КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вторая часть
Первый раздел 1. "Самосущий проделал [для чувств] отверстия наружу – поэтому [человек] глядит вовне, а не внутрь себя. [Но] великий мудрец, стремясь к бессмертию, глядел внутрь себя, закрыв глаза. 2. Неразумные следуют внешним желаниям, они попадают в распростертые сети смерти. Мудрые же, узрев бессмертие, не ищут здесь постоянного среди непостоянных [вещей]. 3. Чем [человек ощущает] образ, вкус, запах, звуки и любовные прикосновения, Тем он и распознает. Что же остается здесь? Поистине, это – То. 4. Постигнув [того], благодаря которому он видит и то и другое – состояние сна и состояние бодрствования, – Великого, всепроникающего Атмана, мудрый не печалится. 5. Кто знает этого воспринимающего Атмана, живого, [находящегося] вблизи, Владыку прошедшего и будущего, тот больше не страшится. Поистине, это – То. 6. Кто древле рожден от подвижничества, кто древле родился из вод; Проникши в тайник [сердца], находится [там], кто различает с помощью существ, поистине, это – То. 7. [Та], которая возникает с дыханием, Адити, заключающая в себе божеств; [Которая], проникши в тайник [сердца], находится [там]; которая рождена с существами, поистине, это – То. 8. Скрытый в кусках дерева Джатаведас, подобно плоду, хорошо укрытому [во чреве] беременных, – Огонь день за днем должен быть чтим людьми, пробудившимися и совершающими возлияние. Поистине, это – То. 9. Откуда восходит солнце и куда оно заходит – В том утверждены все боги, никто не выходит за его пределы. Поистине, это – То. 10. Что здесь, то и там; что там, то и здесь. От смерти к смерти идет тот, кто видит здесь [что-либо] подобное различию. 11. Лишь разумом следует постигать это. Нет здесь никакого различия. От смерти к смерти идет тот, кто видит здесь [что-либо] подобное различию. 12. Пуруша, величиной с большой палец, находится в середине тела, Владыка бывшего и будущего – [познавший его] больше не страшится. Поистине, это – То. 13. Пуруша, величиной с большой палец, подобный пламени без дыма, - Владыка бывшего и будущего. Он – сегодня, он – и завтра. Поистине, это – То. 14. Как вода, пролившаяся на горы, устремляется вниз по склонам, Так и видящий различие в свойствах [вещей] устремляется за ними. 15. Как чистая вода, налитая в чистую, остается такой же. Так и Атман молчальника, наделенного распознаванием, остается [таким же, как высший Атман], о Гаутама! Второй раздел 1. [Вот] град с одиннадцатью вратами – нерожденного, с неискривленной мыслью, – Правя [им], он не печалится, и, освобожденный, он освобождается. Поистине, это – То. 2. "Гусь", [он пребывает] в небе, васу – в воздушном пространстве, хотар – у алтаря, гость – в доме; [Он – ] в людях, в богах, в законе, в пространстве; рожден из вод, рожден из земли, рожден из закона, рожден из гор. [Он – ] великий закон. 3. Он возносит вверх выход, влечет внутрь вдох; Карлика, сидящего внутри, [его] почитают все боги. 4. Когда этот плотский, находящийся в теле [Атман] распадается, Освобождается от плоти, что же остается здесь? Поистине, это – То. 5. Ни выдохом, ни вдохом не живет никакой смертный, Но иным живут они – [тем], на чем основаны оба эти [дыхания]. 6. Что же – я поведаю тебе эту тайну вечного Брахмана И [о том], что бывает с Атманом, достигшим смерти, Гаутама! 7. Одни тела достигают [материнского] лона для [нового] воплощения. Другие входят в неподвижные тела, согласно [своим] действиям, согласно знаниям. 8. Этот пуруша, который бодрствует в спящих, порождающий один желанный [образ] за другим, Он – чист, он – Брахман, он зовется бессмертным. В нем утверждены все миры, никто не выходит за его пределы. Поистине, это – То. 9. Как единый огонь, проникнув в мир, уподобляется каждому образу, Так же и единый Атман во всех существах уподобляется каждому образу, [оставаясь] вне [их]. 10. Как единый ветер, проникнув в мир, уподобляется каждому образу, Так же и единый Атман во всех существах уподобляется каждому образу, [оставаясь] вне [их]. 11. Как солнце, глаз всего мира, не оскверняется внешними пороками, [зримыми для] глаз, Так же и единый Атман во всех существах не оскверняется мирским злом, [оставаясь] вне [его]. 12. Единый властитель, Атман во всех существах, что умножает одно семя – [Лишь] тем мудрецам, которые видят его в самих себе, [суждено] вечное блаженство, и не иным. 13. Вечный среди невечных, мыслящий среди немыслящих, единый среди многих, что доставляет [исполнение] желаний, – [Лишь] тем мудрецам, которые видят его в самих себе, [сужден] вечный покой, и не иным. 14. "Это – То", – так полагают о невыразимом, высшем блаженстве: Как могу я распознать То? – Светит ли оно [само] или отсвечивает? 15. Там не светит ни солнце, ни луна и звезды, не светят эти молнии – откуда [может быть там] этот огонь? Все светит лишь вслед за "им, светящим; весь этот [мир] отсвечивает его светом. Третий раздел 1. Наверху [ее] корень, внизу – ветви, это вечная смоковница. Это чистое, это Брахман, это зовется бессмертным. В этом утверждены все миры, никто не выходит за его пределы. Поистине, это – То. 2. Весь этот мир, что существует, движется в жизненном дыхании, [из которого он] вышел. Это – великий страх, молния сверху. Кто знает это, те становятся бессмертными. 3. Из страха перед ним горит огонь, из страха – горит солнце. Из страха – бегут Индра, и Ваю, и пятая – смерть 4. Если [кто-либо] способен постичь его до распада тела. То он подвергается воплощению в сотворенных мирах. 5. Как в зеркале, так [виден он и] в Атмане; как во сне, так – и в мире предков; Как в воде, так виден он и в мире гандхарвов; как в тени и свете, так – и в мире Брахмана. 6. [Зная] по отдельности природу чувств, [их] восход и заход: Зная по отдельности [их] возникновение, мудрый не печалится. 7. Разум выше чувств, сущность выше разума, Великий Атман – над сущностью, Непроявленное – выше великого [Атмана], 8. Пуруша же – выше Непроявленного, – всепроникающий и лишенный признаков. Узнав его, существо освобождается и достигает бессмертия. 9. Образ его незрим, никто не видит его глазом. Он постигнут сердцем, мыслью, разумом; те, кто знает его, становятся бессмертными. 10. Когда пять [источников] знаний успокаиваются вместе разумом И не действует способность постижения, – это зовут высшим путем. 11. Твердое владение чувствами – это считают йогой. Тогда [человек] становится неотвлеченным, ибо йога приходит и уходит. 12. Нельзя достичь его ни речью, ни разумом, ни глазом. Как постичь его иначе, нежели говоря "Он есть?" 13. "Он есть" так следует постигать [его] истинную природу в обоих [видах]. "Он есть" – постигшему [его] так открывается [его] истинная природа. 14. Когда прекращаются все желания, обитающие в сердце, То смертный становится бессмертным и достигает здесь Брахмана. 15. Когда разрубаются все узлы, [связывающие] здесь сердце, То смертным становится бессмертным – таково наставление. 16. В сердце – сто и одна артерия, из них одна ведет к голове. Идущий по ней вверх достигает бессмертия, во все [стороны] служат выходами другие [артерии]. 17. Пуруша величиной с большой палец, [находящийся] внутри тела, всегда пребывает в сердце людей. Пусть с твердостью извлекут его из своей плоти, как сердцевину из тростника; Пусть знают его как чистого, бессмертного, пусть знают его как чистого, бессмертного". 18. Так Начикетас, приобретя знание, поведанное смертью, и все это предписание йоги, Достигши Брахмана, стал бесстрастным и бессмертным. Так же [будет] и с другим, кто знает об Атмане.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |