Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий комментарий 1 страница. Часть первая. Общие положения




Часть первая. Общие положения

 

 

1. Общая часть Кодекса включает шесть разделов. Каждый из разделов объединяет нормы, которые характеризуют одну из сторон или составных частей механизма уголовного судопроизводства. Первый раздел включает нормы, определяющие основные принципы построения уголовного судопроизводства. Второй раздел содержит нормы, определяющие статус каждого из участников уголовного судопроизводства. Третий, четвертый и пятый разделы содержат нормы, регламентирующие различные способы процессуальной деятельности: доказывание, процессуальное принуждение, ходатайства и жалобы. В шестом разделе объединены нормы, не подпадающие под характеристики предыдущих разделов Общей части, однако имеющие общий характер по отношению к последующим частям Кодекса.

2. Первый раздел включает 4 главы и 28 статей, 9 из которых являются новыми для УПК. Первая глава определяет пределы действия УПК. Вторая глава фиксирует систему основных принципов, на которых строится уголовное судопроизводство в целом. Именно по этой причине из общей части были исключены принципы, относящиеся только к судебному производству, в частности, принцип гласности судебного разбирательства, который в УПК РСФСР был закреплен ст. 18. В новом УПК этот принцип закреплен в ст. 241 и относится к судебному производству. Среди принципов уголовного судопроизводства в новом УПК появились новые принципы (ст. 7, 9 и 13-15), среди которых особое место занимают принципы состязательности сторон и презумпции невиновности. Включение этих принципов в УПК повлекло отказ от других, антагонистических по отношению к ним принципов, каковыми в старом УПК являлись принципы всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела (ст. 20 УПК РСФСР), надзора вышестоящих судов за судебной деятельностью (ст. 24 УПК РСФСР), прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве (ст. 25 УПК РСФСР).

Главы 3 и 4, связанные с уголовным преследованием, а также отказом от него и прекращением УД, появились в новом УПК впервые. В УПК РСФСР содержались лишь отдельные, причем разрозненные процессуальные нормы, устанавливающие обязанность осуществления уголовного преследования. Включение гл. 3 и 4 в р. I обусловлено природой уголовного судопроизводства, построенного на соединении двух начал - уголовного преследования, с одной стороны, и презумпции невиновности - с другой.

3. Раздел II "Участники уголовного судопроизводства" отражает состязательную природу уголовного процесса. Раздел состоит из 5 глав и 43 статей, из которых одна глава (8) и 5 статей являются новыми для УПК. Участники объединены здесь по главам в зависимости от той процессуальной функции, которую они выполняют. Открывает перечень участников глава о судах (гл. 5). Тем самым подчеркивается отделение процессуальной функции правосудия от тех процессуальных функций обвинения и защиты, которые реализуют стороны. Суд более не сторона в процессе. Он посредник, равноудаленный от сторон. Главы 6 и 7 объединяют участников со стороны обвинения и со стороны защиты соответственно. Причем в перечень участников со стороны обвинения (гл. 6) вошли дознаватель (ст. 41) и частный обвинитель (ст. 43). Глава 8 включает тех участников процесса, которые не выполняют ни одну из трех основных процессуальных функций. В число иных участников по новому УПК вошли также специалист (ст. 58) и понятой (ст. 60). Последняя глава данного раздела (гл. 9) содержит перечень обстоятельств, исключающих участие в уголовном судопроизводстве, а также основания и порядок отвода участников.

4. Раздел III состоит из двух глав, одна из которых - гл. 10 содержит виды доказательств, а другая глава "Доказывание" (гл. 11), появившаяся в виде самостоятельной главы лишь в новом УПК, - правила собирания, проверки и оценки доказательств. В раздел включены четыре новых для УПК статьи: 75, 85, 87 и 89. Принципиальное отличие данного раздела от аналогичных разделов старого УПК заключается в том, что отныне в уголовном судопроизводстве появился институт недопустимых доказательств и процедуры исключения доказательств, признанных недопустимыми. Их появление обусловлено стремлением сократить произвол в сфере уголовного правосудия, предотвратить возможные фальсификации и недобросовестность в процессе собирания, проверки и оценки доказательств.

5. Раздел IV состоит из трех глав, каждая из которых предусматривает один из видов процессуального принуждения: задержание лица (гл. 12), применение меры пресечения (гл. 13), применение иной меры процессуального принуждения (гл. 14). Следует заметить, что в старом УПК такого раздела не было. В нем имелись лишь отдельные статьи, регулировавшие порядок задержания лица (ст. 122, 123 УПК РСФСР), отстранения его от должности (ст. 153 УПК РСФСР), наложения ареста на имущество (ст. 175 УПК РСФСР), а также гл. 6 о мерах пресечения. В раздел вошло 10 новых статей, которых не было в УПК РСФСР. Однако и те статьи, которые инкорпорированы в новый УПК из его предшественника, подверглись серьезной переработке в соответствии с требованиями Конституции РФ и Конвенции о правах человека.

6. Раздел V впервые появился в Общей части УПК. При этом в отличие от старого в нем имеется самостоятельная глава, регламентирующая порядок заявления и разрешения ходатайств (гл. 15). В старом УПК не только главы, но даже отдельной статьи о ходатайствах не содержалось. Глава 16, хотя и перекликается по ряду моментов с гл. 19 старого УПК, однако значительно отличается от нее, ибо устанавливает общий порядок обжалования процессуальных действий и решений. Следует заметить, что порядок заявления и разрешения ходатайств, а также обжалования, предусмотренный настоящим разделом, применяется во всех случаях, если в последующих частях УПК не оговорен иной порядок заявления и разрешения ходатайства или обжалования процессуального действия или решения.

7. Последний раздел Общей части включает две главы, одна из которых (гл. 17), правда, в иной редакции, содержалась и в старом УПК (гл. 7 УПК РСФСР), а другая (гл. 18) появилась в УПК впервые.

 

Раздел I. Основные положения

 

Глава 1. Уголовно-процессуальное законодательство

 

Статья 1. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства

 

1. Комментируемая статья устанавливает исчерпывающий перечень и иерархию источников права, определяющих порядок уголовного судопроизводства в РФ: Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, постановления КС РФ, ФКЗ, УПК.

2. В случае противоречия норм УПК Конституции РФ применяется Конституция РФ (пп. "в" п. 2 пост. ПВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8).

3. Если после вступления нового УПК в силу КС РФ признает неконституционным какое-либо из его положений, оно утрачивает силу. В этом случае до приведения УПК в соответствие с нормами Конституции РФ непосредственно применяется Конституция РФ (ч. 4 ст. 79 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Поскольку новый УПК основан на нормах Конституции РФ, ранее принятые постановления и определения КС РФ о проверке конституционности ряда положений ранее действовавшего УПК РСФСР сохраняют свое значение.

4. Пленум ВС РФ в пост. от 10 октября 2003 г. N 5 разъяснил, что: "Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений".

5. К "общепризнанным принципам и нормам международного права" относятся такие принципы и нормы международного права, которые признаются РФ и действуют в форме международной конвенции, либо международного обычая, признанного цивилизованными нациями, либо судебного решения, принятого международным судом по делу, одной из сторон в котором была РФ (ст. 38 Статута Международного Суда).

При осуществлении уголовно-процессуальной деятельности особое значение имеют Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Протоколы к ней и признание РФ юрисдикции Европейского Суда по правам человека (с 5 мая 1998 г.), решения которого имеют силу прецедента и должны учитываться Судами (п. 10-11 пост. ПВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5).

6. Международный договор РФ означает международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (пп. "а" ст. 2 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").

Судами непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации или в Бюллетене международных договоров в порядке, установленном статьей 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (п. 4 пост. ПВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5).

В силу п. 3 ст. 5 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств (п. 3 пост. ПВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5). В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного договора (п. 5 пост. ПВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8).

7. Из смысла ч. 1 и 2 комментируемой статьи следует, что УПК, во-первых, имеет безусловный приоритет в регулировании уголовно-процессуальной деятельности над иными нормативно-правовыми актами, кроме указанных в предыдущих частях настоящего комментария, во-вторых, устанавливает "запрет" на множественность нормативно-правовых актов, регулирующих уголовно-процессуальную деятельность. Это означает, что в РФ все иные нормативные правовые акты, затрагивающие сферу уголовного судопроизводства (законодательные акты о прокуратуре, ФСБ, милиции, таможенных органах, а также указания, приказы, инструкции, адресованные должностным лицам названных органов в части осуществления процессуальной деятельности), могут приниматься и действовать в той мере, в какой их принятие допускается УПК, и в строгом соответствии с ним.

8. В силу ст. 126 Конституции РФ ВС РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики, которыми следует руководствоваться при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.

Необходимо иметь в виду, что разъяснения, данные ПВС РФ до вступления в силу нового УПК, могут применяться в части, не противоречащей ему.

9. Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 10 пост. ПВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5).

 

Статья 2. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве

 

1. Положения о действии уголовно-процессуального закона в пространстве впервые включены в Кодекс в виде самостоятельной статьи. УПК РСФСР содержал лишь одно положение в ст. 1, которое вошло в ч. 1 комментируемой статьи.

2. Территория РФ включает в себя ее материковую часть, острова, внутренние морские воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ; ст. 1 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"; ст. 1 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").

3. Следует иметь в виду, что в состав территории РФ не входят континентальный шельф (ст. 1 ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации") и исключительная экономическая зона (ст. 1 ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"), в отношении которых РФ осуществляет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции РФ и нормами международного права.

4. На территории РФ при возбуждении уголовного дела, производстве предварительного расследования и рассмотрении дела судом применяются нормы УПК независимо от места совершения преступления, в т.ч. и при совершении преступления на территории иностранного государства.

5. В случаях, предусмотренных ст. 457, на территории РФ могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства.

 

Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства

 

1. Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицами без гражданства признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

2. УПК установлен общий порядок производства по уголовным делам в отношении иностранцев и лиц без гражданства.

3. В случае если иностранный гражданин, совершивший преступление на территории РФ, впоследствии окажется за ее пределами, а также в случае необходимости совершения отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства применяются нормы части пятой Кодекса.

4. В отличие от УПК РСФСР ч. 2 комментируемой статьи предусматривает возможность совершения процессуальных действий в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью. Правом дипломатической неприкосновенности обладают главы дипломатических представительств, члены дипломатического персонала представительств (ст. 1, 29 и 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.), члены их семей, если они не являются гражданами государства пребывания (ч. 1 ст. 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях); члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно (ч. 2 ст. 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях); члены обслуживающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей (ч. 3 ст. 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях); постоянные полномочные представители государств - участников СНГ (п. 5 Положения о постоянных полномочных представителях государств - участников Содружества при уставных и других органах Содружества от 24 декабря 1993 г.).

5. Консульские должностные лица обладают ограниченным правом дипломатической неприкосновенности (ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.). Они не могут быть подвергнуты аресту и предварительному заключению в случаях совершения ими преступлений, не являющихся тяжкими. В случае возбуждения уголовного дела против этих лиц они обязаны являться в компетентные органы.

6. Правом дипломатической неприкосновенности пользуются также представители посылающего государства в специальной миссии, а также члены дипломатического персонала миссии (ст. 29 Конвенции о специальных миссиях от 8 декабря 1969 г.). В соответствии с нормами международного права дипломатической неприкосновенностью пользуется персонал постоянных представительств государств при международных организациях и персонал специальных миссий.

7. Совершение процессуальных действий в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, на территории РФ возможно только по просьбе этих лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел РФ с соблюдением порядка направления запроса, предусмотренного ч. 3 ст. 453 и ст. 454.

 

Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона во времени

 

1. Значение комментируемой статьи состоит в том, что она определяет порядок применения процессуального закона при его дополнении, изменении, отмене или принятии другого закона. В отличие от УПК РСФСР новый УПК более точно определяет пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, связывая их со временем производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения.

2. В соответствии с комментируемой статьей при производстве по одному и тому же УД могут быть последовательно применены различные УПЗ, как действовавшие в начале производства по УД, так и принятые позже.

3. Из смысла комментируемой статьи следует, что уголовно-процессуальный закон не имеет обратной силы.

4. УПК не содержит нормы о процессуальной аналогии. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с правовой позицией КС РФ возможные пробелы в уголовно-процессуальном регулировании могут быть восполнены в правоприменительной практике на основе процессуальной аналогии (пост. КС РФ от 28 ноября 1996 г. N 19-П). Начатое производство по делу не может быть прервано ввиду отсутствия норм, регулирующих совершение того или иного процессуального действия или принятие процессуального решения.

 

Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

 

1. Комментируемая статья содержит определения понятий, которые наиболее часто употребляются в Кодексе. Кроме того, сюда включены определения новых понятий, ранее не использовавшихся в уголовно-процессуальном законодательстве СССР и РСФСР. Слова "если не оговорено иное" означают, что понятия, входящие в перечень, могут использоваться в ином значении, нежели то, которое содержится в комментируемой статье. Иное определение понятия специально оговаривается в соответствующих статьях Кодекса. Там, где специальная оговорка отсутствует, понятие используется в значении, указанном в комментируемой статье. Так, понятие "представление" используется в Кодексе в значении акта прокурорского реагирования (п. 27). Однако ч. 2 ст. 158 допускает использование понятия "представление" в ином значении, как представление дознавателя, следователя о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Это единственное исключение из общего правила употребления понятия "представление", установленного п. 27 комментируемой статьи.

2. Понятие "алиби" включено в УПК впервые и используется в ч. 6 ст. 234. О понятиях "подозреваемый" и "обвиняемый" см. комментарии к ст. 46 и 47 соответственно.

3. В качестве апелляционной инстанции (п. 2) может выступать только районный суд (ч. 2 ст. 355), который вправе рассматривать апелляционные жалобы на не вступившие в законную силу решения мировых судей (ч. 2 ст. 354).

4. В Кодексе используются три близких по значению понятия: "близкие лица" (п. 3), "близкие родственники" (п. 4) и "родственники" (п. 37). Базовым среди них является понятие "близкие родственники". Два других понятия определены в соотношении с базовым понятием. При этом понятие "близкие родственники" шире, нежели то, которое закреплено в ст. 14 СК, т.к. используется в целях реализации конституционного права, закрепленного в ч. 1 ст. 51 Конституции РФ. Понятие "близкие лица" используется в связи с введением процессуального института "мер безопасности" (ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278). Понятие "родственники" используется в тех случаях, когда Кодекс регулирует порядок уведомления о задержании лица, устанавливает обстоятельства, исключающие участие в качестве понятого, судьи, прокурора, следователя, дознавателя и др.

5. О коллегии присяжных заседателей (п. 5) см. комментарий к ст. 328.

6. В отличие от УПК РСФСР новый Кодекс допускает возложение полномочий государственного обвинителя по конкретному УД не только на должностное лицо органа прокуратуры, но и на дознавателя либо следователя (п. 6). Перечень органов дознания содержится в ч. 1 ст. 40. Прокурор дает поручение в письменном виде (ч. 3 ст. 37). Понятие "обвинение" определено в п. 22 комментируемой статьи. К должностным лицам органов прокуратуры относятся прокуроры, перечень которых содержится в ст. 54 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", а именно: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры.

7. Понятие "дознаватель" (п. 7) означает процессуальный статус лица, осуществляющего дознание. Лицо приобретает статус дознавателя в случае занятия одноименной должности либо в случае, когда начальник органа дознания возлагает на него полномочия дознавателя по конкретному делу. Под "иными полномочиями" понимаются полномочия, связанные с поддержанием обвинения в суде по поручению прокурора. См. об этом комментарий к ст. 41.

8. В отличие от УПК РСФСР в новом УПК понятие "дознание" (п. 7 и 8) используется только в одном значении, как форма предварительного расследования. О производстве следователем предварительного расследования в форме дознания см. комментарий к ч. 3 ст. 151.

9. Досудебное производство (п. 9) во всех случаях начинается с рассмотрения сообщения о преступлении, а заканчиваться может по-разному: принятием решения об отказе в возбуждении уголовного дела, либо принятием решения о прекращении уголовного дела, либо принятием прокурором решения об утверждении обвинительного заключения (обвинительного акта) и о направлении дела в суд. Сообщение о преступлении охватывает все поводы к возбуждению УД, перечисленные в ст. 140.

10. В понятии "жилище" (п. 10) акцент сделан на факт использования жилого помещения для проживания, а не на его пригодность. Связано это с тем, что УПК регламентирует порядок правомерного проникновения в жилище с целью производства определенных СД (осмотра, обыска, выемки и др.). Поэтому здесь решающее значение имеет не качество жилища, а факт проживания в нем лица. Такое понимание "жилища" соответствует ст. 25 Конституции РФ и ст. 2 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. В то же время ошибочно было бы относить к понятию "жилище" производственное помещение, в котором могут проживать люди (подвал, теплотрасса). Представляется, однако, что в каждом конкретном случае в следственной или судебной практике требуется специальное обоснование того, может ли быть то или иное помещение отнесено к жилищу (например, подвал, выделенный для проживания дворнику). См. об этом более подробно: Уголовно-процессуальный кодекс РФ в вопросах и ответах/Отв. ред. Е.Б. Мизулина. М., 2003. С. 29.

11. Понятие "задержание подозреваемого" (п. 11) основывается на ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, Своде принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, ст. 5 Конвенции о защите прав человека. В отличие от УПК РСФСР срок задержания исчисляется не с момента доставления задержанного в орган дознания, а с момента фактического задержания (ч. 3 ст. 128). Понятие "момент фактического задержания" (п. 15) означает момент фактического ограничения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15).

12. Перечень основных понятий дополнен понятием "заключение суда" (п. 111). Это новый вид процессуального решения суда по уголовному делу, предусмотренный п. 1-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448.

13. О полномочиях "законного представителя" (п. 12) потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика см. комментарий к ст. 45. О полномочиях "законного представителя" несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого см. комментарии к ст. 426 и 428. О полномочиях "законного представителя" лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера см. комментарий к ст. 437.

14. В отличие от УПК РСФСР в новом УПК различаются понятия "избрание меры пресечения" (п. 13) и "применение меры пресечения" (п. 29). Избрание меры пресечения оформляется процессуальным решением. Применение меры пресечения - по сути исполнение процессуального решения об избрании меры пресечения.

15. Включение в число основных понятия "контроль телефонных и иных переговоров" обусловлено его неоднозначным толкованием в правоприменительной практике. Между тем от точности определения данного понятия зависит, в каких случаях требуется получение судебного решения, а в каких нет, что должно содержаться в решении суда, разрешающем производство "контроля и записи телефонных и иных переговоров". Согласно понятию, содержащемуся в п. 141, любые прослушивание и запись переговоров с использованием средств коммуникации допустимы только на основании судебного решения.

16. Новый УПК не рассматривает начальника органа дознания (п. 17) как самостоятельного участника уголовного судопроизводства, хотя и сохраняет за ним отдельные процессуальные полномочия, которые прямо указаны в Кодексе (ч. 1, 3 и 4 ст. 41, ч. 3 ст. 144 и ч. 4 ст. 225). Такое ограничение участия начальника органа дознания в уголовном судопроизводстве связано с общей концептуальной установкой Кодекса на повышение процессуальной самостоятельности следователя (дознавателя). В практике применения УПК возник вопрос, может ли заместитель начальника органа дознания выполнять процессуальные полномочия начальника органа дознания. ФЗ от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ понятие "начальник органа дознания" уточнено прямым указанием на то, что и заместитель начальника органа дознания является должностным лицом, уполномоченным осуществлять процессуальные полномочия, которыми наделен начальник органа дознания.

17. В отличие от УПК РСФСР новый УПК отказался от сохранения за начальником следственного отдела (п. 18) неограниченных полномочий по контролю за законностью и своевременностью действий следователя. Перечень полномочий начальника следственного отдела, установленный ст. 39, является исчерпывающим. См. об этом комментарий к ст. 39.

18. В отличие от УПК РСФСР новый УПК не устанавливает перечень неотложных следственных действий. Любые следственные действия могут стать неотложными. Главное в определении этого понятия (п. 19) заключается в том, что эти действия могут осуществляться после возбуждения УД, по которому обязательно производство предварительного следствия, и в случаях, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования доказательств. Более подробно см. комментарий к ст. 150.

19. Понятие "непричастность" (п. 20) впервые включено в число оснований для прекращения уголовного преследования (ч. 1 ст. 27), вынесения оправдательного приговора (ч. 2 ст. 302). Новый УПК относит "непричастность" к числу полностью реабилитирующих лицо оснований (ч. 2 ст. 306).

20. Следует иметь в виду, что в п. 22 дано определение понятия "обвинения" в узком смысле как формальной процедуры, содержание которой составляет обвинительный тезис. Под обвинением в смысле ст. 6 Конвенции о защите прав человека ЕСПЧ понимает не только официальное уведомление об обвинении, но и иные меры, связанные с подозрением в совершении преступления, которые влекут серьезные последствия или существенным образом сказываются на положении подозреваемого (решение от 27 февраля 1980 г. по делу Deweer, Series A. no. 35, para 44, 46; решение от 15 июля 1982 г. по делу Eckle, Series A, no. 51, para 73; решение от 10 декабря 1982 г. по делу Foti, Series A, no. 56, para 52), т.е. считает необходимым исходить из содержательного, а не формального понимания обвинения (пост. КС РФ от 27 июня 2000 г. N 11-П). О понятии обвинения в широком смысле слова как одной из основных процессуальных функций см. комментарий к п. 35.

21. Об "органах дознания" (п. 24) см. комментарий к ст. 40.

22. В отличие от УПК РСФСР в новом УПК отсутствует понятие "протест". Вместо него применительно к актам прокурорского реагирования на судебные решения используется понятие "представление" (п. 27). По своему процессуальному значению представление прокурора приравнено в новом УПК к жалобе на судебное решение, подаваемой другими участниками уголовного судопроизводства, наделенными правом апелляционного, кассационного или надзорного обжалования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.