Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расследования 2 страница




34. Итак, первым законодателем назван вариант производства предварительного расследования - "по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации". Что это значит? Чтобы ответить на поставленный вопрос, начнем свои пояснения с характеристики употребленного здесь словосочетания "в Российской Федерации". На первый взгляд, кажется, что здесь разъяснять? "В Российской Федерации" - прямая противоположность месту "вне пределов Российской Федерации". Не совсем так. Как нами было обосновано в комментарии к ст. 32 УПК, в ч. 4.1 к.с., равно как и в ч. ч. 4 и 5 ст. 32 УПК термин "вне пределов Российской Федерации" используется исключительно исходя из того его значения, которое употреблено в ст. 12 УК. Соответственно, то место, о котором идет речь в ч. 3 ст. 11 УК, хотя там также написано "вне пределов Российской Федерации", не включено законодателем в его содержание. Тем не менее это место не находится и "в Российской Федерации", в том смысле, который в данное выражение вложил законодатель в исследуемом контексте.

35. "В Российской Федерации", в нашем случае, имеется в виду - в пределах Государственной границы Российской Федерации, а еще правильнее сказать, в пределах территории объектов административно-территориального деления Российской Федерации. Именно эти объекты (их части или совокупности) являются территорией, обслуживаемой органами предварительного расследования. Тот орган, компетенция которого распространяется на конкретный объект административно-территориального деления Российской Федерации, в котором живет или пребывает потерпевший (находится его место жительства или место пребывания), и должен производить в полном объеме предварительное расследование преступлений, о которых идет речь в ч. 4.1 к.с.

36. А теперь несколько слов о понятиях "место жительства" и "место пребывания". "Место" - это "пространство, которое занято или может быть занято" кем-нибудь, чем-нибудь, "на котором находится" кто-нибудь (что-нибудь), "происходит" что-нибудь <878>. Этимологически "место жительства" - это "место постоянного проживания" <879>.

--------------------------------

<878> См.: Краткий толковый словарь русского языка / Сост. И.Л. Городецкая, Т.Н. Поповцева, М.Н. Судоплатова, Т.А. Фоменко; под ред. В.В. Розановой. 4-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1985. С. 93; Ожегов С.И. Указ. соч. С. 299.

<879> См.: Ожегов С.И. Указ. соч. С. 299.

 

37. Согласно ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

38. Понятие "место пребывания" также определено законодателем в ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

39. Проще говоря, по общему правилу получается согласно признакам территориальной подследственности расследование в полном объеме по уголовному делу о преступлении, о котором идет речь в ч. 4.1 к.с., должен осуществлять орган предварительного расследования, на территории обслуживания которого в данный конкретный момент находится потерпевший. А что делать, если он переезжает из одной гостиницы в другую, если меняет место жительства и т.п.? Неужели из-за этого автоматически меняется и подследственность уголовных дел о преступлениях, совершенных вне пределов Российской Федерации? Полагаем, что не меняется. Хотя признаем, что неточность формулировки, использованной законодателем в ч. 4.1 к.с., вполне может породить и такое мнение. И против соответствующего утверждения можно будет возражать, лишь ссылаясь на устоявшееся представление о подследственности, в том числе о территориальной подследственности.

40. Как же должен поступить возбудивший уголовное дело следователь (дознаватель и др.), если потерпевший, в отношении которого вне пределов Российской Федерации было совершено преступление, переехал в другой район (город)? Полагаем, законным в данном случае будет продолжение предварительного расследования. Передача по подследственности данного уголовного дела тоже, в принципе, возможна. Однако полагаем, к принятию данного процессуального решения следует прибегать лишь в случае такой перемены места жительства и (или) пребывания потерпевшего, которая не позволяет ему лично являться к следователю (дознавателю и др.) и реализовывать предусмотренные законом права потерпевшего. Допустим, из-за состояния здоровья потерпевший из г. Магадан был переправлен на продолжительное лечение в г. Москву. В этом случае в орган предварительного расследования, обслуживающий территорию, на которой расположено лечебное, учреждение, может быть по подследственности направлено и уголовное дело.

41. Термин "потерпевший", употребленный законодателем в ч. 4.1 к.с., подлежит расширительному толкованию и включает в себя не только лиц, законным образом признанных таковыми, но и тех, в отношении кого вне пределов Российской Федерации было совершено преступление, но они пока еще потерпевшими не признаны.

42. Место жительства или место пребывания может быть у физического лица и у представителя юридического лица. Однако оно отсутствует у юридических лиц. Между тем юридические лица тоже могут быть потерпевшими в том значении, которое использовано законодателем в ч. 4.1 ст. 152 УПК. Как быть с ними? Если вне пределов Российской Федерации было совершено преступление, которым причинен вред имуществу и (или) деловой репутации юридического лица, какой орган предварительного расследования вправе произвести его расследование в полном объеме?

43. Полагаем, что таковым является орган предварительного расследования, обслуживающий территорию по указанному в учредительных документах юридического лица месту его нахождения в Российской Федерации. Согласно же ч. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

44. Несомненно, несмотря на то что права представителя потерпевшего в основном такие же, как у представляемого им лица, место жительства и место пребывания представителя признанного потерпевшим юридического лица не имеет никакого значения для определения территориальной подследственности преступления, совершенного вне пределов Российской Федерации в отношении представляемого им предприятия (учреждения, организации).

45. Предварительное расследование преступлений, совершенных вне пределов Российской Федерации, может быть осуществлено не только по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, но и "по месту нахождения большинства свидетелей". Почему-то законодатель в этом случае не посчитал нужным уточнять, что речь идет о местонахождении таковых в Российской Федерации. Между тем, несомненно, и в этом случае в ч. 4.1 ст. 152 УПК подразумевается "место нахождения свидетелей" именно на территории нашего государства.

46. Под местом нахождения здесь подразумевается место жительства или место пребывания свидетелей. Но вот понятие "свидетель" в данном контексте, по нашему мнению, подлежит расширительному толкованию.

47. В качестве свидетеля лицо может быть вызвано только после возбуждения уголовного дела. До возбуждения уголовного дела лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения о преступлении, правами свидетеля не наделено. Не возложены на него и обязанности свидетеля. Соответственно, оно не может нести ответственность за действия, совершение которых свидетелем могло повлечь наступление для последнего неблагоприятных последствий.

48. Между тем вопрос о подследственности преступления, совершенного вне пределов Российской Федерации, возникает именно на этом этапе, зачастую еще до возбуждения уголовного дела, а если после возбуждения такового, то уж точно до того, как по делу будут вызваны для дачи показаний все очевидцы преступления.

49. Вот мы и подошли к тому обстоятельству, которое позволяет нам заявить, что под свидетелем, о котором идет речь в ч. 4.1 ст. 152 УПК, подразумеваются не только собственно свидетели. К таковым (в том значении, которое заложено законодателем в исследуемую формулировку) следует относить по меньшей мере также очевидцев преступления. Более того, заложенная в ч. 4.1 ст. 152 УПК законодателем идея позволяет нам полагать, что законодатель под свидетелями здесь подразумевал только очевидцев преступления, причем безразлично, вызваны они были для дачи показаний или еще нет (будут все вызваны или же не все), соответственно, обладают ли они на момент разрешения вопроса о подследственности преступления статусом свидетеля.

50. О чем речь? Да о том, что свидетелем может стать любое физическое лицо. Кому угодно могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие отношение к возбужденному уголовному делу. Огромное количество людей могут сообщить следователю (дознавателю и др.) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК это обстоятельство, подлежащее доказыванию по любому и каждому уголовному делу.

51. Сведения о личности обвиняемого (подозреваемого) известны людям, которые рядом с ним проживали, ходили с ним в школу, вместе с ним работали и т.п. Таких людей, безусловно, будет больше, чем тех, кто видел событие преступления. Что же, во всех случаях совершения преступлений вне пределов Российской Федерации, если обвиняемый (подозреваемый) долгое время проживал на территории нашего государства, расследовать таковые будут органы предварительного расследования по месту его жительства (детства, юношества, отрочества и т.д.)? Нет, конечно.

52. Несмотря на то что и вызванные для дачи показаний об обстоятельствах, характеризующих личность обвиняемого, люди являются свидетелями, их место нахождения и количество не берется в учет при определении подследственности рассматриваемых уголовных дел. Здесь речь идет лишь о тех свидетелях, которые непосредственно наблюдали событие преступления. Они являются очевидцами совершения преступления. Именно от них следователь (дознаватель и др.) узнает сведения о предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 73 УПК обстоятельстве, подлежащем доказыванию. И только сосредоточение в одном районе (городе районного подчинения) большинства такого рода свидетелей и (или) еще не вызванных для дачи показаний очевидцев преступления, совершенного вне пределов Российской Федерации, может явиться основанием производства расследования данного общественно опасного деяния органом предварительного расследования, обслуживающим указанный район (город районного подчинения).

53. Последним законным вариантом производства предварительного расследования по уголовному делу о совершенном вне пределов Российской Федерации преступлении является "место жительства или место пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации". Термины "место жительства" и "место пребывания" здесь употреблены в том же значении, что и применительно к потерпевшему.

54. Действительно, в жизни вполне возможна, к примеру, ситуация, когда потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации, а обвиняемый проживает на ее территории, хотя преступление и совершил вне пределов нашего государства. В этом случае уголовное дело может быть расследовано по основаниям, предусмотренным ст. 12 УК, или в соответствии со ст. 459 УПК по месту жительства, по которому находится обвиняемый в Российской Федерации.

55. Употребленное законодателем при формулировании ч. 4.1 к.с. понятие "обвиняемый" подлежит в определенной степени расширительному толкованию. Подследственность дел, о которых здесь идет речь, может быть определена и до того, как вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и тем более до вынесения обвинительного акта (составления обвинительного постановления). По меньшей мере в искомой ситуации производство предварительного расследования преступления, совершенного вне пределов Российской Федерации, по основаниям, предусмотренным ст. 12 УК, или в соответствии со ст. 459 УПК может быть подследственно следователю (дознавателю и др.) по месту жительства или месту пребывания подозреваемого до того момента, пока последний не изменил свой статус на правовое положение обвиняемого.

56. Аналогичным образом должны толковаться и выражения, использованные законодателем при формулировании ч. ч. 4 и 5 ст. 32 УПК.

57. В ч. 5 к.с. не указан срок производства неотложных следственных действий. Для органов предварительного следствия он прямо нигде не закреплен, и поэтому результаты производства конкретного неотложного следственного действия нельзя поставить под сомнение в связи с тем, что оно реализовано на одиннадцатые и даже более сутки производства предварительного расследования. Другое дело дознаватели. В ч. 3 ст. 157 УПК от органов дознания, а значит, и от дознавателей требуется закончить производство неотложных следственных действий не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Рекомендуем распространить это правило и на срок производства неотложных следственных действий следователями (руководителями следственного органа, руководителями следственных групп) по неподследственным им уголовным делам.

58. Поручение органа предварительного следствия следователю о производстве следственных действий и ответ на него по своей форме аналогичны тем, которые направляются и, соответственно, получаются от органов дознания (см. также комментарий к ст. 38 УПК).

59. Расследование, как и последующее рассмотрение обстоятельств дела, следует считать полным, только если исследован весь предмет доказывания, все обстоятельства, подлежащие доказыванию (об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, см. комментарий к ст. 73 УПК).

60. Об объективности исследования обстоятельств дела см. также комментарий к ст. 154 УПК.

61. В к.с. употреблен термин "расследование уголовного дела". В действительности же предварительному расследованию подлежит не уголовное дело, а преступление или запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, как, соответственно, и отмечается в ч. 3 ст. 32, ч. 1 ст. 109, п. 3 ч. 1 ст. 153, ч. 3 ст. 154, ст. 155, ч. 2 ст. 465 УПК.

62. Не идет вразрез с требованиями территориальной подследственности ч. 6 к.с. Здесь закреплено правило, в соответствии с которым уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган. При принятии к производству уголовного дела следователем вышестоящего органа предварительного следствия им осуществляется уголовно-процессуальная деятельность по преступлению, совершенному в пределах территории обслуживания данного органа предварительного расследования, то есть обычно по месту совершения преступления. Хотя в вышестоящий следственный орган может быть передано и уголовное дело, по которому в целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования уголовно-процессуальная деятельность производится по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

63. Решение о передаче уголовного дела принимает руководитель того следственного органа, в который уголовное дело и должно быть передано, после вынесения им соответствующего мотивированного постановления.

64. Принявший решение о передаче уголовного дела из нижестоящего органа предварительного следствия в возглавляемый им орган предварительного расследования руководитель уведомляет надзирающего прокурора о вынесенном им постановлении. Таким образом уведомляется, к примеру, не прокурор района, а прокурор области, когда дело передается по решению начальника следственного управления УМВД России по этой области из следственного отдела районного УВД в следственное управление УМВД России по соответствующей области.

65. О понятии "более тяжкое преступление" см. комментарий к ст. 360 УПК.

66. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 32, 41 УПК.

 

Статья 153. Соединение уголовных дел

 

Комментарий к статье 153

 

1. Решение о соединении уголовных дел может принять только руководитель следственного органа или прокурор. Следователь, руководитель следственной группы, дознаватель и начальник подразделения дознания могут лишь возбудить перед одним из указанных должностных лиц соответствующее ходатайство. Тем не менее постановление готовится от имени руководителя следственного органа или прокурора.

2. Последним предложением ч. 3 к.с. урегулирована ситуация соединения уголовных дел, по которым производится дознание по одному делу органом дознания, а по другому - следователем. Решение о соединении таких уголовных дел принимает прокурор. Таким образом, общий подход законодателя к распределению полномочий между прокурором и руководителем следственного органа по принятию решения о соединении уголовных дел таков: если хотя бы по одному уголовному делу из соединяемых уголовных дел производится предварительное следствие, решение о соединении дел принимает руководитель следственного органа. Когда же по всем соединяемым делам осуществляется дознание в порядке гл. 32 УПК (вне зависимости от того, у кого уголовное дело находится в производстве), решение о соединении уголовных дел прерогатива прокурора.

3. Согласно положениям к.с. в одном производстве могут быть соединены:

- дела по обвинению нескольких лиц в соучастии в совершении одного или нескольких преступлений;

- дела по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений;

- дело по обвинению в совершении особо тяжкого преступления соединено с делом о заранее не обещанном укрывательстве этого преступления.

4. Указанный перечень не исчерпывающий.

5. Соединение уголовных дел - это право, а не обязанность руководителя следственного органа или (прокурора). Соединение дел должно осуществляться не всегда, а только когда оно позволяет лучше выяснить общую картину происшествия и предупредить совершение аналогичных правонарушений.

6. Как показывает опыт, уголовные дела целесообразно соединять, когда вина одного лица находится в прямой зависимости от действий другого. Нельзя подвергать соединению дела по обвинению лиц, действия которых совершенно не связаны. У дел иногда одна свидетельская база, один потерпевший, но это еще не основание их соединения. Более того, такого рода дела не всегда правомерно соединять.

7. Принятое руководителем следственного органа (прокурором) решение о соединении дел оформляется постановлением. Содержание такого документа законодателем не регламентировано. Между тем, несомненно, в постановлении о соединении уголовных дел следует отражать основания принятия данного решения. На практике, кроме того, выработано правило, согласно которому в постановлении о соединении дел обязательно отражаются цели соединения. Во всем остальном данное постановление отвечает общим требованиям к подобного рода процессуальным документам, а значит, состоит из трех частей - вводной, описательной и резолютивной. В вводной части такого документа отражаются номера соединяемых уголовных дел и сведения, о каких преступлениях (пункт, часть, статья УК) они расследуются. В описательной части кроме основания и целей соединения дел должна иметь место ссылка на ст. 153 УПК.

8. В резолютивной части постановления, кроме номеров соединяемых дел, указывается номер, который присваивается соединенному (объединенному) уголовному делу. Здесь же фиксируется решение руководителя следственного органа (прокурора) о поручении производства по соединенному делу предварительного расследования конкретному органу предварительного следствия (дознания), с указанием его наименования либо конкретному следователю (дознавателю и др.) (указывается фамилия, имя, отчество, классный чин, звание должностного лица).

9. При соединении нескольких уголовных дел в одном производстве срок следствия исчислять по тому делу, по которому он является наиболее длительным. При этом календарное время расследования по остальным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.

10. См. также комментарий к ст. ст. 39, 151, 237 УПК.

 

Статья 154. Выделение уголовного дела

 

Комментарий к статье 154

 

1. Выделение уголовного дела возможно при одновременном соблюдении следующих трех условий:

- если это вызывается необходимостью;

- если выделение дела не может повлиять на всесторонность и объективность исследования обстоятельств как первого, так и второго из уголовных дел;

- если возможно раздельное судебное рассмотрение каждого из уголовных дел.

2. Всестороннее исследование обстоятельств дела означает проверку всех выдвинутых по делу версий, изучение как изобличающих, так и оправдывающих подозреваемого или обвиняемого обстоятельств.

3. Объективность доказывания предполагает, что основание принятия процессуального решения должно существовать не только по мнению одного лишь следователя (дознавателя и др.), но и любого иного контролирующего, надзирающего или впоследствии осуществляющего по делу уголовно-процессуальную деятельность субъекта.

4. Руководители следственных органов в случае необходимости вправе давать указание о выделении уголовного дела в самостоятельное производство о преступлениях с большим количеством эпизодов и участников (крупные финансовые мошенничества, бандитизм и др.), при условии что невозможно своевременно закончить расследование в полном объеме или когда обвиняемые (подозреваемые) скрылись от следствия, а принятое решение не повлияет на всесторонность, полноту, объективность исследования и разрешения дела.

5. Если несовершеннолетний участвовал в совершении преступления вместе со взрослыми, дело о нем должно быть по возможности выделено в отдельное производство на стадии предварительного следствия.

6. В соответствии с требованиями ст. 217 УПК, если по делу обвиняется несколько лиц, рассмотрение его судом присяжных производится лишь при ходатайстве об этом каждого из обвиняемых либо отсутствии возражений других обвиняемых по заявленному ходатайству. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. Таким образом, законодатель предусмотрел еще одно основание выделения дела - не поддержанное другими соучастниками ходатайство одного обвиняемого о разрешении его дела судом присяжных.

7. Решение о выделении уголовного дела в связи с выбором одним из обвиняемых такой формы судопроизводства, как рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей, принимается следователем только в момент окончания предварительного следствия после заявления соответствующего ходатайства до направления дела в суд <880>.

--------------------------------

<880> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 23 ноября 2005 г. "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2005 года" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 3.

 

8. Еще одно основание выделения уголовного дела закреплено в ст. 436 УПК. Согласно указанной норме на стадии предварительного расследования может быть выделено в отдельное производство уголовное дело в отношении соучастника, если будет установлено, что он совершил деяние в состоянии невменяемости или у него психическое расстройство наступило после совершения преступления.

9. В законе не дано достаточно полного перечня оснований выделения уголовного дела, но что бы под таковыми не подразумевалось, необходимы:

- отсутствие связи между делами, о которой упоминается в ст. 153 УПК применительно к соединению дел;

- под видом выделения дела не должно вуалироваться возбуждение нового уголовного дела по ранее не подвергавшемуся предварительному расследованию преступлению.

10. Можно выделять дело не в отношении каких-либо невзаимосвязанных эпизодов преступной деятельности, а в отношении конкретных подозреваемых или обвиняемых. Можно выделить дело по обвинению (подозрению) лица, скрывшегося от правоохранительных органов, при отсутствии реальной возможности участия подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле или в случае временного удостоверенного медицинским заключением тяжелого заболевания подозреваемого или обвиняемого, препятствующего его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

11. В ч. 1 ст. 154 УПК закреплено право органа предварительного расследования при наличии к тому фактических оснований, в том числе и предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 154 УПК, выделить уголовное дело в отдельное производство. Нигде в законе не записано, что в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве уголовное дело в отношении подозреваемого (обвиняемого), с участием которого таковое составлено, должно быть выделено.

12. Выделение уголовного дела возможно при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Право принять такое решение у органа предварительного расследования появляется сразу после заключения искомого соглашения и невзирая на то, имеются ли в деле доказательства возникновения угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого.

13. Требование изъятия из возбужденного уголовного дела материалов уголовного дела, идентифицирующих личность подозреваемого (обвиняемого) и приобщения их к уголовному делу в отношении подозреваемого (обвиняемого), выделенному в отдельное производство, касается лишь случаев возникновения угрозы безопасности подозреваемого (обвиняемого).

14. При применении института выделения уголовного дела следует опасаться возможности переложить вину с одного подозреваемого или обвиняемого на другого, выдвинуть на первый план второстепенного участника.

15. Выделение дела всегда производится по постановлению компетентного органа. Перед тем как приступить к его составлению, следует определиться, какие документы будут выделены из первого дела, какие в подлинниках, какие в копиях. Если какой-то документ выделяется из дела, то в последнем обязательно должна остаться копия документа.

16. При выделении дела в отдельное производство копии следственных документов должны быть удостоверены. В суд нельзя направлять неудостоверенные ксерокопии протоколов следственных действий и иных процессуальных документов. В случае несоблюдения этого правила у суда не будет возможности проверить допустимость представленных доказательств <881>.

--------------------------------

<881> См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 1997 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 10.

 

17. Постановление о выделении уголовного дела должно содержать:

- наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя и др.), принявшего решение о выделении уголовного дела;

- номер уголовного дела, из которого выделяется новое уголовное дело;

- существо дела (иначе, фабулу);

- основания и мотивировку выделения дела;

- ссылку на к.с.;

- решение о выделении уголовного дела, а в необходимых случаях и о возбуждении нового уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК;

- фамилию и инициалы лица, в отношении которого выделено уголовное дело;

- фамилию, имя и отчество лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело;

- присвоенный новому уголовному делу номер;

- указание на то, что копия данного постановления отправлена прокурору (если уголовное дело выделено в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.