Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. 1. Предметом контрабанды, подлежащей ответственности по части 1 статьи 228, являются товары и ценности в крупном размере




1. Предметом контрабанды, подлежащей ответственности по части 1 статьи 228, являются товары и ценности в крупном размере, запрещенные или ограничен­ные к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь (см., на­пример, приказ председателя Государственного таможенного комитета Респуб­лики Беларусь «О совершенствовании контроля за перемещением через таможен­ную границу Республики Беларусь товаров, ограниченных к такому перемещению, а также специфических товаров (работ, услуг)* от 19 марта 1999 г. № ЮЗ-ОД (в ред. приказа председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28 июля 1999 г. № 342-0Д) и др.).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 ТК под товарами в смысле статьи 228 следует понимать любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую, тепловую, иные виды энергии и транспортные средства.


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25___________________________________________ Статья 228

Контрабанда признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей в 2 тысячи раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (см. примеч. к ст. 228). Контрабанда указанных товаров и ценностей не в крупном размере влечет административную ответственность в соответствии со статьями 1936193* КоАП.

2. Предметом контрабанды, ответственность за совершение которой наступает по части 2 статьи 228, являются (независимо от их количества) наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоак­тивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрель­ное оружие и боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое или другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.

(См. о понятиях:

«наркотические средства* и «психотропные вещества» — примеч. к ст. 327,
а также Закон от 22 мая 2002 г. «О наркотических средствах, психотропных ве­
ществах и прекурсорах»; Инструкцию о порядке выдачи разовых разрешений на
перемещение (ввоз, вывоз, транзит) наркотических средств, психотропных веществ
и прекурсоров, утв. приказом Минздрава от 30 мая 1997 г. № 120 (в ред. прика­
зов Минздрава от 12 апреля и 24 сентября 1999 г. № 116 и 300); Республикан­
ский перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров,
утв. постановлением Минздрава от 3 мая 2000 г. № 11; номенклатуру наркоти­
ческих средств, психотропных веществ и прекурсоров, ограниченных к переме­
щению через таможенную границу Республики Беларусь, приведенную в прил. 2
к постановлению ГТК от 12 июля 2002 г. № 62; номенклатуру наркотических
средств, психотропных веществ и прекурсоров, приведенную в прил. 2 к приказу
Председателя ГТК от 29 декабря 1999 г. № 585-ОД (в ред. постановления ГТК
от 25 июня 2002 г. № 46);

«ядовитые», «отравляющие», «сильнодействующие» и «взрывчатые» вещест­
ва», а также «взрывные устройства» —
номенклатуры взрывчатых веществ и
взрывных устройств промышленного назначения, источников радиоактивного
излучения, ядерных веществ и материалов, ядовитых, отравляющих и сильно­
действующих веществ, ограниченных к перемещению через таможенную границу
Республики Беларусь, приведенные в прил. 1—3 к постановлению ГТК от 30
июля 2002 г. № 70; номенклатуры взрывчатых веществ и взрывных устройств
промышленного назначения, ядовитых, отравляющих и сильнодействующих ве­
ществ, приведенные в прил. 2 к приказу Председателя ГТК от 29 декабря 1999 г.
№ 585-ОД (в ред. постановления ГТК от 25 июня 2002 г. № 46);

«огнестрельное оружие и боеприпасы» — Закон от 13 ноября 2001 г. «Об
оружии», в соответствии со ст. 1 которого под огнестрельным оружием понима­
ется «оружие, в котором для метания поражающего элемента используется энер­
гия газов, образующихся при горении метательного заряда», а под боеприпасами —
«устройства и предметы, непосредственно предназначенные для поражения цели,
выполнения задач, способствующих ее поражению, и содержащие разрывной, пи-


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25


Статья 228


ротехнический или метательный заряды либо их сочетание». К оружию и боепри­пасам не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйствен­но-бытового и производственного назначения, муляжи и макеты, имитирующие внешний вид оружия и боеприпасов, спортивные снаряды, конструктивно сход­ные с оружием и боеприпасами;

«радиоактивные вещества* — Порядок организации таможенного контро­
ля за радиоактивными веществами, утв. приказом Председателя ГТК от 23 де­
кабря 1977 г. № 434-ОД, в соответствии с п. 2.1 которого под радиоактивными
веществами понимаются «вещи (в том числе вещества), содержащие делящиеся
и радиоактивные материалы, включая радиоактивные отходы»; номенклатуру
ядерных материалов, специальных неядерных материалов, приведенную в прил. 2
к приказу Председателя ГТК от 29 декабря 1999 г. № 585-ОД (в ред. постановле­
ния ГТК от 25 июня 2002 г. № 46);

«оружие массового поражения, материалы и оборудование, которые могут
быть использованы при создании оружия массового поражения* —
Закон от 6 янва­
ря 1998 г. «Об экспортном контроле»; номенклатуры химикатов, которые приме­
няются при создании химического оружия, возбудителей заболеваний (патоге­
нов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов
генетического материала, которые могут применяться при создании бактериоло­
гического (биологического) и токсинного оружия, приведенные в прил. 2 к при­
казу Председателя ГТК от 29 декабря 1999 г. № 585-ОД (в ред. постановления
ГТК от 25 июня 2002 г. № 46);

а также коммент. к ст.ст. 129,134 и 229).

3. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 228 контрабанда — это перемещение через таможенную границу Республики Беларусь товаров, ценностей, веществ и предметов, указанных в этой статье, совершенное с использование следующих спо­собов, являющихся обязательными альтернативными признаками объективной стороны данного преступления: помимо таможенного контроля; с сокрытием от та­моженного контроля; с обманным использованием документов или средств иденти­фикации; недекларирование товаров, ценностей, веществ и предметов; заведомо недостоверное декларирование товаров, ценностей, веществ и предметов.

Под перемещением товаров, ценностей, веществ и предметов через таможен­ную границу Республики Беларусь помимо таможенного контроля понимается пе­ресечение такой границы вне определенных мест или вне установленного време­ни производства таможенного оформления, а с сокрытием от таможенного контро­ля—с использованием тайников либо других способов, затрудняющих обнару­жение товаров, ценностей, веществ и предметов или придание одним товарам, ценностям, веществам и предметам вида других (см. ст.ст. 1936 и 1937 КоАП). В соответствии с пунктом 144 постановления Пленума Верховного Суда Респуб­лики Беларусь от 17 июня 1994 г. № 4 (в ред. постановления Пленума Верховно­го Суда от 28 июня 2002 г. № 5) под тайниками следует понимать любые храни­лища (места), изготовленные (оборудованные, приспособленные) для сокрытия товаров, в том числе конструктивные полости, емкости и предметы на транспорт-


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25


Статья 228


ных средствах, предварительно подвергавшиеся в этих же целях разборке, монта­жу и т.д., независимо от их иного функционального предназначения.

Обманным использованием документов или средств идентификации призна­ются перемещение через таможенную границу Республики Беларусь предмета контрабанды с представлением таможенному органу Республики Беларусь в ка­честве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных докумен­тов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящих­ся к другим товарам, ценностям, веществам и предметам, а также использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентифика­ции, относящихся к другим товарам, ценностям, веществам и предметам (см. ст. 193s КоАП). В пункте 145 постановления Пленума Верховного Суда Респуб­лики Беларусь от 17 июня 1994 г. № 4 (в ред. постановления Пленума Верховно­го Суда от 28 июня 2002 г. № 5) указано, что обманное использование докумен­тов или средств идентификации может иметь место только при перемещении товаров или транспортных средств через таможенную границу Республики Бела­русь и непосредственно направлено на их незаконный ввоз или вывоз. Действия, связанные с обманным использованием документов во внутренних таможнях, в отношении товаров, перемещение которых через таможенную границу было про­изведено с соблюдением законодательства о таможенном деле, состава данного правонарушения не образуют.

Недекларирование товаров, ценностей, веществ и предметов, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь — это незаявление в установлен­ной письменной, устной или иной форме достоверных сведений об указанных то­варах, ценностях, веществах и предметах, их таможенном режиме и других сведе­ний, необходимых для принятия таможенными органами решения о выдаче разрешения о перемещении их через таможенную границу Республики Беларусь или помещении их под запрашиваемый таможенный режим (см. ст. 1939 КоАП). Согласно статьям 168—169 Таможенного кодекса декларированию по установ­ленной форме в таможенном органе подлежат все товары и транспортные сред­ства, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь. Исходя из этого в пункте 146 постановления Пленума Верховного Суда Республики Бе­ларусь от 17 июня 1994 г. № 4 (в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2002 г. № 5) отмечается, что незаявление сведений о них, в том числе и о любой сумме иностранной валюты, независимо от необходимости и наличия разрешительных документов на ее вывоз, является недекларированием.

Как представляется, лицо подлежит ответственности за контрабанду в форме недекларирования только в случае, когда таможенные органы соблюли процеду­ру таможенного оформления и предложили лицу задекларировать товары, цен­ности, вещества и предметы, перемещаемые через таможенную границу Респуб­лики Беларусь.

Заведомо недостоверное декларирование товаров, ценностей, веществ и пред­метов, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, имеет место в том случае, когда виновный, достоверно зная о том, что указанные выше сведения, сообщаемые им таможенным органам, не соответствуют действитель-


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25


Статья 228


ности, заявляет их этим органам в установленной письменной, устной или иной форме (см. ч. 14 ст. 4 УК и ст. 1939 КоАП).

4. Контрабанда считается окон ченным пр еступле нием с момента фактическо­го перемещения предмета контрабанды через таможенную границу. Действия лица, пытавшегося переместить предмет контрабанды через таможенную границу Республики Беларусь, пресеченные таможенными органами или в иных случаях не доведенные до конца по не зависящим от лица обстоятельствам, надлежит ква­лифицировать как покушение на контрабанду по статьям 14 и 228.

Указанное правило определения момента окончания преступления применя­ется с учетом особенностей перемещения предмета преступления через таможен­ную границу Республики Беларусь. Так, анализ статьи 3 ТК и статьи 1 Закона от 4 ноября 1992 г. «О Государственной границе Республики Беларусь» показы­вает, что таможенная граница Республики Беларусь проходит по Государствен­ной границе республики, а также по периметру свободных таможенных зон и складов. С учетом этого, а также принимая во внимание положения, изложенные в пункте 10 статьи 18 ТК, под перемещением через таможенную границу Респуб­лики Беларусь необходимо понимать совершение следующих действий с приме­нением указанных способов по ввозу на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозу с этой территории предмета преступления:

—при ввозе предмета преступления на таможенную территорию Республики
Беларусь и при ввозе его с территории свободных таможенных зон и со свобод­
ных складов на остальную часть таможенной территории — фактическое пересе­
чение таможенной границы Республики Беларусь;

—при вывозе предмета преступления с таможенной территории Республики
Беларусь и при его ввозе с остальной части таможенной территории Респуб­
лики Беларусь на территорию свободных таможенных зон и на свободные скла­
ды — представление таможенной декларации или иное действие, непосредствен­
но направленное на реализацию намерения соответственно вывезти или ввезти
предмет преступления.

Данное обстоятельство имеет большое значение при определении момента окончания анализируемого преступления. Так, в частности, действия лица, ввезше­го на таможенную территорию республики (сухопутная территория Республики Беларусь, внутренние воды и воздушное пространство над ними — см. ст. 3 Тамо­женного кодекса) товары, ценности, вещества или предметы, указанные в час­тях 1 и 2 статьи 228, пресеченные при таможенном досмотре таможенными орга­нами, следует квалифицировать как оконченную контрабанду. Напротив, анало­гичные действия лица, вывозящего названные товары, ценности, вещества или предметы с таможенной территории Республики Беларусь на территорию сопре­дельного государства либо ввозящего их с остальной части таможенной террито­рии Республики Беларусь на территорию свободных таможенных зон и на сво­бодные склады, пресеченные при таможенном досмотре таможенными органами Республики Беларусь, образуют состав покушения на контрабанду.

Свободная таможенная зона — территория, на которой действует таможен­ный режим свободной таможенной зоны (см. ст. 75 ТК и Положение о порядке


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25__________________________________________ Статья 228

таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию свободной тамо­женной зоны и вывозимых с ее территории, утв. приказом ГТК от 24 августа 1999 г. № 374-ОД (в ред. приказов ГТК от 2 октября 2000 г. № 61 и от 24 января 2002 г. № 3).

В соответствии со статьей 1 Закона от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах» свободной экономической зоной (СЭЗ) является часть тер­ритории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, усло­вия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. На территории республики созданы СЭЗ «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест» (см. указы Президента Республики Бе­ларусь от 20 марта 1996 г. № 114, от 2 марта 1998 г. № 93, от 4 августа 1999 г. № 458, от 31 января 2002 г. № 66 и от 16 апреля 2002 г. М 208).

Под свободным складом понимается помещение или иное место, где дей­ствует таможенный режим свободного склада (см. ст. 77 Таможенного кодекса).

5. С субъективной стороны контрабанда — умышленное преступление, совер­
шаемое с прямым умыслом. На это обстоятельство обращалось особое внимание в
пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О су­
дебной практике по делам о контрабанде и об административных таможенных пра­
вонарушениях» от 17 июня 1994 г. № 4 (в ред. постановления Пленума от 28 марта
1996 г. № 2 и 29 марта 2001 г. № 4). Лицо, совершающее контрабанду, сознает, что
перемещает через таможенную границу Республики Беларусь товары, ценности, ве­
щества или предметы, указанные в частях 1 и 2 статьи 228 с использованием одно­
го или нескольких способов, перечисленных в тех же частях данной статьи, и же­
лает совершить такое незаконное действие.

6. Субъектом контрабанды является лицо, достигшее 16-летнего возраста.
В соответствии с пунктом 41 упомянутого постановления Пленума Верховного
Суда республики действия лиц, которые непосредственно не перемещали предме­
ты контрабанды через таможенную границу Республики Беларусь, а лишь органи­
зовали или оказали помощь в совершении этого преступления, надлежит квали­
фицировать как соучастие в контрабанде со ссылкой на соответствующую часть
статьи 16.

Контрабанда, совершенная должностным лицом (см. ч. 4 ст. 4) с использова­нием своих служебных полномочий, влечет ответственность по части 3 статьи 228 и в силу части 1 примечаний к главе 35 не требует дополнительной квалифика­ции по статье 424.

Ранее судимым за контрабанду признается лицо, которое осуждено по статье 228 по приговору, вступившему в законную силу, при условии, что суди­мость за это преступление не погашена или не снята в установленном законом порядке (см. ст.ст. 45, 97—99, 121).

7. При совершении контрабанды, соединенной с применением насилия к лицу,
осуществляющему таможенный контроль, действия виновного надлежит квалифи­
цировать по части 3 статьи 228. Если же насилие к лицу, осуществляющему тамо-


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25


Статья 228


женный контроль, выразилось в причинении ему тяжкого телесного повреждения при обстоятельствах, указанных в части 3 статьи 147, либо в убийстве такого лица, действия виновного подлежат квалификации по совокупности преступлений: по части 3 статьи 228 и соответственно по части 3 статьи 147 либо пункту 10 части 2 статьи 139.

8. Совершение контрабанды группой лиц по предварительному сговору (см.
ст. 17)
или организованной группой (см. ст. 18) влечет повышенную ответствен­
ность соответственно по частям 3 или 4 статьи 228.

В пункте 7 упомянутого постановления Пленум Верховного Суда указал, что при рассмотрении дел о контрабанде, совершенной группой лиц по предваритель­ному сговору, судам необходимо иметь в виду, что такие квалифицирующие признаки, как совершение этого преступления лицом, ранее судимым за контра­банду, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномо­чий, должны учитываться при квалификации действий лишь тех участников преступления, к которым эти признаки относятся непосредственно.

9. При совершении контрабанды с обманным использованием документов
либо заведомо недостоверного декларирования лицо преследует цель, отличную от
целей, присущих такому преступлению, как уклонение от уплаты таможенных
платежей (ст. 231). Ввиду этого перемещение через таможенную границу Респуб­
лики Беларусь товаров и транспортных средств, сопряженное с обманным исполь­
зованием документов либо включением в таможенную декларацию заведомо
ложных сведений, которое было направленно на освобождение от уплаты тамо­
женных платежей или их занижение и не влияло на принятие таможенными орга­
нами решения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную
границу Республики Беларусь, не образует состава контрабанды. В подобных слу­
чаях лицо подлежит ответственности по статье 231 (подробнее см. п. 9 коммент. к
ст. 231).

10.В тех случаях, когда наряду с контрабандой лицо совершает другие
преступления (незаконное пересечение Государственной границы Республики Бе­
ларусь, нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями, неза­
конный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
и др.), действия виновного подлежат квалификации по совокупности совершен­
ных преступлений. Рекомендации относительно такой квалификации действий ви­
новного содержатся в пункте 10 упомянутого постановления Пленума Верховного
Суда республики.

11.Действия лица, перемещающего через таможенную границу Республики
Беларусь поддельную иностранную валюту, квалифицируются по-разному в зави­
симости от направленности умысла.

Так, лицо, по ошибке полагавшее, что оно перемещает через таможенную гра­ницу Республики Беларусь иностранную валюту в крупном размере, которая в действительности являлась фальшивой, действуя помимо или с сокрытием от та­моженного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо применяя недекларирование или заведомо недостоверное


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25___________________________________________ Статья 229

декларирование, подлежит ответственности за покушение на контрабанду. При осознании лицом факта перемещения через таможенную границу Республики Бе­ларусь именно фальшивой иностранной валюты состав контрабанды в его дей­ствиях отсутствует. В этом случае при установлении признаков преступления, предусмотренного статьей 221, лицо следует привлекать к ответственности за изготовление, хранение или сбыт поддельных денег.

1Л2. Перемещение через таможенную границу Республики Беларусь под видом товаров не для коммерческих целей товаров, в действительности предназначенных для осуществления производственной или коммерческой деятельности, за исклю­чением случаев, когда такие действия совершаются с целью уклонения от уплаты таможенных платежей (см. коммент. к ст. 231), не подлежит ответственности по статье 228. Оно образует состав административного правонарушения, предусмот­ренного статьей 19340 КоАП.

13. За совершение преступления, предусмотренного частями 2—4 статьи 228, наряду с лишением свободы в качестве дополнительного может назначаться нака­зание в виде конфискации имущества.

Если предмет контрабанды отвечает требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 61 (например, через таможенную границу перемещались отравляющие ве­щества, изъятые из оборота), либо имеются другие обстоятельства, указанные в этой же части статьи 61 (например, перемещение предмета контрабанды через таможенную границу осуществлено путем сокрытия его в тайнике, оборудован­ном в автомашине или прицепе к ней), то соответствующие вещи, предметы или имущество при наличии условий, указанных в законе, подлежат специальной конфискации независимо от категории преступления и вида назначенного нака­зания. Другими словами, специальная конфискация может применяться за контра­банду одновременно с конфискацией как дополнительным видом наказания.

^/Если предмет контрабанды был реализован виновным, то в соответствии с рекомендацией Пленума Верховного Суда, изложенной в пункте 11 названного выше постановления, суд должен решить вопрос о взыскании с осужденного в доход государства его стоимости.

Статья 229. Незаконный экспорт объектов экспортного контроля

Незаконный экспорт товаров, технологий, услуг и иных объектов экспортного контроля, которые могут быть использованы при создании оружия массового пора­жения, средств его доставки, вооружения и военной техники,—

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущест­ва или без конфискации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.