Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 424





ние (использование) властных полномочий не ограничено временем непосред­ственного нахождения лица на службе (работе). Для «вхождения в исполнение функций власти* представителю власти необходимо, по общему правилу, соблюс­ти следующие формальности: представиться, предъявить служебное удостовере­ние и объявить о своих властных полномочиях относительно разрешения воз­никшей ситуации.

О 4. Отсутст вует состав злоупотребления властью или служебными полномочи­ями в том случае, если должностное лицо для достижения каких-то результатов использует не функциональные полномочия, а влияние авторитета предоставлен­ной ему власти и посредством такого влияния добивается желаемого результата.

5. Объективная сторона злоупотребления властью и служебными полномочи­
ями с учетом предварительных замечаний включает установление следующих
признаков:

—совершение должностным лицом действий по службе с использованием пре­
доставленных ему служебных полномочий. Злоупотребление совершается только
посредством соответствующих действий по службе, поскольку умышленное не­
совершение требуемых по службе действий образует состав самостоятельного
должностного преступления — бездействие должностного лица (ст. 425);

—совершенные должностным лицом служебные действия соответствуют его
компетенции (полномочиям), но противоречат интересам службы;

—указанные действия по службе повлекли причинение ущерба в крупном
размере (понятие крупного ущерба см. в ч.2 примеч. к настоящей главе) или су­
щественный вред правам и законным интересам граждан либо государственным
или общественным интересам;

—причинную связь между вменяемыми в качестве злоупотребления действи­
ями и указанными последствиями.

 

6. В числе указанных признаков объективной стороны злоупотребления
властью или служебными полномочиями, по крайней мере, два признака требуют
от суда серьезного осмысления: а) какие обстоятельства должны учитываться
при оценке служебных действий как совершенных вопреки интересам службы и
б) что следует понимать под существенным вредом правам и законным интере­
сам граждан либо государственным и общественным интересам. Именно от
адекватного закону содержания этих признаков зависит, будет отнесено допу­
щенное злоупотребление к преступлению или служебному проступку.

7. Совершить служебные действия вопреки интересам службы, значит — нару­
шить публичный интерес, свойственный всякой служебной деятельности.

Трудности в трактовке понятия «вопреки интересам службы» обусловлены тем, что понятие должностного лица осталось прежним (включая лиц, занимаю­щих соответствующие должности на предприятиях негосударственной формы соб­ственности), а интересы службы в частном секторе управления приобрели отно­сительно самостоятельный характер по отношению к интересам государства. Так, в области соответствия принятых служебных решений эффективности финансо­во-хозяйственной деятельности предпринимательской структуры вопрос о про-


РАЗДЕЛ XIII. Глава 35__________________________________________ Статья 424

тиворечии служебных решений интересам службы должен рассматриваться преж­де всего с позиций собственника (собственников), который несет весь риск нега­тивных последствий от принятия соответствующих решений управляющим субъ­ектом.

В свою очередь публичный интерес в управленческой деятельности частного сектора предпринимательства сохраняется в полном объеме в плане оценки при­нятых служебных решений на соответствие стандартам законности, а если в част­ном секторе используются государственные ресурсы,— то и в контексте эффек­тивности их целевого использования с учетом интересов государства.

В государственном секторе проблема интересов службы в деятельности долж­ностных лиц в полном объеме определяется публичными (финансовыми, эконо­мическими, социальными и др.) интересами государства, включая стандарты за­конности.

8. Совершенные вопреки интересам службы действия должны повлечь ущерб
в крупном размере (на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой вели­
чины на день совершения преступления — ч.2 примеч. к гл. 35).
Речь идет об ущербе
имущественного (материального) характера, который поддается суммарной де­
нежной оценке независимо от того, причинен такой ущерб организации (коллек­
тивному образованию) или гражданину. Для определения окончательного размера
ущерба допускается сложение сумм стоимости ущерба, причиненного нескольким
субъектам, если такой ущерб охватывался единым умыслом.

9. Понятие существенного вреда правам и законным интересам либо государ­
ственным и общественным интересам носит оценочный характер.

Вред является существенным, если посредством злоупотребления было со­вершено другое преступление (самим должностным лицом или в соучастии с другими лицами). Применительно к составу злоупотребления вред также явля­ется существенным, если вследствие злоупотребления стало возможным совер­шение преступлений другими лицами или были сокрыты совершенные преступ­ления (независимо от их тяжести).

Кроме того, существенный вред может также выражаться:

—в нарушении конституционных прав и свобод граждан на получение досто­
верной информации, свободное и беспрепятственное передвижение, выбор места
жительства, работы, охрану здоровья, свободу выражения взглядов и т.д.);

—причинении умышленно легкого телесного повреждения или в умышлен­
ном создании ситуации, при которой вследствие неосторожных действий других
лиц были причинены менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения (хотя бы
одному лицу);

—причинении морального вреда, возмещение которого оценивается в 250 и
более базовых величин;

—подрыве авторитета или престижа органов государственной власти, госу­
дарственных или общественных организаций;

—злоупотреблении, повлекшем вследствие общественного протеста наруше­
ние общественного порядка;


РАЗДЕЛ XIII. Глава 35__________________________________________ Статья 424

—злоупотреблении, направленном на сокрытие порчи, утраты (недостачи),
государственного имущества в особо крупных размерах, возникших не по вине
данного должностного лица или подчиненных ему должностных лиц;

—нецелевом использовании выделенных государством финансовых ресур­
сов в особо крупных размерах (см. ч. 2 примеч. к настоящей главе).

Оценка причиненного вреда в качестве существенного должна быть мотиви­рована судом не только указанием на характер причиненного вреда, но и обосно­ванием его существенности.

10.Субъективная сторона злоупотребления властью или служебными полно­
мочиями предполагает умышленную вину в отношении совершаемого должност­
ным лицом по службе деяния и наступивших последствий. Для наличия состава
злоупотребления необходимо установить не просто умышленный характер со­
ответствующих действий должностного лица, но и факт осознания того, что слу­
жебные полномочия используются им вопреки интересам службы и сопряжены с
наступлением последствий, указанных в части 1 статьи 424.

11.Субъектом злоупотребления властью или служебными полномочиями,
раЕно как и других преступлений против интересов службы (за исключением
преступлений, предусмотренных статьями 427 (частично), 431—433), может быть
только должностное лицо.

(О понятии должностного лица см. коммент. к чч.4 и 5 ст.4.)

12. Злоупотребление властью или служебными полномочиями образует ква­
лифицированный состав данного преступления, если оно совершено из корыстной
или иной личной заинтересованности.

Корыстная заинтересованность применительно к составу злоупотребления выражается в стремлении должностного лица извлечь материальную выгоду (по­лучить имущество или приобрести право на имущество, избежать материальных затрат и т.д.— см. ч. 10 ст. 4) способом, не связанным с незаконным безвозмез­дным изъятием чужого имущества. Это может проявляться в приобретении долж­ностным лицом имущества по себестоимости; изъятии имущества в свою соб­ственность посредством его замены или с возмещением стоимости; временном заимствовании чужого имущества; использовании служебного транспорта в лич­ных целях; пользовании бесплатными проездными документами при отсутствии права на это; уклонении от уплаты государству соответствующих платежей и т.д.

13.Злоупотребление из корыстной заинтересованности следует отграничи­
вать от хищения имущества путем злоупотребления служебными полномочиями
по характеру причинения имущественного ущерба: для злоупотребления характе­
рен имущественный ущерб в виде упущенной (неполученной) выгоды (компенса­
ции), а для хищения — наличное уменьшение имущества вследствие его безвоз­
мездного изъятия.

14. Иная личная заинтересованность охватывает все другие противоречащие
интересам службы неимущественные побуждения личного характера: карьеризм,
семейственность, подхалимство, протекционизм, месть, зависть, желание получить
взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-то вопроса, скрыть


РАЗДЕЛ XIII. Глава 35__________________________________________ Статья 425

свою некомпетентность (см. п. 18 постановления № 4 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 4 июля 1993 г.).

15.Злоупотребление властью или служебными полномочиями, совершенное
должностным лицом, занимающим ответственное положение, квалифицируется
по части 3 статьи 424. Исчерпывающий перечень должностных лиц, занимающих
ответственное положение, дан в части 5 статьи 4.

16.Содержание тяжких последствий злоупотребления (ч. 3 ст. 424) должно опре­
деляться с учетом их тяжести и соотносимости с последствиями (крупным имуще­
ственным ущербом и существенным вредом), указанными в части 1 статьи 424.

К тяжким последствиям следует относить имущественный ущерб в особо крупном размере, аварии, катастрофы, длительную дезорганизацию работы транс­порта, производства и т.п.

Злоупотребление служебным положением, связанное с умышленным причи­нением смерти, должно квалифицироваться по совокупности. Надо иметь в виду, что умышленное причинение смерти или телесных повреждений не характерно для данного преступления. В большинстве таких случаев имеет место другое пре­ступление — превышение власти или служебных полномочий. Можно предста­вить лишь косвенный умысел к указанным последствиям как результат злоупот­ребления должностного лица своими служебными полномочиями. Однако во всех таких случаях содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений.

17. Специальный вид квалифицированного состава данного преступления
образует злоупотребление, предусмотренное частями 1 или 2 настоящей статьи,
совершенное должностным лицом при осуществлении функций по разгосудар­
ствлению и приватизации имущества.

Разгосударствление или приватизация представляют собой особую деятель­ность соответствующих государственных органов и должностных лиц, когда на основе установленных правовых процедур и форм принимаются соответствую­щие решения о прекращении публичной (государственной) собственности отно­сительно определенного имущества и возникает право собственности граждан (юридических лиц) на это имущество.

Ежегодно в республике определяется перечень объектов государственной соб­ственности, подлежащих разгосударствлению, порядок, время и место проведе­ния торгов, подготовка и определение балансовой стоимости объектов привати­зации. Злоупотребление при осуществлении функций приватизации возможно на различных стадиях ее осуществления и по всему комплексу вопросов, разре­шаемых в ходе приватизации.

При квалификации злоупотребления по указанному признаку суд должен точно установить полномочия должностного лица при разрешении соответству­ющих вопросов приватизации и указать, в чем конкретно выразилось злоупот­ребление при осуществлении названных полномочий.

Статья 425. Бездействие должностного лица

1. Умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.