Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов 14 страница




Схожий (заявительный) механизм возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей предусмотрен и в других государствах - членах Таможенного союза. В силу п. 3 ст. 272 Таможенного кодекса Республики Беларусь для возврата и (или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей в таможенный орган представляется письменное заявление плательщика. В п. 3 ст. 272 Таможенного кодекса Республики Беларусь указаны требования к содержанию данного заявления - в нем указываются обоснование возврата и (или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей, суммы таможенных платежей, подлежащие возврату и (или) зачету, виды таможенных платежей, реквизиты платежных документов, согласно которым суммы таможенных платежей были уплачены или взысканы, банковские реквизиты плательщика. При этом заявление подается в таможенный орган, в котором производилось либо будет производиться таможенное оформление товаров или который совершил либо будет совершать юридически значимые действия. В силу ч. 2 ст. 154 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" в целях получения возврата (зачета) излишне (ошибочно) уплаченных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пени плательщик вправе обратиться в таможенный орган с заявлением о предоставлении подтверждения наличия излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. Заявление подается в таможенный орган, совершивший таможенное декларирование, таможенное сопровождение товаров и транспортных средств, принятие предварительного решения. Согласно ч. ч. 4 и 5 ст. 154 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" срок рассмотрения таможенными органами указанного заявления не должен превышать десять рабочих дней со дня подачи заявления плательщиком, при этом оформление подтверждения наличия излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов производится таможенными органами на основании акта сверки расчетов по таможенным пошлинам, налогам, таможенным сборам.

Киотская конвенция предусматривает, что решения по заявлениям о возврате принимаются и сообщаются заинтересованным лицам в письменной форме без ненужных промедлений, а возврат излишне взысканных сумм осуществляется в возможно короткие сроки после проверки заявлений (стандартное правило 4.21 Специального приложения C). В целях реализации данной нормы международного права в ч. 6 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлена санкция за нарушение срока возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей - начисление процентов на эти суммы. Порядок применения данной санкции конкретизируется в законодательстве о налогах и сборах. При нарушении срока возврата излишне уплаченных налогов проценты на указанную сумму начисляются за каждый день нарушения срока возврата (ст. 78 НК РФ), а при нарушении срока возврата излишне взысканных налогов со дня, следующего за днем взыскания, - по день фактического возврата (ст. 79 НК РФ).

Применительно к возврату (зачету) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин в ст. 90 ТК предусмотрен специальный порядок регулирования соответствующих отношений, предполагающий наднациональный элемент такого регулирования. Возврат (зачет) осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза. В первую очередь таким международно-правовым актом в настоящее время является Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 20 мая 2010 года "Об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)". В силу п. 1 ст. 4 указанного Соглашения возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа. Возврат осуществляется в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, непринятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне. Также следует отметить Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19 ноября 2010 года (решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19 ноября 2010 г. N 59 "О международных договорах в сфере применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС"), в силу ст. 14 которого возврат плательщику излишне уплаченных (излишне взысканных) специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин осуществляется с единого счета органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета государства - члена Таможенного союза.

В национальном таможенном законодательстве государств - членов Таможенного союза нормы о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм ввозных таможенных пошлин имеют различную степень конкретизации. Например, согласно п. 10 ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных (взысканных) ввозных таможенных пошлин по желанию заинтересованного лица (плательщика или его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин. При этом не допускается зачет излишне уплаченных (взысканных) ввозных таможенных пошлин в счет исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов. В Республике Казахстан в соответствии с п. 1 ст. 154 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" возврат (зачет) излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан, с учетом особенностей, установленных международными договорами Республики Казахстан. В Таможенном кодексе Республики Беларусь (подп. 2.2 п. 2 ст. 273) предусматривается, что при возврате и (или) зачете сумм ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляются копии свидетельства о помещении товаров под таможенный режим реэкспорта, документа таможенного транзита и разрешения на убытие товаров с таможенной территории.

 

Глава 14. ВЗЫСКАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ

 

Статья 91. Общие положения о взыскании таможенных пошлин, налогов

 

Комментарий к статье 91

 

Киотская конвенция норм, устанавливающих стандарты взыскания таможенных платежей и налогов, не содержит, отсылая к национальному законодательству. В частности, согласно стандартам 4.7 и 4.8 Генерального приложения к Киотской конвенции, в национальном законодательстве определяются лицо, ответственное за уплату пошлин и налогов, дата платежа и место уплаты. Специальным приложением "Н" к Киотской конвенции определено, что в национальном законодательстве определяются таможенные правонарушения и условия, при которых они могут расследоваться, устанавливаться и, при необходимости, являться объектом административного урегулирования. Национальное законодательство всех трех государств - участников Таможенного союза регулирует отношения, связанные со взысканием таможенных пошлин и налогов.

Статьей 91 ТК определяются общие положения о взыскании таможенных пошлин и налогов, в частности, устанавливаются: право таможенных органов осуществлять принудительное взыскание в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин и налогов; источники, из которых осуществляется принудительное взыскание (п. 1); полномочие таможенного органа по взысканию пени за несвоевременную уплату таможенных пошлин и налогов (п. 4). Международным договором государства - члена Таможенного союза, согласно п. 1 ст. 91 ТК, могут быть установлены иные источники взыскания таможенных пошлин и налогов.

Таким образом, существует несколько уровней правового регулирования взыскания таможенных пошлин и налогов государствами - членами Таможенного союза: международный договор государства - участника Таможенного союза (за исключением договора о таможенном союзе), который включает в себя Киотскую конвенцию, договор о таможенном союзе с его приложениями и, наконец, национальное законодательство.

Принудительное взыскание таможенных пошлин и налогов является одним из видов государственного принуждения, который заключается в применении органами судебной и исполнительной власти установленных законом принудительных мер в целях недопущения и пресечения неправомерного поведения субъектов правоотношений, а также устранения общественно вредных последствий такого поведения. Сущность государственного принуждения состоит в том, что при применении принудительных мер игнорируется воля лица, противоправное поведение которого они призваны пресечь. Меры государственного принуждения могут применяться исключительно в строгом соответствии с действующим законодательством.

Наиболее вероятная ситуация, влекущая необходимость применения мер государственного принуждения для взыскания таможенных пошлин и налогов, связана с тем случаем, когда обязанным лицом выполнены все формальности в отношении таможенной очистки и товары выпущены без уплаты государственной пошлины или налога под гарантию или иной коммерческий или официальный документ, однако в установленный срок платеж так и не был совершен. Это также может быть, например, предусмотренное ст. 186.1 НК РФ взыскание акцизов при ввозе маркированных товаров таможенного союза на территории Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты акцизов, а также в случае выявления несоответствия данных, полученных в рамках обмена информацией между таможенными и налоговыми органами.

Принудительные меры по взысканию таможенных платежей отличают следующие характерные черты:

- целью их применения является удовлетворение фискальных интересов государств - участников Таможенного союза в сфере таможенного дела путем зачисления в соответствующий бюджет ранее неуплаченных или уплаченных не полностью таможенных платежей;

- они состоят в принуждении лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, к исполнению своей обязанности или в удовлетворении фискальных интересов государств в сфере таможенного дела за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены;

- они могут применяться либо в административном (на основании решения таможенного органа), либо в судебном порядке;

- порядок применения таких мер определяется не только международными актами, национальным таможенным законодательством, но и законодательством о налогах и сборах, гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством, а также законодательством об исполнительном производстве.

Принудительные меры, направленные на взыскание таможенных платежей, могут применяться в отношении лиц, ответственных за их уплату, а также в отношении собственников товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не были уплачены (за счет декларанта и таможенного представителя).

Перечень способов принудительного взыскания задолженности, установленный ТК, не является исчерпывающим, международным договором и законодательством государств - членов ТС могут быть установлены иные возможности взыскания. Статьей 91 ТК установлено, что задолженность по таможенным пошлинам и налогам может быть погашена путем взыскания за счет:

- денежных средств плательщика;

- иного имущества плательщика;

- посредством зачета излишне уплаченной таможенной пошлины;

- за счет предоставленного обеспечения (как правило, залога или банковской гарантии, иногда - поручительства третьего лица или гарантии страховой организации).

Кодексом Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (ст. 157) установлено, что принудительное взыскание обращается:

- на деньги или иное имущество налогоплательщика;

- на излишне уплаченные платежи, налоги и авансовые платежи;

- на обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов;

- на средства на банковских счетах плательщика;

- ограниченное в распоряжении имущество плательщика;

- дебиторскую задолженность плательщика.

Взыскание со счетов дебиторов должника осуществляется только в Республике Казахстан и не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации и Республики Беларусь. Условиями обращения взыскания на счета дебиторов в Республике Казахстан являются информация о дебиторской задолженности и акт сверки расчетов, подписанный обеими сторонами, которые представляет в таможенный орган сам плательщик. Данные документы служат основанием для направления инкассового поручения для списания соответствующей суммы в банк, где открыт счет дебитора плательщика. В случае отсутствия акта сверки таможенным органом Республики Казахстан направляется уведомление, в котором сообщается о необходимости представления вышеуказанного акта сверки расчетов, после получения которого оформляется инкассовое поручение о списании таможенной пошлины или налога со счета дебитора плательщика. Принудительное взыскание за счет средств дебитора плательщика, то есть третьего лица, не имеющего обязанности по уплате таможенной пошлины, налога, является необычной практиков и может быть оценено как отступление от конституционного принципа защиты частной собственности.

Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" содержит гл. 18 "Взыскание таможенных платежей", которая подробно регулирует процедуру взыскания таможенных пошлин, налогов, а также начисленных за их неуплату пени. Согласно ст. 150 данной главы предусматривается, что принудительное взыскание таможенных пошлин и налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится:

- за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (в отношении физических лиц такое взыскание производится только в судебном порядке);

- за счет денежных средств на банковских счетах плательщика;

- за счет обеспечения уплаты таможенных платежей (в том числе залога);

- за счет неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога, иного имущества плательщика (в том числе наличных денежных средств);

- излишне уплаченных таможенных платежей.

Взыскание может производиться как в судебном, так и во внесудебном порядке. Взыскание с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), как правило, осуществляется в судебном порядке. Обращение взыскания на денежные средства должника в банке осуществляется таможенным органом самостоятельно после вынесения им соответствующего решения через направление в банк инкассового поручения о списании суммы задолженности. Обращение взыскания на иное имущество плательщика (это могут быть наличные денежные средства, движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности плательщика) осуществляется через судебного пристава-исполнителя по аналогии со взысканием налога. Основанием для возбуждения исполнительного производства на основании Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <230> для судебного пристава - исполнителя служит постановление таможенного органа об обращении взыскания на имущество плательщика, которое имеет силу исполнительного документа. Обязательные реквизиты такого постановления установлены п. 2 ст. 47 НК РФ, а форма постановления утверждена Приказом Федеральной таможенной службы от 5 декабря 2011 года N 2437 "О взыскании таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика".

--------------------------------

<230> Собрание законодательства РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

 

Необходимым условием процедуры принудительного взыскания во внесудебном порядке является выставление плательщику требования об уплате таможенных платежей, которое может быть обжаловано в арбитражный суд. Как правило, обжалование связано с разногласиями по определению таможенной стоимости товара, относимости его к тем или иным кодам ТН ВЭД ТС.

Таможенный кодекс Республики Беларусь (ст. 270) предусматривает, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения в установленные сроки налогового обязательства по уплате таможенных платежей и неуплаты пеней, процентов за предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов и иных процентов таможенные органы принудительно взыскивают задолженность за счет:

- денежных средств плательщика;

- имущества плательщика;

- обеспечения уплаты обязательства.

При осуществлении принудительного взыскания национальное законодательство допускает применение обеспечительных мер <231> исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. Самый широкий перечень обеспечительных мер предусмотрен Кодексом Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (ст. 157), в числе которых приостановление операций на банковских счетах плательщика-должника; вынесение решения об ограничении в распоряжением имуществом; приостановление кассовых операций (приема наличных денежных средств), которые действуют до исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и налогов.

--------------------------------

<231> Обеспечительные меры, необходимые для производства взыскания, не следует путать с обеспечением уплаты таможенных пошлин и сборов (в форме залога, банковской гарантии), предоставление которого регулируется специальной главой ТК.

 

Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрены такие обеспечительные меры для решения о бесспорном взыскании, как приостановление операций по счетам плательщика (для организаций или индивидуальных предпринимателей) (ст. 155); полный или частичный арест имущества (при условии получения санкции прокурора), который производится в случае неисполнения плательщиком в установленные сроки обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и при наличии у таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо примет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество (ст. 156).

Пункт 2 ст. 91 ТК предусматривает два случая, когда принудительное взыскание не производится. Первым основанием прекращения взыскания является истечение срока, предусмотренного законодательством.

Также стандартом 4.10 Генерального приложения к Киотскому протоколу определено, что в национальном законодательстве устанавливается период времени, в течение которого таможенная служба может предпринять установленные законом действия по взиманию пошлин и налогов, не уплаченных на дату платежа. Непосредственно ТК, а также законодательство государств - участников Таможенного союза предельного срока для осуществления принудительного взыскания таможенных пошлин и налогов не предусматривает. Таким сроком, по общему правилу, является срок исковой давности (три года), истечение которого дает основания для отказа от взыскания задолженности в судебном порядке. Течение срока исковой давности, согласно общему правилу гражданского законодательства, начинается с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, для таможенного органа - с момента, когда согласно закону должна была быть обнаружена недоимка, то есть после истечения срока уплаты таможенной пошлины, налога.

Вторым основанием, которое дает возможность прекратить принудительное взыскание, является соответствие ситуации случаям, перечисленным в п. 2 ст. 80 ТК, к которым относятся: уплата недоимки; помещение товаров под льготную таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; уничтожение (безвозвратная утрата) товаров вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли; помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства; обращение товаров в собственность государства; обращения взыскания на товары; отказ в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой; признание недоимки безнадежной к взысканию и ее списание; возникновение обстоятельств для прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Из перечисленных случаев признание недоимки безнадежной ко взысканию можно проиллюстрировать случаем истечением сроков давности. Безусловным основанием к признанию задолженности безнадежной является вступившее в законную силу решение суда о признании незаконными действий таможенного органа по начислению недоимки. Прекращение обязанности по уплате таможенных платежей связано с личностью плательщика и предполагает смерть либо признание безвестно отсутствующим физического лица, ликвидацию в установленном порядке юридического лица. В отдельных случаях (ст. 169 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле Республики Казахстан") таможенный орган вправе выступить с инициативой признания должника несостоятельным (банкротом).

Согласно п. 4 ст. 91 ТК при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание соответствующих таможенных пошлин, налогов и пеней.

Порядок взыскания пени за несвоевременную уплату таможенных пошлин и налогов предусмотрен таможенным законодательством всех трех государств - участников Таможенного союза. Сущность пени, начисляемой за несвоевременную уплату таможенных пошлин, налогов, неоднозначна. Законодательство Республики Казахстан прямо относит пени к обеспечительным мерам. Также относит пени к обеспечительным мерам и российское налоговое законодательство. В то же время по своему экономическому содержанию пени носит правовосстановительный характер, компенсируя потери соответствующего бюджета, связанные с недополучением доходов, и в этом случае выступает как разновидность неустойки, а также в качестве дополнительной меры ответственности.

Сравнение национального гражданского, таможенного законодательства и законодательства о налогах и сборах позволяет выделить следующие общие черты, характеризующие понятие "пеня": 1) пеня - это денежная сумма; 2) основанием уплаты пени служит пропуск установленного для исполнения имущественной обязанности срока; 3) целью взыскания пени является обеспечение исполнения имущественных обязанностей.

Общим для законодательства государств - участников Таможенного союза является правило начисления пени за каждый календарный день просрочки уплаты, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты, по день исполнения обязанности по уплате. Днем исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и налогов является, как и в отношении обязанности по уплате иных налогов, день фактического предъявления платежного поручения в банк либо день осуществления платежа посредством электронного терминала. Пеня начисляется и уплачивается независимо от применения способов обеспечения погашения задолженности и мер принудительного взыскания задолженности, а также иных мер ответственности (например, административной или уголовной).

Стандарт 4.11 Генерального приложения к Киотскому протоколу предусматривает, что национальным законодательством определяются процентные ставки для расчета платежей, взимаемых сверх сумм пошлин и налогов, не уплаченных на дату платежа, и условия применения таких ставок. Размер пени, согласно национальному законодательству государств - членов Таможенного союза, привязан к ставке рефинансирования соответствующего центрального банка, например, согласно Федеральному закону "О таможенном регулировании в Российской Федерации", размер пени составляет 1/300 годовой ставки рефинансирования Банка России, а согласно Кодексу Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" размер пени составляет 2,5 ставки рефинансирования Национального банка Республики Казахстан за каждый день просрочки.

Законодательством государств - участников Таможенного союза предусмотрены случаи, когда пени не начисляется. По общему правилу, начисление пени не производится в случаях, если должник признан судом банкротом; для физического лица - в случае признания его безвестно отсутствующим; пени не начисляются на штраф и на сумму самого пени; в случае проведения зачета задолженности в установленном порядке. Российское законодательство содержит запрет на предоставление рассрочки или отсрочки уплаты пени, а подача заявления об отсрочке или рассрочке уплаты таможенной пошлины, налога не приостанавливает начисления пени на сумму недоимки. Принудительное взыскание пени начинается по истечении одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.

 

Статья 92. Признание безнадежными к взысканию и списание сумм таможенных платежей, пеней, процентов

 

Комментарий к статье 92

 

Статья 92 ТК также признает возможность списания безнадежной ко взысканию задолженности. В любом случае для списания безнадежной задолженности должна существовать процедура, предусмотренная подзаконными актами, которая предполагает проверку оснований для списания задолженности. Например, действующий в Российской Федерации Порядок списания задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеней, процентов, признанной безнадежной ко взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания задолженности по уплате таможенных платежей (недоимка), пеней, процентов безнадежной ко взысканию, утверждены Приказом Федеральной таможенной службы от 27 мая 2011 г. N 1071 <232>.

--------------------------------

<232> Российская газета. 23.09.2011. N 213.

 

Статья 93. Таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов

 

Комментарий к статье 93

 

Статья 93 ТК регламентирует распределение обязанностей по взысканию таможенных пошлин, налогов между таможенными органами государств - членов Таможенного союза. Здесь действует общее правило, согласно которому взыскание осуществляет тот же таможенный орган, который осуществляет начисление и взимание платежей, то есть тот таможенный орган, который осуществил выпуск товара на таможенную территорию, за исключением случая незаконного перемещения товара через таможенную границу, когда взыскание осуществляет выявивший правонарушение таможенный орган.

Согласно стандарту 3.40 Генерального приложения к Киотскому протоколу выпуск товара осуществляется, в числе прочего, после того, как были уплачены любые пошлины и налоги или предприняты необходимые действия для обеспечения их взимания. Таким образом, таможенный орган, который предпринял ранее все действия по обеспечению взимания, имеет больше возможностей по осуществлению действий по принудительному взиманию, в первую очередь - по обращению взыскания на предоставленное обеспечение, авансовые платежи.

В том случае, если плательщик не является резидентом того государства, таможенный орган которого осуществляет взимание, указанный таможенный орган осуществляет взаимодействие с таможенными органами другого государства с учетом норм главы 17 ТК. Работа по взысканию недоимки с плательщика, который не является резидентом ни одного из трех государств - участников Таможенного союза, осуществляется в рамках Киотского протокола.

Пункт 3 ст. 93 ТК говорит о том, что порядок перечисления сумм взысканных таможенных пошлин, налогов в государство - член Таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, определяется международным договором государств - членов Таможенного союза. Данное положение согласуется с абз. 1 п. 1 ст. 91, согласно которому международные договора государств - членов Таможенного союза имеют высшую юридическую силу при взыскании таможенных пошлин и налогов. Таким договором является Соглашение об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), совершенное в Санкт-Петербурге 20 мая 2010 года <233>. Статьей 3 данного Соглашения предусмотрено, что ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению на единый счет уполномоченного органа той стороны, в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, в том числе и при взыскании ввозных таможенных пошлин. Соглашением установлены нормативы распределения ввозных таможенных пошлин между сторонами Таможенного союза, которые действуют и для распределения взысканных таможенных пошлин <234>. Суммы первоначально поступают на специальный единый счет уполномоченного органа государства, осуществившего взыскание, открытый в его центральном банке, после чего распределяется путем перечисления сумм, конвертированных в установленную Соглашением валюту, <235> на аналогичные счета других государств, открытые в обязательном порядке в этом же центральном банке.

--------------------------------

<233> СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4990. Соглашение ратифицировано в Российской Федерации Федеральным законом от 27 октября 2010 г. N 230-ФЗ.

<234> Нормативы составляют 4,7% для Республики Беларусь, 7,33% для Республики Казахстан, 87,97% для Российской Федерации.

<235> В настоящее время - доллары США.

 

Раздел 3. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.