КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комментарий. 1. Определения терминов в статье 4 имеют нормативный характер и подлежат строгому толкованию
1. Определения терминов в статье 4 имеют нормативный характер и подлежат 2. Устанавливая круг лиц, относящихся к близким родственникам, законода РАЗДЕЛ I. Глава 1_______________________________________________ Статья 4 между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми (ст.ст. 119, 134 КоБС); супружество, т.е. отношения, возникающие из брака (ст. 2 КоБС); свойство, т.е. отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга (ст. 61 КоБС). Термином «члены семьи» охватываются, во-первых, семья в узком значении этого слова, т.е. объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства и усыновления; во-вторых, другие родственники супругов, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, которые могут быть признаны в судебном порядке членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство (ст. 59 КоБС). Более широким понятием «близкие» охватываются три категории лиц: близкие родственники, члены семьи, иные лица, которых потерпевший или лицо, совершившее преступление, обоснованно признают своими близкими. В последнем случае близость отношений является оценочной категорией. Законодатель исходит из того, что для определения признаков лица, близкого потерпевшему или виновному, недостаточно формальных признаков родства, брака или свойства. Правоприменители должны на основе анализа фактических отношений между людьми констатировать наличие или отсутствие близких отношений. Например, близкими могут признаваться мужчина и женщина, состоящие в длительных фактических супружеских отношениях, обрученные жених и невеста, пасынок и мачеха, приемные родители и принятый на воспитание ребенок. Близкими могут признаваться друзья и подруги при наличии данных, свидетельствующих об исключительном взаимном доверии, тесной привязанности, общности интересов, взаимопомощи. 3. Обычно в статьях УК прямо указывается на политическую и правовую при 4. Признаки должностного лица, сформулированные в части 4 статьи 4, универ Перечисленные должностные лица могут выполнять свои обязанности постоянно, временно или по специальному полномочию. Через представителей власти или общественности осуществляются функции государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) или властные полномочия органов местного управления и самоуправления. Должностные лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные обязанности или уполно- РАЗДЕЛ I. Глава 1__________________________________________________ Статья 4 моченные на совершение юридически значимых действий, осуществляют свои функции в учреждениях, организациях и на предприятиях независимо от форм собственности (в этом принципиальное различие трактовок понятия должностного лица в уголовном праве Беларуси и Российской Федерации) либо в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь. Представители власти — это прежде всего представители законодательной власти (депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь), депутаты местных Советов депутатов. К представителям власти также относятся государственные служащие, име Представители власти наделены правом предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а равно учреждениями, организациями или предприятиями независимо от их ведомственной принадлежности, подчиненности и форм собственности. Многие представители власти даже не имеют подчиненных по службе, но обладают властными полномочиями в отношении неопределенно широкого круга лиц. К представителям власти, в частности, относятся судьи, судебные исполнители, прокуроры и их помощники, следователи, работники милиции, оперативные работники органов государственной безопасности, таможенных органов, органов финансовых расследований, органов государственного пожарного надзора, иные государственные инспектора и контролеры. Представители общественности — это относительно узкий круг должностных лиц, выполняющих функции, аналогичные функциям представителей власти, но, во-первых, не связанные с занятием должности на государственной службе и, во-вторых, в строго определенных сферах управленческой деятельности: при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия. Как правило, функции представителя общественности выполняются временно или по специальному полномочию и могут быть не связаны с трудовой или служебной деятельностью лица. Так, к представителям общественности относятся народные дружинники, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, общественные контролеры и инспектора, народные заседатели. Важно, чтобы соответствующие полномочия были предоставлены лицу официально в установленном порядке. Если, например, гражданин, проявляя собственную инициативу, пресекает нарушение общественного порядка, он в этот момент не приобретает статус должностного лица. Лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, осуществляют руководство деятельностью учреждений, организаций, предприятий, их подразделений, отдельных подчиненных им лиц. РАЗДЕЛ I. Глава 1________________________________________________ Статья 4 Они организуют работу, несут ответственность за функционирование организации в целом или ее отдельных подразделений и участков. Это лица, имеющие хотя бы одного подчиненного им работника. К должностным лицам данной категории относятся лица, осуществляющие общее руководство, подбор и расстановку кадров, планирование работы, организацию труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины: руководители министерств и ведомств, учреждений, организаций, предприятий и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники управлений, отделов, цехов, заведующие кафедрами, лабораториями, секциями и т.п.) и их заместители, руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры, звеньевые). Лица, занимающие должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, осуществляют полномочия, связанные с распоряжением материальными ценностями и денежными средствами. Они организуют учет и контроль, порядок хранения, отпуск и реализацию материальных ценностей. Это лица, имеющие право на самостоятельное распоряжение имуществом или контролирующие его движение. К ним, в частности, относятся начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, их заместители, главные (старшие) бухгалтеры и их заместители, ведомственные контролеры и ревизоры, заведующие хранилищами или складами. Наличие подчиненных при осуществлении названных функций н£ обязательно. Например, на небольшом предприятии старший бухгалтер может не иметь в подчинении рядовых бухгалтеров, но он является должностным лицом, так как отвечает за учет и контроль на предприятии, принимает решения, связанные с распоряжением материальными ценностями. Наоборот, рядовой бухгалтер крупного предприятия может выполнять исключительно технические обязанности по ведению учета и контроля движения имущества и должностным лицом не является. В качестве критерия отнесения работника к должностному лицу не может выступать исключительно факт возложения на него полной материальной ответственности: не всякое материально ответственное лицо является должностным. Необходимо, чтобы наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества материально ответственное лицо выполняло также функции по управлению или распоряжению им (организация доставки имущества, распределение материальных ценностей и т.п.). Лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий — это должностные лица, которым предоставлено право от имени учреждения, организации или предприятия совершать действия, влекущие правовые последствия, т.е. действия, порождающие, изменяющие или прекращающие определенные правоотношения. Это могут быть лица, для которых выполнение указанных действий является непосредственной профессиональной обязанностью (государственные или частные нотариусы), либо лица, выполняющие юридически значимые действия наряду с иными профессиональными обязанностями (например, врач, выписывая листок о временной нетрудоспособности пациента, своими действиями порождает правоотношения, связанные с реализацией трудовых и социальных прав больного). Деятельность медицинских работников, преподавателей учебных заведений или иных специалистов приобретает харак- РАЗДЕЛ I. Глава 1 Статья 4 тер управленческий (должностной), когда на них в установленном порядке возлагается выполнение юридически значимых действий (например, деятельность хирурга в связи с участием в составе призывной комиссии, доцента при включении его в состав государственной экзаменационной комиссии). Полномочия, характеризующие должностное лицо, могут сочетаться, например, прокурор области, будучи представителем власти, наделен также организационно-распорядительными обязанностями в отношении подчиненных ему оперативных работников прокуратуры и одновременно может выполнять административно-хозяйственные функции по управлению имуществом прокуратуры.
При решении вопроса о наличии или отсутствии признаков должностного лица следует исходить не из названия должности, а из полномочий, которыми обладает данный работник. Например, старший продавец торгового предприятия является должностным лицом лишь тогда, когда имеет подчиненных, возглавляя отдел или секцию магазина. В остальных случаях название его должности свидетельствует только об уровне квалификации. Не является должностным лицом ^~^ работник, осуществляющий техническое руководство производственным или V^J учебным процессом, например, стропальщик, отдающий крановщику команды о движении груза, учитель, поддерживающий дисциплину в классе, хирург, руководящий действиями ассистентов в ходе операции.
Во многих случаях следует отграничивать управленческую деятельность работника от профессиональной. Например, учителя, преподаватели, доценты, профессора, проводя уроки, семинарские, практические или лабораторные занятия, г->Л читая лекции, проверяя контрольные работы, осуществляя научное руководство при написании курсовых и дипломных работ (проектов), выполняют исключительно профессиональные функции, предусмотренные методикой преподавания. Преподаватель приобретает статус должностного лица, будучи назначенным или избранным на должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (заведующий кафедрой, заместитель декана, декан, проректор, ректор), либо при исполнении обязанностей члена приемной или государственной экзаменационной комиссии, когда помимо оценки знаний абитуриента или выпускника он участвует в принятии юридически значимого решения о зачислении лица в учебное заведение либо о присвоении квалификации выпускнику. Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. «О соответствии Конституции положения пункта 3 части 4 статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий» содержит указание на то, что «к лицам, уполномоченным на совершение юридически значимых действий, следует относить не только тех преподавателей, которые выполняют свои обязанности в качестве членов квалификационных или экзаменационных комиссий,., но и преподавателей, принимающих у студентов или учащихся курсовые экзамены либо зачеты».
При определении признаков должностного лица закон не оговаривает его
нолетние должны при-17 РАЗДЕЛ I. Глава 1________________________________________________ Статья 4 знаваться должностными лицами. Функции должностных лиц, перечисленные в части 4 статьи 4, могут выполнять лишь лица, обладающие определенными знаниями, жизненным опытом, соответствующим образованием, поэтому представляется неверным относить к числу должностных лиц и осуждать за преступления против интересов службы несовершеннолетних. 5. Часть 5 статьи 4 содержит исчерпывающий перечень должностных лиц, признаваемых занимающими ответственное положение. Названный признак является квалифицирующим обстоятельством в составах ряда преступлений против интересов службы (ч. 3 ст. 424, ч. 3 ст. 425, ч. 3 ст. 426, ч. 3 ст. 430). В перечне преобладают должностные лица, осуществляющие полномочия представителей власти. Расширительное толкование этого перечня недопустимо. Пункт 2 части 5 статьи 4 относит к должностным лицам, занимающим ответственное положение, во-первых, руководителей (и их заместителей) именно государственных органов, а не иных учреждений, организаций или предприятий; во-вторых, лишь тех государственных органов, которые находятся в непосредственном подчинении или подотчетны Президенту (Администрация Президента Республики Беларусь, Совет Безопасности Республики Беларуси и т.п.), Парламенту (постоянные комиссии Палаты представителей или Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь), Правительству Республики Беларусь (министерства, государственные комитеты, иные центральные органы государственного управления и исполнительной власти). Не должны признаваться должностными лицами, занимающими ответственное положение, руководители, возглавляющие структурные подразделения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов (председатели комиссий, начальники управлений, заведующие отделами). К должностным лицам, занимающим ответственное положение, относятся судьи всех уровней общих и хозяйственных судов Республики Беларусь, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь. В соответствии с частью 3 статьи 32 УПК правосудие по уголовным делам о преступлениях, за которые уголовным законом предусматриваются наказание свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь, и о преступлениях несовершеннолетних осуществляется коллегией в составе судьи и двух народных заседателей. В этой ситуации народный заседатель обладает всеми полномочиями судьи и может рассматриваться как должностное лицо, занимающее ответственное положение. Должностными лицами, занимающими ответственное положение, признаются лишь прокуроры (и их заместители), возглавляющие прокуратуру соответствующего уровня. Подчиненные им оперативные работники (например, прокуроры управлений и отделов) не могут быть отнесены к должностным лицам, занимающим ответственное положение. Следователь — это должностное лицо прокуратуры, органов предварительного следствия Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности и финансовых расследований, осуществляющие в пределах своей компетенции предварительное следствие (ч. 1 ст. 36 УПК). Если, например, помощник прокурора по поручению прокурора примет к своему производству уголовное РАЗДЕЛ I. Глава 1_______________________________________________ Статья 4 дело, то, осуществляя полномочия следователя, он приобретает статус должностного лица, занимающего ответственное положение. Начальник следственного подразделения прокуратуры, органов предварительного следствия Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности и финансовых расследований (ст. 35 УПК) признается должностным лицом, занимающим ответственное положение, при осуществлении им полномочий следователя (ст. 36 УПК). В соответствии с частью 1 статьи 38 УПК начальником органа дознания является руководитель любого из органов дознания (органов милиции, государственной безопасности, пограничных войск, финансовых расследований, государственного пожарного надзора, таможенных органов), а также каждое из должностных лиц, перечисленных в части 1 статьи 37 УПК (командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов; капитаны морских или речных судов; командиры воздушных судов; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь). 6. Термином «начальник* законодатель определяет круг военнослужащих, являющихся специальными субъектами воинских должностных преступлений (ст.ст. 444—456), а равно лиц, которые могут быть потерпевшими от преступлений против порядка подчиненности (ст.ст. 438—442, 444). Порядок воинской подчиненности определяется Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь, который, закрепляя деление всех военнослужащих на начальников (по служебному положению и по воинскому званию) и подчиненных, регламентирует взаимоотношения между ними в процессе исполнения обязанностей по военной службе. Начальники по служебному положению — это военнослужащие, которым поручено постоянно или временно руководить служебной деятельностью других военнослужащих (командиры, начальники служб и т.п.). Начальниками по воинскому званию признаются, например, сержанты для солдат одной с ними части, младшие офицеры (до капитана включительно) — для всех сержантов, солдат, полковники — для всех младших офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат. При совместном несении службы военнослужащими, не подчиненными друг другу, начальником является старший из них по должности, а при равных должностях — старший по воинскому званию. 7'. Малолетними признаются несовершеннолетние лица (см. п. 8 коммент. к настоящей статье) в возрасте до 14 лет. Такие лица за совершение общественно опасных деяний уголовной ответственности не несут (ст. 27). Малолетство потерпевшего лица существенным образом влияет на уголовную ответственность виновного: во-первых, может быть основным признаком состава преступления (ст. 165); во-вторых, может учитываться как квалифицирующее обстоятельство (п. 2 ч. 2 ст. 139, ч. 3 ст. 166, ч. 3 ст. 167); в-третьих, расценивается как обстоятельство, отягчающее ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 64). Наличие на иждивении у виновного малолетнего ребенка подлежит учету как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность (п. 5 ч. 1 ст. 63). РАЗДЕЛ I. Глава 1________________________________________________ Статья 4 8. Наступление совершеннолетия отечественное законодательство связывает с достижением 18-летнего возраста (см., например, ч. 1 ст. 64 Конституции; п. 1 ст. 20 ГК; ч.2ст.1 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка»). Если на день совершения преступления потерпевшее лицо не достигло совершеннолетия, то это может влиять на квалификацию содеянного (см., например, ч. 2 ст. 146, ч. 2 ст. 154, ч. 3 ст. 157, ч. 3 ст. 158, ч. 2 ст. 166, ч.2ст. 167, ч. 2 ст. 170), усиливая ответственность. Если же 18-летнего возраста не достигло виновное лицо, то его несовершеннолетие влияет на решение вопроса об уголовной ответственности: во-первых, определяется, возможна ли такая ответственность вообще (ст. 27), во-вторых, учитываются особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет (гл. 15 и 16). Для правильной правовой оценки важно точно установить возраст лица и время совершения преступления (см. коммент. к ст. 9). На решение вопросов уголовной ответственности несовершеннолетнего не влияет то, что это лицо еще до совершения преступления приобрело полную гражданскую дееспособность вследствие вступления в брак или эмансипации (ст. 20, 26 ГК). (См. также коммент. к ст. 27.) 9. Совершение преступления престарелым лицом признается обстоятельством, 10. Корысть — один из самых распространенных мотивов совершения преступ Наличие корыстных побуждений при совершении преступления влияет на уголовно-правовую оценку содеянного. Корыстные побуждения, во-первых, рассматриваются законодателем как обстоятельство, отягчающее уголовную ответственность (п. 8 ч. 1 ст. 64); во-вторых, как квалифицирующий признак ряда соста-
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |