особенность, состоящая в по­вышенной склонности испытывать беспо­койство в различных жизненных ситуаци­ях, в том числе и тех, объективные харак­теристики которых к этому не предраспо­лагают. С точки зрения автора, существу­ет возможность измерения различий меж­ду двумя упомянутыми видами психичес­ких проявлений, которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и A-trait (тре­вога-черта), то есть между временными, преходящими особенностями и относи­тельно постоянным предрасположением. Понимание тревоги в теории Спилберге­ра определяется следующими положени­ями:

1. Ситуации, представляющие для че­ловека определенную угрозу или личностно значимые, вызывают в нем состояние тревоги. Субъективно тревога пережива­ется как неприятное эмоциональное со­стояние различной интенсивности;

2. Интенсивность переживания тре­воги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживаний. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги;

3. Высокотревожные индивиды вос­принимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возмож­ность неудачи или угрозы, более интен­сивно;

4. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобили­зует защитные механизмы личности. Час­то повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механиз­мов защиты.

Концепция Спилбергера формирова­лась под влиянием психоанализа. В воз­никновении тревожности как черты веду­щую роль он отводит взаимоотношениям с родителями на ранних этапах развития ребенка, а также определенным событиям, ведущим к фиксации страхов в детс­ком возрасте.

Наиболее широко распространенной является шкала State-Trate-Anxiety-Inventory (STAI), представляющая собой комбинацию трех известных тестов: шка­лы тревожности Кэттелла и Шайера, «Проявлений тревожности» шкалы (MAS) Тейлор и шкалы тревожности Велша (1964). Шкала состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала (STAI:X-1) предназначена для определе­ния того, как человек чувствует себя сей­час, в данный момент, то есть для диагно­стики актуального состояния, а задания второй шкалы (STAI: Х-2) направлены на выяснение того, как субъект чувствует себя обычно, то есть диагностируется тре­вожность как свойство личности. Приме­ры утверждений для диагностики тревоги-состояния и тревожности-свойства:

Х-1:

— Я чувствую себя свободно.

— Я слишком возбужден и мне не по себе.

— Я чувствую себя отдохнувшим.

— Я нервничаю.

Х-2:

— Я обычно быстро устаю.

— Обычно я чувствую себя в безопас­ности.

— Я так сильно переживаю свои разоча­рования, что потом долго не могу о них забыть.

— Меня охватывает сильное беспокой­ство, когда я думаю о своих делах и за­ботах.

Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, заполнение бланка ответов несложно, продолжитель­ность обследования составляет примерно 5-8 мин. Каждое высказывание, включен­ное в опросник,оценивается респондента­ми по 4-балльной шкале. Вербальная ин­терпретация позиций оценочной шкалы в первой и второй частях опросника различна. Для STAI:X-1: «совершенно верно» (4 балла), «верно» (3 балла), «пожалуй, верно» (2 балла), «совершенно неверно» (1 балл). Для STAI:X-2: «почти никогда» (1 балл), «иногда» (2 балла), «часто» (3 балла), «почти всегда» (4 балла).

Оценка первичная переводится в процентильные показатели (см. Оценки шкальные). Процентили приводятся от­дельно для мужчин и женщин. Кроме это­го, Спилбергер приводит средние показа­тели тревожности и тревоги для отдель­ных контингентов испытуемых (операто­ров, таможенников, диспетчеров желез­ной дороги, рабочих,студентов, руководя­щих работников, алкоголиков, шизофреников).

При анализе валидности обнаружены положительные коэффициенты корреля­ции результатов STAI с такими опросни­ками, как «Шестнадцать личностных факторов» опросник и EPQ (см. Айзенка опросники личностные). Результаты факторного анализа подтверждают валидность шкалы STAI. Надежность определялась методом расщепления (см. Надежность частей теста); в разных выборках r = 0,38-0,32. Внутренняя согласованность утверждений опросни­ка находится на достаточно высоком уров­не. Надежность ретестовая при ин­тервале ретеста 14 дней для STAI:X-2 со­ставила rt = 0,77, для STAI:X-1 rt = 0,59, что в данном случае является еще одним подтверждением ориентированности опросников Х-1 и Х-2 на ситуативные и от­носительно постоянные черты.

Опросник допускает индивидуальное и групповое использование.

Наряду со шкалой STAI в 1973 году была разработана шкала STAIC (State-Trait-Anxiety-Inventory for Children). Окончательная версия STAIC явилась продолжением работы над STAI с целью создания опросника для подростков в воз­расте от 10 до 15 лет. Так же как и в шкале STAI, в подростковой версии содер­жится 20 вопросов и опросник делится на две части: A-state, A-trait.

Обработка и интерпретация анало­гична STAI, с той только разницей, что в опроснике для подростков количество по­зиций шкалы рейтинговых оценок умень­шено до трех.

Шкала характеризуется высокой ста­бильностью результатов во времени (см. Надежность ретестовая). Коэффици­енты корреляции при повторном тести­ровании спустя 2 нед. для всей выборки стандартизации имели значение rt = 0,27 (для A-state) и rt = 0,83 (для A-trait) у мальчиков и соответственно rt = 0,22 и rt = 0,82 у девочек. Внутренняя согла­сованность подтверждается корреляцией заданий с общим результатом по каж­дой из частей шкалы и коэффициентом альфа Кронбаха. При исследовании A-state rxy = 0,26-0,52, коэффициент альфа имеет значение 0,80; при исследо­вании A-trait rxy = 0,13-0,52, коэффици­ент альфа— 0,916. Корреляция между шкалой свойства и шкалой состояния rxy-0,41.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.