![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Борьба в ролевом пространстве
Война и мир различаю т ся между собой обманом и арифме т икой. По Сунь Цзы, война - пу ть обмана. В том смысле, что войну нельзя вести, не обманывая противника. Военное искусство в значительной мере является искусством обмана.
Пусть у меня десять солдат. А у противника - десять тысяч. Еще неизвестно, кто победит. Ведь если мои десять поймают его двух - одного убьют, другого в мою веру обратят, то у моего "войска" дух станет выше, солдат станет больше, а у противника... И так далее.
Но такая удача возможна при условии, что солдаты противника не знают, где мои, т. е. у противника есть какие-то предположения, но они неверны: он думает, что мы здесь, а мы там. И для того чтобы эта удача не была единичной случайностью, необходимо, с одной стороны, заниматься обманом противника, а с другой - уточнением своей картины мира в части противника, т. е. разведкой.
Поэтому обман на войне моралей, он помогает уменьшить потери сторон и быстрее достичь мира. Без обмана война превращается в мясорубку.
Последовательность приоритетов в войне следующая.
- В первую очередь имеет смысл попытаться разрушить планы врага (изменить его картину мира). В случае успеха война закончится, не успев начаться. - Если это не удается, все равно рано стрелять. Надо попробовать разрушить союзы врага. Если он обнаружит, что его картина мира в части союзов неверна, есть надежда, что он изменит и планы: откажется от войны.
- Если это не получается, надо стремиться вести войну так, чтобы сохранить армию врага в целости: окружить, обойти, блокировать, деморализовать, распропагандировать и т. д.
- Если это не получается, надо стараться вести войну с наибольшим искусством и наименьшими потерями с обеих сторон.
В ситуации мира все обстоит прямо противоположно. Можно сказать, обман - путь войны, т. е. нельзя обманывать без риска втянуться в войну. В мирных условиях обман аморален.
Принцип твердого и пустого предлагает различать нам войну и мир, в частности, в отношении применимости обмана. Нужно ясно представлять, с кем я воюю, а с кем - в мире и дружбе. Нужно уметь и жить в мире и дружбе, и уметь воевать. Это два различные искусства и обоими необходимо владеть: искусством обманывать и искусством не обманывать (многие люди обманывают просто потому, что в недостаточной степени владеют искусством не обманывать).
К сожалению, дело обстоит еще сложнее, чем это представлено в предыдущем абзаце. Человек играет множество ролей и находится с одним и тем же партнером (другим человеком) во многих ролевых соотношениях. При этом по одним ролевым координатам эти два человека борются (воюют), а по другим ролевым координатам у них мир и дружба. Можно сказать, что не существует пары людей, которые по всем без исключения долевым координатам только бы боролись (воевали) или только бы находились в состоянии мира и дружбы.
Даже стреляющие друг в друга люди в знойной пустыне дают врагу попить, а единоверцы - помолиться. И врага в некоторых отношениях аморально обманывать, когда он выступает не в роли врага, а в какой-то иной роли.
С другой стороны, и любящие супруги по какой-то координате могут вести непримиримую борьбу и обманывать друг друга: например, по вопросу курения.
Муж спрашивае т жену, где его сигаре т ы, а она, сама их убрав подальше, о твечае т: " Да уж ... все скурил !" Он т яжко вздыхае т, поскольку магазин уже закры т, чему жена рада. Но она не догадывае т ся, ч то вздох э то т - при творный, для т о го, ч тобы она не уследила, когда он выйде т покури ть припря танные им именно на э то т случай сигаре т ы.
Если человек не умеет различать роли и переносит состояние мира или борьбы с одного ролевого соотношение на другое, то возникает:
Человек-максималист, который понимает и принимает только два состояния отношений с другим человеком: или мир - или война! В молодос ти я, учась в универси т е т е, увлекался немного рисованием, в т о м числе и рисовал плака т ы. Однажды предс т ави т е ль пар тийной организации поручил мне изго т ови т ь большой плака т: " Ч то - нибудь порезче - про тив агрессии американского империализма во Вье тнаме !* Мне э то задание не понравилось, но я был " при исполнении обязаннос т ей " в с туденческой рекламной с тудии. По моим т о гдашним поня тиям, поли тический плака т должен бы т ь овещес т вленным криком поли тической же души, а не заданием " с небрежно прикрываемым ладонью зевком на ус т ах ". Я изго т овил большой, на че тырех лис т ах, плака т и повесил его над главной лес тницей факуль т е т а. На нем было написано: " Ни один американский солда т не должен уй ти живым со свободной земли Вье тнама !". Через несколько часов ко мне подошел " предс т ави т е ль ":
- Слушай, сними плака т!
- А в чем дело?
- Какой - т о он не т акой! Кровожадный, ч то ли. К т о му же скоро буде т делегация американских физиков, неудобно!
- А напалмом жечь вье тнамских де тей - удобно?
Не кровожадно? Снимай т е сами! Я не буду.
Он о тошел, а я гадал: сниму т - не сниму т ... И сня ть - нехорошо. И ос т ави т ь - нехорошо. На следующее у тро исчез один из че тырех лис тов, и я поразился поли тической мудрос ти про тивника. Вроде бы плака т и не сня т, и вроде бы - обречен. И на следующий день он, дейс тви т е льно, был сня т эс т е т и ческим соображениям. - уже не по поли тическим, а по
В этом примере я явил собой классический пример максималиста. По иронии судьбы (что с максималистами нередко случается), мой нынешний зять (муж моей младшей сестры) - бывший американский летчик, воевавший в небе Вьетнама с нашими "МИГами".
Человек конфликтный, который переносит состояние борьбы с одних ролевых координат на другие - не умеет удержать борьбу в строго ограниченном ролевом пространстве (как маленький ребенок: раз ты, мама, не позволяешь мне смотреть этот мультик, я не буду тебя любить, уеду и буду жить один!).
Одна из типичных причин конфликтности человека- обидчивость. Ничто так не украшает нашу жизнь, как шутливая борьба (Лучше умереть от смеха, чем жить без юмора). Однако люди, не привыкшие часто пересматривать свою картину мира в соответствии с жизненными реалиями, имеют слабое и замедленное чувство юмора, из-за чего шутливую борьбу воспринимают как серьезную. Ну, а поскольку для юмора нет закрытых зон (ничто не свято), то шутливая борьба может протекать по любым ролевым координатам. Конфликтному человеку полезно разъяснять в ясной и понятной форме, без всякого юмора, где вы с ним воюете (в каких вопросах боретесь), а где у вас - мир и дружба.
Человек простодушный, который необоснованно переносит состояние мира и дружбы с одних ролевых координат на другие - не умеет сдерживать дружеские чувства в определенных ролевых рамках, когда сталкивается с людьми, имеющими враждебные по отношению к нему намерения (как улыбающийся иностранец, которому, тоже улыбаясь, говорят на местном языке гадости и покатываются со смеху). Но иностранец рано или поздно разберется, что к чему, а простодушного человека жизнь может научить только уж очень недобрым способом.
Однажды у меня на семинаре слуша т ели подняли вопрос о т о м, ч то уж очень жес ткое, в моем изложении, управленческое искусс тво: " У американцев все помягче !" Я пояснил, ч то менеджмен т лишь по форме мягкий, а по содержанию - жес ткий: ведь его задача - предо твра т и т ь и предупреди ть применение грубой силы в ин тересах всех с т орон; ч то " менеджмен т - э то кулак в лайковой перча тке " - как раз американская формула. Ч т о т е ма моего семинара - " Техника перехва т а и удержания управления " - как раз об э том кулаке, а Дейл Карнеги - э то о перча тке. Но перча тка без кулака - мало чего с т ои т. Ту т один слуша т ель не выдержал и поднял руку: " Можно я им расскажу ?! Ч т обы не обольщались на сче т американцев !"
И он рассказал о т о м, как рабо т ал раньше в совмес т ном с американцами предприя тии, и был у него американский менеджер - напарник. " Мы с ним дружили - обнимались, водку пили, ну, я думал - друг! А однажды он забыл в компью т ере диске тку. Я крепился, крепился, по том не выдержал, посмо трел, ч то т а м. А т а м - все мои грехи, упущения и проколы - за все время нашей " дружбы ", да еще с цифрами, да т ами и свиде т елями ... Во т т ебе и дружба! Так ч то - не обольщай т есь на слова !"
- Ну а ч то т ы после э того сделал? - не удержались из зала.
- Я? Сломал диске тку!
Зал рассмеялся. Видимо, развеселила зримая разница мен т альнос т ей.
Разумеется, дело не в американцах как таковых. Думаю, читатель меня понимает правильно. Принадлежность к любой нации - лишь комбинация ролей и не более того. И в этих комбинациях надо разбираться, не расширяя сферу борьбы и не проявляя излишнего простодушия.
А теперь - несколько слов по поводу арифметики. Моральное различие между войной и миром имеет место не только по поводу оценки приемлемости обмана, но и по поводу применимости социальной арифметики.
В военных условиях обречь на смерть (а то и просто убить) малое количество невинных людей (или собственных солдат), если это позволит спасти от гибели большое их количество, - морально. Если и существуют сомнения по этому поводу, то они испаряются, если большое количество становится очень большим, а малое - очень малым. Частным случаем этой арифметики является захват заложников, а также вынесение показательного наказания (не обязательно, действительно, виновному) - в назидание остальным, когда один человек приносится в жертву воспитательной процедуре многих. В мирных условиях принесение в жертву хотя бы одного с благой целью спасения миллионов (не говоря уже о меньших количествах) - аморально. Если и существуют сомнения на этот счет, то они касаются технологии принесения в жертву, что именно имеет место: оставление без помощи; обречение на верную смерть; казнь. В мирных условиях недопустимо показательное наказание одного (имеется в виду - незаслуженное полностью или частично) ради воспитания многих. Использование этого приема может привести к борьбе (войне), являясь, по существу, ее первым шагом.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |