Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участники арбитражного процесса 15 страница




Возмещение убытков или выплата компенсации возможны и в тех случаях, когда арбитражный суд принимает решение об оставлении иска без рассмотрения или отказе в удовлетворении иска полностью или в части по основаниям, предусмотренным ч. 4 комментируемой статьи. При этом ответчик вправе в свою очередь заявить ходатайство об обеспечении иска о возмещении убытков, причиненных обеспечением иска, за счет средств встречного обеспечения по предыдущему делу, пока определение о встречном обеспечении не было отменено арбитражным судом в соответствии со ст. 94 АПК РФ.

2. При рассмотрении иска о возмещении убытков или выплате компенсации необходимо учитывать возможность обжалования судебного акта об отказе в удовлетворении иска. Если после подачи иска о взыскании убытков решение по первоначальному иску будет отменено и дело будет направлено на новое рассмотрение, то суд, рассматривающий дело о взыскании убытков, обязан приостановить производство по делу. Если решение по первоначальному иску будет отменено и первоначальный иск будет удовлетворен, то в иске в возмещении убытков будет отказано.

3. При разрешении спора арбитражный суд должен определить размер причиненных убытков и их взаимосвязь с обеспечительными мерами. Убытки должны возникнуть в период действия обеспечительных мер (например, убытки в связи с невозможностью продажи имущества в период действия ареста или запрета на распоряжение им). Если же эти убытки вызваны обстоятельствами, имевшими место ранее или позднее этого периода, то они взысканию не подлежат.

Убытки, согласно ст. 15 ГК РФ, включают в себя расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Не подлежат включению в сумму упущенной выгоды налоги, поскольку налоги должны перечисляться в бюджет и неполученной прибылью не являются. При определении размера убытков может быть использована Временная методика определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров <1>.

--------------------------------

<1> Приложение к письму Госарбитража СССР от 28 декабря 1990 г. N С-12/НА-225 // БНА СССР. 1991. N 8.

 

Статья 99. Предварительные обеспечительные меры

 

Комментарий к статье 99

 

1. Комментируемая статья является абсолютно новой в российском арбитражном процессе. ГПК РФ не содержит норм о предварительных обеспечительных мерах.

Разъяснения относительно применения норм комментируемой статьи даны в Постановлениях Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", от 9 июля 2003 г. N 11 "О практике рассмотрения арбитражными судами заявлений о принятии обеспечительных мер, связанных с запретом проводить общие собрания акционеров", в информационном письме Президиума ВАС РФ от 7 июля 2004 г. N 78 "Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер".

2. Сущность предварительных обеспечительных мер состоит в обеспечении исполнения судебного акта по делу, которое еще не возбуждено арбитражным судом и для возбуждения которого еще нет основания (иск еще не предъявлен). В зарубежной практике данные меры весьма распространены по искам, связанным с контрафактной продукцией, арестом морских судов и т.п.

Российская Федерация является участницей многих конвенций, в том числе определяющих процессуальные особенности предварительных обеспечительных мер, положения которых должны быть учтены во внутреннем законодательстве; в частности, Федеральным законом от 6 января 1999 г. N 13-ФЗ Россия присоединилась к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (Брюссель, 1952 г.). Кроме того, условием вступления России в ВТО является имплементация в действующее законодательство положений Соглашения ТРИПС, направленных на обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности. В соответствии с ч. III Соглашения следует закрепить правоприменительные процедуры, позволяющие эффективно противодействовать любому нарушению прав интеллектуальной собственности, включая срочные предотвращения нарушений, а также сдерживающие их средства защиты. Соглашение предусматривает отдельные требования к процедурам защиты прав, а именно то, что они не должны быть излишне сложными или дорогостоящими, приводить к необоснованному увеличению сроков или неоправданным задержкам.

В целях приведения процессуального законодательства в соответствие с положениями ТРИПС наряду с возможностью применения судом традиционных мер, направленных на обеспечение иска, комментируемая статья предусматривает применение предварительных обеспечительных мер, которые необходимы в том числе для защиты правообладателей при обнаружении распространяемых нарушителями контрафактных произведений. Поскольку для предъявления иска необходимы определенные документы, оплата государственной пошлины и выполнение иных формальностей, то нарушитель за это время может скрыть контрафактные экземпляры, принять иные меры, связанные с невозможностью применения в дальнейшем обеспечительных мер, исполнения решения суда, либо продолжать осуществлять контрафактную деятельность. В связи с этим для авторов и иных правообладателей очень важно как можно быстрее применить к нарушителю запрещающие меры.

3. Предварительные обеспечительные меры имеют следующие особенности по сравнению с обеспечительными мерами, принимаемыми после подачи иска:

- момент обращения с заявлением о применении предварительных мер (до предъявления иска). Предварительные обеспечительные меры должны носить временный характер и связываться с необходимостью подачи иска в компетентный суд;

- обязанность заявителя представить в арбитражный суд документ, подтверждающий произведенное встречное обеспечение в размере указанной в заявлении суммы обеспечения имущественных интересов, вместе с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер;

- последствия, предусмотренные ч. 4 ст. 93 АПК РФ, согласно которой в обеспечении иска не может быть отказано, если лицо представило встречное обеспечение, не наступают;

- подача заявления о принятии предварительных обеспечительных мер не прерывает течения срока исковой давности (ст. 203 ГК РФ);

- специальные правила о подсудности. Заявление об обеспечении имущественных интересов подается в арбитражный суд по месту нахождения заявителя, либо по месту нахождения денежных средств или иного имущества, в отношении которых заявитель ходатайствует о принятии мер по обеспечению имущественных интересов, либо по месту нарушения прав заявителя. Исключения составляют корпоративные споры.

Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в комментируемую статью была введена ч. 3.1, положения которой направлены на предотвращение инициирования корпоративных споров, тесно связанных между собой, в различных судах и установление в связи с этим исключительной подсудности всех дел по спорам акционеров (участников иных хозяйственных товариществ и обществ, членов кооперативов и некоммерческих организаций), связанным с деятельностью хозяйственных товариществ и обществ, включая дела по искам к держателям реестров (регистраторам) акционерных обществ, в том числе и связанные с обеспечением иска. Все подобные споры должны рассматриваться арбитражным судом по месту нахождения соответствующего юридического лица (не в отдельном производстве).

4. Основания применения предварительных обеспечительных мер определены в ч. 2 ст. 90 АПК РФ: если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе тогда, когда исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Перечень оснований является исчерпывающим.

В п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмечается, что предварительные обеспечительные меры применяются по заявлению организации или гражданина лишь в случае представления доказательств наличия у них имущественных требований. Такими доказательствами могут быть, в частности, сведения о регистрации права собственности, коммерческий контракт, выписки из лицевого счета о перечислении денежных средств и т.д. Заявления, которые не содержат требований имущественного характера, не могут сопровождаться предварительными обеспечительными мерами.

Как отмечается в п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", арбитражный суд вправе отказать в применении предварительных обеспечительных мер, если их применение иным компетентным судом в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи более эффективно (имущество - объект обеспечения находится в юрисдикции иного суда; юридическое лицо, в связи с деятельностью которого принимаются обеспечительные меры, зарегистрировано в ином субъекте РФ; контрафактная продукция реализуется в юрисдикции иного суда и т.п.).

При определении компетенции исходя из ч. 3 комментируемой статьи следует учитывать, в частности, характер обеспечиваемого требования, вид истребуемой меры, ее исполнимость в рамках юрисдикции данного суда с учетом срочного характера обеспечительных мер, а также время, необходимое для реализации ходатайства о предварительных обеспечительных мерах в ином компетентном суде.

Заявление о применении предварительных обеспечительных мер по месту нахождения заявителя может быть обусловлено необходимостью применения конкретных мер в случае, если их непринятие может повлечь неустранимые последствия для заявителя, сопряженные с причинением значительного ущерба. Арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления о применении предварительных обеспечительных мер, поданного по месту нахождения заявителя, если известно место нахождения должника либо его имущества или денежных средств и применение мер судом, избранным на основании данных критериев, будет более эффективным.

Применение предварительных обеспечительных мер по месту нахождения имущества должника обоснованно при условии нахождения в рамках юрисдикции суда значительного объема имущества, за счет которого могут быть обеспечены имущественное требование заявителя либо его существенная часть.

5. Согласно ч. 6 комментируемой статьи в отношении предварительных обеспечительных мер применяются положения ч. 2 ст. 94 АПК РФ, согласно которой встречное обеспечение может быть предоставлено также ответчиком взамен мер по обеспечению иска о взыскании денежной суммы путем внесения на депозитный счет арбитражного суда денежных средств в размере требований истца.

Так, определением арбитражного суда субъекта РФ было удовлетворено заявление российского торгового порта о применении предварительных обеспечительных мер по морскому требованию в форме ареста теплохода, принадлежащего иностранному судовладельцу. Должник в соответствии с ч. 6 комментируемой статьи обратился в арбитражный суд, вынесший определение о применении предварительных обеспечительных мер, с ходатайством о снятии ареста с судна в связи с предоставлением им встречного обеспечения в форме внесения денежных средств на депозитный счет арбитражного суда. При рассмотрении заявленного ходатайства арбитражный суд учел, что встречное обеспечение предоставлено в установленной законом форме и в достаточном размере, и на основании ч. 2 ст. 94 АПК РФ удовлетворил заявление о снятии ареста с теплохода <1>.

--------------------------------

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 7 июля 2004 г. N 78. П. 12.

 

6. Подсудность рассматриваемой категории заявлений определяется по выбору заявителя. Заявление о принятии предварительных обеспечительных мер в силу ч. 3 комментируемой статьи подается в арбитражный суд:

- по месту нахождения заявителя;

- по месту нахождения денежных средств или иного имущества, в отношении которых заявитель ходатайствует о принятии указанных мер;

- по месту нарушения прав заявителя.

В то же время, как отмечается в п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 7 июля 2004 г. N 78, арбитражный суд вправе отказать в применении предварительных обеспечительных мер, если их осуществление иным компетентным судом в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи более эффективно. Так, государственное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер в форме ареста продукции общества с ограниченной ответственностью, зарегистрированного в ином субъекте РФ. По мнению заявителя, продукция общества маркирована товарными знаками, зарегистрированными на его имя, что является нарушением его исключительного права на товарный знак. Арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заявителя отказал в удовлетворении заявления о применении предварительных обеспечительных мер. В данном случае суд по месту нахождения заявителя не может обеспечить максимальную эффективность предварительных обеспечительных мер, в том числе их быструю реализацию. Заявитель не представил доказательства того, что его прибытие в суд по месту нахождения имущества должника или месту нарушения его прав в короткие сроки затруднительно (тяжелое имущественное положение, большое расстояние и т.п.). В целях эффективной реализации обеспечительных мер в отношении рассматриваемых требований целесообразнее предъявление ходатайства о применении предварительных обеспечительных мер по месту нарушения прав заявителя (территория субъекта РФ, на которой распространялась контрафактная продукция), так как истребуемую обеспечительную меру (арест контрафактной продукции) эффективнее реализовать в суде по месту нарушения прав заявителя. В такой ситуации арбитражный суд, принимая решение о предварительных обеспечительных мерах, имеет возможность получить доказательства распространения контрафактной продукции на региональном рынке.

Арбитражный суд сослался на п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11, указавшего, что подача заявления об обеспечении имущественных интересов по месту нахождения заявителя может быть обусловлена необходимостью применения конкретных предварительных обеспечительных мер, когда их непринятие может повлечь за собой неустранимые последствия для заявителя, а также то, что арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления об обеспечении имущественных интересов, поданного по месту нахождения заявителя, если известно место нахождения должника либо его имущества или денежных средств, в отношении которых заявитель ходатайствует о принятии предварительных обеспечительных мер.

7. Определяя подсудность в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи, следует учитывать, как отмечает Президиум ВАС РФ, характер обеспечиваемого требования, вид истребуемой меры, ее исполнимость в рамках компетенции данного суда, а также период времени, необходимый для реализации ходатайства о предварительных обеспечительных мерах в ином компетентном суде (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 7 июля 2004 г. N 78).

8. По смыслу ч. 4 комментируемой статьи встречное обеспечение является обязательным условием реализации организацией или гражданином права на обращение в суд с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение имущественных интересов заявителя до предъявления иска, и никак не связано с разрешением этого заявления по существу. Поэтому при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 90 АПК РФ, арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении ходатайства.

9. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи в определении об обеспечении имущественных интересов суд устанавливает срок, не превышающий 15 дней со дня вынесения определения, для подачи искового заявления по требованию, в связи с которым судом были приняты меры по обеспечению имущественных интересов заявителя. Если по его истечении заявителем не представлены доказательства подачи искового заявления в суд, арбитражный суд, третейский суд или в иной суд, то арбитражный суд, вынесший определение об обеспечении имущественных интересов, отменяет предварительные обеспечительные меры. Доказательством подачи искового заявления может быть копия судебного акта соответствующего суда о принятии искового заявления к производству или отметка этого суда на копии искового заявления, поданного в суд.

10. Определение о применении предварительных обеспечительных мер может быть обжаловано, причем не только должником, но и любым другим лицом, права и интересы которого затрагиваются указанным судебным актом. Так, российская судостроительная компания обратилась в арбитражный суд субъекта РФ с ходатайством о применении предварительных обеспечительных мер в виде ареста иностранного судна, находящегося в морском торговом порту, расположенном в субъекте РФ, в обеспечение морского требования, возникшего из контракта на ремонт судна, заключенного компанией и норвежской фирмой "A". Определением суда ходатайство было удовлетворено. Другая норвежская фирма "S". подала апелляционную жалобу с просьбой об отмене обеспечительных мер со ссылкой на то, что она является единственным собственником судна и принятый судебный акт нарушает ее права и законные интересы. Президиум ВАС РФ определение арбитражного суда о наложении ареста на судно отменил по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (Брюссель, 10 мая 1952 г.), лицо, имеющее морское требование, может арестовать конкретное судно, в отношении которого возникло данное требование, или любое другое судно, принадлежащее лицу, которое на момент возникновения морского требования было собственником конкретного судна. Как указано в п. 4 ст. 3 Конвенции, в случае фрахтования судна с передачей полного управления им, когда фрахтователь самостоятельно отвечает по морскому требованию, относящемуся к этому судну, истец может наложить арест на данное судно или на любое другое судно, принадлежащее такому фрахтователю, с соблюдением постановлений настоящей Конвенции, но никакое другое судно, принадлежащее зарегистрированному собственнику, не может быть подвергнуто аресту в силу этого морского требования. Таким образом, Конвенция предусматривает возможность ареста иного судна, нежели судна, в отношении которого возникло морское требование, только у двух субъектов: собственника и фрахтователя. Согласно материалам дела владельцем судна, зарегистрированного в регистре торгового флота Гибралтара, значится фирма "S" <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 7 июля 2004 г. N 78.

 

11. Согласно ч. 7 настоящей статьи исковое заявление подается заявителем в арбитражный суд, который вынес определение об обеспечении имущественных интересов, или в иной суд. При этом следует иметь в виду, что исковое заявление подается в арбитражный суд, который вынес определение об обеспечении имущественных интересов, только в случаях, когда дело подсудно этому арбитражному суду в соответствии с положениями § 2 гл. 4 АПК РФ, если иное не предусмотрено международным договором <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11.

 

12. Сторона, не участвовавшая в судебном заседании по поводу применения обеспечительных мер, может ходатайствовать в суде о снятии или замене этих мер. В том случае, если исковое производство по требованию, обеспеченному в предварительном порядке, не начато в установленный судом срок, обеспечение подлежит отмене по заявлению заинтересованной стороны.

13. Часть 9 комментируемой статьи определяет последствия подачи искового заявления в части трансформации предварительных обеспечительных мер в меры по обеспечению иска. Так, в исковом заявлении истец сформулировал ходатайство о применении мер по обеспечению иска, аналогичных предварительным обеспечительным мерам, примененным ранее. Отказывая в удовлетворении заявления об обеспечении иска, арбитражный суд сослался на ч. 9 комментируемой статьи, согласно которой в случае подачи заявителем искового заявления по требованию, в связи с которым арбитражным судом приняты меры по обеспечению имущественных интересов заявителя, эти меры действуют как меры по обеспечению иска. До начала процесса по существу спора требования заявителя представляют собой лишь его имущественные интересы, так как процесс по существу спора еще не возбужден. По смыслу закона трансформация предварительных обеспечительных мер в меры по обеспечению иска происходит автоматически, поэтому вынесения арбитражным судом повторного определения об обеспечении иска не требуется <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 7 июля 2004 г. N 78.

 

Статья 100. Обеспечение исполнения судебных актов

 

Комментарий к статье 100

 

Согласно ч. 1 ст. 15 АПК РФ арбитражный суд принимает судебные акты в форме решения, постановления, определения (о видах судебных актов см. комментарий к указанной статье).

В соответствии с ч. 2 ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд рассматривает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска, или об отмене обеспечения иска, или об обеспечении исполнения решения. Кроме того, согласно ч. 7 ст. 182 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лиц, участвующих в деле, может принять меры по обеспечению исполнения решения, не обращенного к немедленному исполнению, по правилам, предусмотренным гл. 8 настоящего Кодекса. При этом исполнение решения обеспечивается не только в тех случаях, когда неприменение обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, но и в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (ч. 2 ст. 90 АПК РФ).

В том случае, если суд не решает вопрос об обеспечении исполнения решения, исполнение производится судебным приставом в рамках исполнительного производства в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает государственную пошлину в отношении заявлений об обеспечении исполнения судебных актов.

В том случае, если арбитражный суд принял меры по обеспечению исполнения решения, на это указывается в резолютивной части решения. Вопрос об обеспечении исполнения судебного акта может быть поставлен не только при вынесении решения судом первой инстанции, но и при рассмотрении дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

При рассмотрении иска государственного учреждения культуры - Приморского краевого центра народной культуры к общественной организации "Федерация профсоюзов Приморского края" о признании незаконными действий ответчика по изъятию из оперативного управления истца части здания суд удовлетворил ходатайство об обеспечении исполнения решения с требованием запретить ООО "Творчество" передавать в аренду нежилые помещения. Ответчик обжаловал указанное определение, ссылаясь на то, что суд принял обеспечительные меры после принятия решения по делу, тем самым вышел за пределы заявленных исковых требований. Однако суд кассационной инстанции определение не оставил в силе, поскольку обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а согласно комментируемой статье правила об обеспечении иска, предусмотренные гл. 8 Кодекса, применяются при обеспечении исполнения судебных актов <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 января 2005 г. N Ф03-А51/05-1/4545.

 

Глава 9. СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ

 

Статья 101. Состав судебных расходов

 

Комментарий к статье 101

 

1. Нормы гл. 9 АПК РФ о судебных расходах применяются при производстве в арбитражном суде любой инстанции и при рассмотрении любых дел по всем видам производства в арбитражном процессе.

Комментируемая статья определяет состав судебных расходов, включающих в себя государственную пошлину и судебные издержки, и не определяет понятия судебных расходов в арбитражном процессе. В целом судебные расходы можно определить как денежные суммы, оплачиваемые лицами, участвующими в деле, или относимые на счет средств федерального бюджета, в связи с производством по делу в арбитражном суде.

2. Понятие государственной пошлины содержится в ст. 333.16 НК РФ. В соответствии с нормативной дефиницией государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Это широкое понятие государственной пошлины, поскольку она уплачивается не только при обращении в арбитражный суд, но и при обращении в иные юрисдикционные органы.

Поскольку государственная пошлина является разновидностью сбора, нормы о порядке ее уплаты, о размерах (ставках), о плательщиках государственной пошлины, об основаниях предоставления отсрочки и рассрочки ее уплаты и иные устанавливаются законодательством о налогах и сборах (гл. 25.3 НК РФ). Ряд вопросов уплаты государственной пошлины разъяснен в информационных письмах Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" <1>, от 13 марта 2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и в иных информационных письмах высшей судебной инстанции в системе арбитражных судов.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2005. N 7.

 

Институт государственной пошлины имеет экономическое и правовое значение: с одной стороны, государственная пошлина поступает в федеральный бюджет и частично покрывает те расходы, которые ежегодно затрачиваются на финансирование судебной системы; с другой стороны, необходимость уплаты государственной пошлины предотвращает необоснованное заявление исковых требований, подачу апелляционных и кассационных жалоб. Одновременно размеры государственной пошлины устанавливаются таким образом, чтобы не препятствовать доступности правосудия.

3. Судебные издержки компенсируют иные (помимо государственной пошлины) расходы, произведенные в ходе производства по делу, обеспечивают экономическую заинтересованность экспертов, специалистов, свидетелей и переводчиков в выполнении государственных обязанностей.

 

Статья 102. Уплата государственной пошлины

 

Комментарий к статье 102

 

1. Комментируемая статья носит отсылочный характер, соответствующие вопросы регулируются гл. 25.3 НК РФ.

2. В соответствии со ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица. Указанные лица признаются плательщиками в случае, если они самостоятельно обращаются за совершением юридически значимых действий или выступают ответчиками в арбитражных судах и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой. В силу подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ ответчики уплачивают указанную в судебном акте государственную пошлину в 10-дневный срок со дня вступления акта в законную силу. В связи с этим исполнительные листы на взыскание государственной пошлины с ответчиков выдаются по истечении 10 дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена ее плательщиком добровольно <1>.

--------------------------------

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 г. N 91. П. 4.

 

В соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, т.е. от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена <1>. В то же время возможна уплата государственной пошлины представителем от имени представляемого (ст. 59 АПК). Уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого <2>.

--------------------------------




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.