КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деловая и позиционная борьба
Управленческая борьба позволяет уберечь конфликтующие стороны от более жестких видов борьбы, в том числе от войны.
Борьбу можно разделить на деловую и позиционную, подобно тому, как на войне различают бой и маневр.
По фон Клаузевицу бой является измерением духовных и физических сил враждующих сторон путем их непосредственного столкновения. Очевидно, что духовные силы - достаточно широкое понятие, включающее в себя и моральные, и интеллектуальные, и волевые качества, и, конечно, мотивацию.
Но можно ли было бы измерять силы, если бы в картинах мира сторон не было бы единства в понимании выгоды?! Нет, в этом случае измерения не получается.
Поэтому деловая борьба (или бой) возникает тогда и в той мере, когда и в какой мере имеет место:
- единство сторон в понимании выгоды;
- различие в прогнозе сторон на результаты борьбы (кому достанется выгода).
Благодаря деловой борьбе (бою) происходит измерительная процедура, и ее результаты содержат элементы неожиданного (по меньшей мере, для одной из сторон), что, в свою очередь, изменяет картину мира на более адекватную.
И наоборот.
Когда хотят уточнить свою картину мира, ввязываются в деловую борьбу (бой). В этом случае выгодой является более адекватная картина мира. На войне именно с этой целью проводят разведку боем. По этой же причине подростки (возраст, когда разрозненные картинки мира объединяются в целостную картину мира, и актуальность ее адекватности чрезвычайно высока) дерутся между собой чаще, чем иные возрастные категории.
Маневром (позиционной борьбой) достигается придание применяемым силам той или иной формы. Дело ведь не в том, чтобы быть сильнее противника всегда и везде. Необходимо быть сильнее его лишь в нужное время и в нужном месте, а в другое время и в другом месте можно быть и вполне слабее.
Вот именно это - в нужное время и в нужном месте - и обеспечивается позиционной борьбой (маневрированием).
Рассмотрим различие между деловой и позиционной борьбой на примере.
Холодной зимой приехали по делам в Москву двое незнакомых мужчин, и случай поселил их в одном номере гос т иницы. Вечером оба поч ти одновременно вернулись в номер. Москва - большой, т яжелый, особенно в мороз, город, большие расс т ояния и массы т олкущегося народа: оба сильно ус тали. Оба, сняв пиджаки и обувь, вы тянулись на своих крова тях: один - у окна, а другой - напро тив. Лежа т, молча т.
Один, ко торый напро тив окна, говори т: " Ч т о - т о душнова то у нас !" А и правда: фор т очка весь день была закры т а, а ба т ареи грею т вовсю. То т, ч то у окна, поднимае т ся и о ткрывае т фор т очку. И снова ложи тся. Снова оба молча т. " Вроде бы и прове трилось !" - снова говори т т о т, ч то напро тив окна. А и правда: морозный воздух наполнил комна ту, хорошо. и т о т, к то у окна, чувс твуе т э то очень
Он поднимае т ся и закрывае т фор т очку. Снова оба молча т.
" А ч то э то у нас радио молчи т ?!" - т о ли спрашивае т, т о ли сожалее т т о т, к то напро тив окна. А радио - рядом с головой т о го, к то у окна. Он про тягивае т руку, включае т радио. И правда: лье т ся чарующая музыка. Но т о т, к то у окна, чувс твуе т е цен тре груди некое т о мление: как - т о все логично, но не нрави т ся ему э то все.
Он решае т развея т ься, сходи ть в буфе т и попи ть чайку. Он вс т ае т, обувае т ся, одевае т пиджак. Но т олько о ткрывае т дверь, как его догоняе т голос: " Вы в буфе т ?! Займи т е, пожалуйс т а, и мне очередь !"
И т у т ему с т анови т ся уже совсем плохо. Он чувс твуе т, ч то необходимо ч то - т о предприня ть: он оказался вовлеченным в позиционную борьбу.
Здесь мы остановимся на важном различии позиционной и деловой борьбы.
- Всякий успех в позиционной борьбе является мотивацией для ее продолжения до победного конца. Пытаться искать в ней компромисс - неразумно, поскольку всякая уступка - лишь распаляет аппетит наступающей стороны. Если в нашем примере тот, кто был у окна, решит, что он сейчас, так и быть, пойдет, займет очередь и тогда его агрессивный сосед удовлетворится и прекратит наступление, он сильно ошибется.
Скорее сосед скаже т: " Вам не т рудно ?! Будь т е другом, передай те сахарницу, пожалуйс т а !" - указывая рукой на сахарницу на соседнем с толике, о тче т ливо видя, ч то сахарница пус та, и т о му, к то был у окна, приде т ся ид ти раздобыва т ь у буфе тчицы сахар. По тому ч то, если он захоче т уклони ться и сообщи т ь соседу, ч то сахарница пус т а, т о обнаружи т, ч то т о т его не слыши т, поскольку наклонился и зашнуровывае т бо тинок. И т ак - до бесконечнос ти.
В деловой борьбе - наоборот. Успех одной из сторон может обеспечить выполнение главной функции - измерения сил сторон и повышения адекватности картин мира. И как только прогнозы сторон на возможные результаты продолжения борьбы более или менее совпадут, возможны переговоры и поиски компромисса - это будет разумно, поскольку позволит сократить потери с обеих сторон.
Но что может явиться выгодой для обеих сторон? А что вызвало сперва томление, а затем и совсем уже плохое самочувствие у того, кто был у окна? Конечно же, ощущение себя в несимпатичной для себя роли. Поэтому выгода в деловой борьбе это всегда - ролевое распределение.
Если тот, кто был у окна, действительно хочет выбраться из несимпатичного для него ролевого распределения, то у него имеется возможность: - Или включи ться в позиционную борьбу. Например, как бы не расслышав: " Да, в буфе т. Вы правильно делае т е, ч то т уда не иде т е. Чай, знае т е ли, скорее вреден, чем полезен. Особенно - с сахаром. Завидую вам, ч то вы може т е воздержа т ься. А я во т не могу - привык !" - и вый ти.
- Или нача ть деловую борьбу. Например: " Разумее т ся, займу. А вы, когда буде т е уходи ть, о ткрой т е, пожалуйс т а, снова фор т очку! Пус т ь без нас прове тривае т ся! Я могу надея ться ?!" - И, с тоя в дверях, дожида ться о тве т а. Дожида ться - значи т смо т ре т ь с доброжела т ельной улыбкой прямо в глаза и держа ть паузу.
Есть люди, которые мастерски ведут позиционную борьбу. Как правило, они не выдерживают деловой борьбы. И, с другой стороны, многие из тех, кто психологически прочен и успешно ведет деловую борьбу, не обладают достаточным умением вести позиционную борьбу.
Макиавелли говорит по этому поводу, что "Лев очень сильный зверь, но попадает в капканы. Лиса более слабый, но хитрый зверь, и умеет обходить капканы. Руководитель должен быть подобен и льву и лисе одновременно: быть сильным и уметь обходить капканы".
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |