Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. 1. Определения терминов в статье 4 имеют нормативный характер и подлежат строгому толкованию




1. Определения терминов в статье 4 имеют нормативный характер и подлежат
строгому толкованию. При этом необходимо учитывать, что предлагаемая в статье 4
трактовка терминов относится исключительно к уголовному закону.

2. Устанавливая круг лиц, относящихся к близким родственникам, законода­
тель применительно к УК исходит из широкой трактовки этого термина, включая
в него: близкое родство, вытекающее из кровного родства между родителями и
детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками (ст. 60 КоБС);
усыновление, т.е. отношения, основанные на судебном решении, в силу которого


РАЗДЕЛ I. Глава 1_______________________________________________ Статья 4

между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми (ст.ст. 119, 134 КоБС); супружество, т.е. отноше­ния, возникающие из брака (ст. 2 КоБС); свойство, т.е. отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга (ст. 61 КоБС).

Термином «члены семьи» охватываются, во-первых, семья в узком значении этого слова, т.е. объединение лиц, связанных между собой моральной и матери­альной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязан­ностями, вытекающими из брака, родства и усыновления; во-вторых, другие род­ственники супругов, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, которые могут быть признаны в судебном порядке членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство (ст. 59 КоБС).

Более широким понятием «близкие» охватываются три категории лиц: близ­кие родственники, члены семьи, иные лица, которых потерпевший или лицо, со­вершившее преступление, обоснованно признают своими близкими. В последнем случае близость отношений является оценочной категорией. Законодатель исхо­дит из того, что для определения признаков лица, близкого потерпевшему или виновному, недостаточно формальных признаков родства, брака или свойства. Правоприменители должны на основе анализа фактических отношений между людьми констатировать наличие или отсутствие близких отношений. Например, близкими могут признаваться мужчина и женщина, состоящие в длительных фактических супружеских отношениях, обрученные жених и невеста, пасынок и мачеха, приемные родители и принятый на воспитание ребенок. Близкими могут признаваться друзья и подруги при наличии данных, свидетельствующих об исключительном взаимном доверии, тесной привязанности, общности интересов, взаимопомощи.

3. Обычно в статьях УК прямо указывается на политическую и правовую при­
надлежность к государству лиц, к которым относится соответствующая норма,
например, гражданин Республики Беларусь (ч. 1 ст. 6), иностранный гражданин
или лицо без гражданства (ч. 2 ст. 7). В тех случаях, когда в норме указывается
термин «гражданин» без соответствующей конкретизации, законодатель имеет в
виду любое физическое лицо (см., например, ч. 1 ст. 34; ч. 3 ст. 35; ст. 190).

4. Признаки должностного лица, сформулированные в части 4 статьи 4, универ­
сальны и относятся ко всем нормам УК, характеризующим должностное лицо в
качестве специального субъекта преступления или потерпевшего. Можно выде­
лить пять категорий должностных лиц: 1) представитель власти; 2) представитель
общественности; 3) лицо, выполняющее организационно-распорядительные обя­
занности; 4) лицо, выполняющее административно-хозяйственные обязанности;
5) лицо, уполномоченное на совершение юридически значимых действий.

Перечисленные должностные лица могут выполнять свои обязанности посто­янно, временно или по специальному полномочию. Через представителей власти или общественности осуществляются функции государственной власти (законо­дательной, исполнительной, судебной) или властные полномочия органов местно­го управления и самоуправления. Должностные лица, выполняющие организаци­онно-распорядительные, административно-хозяйственные обязанности или уполно-


РАЗДЕЛ I. Глава 1__________________________________________________ Статья 4

моченные на совершение юридически значимых действий, осуществляют свои функции в учреждениях, организациях и на предприятиях независимо от форм собственности (в этом принципиальное различие трактовок понятия должнос­тного лица в уголовном праве Беларуси и Российской Федерации) либо в Воо­руженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Бела­русь.

Представители власти — это прежде всего представители законодательной власти (депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Нацио­нального собрания Республики Беларусь), депутаты местных Советов депутатов.

К представителям власти также относятся государственные служащие, име­
ющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы
и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе. В этом
случае специфическими признаками представителей власти являются: принад­
лежность к государственной службе, наделение их властными полномочиями в
отношении лиц, не находящихся от них в непосредственной служебной подчи­
ненности.,

Представители власти наделены правом предъявлять требования и прини­мать решения, обязательные для исполнения гражданами, а равно учреждения­ми, организациями или предприятиями независимо от их ведомственной при­надлежности, подчиненности и форм собственности. Многие представители власти даже не имеют подчиненных по службе, но обладают властными полно­мочиями в отношении неопределенно широкого круга лиц. К представителям власти, в частности, относятся судьи, судебные исполнители, прокуроры и их по­мощники, следователи, работники милиции, оперативные работники органов го­сударственной безопасности, таможенных органов, органов финансовых рассле­дований, органов государственного пожарного надзора, иные государственные инспектора и контролеры.

Представители общественности — это относительно узкий круг должностных лиц, выполняющих функции, аналогичные функциям представителей власти, но, во-первых, не связанные с занятием должности на государственной службе и, во-вторых, в строго определенных сферах управленческой деятельности: при вы­полнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонаруше­ниями, отправлению правосудия. Как правило, функции представителя обществен­ности выполняются временно или по специальному полномочию и могут быть не связаны с трудовой или служебной деятельностью лица. Так, к представите­лям общественности относятся народные дружинники, выполняющие обязаннос­ти по охране общественного порядка, общественные контролеры и инспектора, на­родные заседатели. Важно, чтобы соответствующие полномочия были предостав­лены лицу официально в установленном порядке. Если, например, гражданин, про­являя собственную инициативу, пресекает нарушение общественного порядка, он в этот момент не приобретает статус должностного лица.

Лица, занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распо­рядительных обязанностей, осуществляют руководство деятельностью учреждений, организаций, предприятий, их подразделений, отдельных подчиненных им лиц.


РАЗДЕЛ I. Глава 1________________________________________________ Статья 4

Они организуют работу, несут ответственность за функционирование организа­ции в целом или ее отдельных подразделений и участков. Это лица, имеющие хотя бы одного подчиненного им работника. К должностным лицам данной категории относятся лица, осуществляющие общее руководство, подбор и расстановку кад­ров, планирование работы, организацию труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины: руководители министерств и ведомств, учреждений, организаций, предприятий и их заместители, руководители структурных подразделений (на­чальники управлений, отделов, цехов, заведующие кафедрами, лабораториями, секциями и т.п.) и их заместители, руководители участков работ (мастера, про­рабы, бригадиры, звеньевые).

Лица, занимающие должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, осуществляют полномочия, связанные с распоря­жением материальными ценностями и денежными средствами. Они организуют учет и контроль, порядок хранения, отпуск и реализацию материальных ценнос­тей. Это лица, имеющие право на самостоятельное распоряжение имуществом или контролирующие его движение. К ним, в частности, относятся начальники плано­во-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, их заместители, главные (старшие) бухгалтеры и их заместители, ведомственные контролеры и ревизоры, заведующие хранилищами или складами. Наличие подчиненных при осуществлении названных функций н£ обязательно. Например, на небольшом предприятии старший бухгалтер может не иметь в подчинении рядовых бухгал­теров, но он является должностным лицом, так как отвечает за учет и контроль на предприятии, принимает решения, связанные с распоряжением материальны­ми ценностями. Наоборот, рядовой бухгалтер крупного предприятия может выпол­нять исключительно технические обязанности по ведению учета и контроля дви­жения имущества и должностным лицом не является. В качестве критерия отне­сения работника к должностному лицу не может выступать исключительно факт возложения на него полной материальной ответственности: не всякое материаль­но ответственное лицо является должностным. Необходимо, чтобы наряду с обя­занностями по непосредственному хранению имущества материально ответствен­ное лицо выполняло также функции по управлению или распоряжению им (орга­низация доставки имущества, распределение материальных ценностей и т.п.).

Лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий — это должностные лица, которым предоставлено право от имени учреждения, организации или предприятия совершать действия, влекущие правовые последствия, т.е. действия, порождающие, изменяющие или прекраща­ющие определенные правоотношения. Это могут быть лица, для которых выполне­ние указанных действий является непосредственной профессиональной обязан­ностью (государственные или частные нотариусы), либо лица, выполняющие юридически значимые действия наряду с иными профессиональными обязаннос­тями (например, врач, выписывая листок о временной нетрудоспособности паци­ента, своими действиями порождает правоотношения, связанные с реализацией трудовых и социальных прав больного). Деятельность медицинских работников, преподавателей учебных заведений или иных специалистов приобретает харак-


РАЗДЕЛ I. Глава 1


Статья 4


тер управленческий (должностной), когда на них в установленном порядке возла­гается выполнение юридически значимых действий (например, деятельность хи­рурга в связи с участием в составе призывной комиссии, доцента при включении его в состав государственной экзаменационной комиссии).

Полномочия, характеризующие должностное лицо, могут сочетаться, напри­мер, прокурор области, будучи представителем власти, наделен также организа­ционно-распорядительными обязанностями в отношении подчиненных ему опе­ративных работников прокуратуры и одновременно может выполнять администра­тивно-хозяйственные функции по управлению имуществом прокуратуры.

оО

При решении вопроса о наличии или отсутствии признаков должностного лица следует исходить не из названия должности, а из полномочий, которыми обладает данный работник. Например, старший продавец торгового предприятия является должностным лицом лишь тогда, когда имеет подчиненных, возглавляя отдел или секцию магазина. В остальных случаях название его должности свиде­тельствует только об уровне квалификации. Не является должностным лицом ^~^ работник, осуществляющий техническое руководство производственным или V^J учебным процессом, например, стропальщик, отдающий крановщику команды о движении груза, учитель, поддерживающий дисциплину в классе, хирург, руко­водящий действиями ассистентов в ходе операции.

\

Во многих случаях следует отграничивать управленческую деятельность ра­ботника от профессиональной. Например, учителя, преподаватели, доценты, про­фессора, проводя уроки, семинарские, практические или лабораторные занятия, г->Л читая лекции, проверяя контрольные работы, осуществляя научное руководство при написании курсовых и дипломных работ (проектов), выполняют исключи­тельно профессиональные функции, предусмотренные методикой преподавания. Преподаватель приобретает статус должностного лица, будучи назначенным или избранным на должность, связанную с выполнением организационно-распоряди­тельных или административно-хозяйственных обязанностей (заведующий кафед­рой, заместитель декана, декан, проректор, ректор), либо при исполнении обязан­ностей члена приемной или государственной экзаменационной комиссии, когда помимо оценки знаний абитуриента или выпускника он участвует в принятии юридически значимого решения о зачислении лица в учебное заведение либо о присвоении квалификации выпускнику.

Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. «О соответствии Конституции положения пункта 3 части 4 статьи 4 Уго­ловного кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых дей­ствий» содержит указание на то, что «к лицам, уполномоченным на совершение юридически значимых действий, следует относить не только тех преподавате­лей, которые выполняют свои обязанности в качестве членов квалификацион­ных или экзаменационных комиссий,., но и преподавателей, принимающих у студентов или учащихся курсовые экзамены либо зачеты».

минимальный возраст.
Это не пянячярт

При определении признаков должностного лица закон не оговаривает его

БИБЛИОТЕКА Ах&дзмим МВД Республики
Б1БЛШТЗКА АкадэмП МУС РэспубпМ Benaovo»

нолетние должны при-17


РАЗДЕЛ I. Глава 1________________________________________________ Статья 4

знаваться должностными лицами. Функции должностных лиц, перечисленные в части 4 статьи 4, могут выполнять лишь лица, обладающие определенными зна­ниями, жизненным опытом, соответствующим образованием, поэтому представ­ляется неверным относить к числу должностных лиц и осуждать за преступле­ния против интересов службы несовершеннолетних.

5. Часть 5 статьи 4 содержит исчерпывающий перечень должностных лиц, признаваемых занимающими ответственное положение. Названный признак явля­ется квалифицирующим обстоятельством в составах ряда преступлений против интересов службы (ч. 3 ст. 424, ч. 3 ст. 425, ч. 3 ст. 426, ч. 3 ст. 430). В перечне пре­обладают должностные лица, осуществляющие полномочия представителей власти. Расширительное толкование этого перечня недопустимо.

Пункт 2 части 5 статьи 4 относит к должностным лицам, занимающим ответ­ственное положение, во-первых, руководителей (и их заместителей) именно го­сударственных органов, а не иных учреждений, организаций или предприятий; во-вторых, лишь тех государственных органов, которые находятся в непосред­ственном подчинении или подотчетны Президенту (Администрация Президента Республики Беларусь, Совет Безопасности Республики Беларуси и т.п.), Парламен­ту (постоянные комиссии Палаты представителей или Совета Республики Наци­онального собрания Республики Беларусь), Правительству Республики Беларусь (министерства, государственные комитеты, иные центральные органы государ­ственного управления и исполнительной власти).

Не должны признаваться должностными лицами, занимающими ответствен­ное положение, руководители, возглавляющие структурные подразделения мест­ных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов (предсе­датели комиссий, начальники управлений, заведующие отделами).

К должностным лицам, занимающим ответственное положение, относятся судьи всех уровней общих и хозяйственных судов Республики Беларусь, судьи Конститу­ционного Суда Республики Беларусь. В соответствии с частью 3 статьи 32 УПК пра­восудие по уголовным делам о преступлениях, за которые уголовным законом предусматриваются наказание свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь, и о преступлениях несовершеннолетних осуществляется коллегией в соста­ве судьи и двух народных заседателей. В этой ситуации народный заседатель обладает всеми полномочиями судьи и может рассматриваться как должностное лицо, занимающее ответственное положение.

Должностными лицами, занимающими ответственное положение, признают­ся лишь прокуроры (и их заместители), возглавляющие прокуратуру соответ­ствующего уровня. Подчиненные им оперативные работники (например, проку­роры управлений и отделов) не могут быть отнесены к должностным лицам, занимающим ответственное положение.

Следователь — это должностное лицо прокуратуры, органов предваритель­ного следствия Министерства внутренних дел, органов государственной безопас­ности и финансовых расследований, осуществляющие в пределах своей компе­тенции предварительное следствие (ч. 1 ст. 36 УПК). Если, например, помощник прокурора по поручению прокурора примет к своему производству уголовное


РАЗДЕЛ I. Глава 1_______________________________________________ Статья 4

дело, то, осуществляя полномочия следователя, он приобретает статус должност­ного лица, занимающего ответственное положение.

Начальник следственного подразделения прокуратуры, органов предваритель­ного следствия Министерства внутренних дел, органов государственной безопас­ности и финансовых расследований (ст. 35 УПК) признается должностным ли­цом, занимающим ответственное положение, при осуществлении им полномочий следователя (ст. 36 УПК).

В соответствии с частью 1 статьи 38 УПК начальником органа дознания является руководитель любого из органов дознания (органов милиции, государ­ственной безопасности, пограничных войск, финансовых расследований, государ­ственного пожарного надзора, таможенных органов), а также каждое из должнос­тных лиц, перечисленных в части 1 статьи 37 УПК (командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреж­дений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следствен­ных изоляторов; капитаны морских или речных судов; командиры воздушных судов; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Рес­публики Беларусь).

6. Термином «начальник* законодатель определяет круг военнослужащих, являющихся специальными субъектами воинских должностных преступлений (ст.ст. 444—456), а равно лиц, которые могут быть потерпевшими от преступлений против порядка подчиненности (ст.ст. 438—442, 444). Порядок воинской подчинен­ности определяется Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Республики Бе­ларусь, который, закрепляя деление всех военнослужащих на начальников (по служебному положению и по воинскому званию) и подчиненных, регламентирует взаимоотношения между ними в процессе исполнения обязанностей по военной службе. Начальники по служебному положению — это военнослужащие, которым поручено постоянно или временно руководить служебной деятельностью других военнослужащих (командиры, начальники служб и т.п.). Начальниками по во­инскому званию признаются, например, сержанты для солдат одной с ними части, младшие офицеры (до капитана включительно) — для всех сержантов, солдат, полковники — для всех младших офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат. При совместном несении службы военнослужащими, не подчиненными друг другу, начальником является старший из них по должности, а при равных должностях — старший по воинскому званию.

7'. Малолетними признаются несовершеннолетние лица (см. п. 8 коммент. к настоящей статье) в возрасте до 14 лет. Такие лица за совершение общественно опасных деяний уголовной ответственности не несут (ст. 27). Малолетство потер­певшего лица существенным образом влияет на уголовную ответственность винов­ного: во-первых, может быть основным признаком состава преступления (ст. 165); во-вторых, может учитываться как квалифицирующее обстоятельство (п. 2 ч. 2 ст. 139, ч. 3 ст. 166, ч. 3 ст. 167); в-третьих, расценивается как обстоятельство, отягчающее ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 64). Наличие на иждивении у виновного малолетнего ребенка подлежит учету как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность (п. 5 ч. 1 ст. 63).


РАЗДЕЛ I. Глава 1________________________________________________ Статья 4 8. Наступление совершеннолетия отечественное законодательство связывает с

достижением 18-летнего возраста (см., например, ч. 1 ст. 64 Конституции; п. 1 ст. 20 ГК; ч.2ст.1 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ре­бенка»). Если на день совершения преступления потерпевшее лицо не достигло со­вершеннолетия, то это может влиять на квалификацию содеянного (см., например, ч. 2 ст. 146, ч. 2 ст. 154, ч. 3 ст. 157, ч. 3 ст. 158, ч. 2 ст. 166, ч.2ст. 167, ч. 2 ст. 170), усиливая ответственность. Если же 18-летнего возраста не достигло виновное лицо, то его несовершеннолетие влияет на решение вопроса об уголовной ответ­ственности: во-первых, определяется, возможна ли такая ответственность вообще (ст. 27), во-вторых, учитываются особенности уголовной ответственности лиц, со­вершивших преступления в возрасте до 18 лет (гл. 15 и 16). Для правильной пра­вовой оценки важно точно установить возраст лица и время совершения преступ­ления (см. коммент. к ст. 9). На решение вопросов уголовной ответственности не­совершеннолетнего не влияет то, что это лицо еще до совершения преступления приобрело полную гражданскую дееспособность вследствие вступления в брак или эмансипации (ст. 20, 26 ГК). (См. также коммент. к ст. 27.)

9. Совершение преступления престарелым лицом признается обстоятельством,
смягчающим ответственность (п. 11 ч. 1 ст. 63). Если же преступление совершается
в отношении заведомо престарелого лица, то это расценивается как обстоятельство,
отягчающее уголовную ответственность виновного (п. 2 ч. 1 ст. 64). Указанные
обстоятельства имеют уголовно-правовое значение, если лицо достигло 70-летия
на день совершения преступления. (О времени совершения преступления см.
коммент. к ст. 9.)

10. Корысть — один из самых распространенных мотивов совершения преступ­
ления. Корыстные побуждения как мотив совершения преступления означают, что
в основе побудительных причин общественно опасного деяния лежит стремление
получить какую-либо материальную выгоду, пользу. Корыстные побуждения про­
являются двояко. Так, во-первых может иметь место ситуация, когда за счет
преступления виновный стремится преумножить свое имущественное достояние
или достояние своих близких (см. п. 2 коммент. к настоящей статье). Это желание
получить деньги, ценные бумаги, вещи, приобрести право на имущество. Во-вторых,
корысть может быть обусловлена намерением избавить себя или своих близких от
необходимых материальных затрат (уклонение от уплаты долга, алиментов и т.п.).
Однако не во всех случаях и не всякие побуждения, возникающие по поводу иму­
щества, можно считать корыстными. Преступления, совершенные на почве споров
из-за имущества, зачастую не обусловлены стремлением получить какую-либо ма­
териальную выгоду, а проистекают из неприязненных отношений, обид. Нельзя
также квалифицировать как проявления корысти случаи причинения вреда здо­
ровью или даже лишения жизни при охране малоценного имущества от посяга­
тельства потерпевшего.

Наличие корыстных побуждений при совершении преступления влияет на уголовно-правовую оценку содеянного. Корыстные побуждения, во-первых, рас­сматриваются законодателем как обстоятельство, отягчающее уголовную ответ­ственность (п. 8 ч. 1 ст. 64); во-вторых, как квалифицирующий признак ряда соста-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.