Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий комментарий 5 страница. 3. Районный суд представляет собой основное звено в судебной системе ФСОЮ, и ему подсудно абсолютное большинство УД




3. Районный суд представляет собой основное звено в судебной системе ФСОЮ, и ему подсудно абсолютное большинство УД. Исключение составляют УД, подсудные мировому судье, областным и приравненным к ним судам и ВС РФ. Следует иметь в виду, что УД, не подсудные мировому судье и перечисленные в ч. 1 ст. 31, подлежат рассмотрению в районном суде.

4. Перечень УД о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 3 комментируемой статьи, является исчерпывающим. Однако, если лицо обвиняется в совершении нескольких преступлений, из которых только одно подсудно областному или приравненному к нему суду, УД все равно должно быть рассмотрено судом, указанным в ч. 3 комментируемой статьи. Об УД, переданных в областной или приравненный к нему суд (п. 2 ч. 3), см. комментарии к ст. 34 и 35.

5. Основным предназначением ВС РФ является проверка законности и обоснованности судебных решений, принятых нижестоящими судами. В то же время ВС РФ может выступать и как суд первой инстанции при рассмотрении дел в отношении члена СФ, депутата ГД РФ, судьи ФСОЮ, в случаях, когда ими будет заявлено ходатайство об этом до начала СР (ст. 452). Часть 4 комментируемой статьи допускает отнесение к подсудности ВС РФ и других УД на основании ФКЗ и ФЗ. Однако в настоящее время такие нормы в ФКЗ и других, помимо УПК, ФЗ отсутствуют.

6. В соответствии с п. 3 ч. 3 комментируемой статьи к подсудности областных и приравненных к ним судов отнесены УД, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Такие УД, как правило, рассматриваются с соблюдением правил секретного делопроизводства, их рассмотрение представляет определенную сложность, в связи с чем и было принято решение отнести их к подсудности областных и приравненных к ним судов. С учетом этого из подсудности мировых судей исключены УД о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 280, ч. 1 ст. 284 и ч. 1 ст. 320 УК (диспозиции указанных норм связаны с вопросами, составляющими государственную тайну).

7. Части 5-8 комментируемой статьи определяют подсудность военных судов, в т.ч. и военных судов, дислоцирующихся за пределами территории РФ. Следует заметить, что военные суды РФ входят в судебную систему ФСОЮ (ч. 3 ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"). При этом в отличие от УПК РСФСР (ст. 42), ч. 7 комментируемой статьи предусматривает, что при определении подсудности военному суду УД в отношении нескольких обвиняемых, хотя бы один из которых не является военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, приоритетное значение приобретает мнение указанного лица. Если обвиняемый, не являющийся военнослужащим или лицом, проходящим военные сборы, возражает против рассмотрения УД военным судом и при этом невозможно выделить УД в отношении данного обвиняемого в отдельное производство, все УД в отношении всех лиц рассматривается тем судом общей юрисдикции, к подсудности которого оно относится в соответствии с УПК.

8. Часть 9 комментируемой статьи определяет подсудность УД при принятии судебных решений в ходе досудебного производства (ч. 2 ст. 29). Слова "военный суд соответствующего уровня" означают, что в ходе досудебного производства решение принимает тот военный суд, к подсудности которого отнесено рассмотрение данного УД по существу, т.е. в соответствии со ст. 14 и 22 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" и ч. 5-8 комментируемой статьи.

9. Часть 10 комментируемой статьи определяет подсудность гражданского иска, вытекающего из УД.

 

Статья 32. Территориальная подсудность уголовного дела

 

1. Комментируемая статья содержит правила определения территориальной подсудности дел.

2. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило, согласно которому уголовное дело должно быть рассмотрено в суде по месту совершения преступления. Об исключениях из этого правила см. комментарий к ст. 35.

3. Под "судом по месту совершения преступления" понимается административная территория, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 1 ст. 17 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" федеральный суд создается и упраздняется только ФЗ. Этим же ФЗ определяется и территория, на которую распространяется его юрисдикция. Однако административно-территориальное деление субъекта РФ устанавливается законом субъекта РФ (ст. 73 Конституции РФ). В случае изменения административно-территориального деления субъекта РФ действуют правила о территориальной подсудности, установленные ФЗ. В противном случае будет нарушаться ч. 1 ст. 47 Конституции РФ.

4. Части 2 и 3 комментируемой статьи устанавливают правила определения подсудности уголовных дел в случаях: 1) когда преступление начинается на территории, подпадающей под юрисдикцию одного суда, а завершается на территории, подпадающей под юрисдикцию другого суда (ч. 2); 2) когда имеет место совокупность преступлений, совершенных на территориях, подпадающих под юрисдикцию различных судов (ч. 3).

5. Следует иметь в виду, что по смыслу ч. 2 ст. 152 "место окончания преступления" (ч. 2 комментируемой статьи), как правило, должно совпадать с местом производства предварительного расследования.

 

Статья 33. Определение подсудности при соединении уголовных дел

 

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит правило определения подсудности при соединении уголовных дел, подсудных судам разных уровней. В РФ существует четыре уровня судов общей юрисдикции: 1) Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к областным и приравненным к ним судам, а также по отношению к военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск (ч. 4 ст. 19 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"); 2) областной и приравненный к нему суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 20 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"); 3) районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района (ч. 2 ст. 21 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"); 4) мировой судья, действующий в пределах судебного участка, является нижестоящей судебной инстанцией (ст. 4 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"). При этом система военных судов, хотя и входит в общую судебную систему РФ (ч. 3 ст. 3 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"), имеет свои особенности. В ней существует три уровня судов: 1) Военная коллегия ВС РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам (ч. 1 ст. 10 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"); 2) окружной (флотский) военный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к гарнизонным военным судам (ч. 2 и 3 ст. 14 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"); 3) гарнизонный военный суд является нижестоящей судебной инстанцией в системе военных судов (ч. 1 ст. 22 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"). В этом случае дело передается для рассмотрения вышестоящему суду.

2. О порядке соединения дел см. комментарий к ст. 153.

3. В отличие от УПК РСФСР (ст. 42) ч. 2 комментируемой статьи устанавливает запрет на рассмотрение военными судами дел в отношении лиц, не являющихся военнослужащими. Исключение составляют уголовные дела по обвинению группы лиц, среди которых хотя бы одно из них является военнослужащим или лицом, проходящим военные сборы. См. об этом комментарий к ст. 31.

 

Статья 34. Передача уголовного дела по подсудности

 

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает общий порядок передачи УД по подсудности в тех случаях, когда выясняется, что дело неподсудно данному суду. В связи с этим судья по поступившему в суд УД должен, с учетом правил определения общей и территориальной подсудности, проверить, подсудно ли оно данному суду. При обнаружении ошибки судья выносит постановление о направлении УД по подсудности, в котором излагаются основания изменения подсудности (см. Приложение 17 к ст. 477).

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает изъятие из общего правила передачи УД по подсудности и оставление УД в производстве данного суда, если: 1) УД подсудно, хотя и другому суду, но суду того же уровня; 2) имеется согласие подсудимого на оставление УД в производстве данного судьи. При этом согласие должно быть дано в письменном виде; 3) суд уже приступил к рассмотрению УД в судебном заседании. Однако, если согласие подсудимого не получено, суд должен прервать рассмотрение УД и вынести постановление о направлении его по подсудности в соответствующий суд.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает безусловное правило передачи УД по подсудности, если обнаруживается, что оно подсудно вышестоящему или военному суду. При этом не имеет значения, в какой стадии судопроизводства будет обнаружена ошибка в определении подсудности УД.

 

Статья 35. Изменение территориальной подсудности уголовного дела

 

1. Комментируемая статья содержит правила изменения территориальной подсудности дела вопреки той, которая установлена ст. 32. Правила, установленные в комментируемой статье, имеют целью избежать неопределенности в вопросе о подсудности в нетипичных ситуациях и тем самым исключить произвольный выбор суда или судьи. Допуская возможность изменения территориальной подсудности УД, УПК не только закрепляет надлежащий процессуальный механизм ее изменения, но и устанавливает исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых допускается изменение территориальной подсудности УД. Правила изменения территориальной подсудности УД таковы: 1) при наличии ходатайства стороны (п. 1 и 2 ч. 1) либо по инициативе председателя суда, в который поступило дело (п. 2 ч. 1); 2) имеется одно из оснований для изменения территориальной подсудности, перечисленных в п. 1 и 2 ч. 1; 3) постановление об изменении территориальной подсудности дела вынесено до начала судебного разбирательства (ч. 2).

2. Изменение подсудности допускается на основании судебного решения, которое должно быть вынесено в судебном заседании. Лица, указанные в ч. 3 ст. 125, должны быть извещены судом о дне и времени слушания вопроса об изменении подсудности. При этом в повестке или извещении должно быть разъяснено, что их участие в рассмотрении вопроса об изменении подсудности не является обязательным. Если суд не получит сообщение о желании извещенных лиц участвовать в судебном заседании, он может рассмотреть вопрос об изменении подсудности УД в отсутствие указанных лиц, поскольку их неявка не является препятствием для рассмотрения указанного вопроса. При этом следует иметь в виду, что постановление (определение) суда об изменении территориальной подсудности УД может быть обжаловано в вышестоящий суд. О порядке принесения жалобы или представления см. комментарий к ст. 355.

3. В судебной практике возникают сложности с определением подсудности УД, когда имеется ходатайство обвиняемого о рассмотрении УД в составе трех профессиональных судей, а в состав районного суда входят один или два судьи при отсутствии в районном суде трех судей (в России насчитывается более 400 судов одно- и двухсоставных). Правовая позиция ВС РФ в этом вопросе сводится к тому, что указанное обстоятельство расценивается как отсутствие судей в данном суде, которые могли бы рассматривать УД. С учетом этого в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи председатель или заместитель председателя вышестоящего суда определяет подсудность УД в порядке, установленном ст. 125, направляя его в многосоставный суд.

 

Статья 36. Недопустимость споров о подсудности

 

Комментируемая статья устанавливает общее правило, запрещающее суду, в который передано дело по подсудности, отказать в принятии его к производству. В то же время комментируемая статья связывает запрет на споры о подсудности с соблюдением при передаче УД по подсудности порядка, установленного ст. 34 и 35. Отсюда следует, что в случае нарушения указанного порядка (например, УД, подсудное военному суду, направлено в суд общей юрисдикции, или УД, подсудное вышестоящему суду, направлено в нижестоящий суд) допускается обжалование постановления суда в соответствии со ст. 127. См. об этом комментарий к ст. 127.

 

Глава 6. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

 

Статья 37. Прокурор

 

1. По новому УПК прокурор в уголовном судопроизводстве является стороной обвинения и выполняет на основе состязательности от имени государства функцию уголовного преследования.

2. В сфере уголовного судопроизводства прокурор наделен генеральным государственным полномочием по осуществлению уголовного преследования лиц, совершивших преступления, обеспечивая тем самым конституционные гарантии доступа потерпевших к правосудию и компенсации причиненного им ущерба (ст. 52 Конституции РФ). Это полномочие прокурор реализует в досудебной и судебной стадиях уголовного судопроизводства.

3. Прокурор от имени государства уполномочен также надзирать за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия в целях неукоснительного соблюдения ими требований закона, определяющего порядок уголовного судопроизводства, а также конституционных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, прокурор в уголовном судопроизводстве выполняет двуединую государственную функцию: возглавляя систему государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, участвует в уголовном процессе на основе принципа состязательности в качестве стороны обвинения, и в то же время выступает государственным гарантом обеспечения прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, а также иных лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений.

4. В целях надлежащего выполнения возложенной на прокурора функции в сфере уголовного судопроизводства он наделен широким кругом полномочий. Для повышения их эффективности Генеральным прокурором РФ издан ряд организационно-распорядительных документов, положения которых согласно ч. 2 ст. 30 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" являются обязательными для исполнения. Они позволяют решать организационные вопросы по реализации процессуальных норм и обеспечению конституционных прав участников уголовного судопроизводства.

5. Прокурор уполномочен не только участвовать в производстве предварительного расследования, но и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве СД и иных процессуальных действий, а также лично производить не только отдельные СД, но и иные процессуальные действия (п. 3 ч. 2 комментируемой статьи). Эти полномочия дают возможность прокурору определяющим образом влиять на ход предварительного расследования, обеспечивая его надлежащее качество и оперативность, а при необходимости осуществить любое СД или иное процессуальное действие без принятия УД к своему производству.

6. На основании п. 8 ч. 2 комментируемой статьи прокурор уполномочен изымать УД у органа дознания и передавать его следователю, передавать УД от одного следователя прокуратуры другому. Если прокурор признает необходимым передать УД от одного следователя органа предварительного следствия иной ведомственной принадлежности другому, он может дать соответствующее указание начальнику следственного подразделения данного органа с обязательным указанием оснований такой передачи. Аналогичным образом прокурор действует в случае, когда признает необходимым передать УД от одного дознавателя другому.

7. На основании п. 9 ч. 2 комментируемой статьи прокурор вправе передавать УД от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151. Если возникла необходимость осуществить предварительное следствие по УД, по которому производство предварительного следствия не является обязательным либо произвести дознание по УД об иных помимо перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 150 преступлениях небольшой и средней тяжести на основании п. 2 ч. 3 ст. 150, подследственность определяется прокурором с учетом установленных ст. 151 правил подследственности.

8. Согласно п. 9 ч. 2 комментируемой статьи прокурор вправе изъять любое УД у органа предварительного расследования и передать его следователю прокуратуры. Это полномочие прокурор осуществляет без соблюдения правил подследственности, закрепленных в ст. 151.

9. Пункт 10 комментируемой статьи обязывает прокурора отменить каждое выявленное им незаконное или необоснованное постановление нижестоящего прокурора, следователя (дознавателя), начальника органа дознания или начальника следственного подразделения.

10. Помимо прямо указанных в комментируемой статье прокурор реализует и иные процессуальные полномочия (п. 17 ч. 2): 1) направляет обязательные для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами требования, поручения и запросы (ч. 4 ст. 21); 2) осуществляет уголовное преследование в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20, вне зависимости от волеизъявления потерпевшего (ч. 3 ст. 21); 3) изменяет при необходимости форму предварительного расследования по УД об иных, помимо перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 150, преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150); 4) разрешает споры о подследственности (ч. 8 ст. 151); 5) создает следственную группу и изменяет ее состав (ч. 2 ст. 163); 6) соединяет УД в одном производстве (ч. 3 ст. 153); 7) санкционирует решения о сохранении в тайне факта задержания (ч. 4 ст. 96); 8) освобождает всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК (ч. 2 ст. 10); 9) санкционирует решения о сохранении в тайне данных о личности потерпевшего, его представителя или свидетеля (ч. 9 ст. 166); 10) дает согласие на применение в качестве меры пресечения залога (ч. 2 ст. 106); 11) участвует в судебном заседании при принятии судом в ходе досудебного производства решений, предусмотренных ч. 2 ст. 29 и ч. 3 ст. 448; 12) возвращает УД для пересоставления ОЗ либо ОА (п. 3 ч. 1 ст. 221 и п. 2 ч. 1 ст. 226); 12) составляет при необходимости новое ОЗ по поступившему от следователя УД (п. 1 ч. 1 ст. 221); 13) изменяет при утверждении ОЗ или ОА объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по УЗ о менее тяжком преступлении (п. 1 ч. 2 ст. 221 и ч. 2 ст. 226); 14) изменяет список лиц, подлежащих вызову в суд со стороны обвинения (п. 3 ч. 2 ст. 221); 15) утверждает постановление следователя о направлении УД в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ч. 5 ст. 439); 16) рассматривает жалобы (ст. 124); 17) возбуждает производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (ч. 1 ст. 415); 18) принимает решение о восстановлении утраченных материалов УД (ч. 1 ст. 1581); 19) в рамках международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства направляет запросы: об осуществлении процессуальных действий в компетентный орган или должностному лицу иностранного государства, а также вызове свидетеля, потерпевшего и иных лиц для их производства на территории РФ (п. 4 ч. 3 ст. 453 и ч. 2 ст. 456), выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства либо выдаче лица, находящегося на территории РФ, иностранному государству (ч. 3 ст. 460 и ч. 4 ст. 462); применяет домашний арест или заключение под стражу к выдаваемому иностранному государству лицу без подтверждения судом РФ решения иностранного государства о заключении под стражу, приложенного к запросу о выдаче (ч. 2 ст. 466); 20) устраняет нарушения, препятствующие рассмотрению УД судом (ст. 237); 21) обеспечивает розыск скрывшихся от суда обвиняемых (ч. 2 ст. 238); 22) дает согласие на постановление приговора без проведения судебного разбирательства (ч. 1 ст. 314); 22) предъявляет и поддерживает по УД гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов (ч. 6 ст. 246); 23) заменяет при необходимости государственного обвинителя (ч. 4 ст. 246); 24) участвует в судебных заседаниях судов кассационных и надзорных инстанций (ч. 3 ст. 377 и ч. 2 ст. 407) и представляет в подтверждение своих доводов в суд кассационной инстанции дополнительные материалы (ч. 5 ст. 377); 25) приносит от имени государства официальное извинение реабилитированному за причиненный вред (ч. 1 ст. 136) и др.

11. Вышестоящему прокурору дано полномочие на внесение кассационного представления по УД, по которому государственное обвинение поддерживал нижестоящий прокурор (ч. 4 ст. 354). Это полномочие корреспондируется с конституционным правовым установлением о том, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (ч. 1 ст. 129 Конституции РФ). Данный конституционный принцип применительно к сфере уголовного судопроизводства означает, что вышестоящий прокурор вправе как принимать решения, обязательные для нижестоящего прокурора, так и отменять принятые нижестоящим прокурором решения и прекращать совершаемые им действия, а также осуществлять любое процессуальное полномочие нижестоящего прокурора вне зависимости от стадии уголовного процесса. Исходя из этого, вышестоящий прокурор вправе и обязан исправлять обнаруженные отступления нижестоящего прокурора от требований закона, например в случае необоснованного отказа государственного обвинителя от обвинения или внесения им необоснованного кассационного представления.

12. В определенных случаях УПК установил персонифицированные процессуальные полномочия прокурора, осуществить которые вправе лишь руководитель прокуратуры соответствующего уровня без права делегирования их своему заместителю либо иному должностному лицу органа прокуратуры. Например, постановление о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если УД возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, выносится непосредственно Генеральным прокурором РФ либо исполняющим его обязанности (ст. 448).

13. Осуществление прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия предполагает реализацию полномочий по проверке законности и обоснованности того или иного СД либо процессуального действия (решения) соответствующим прокурором в пределах территориальной юрисдикции по месту производства предварительного расследования. В то же время УПК не запрещает санкционирование производства процессуального действия прокурором того района, на территории которого необходимо его осуществление, если оно не совпадает с местом производства предварительного расследования. Принцип решения вопроса в аналогичной ситуации, связанной с несовпадением территориальной юрисдикции, закреплен, например, для судей районного суда в ч. 4 ст. 108. В подобных ситуациях следователь (дознаватель) должен представить прокурору по месту производства процессуального действия все необходимые материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства, а также изложить причину, по которой невозможно получить санкцию по месту производства предварительного расследования. В этом случае прокурор, давший согласие на осуществление того или иного процессуального действия на своей территории, незамедлительно сообщает об этом соответствующему надзирающему прокурору по месту производства предварительного расследования.

14. На основании ч. 3 комментируемой статьи обязательными для исполнения органом дознания, следователем (дознавателем) являются указания, данные прокурором в письменной форме в порядке, установленном УПК. Прокурор вправе дать указания о привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения и др. Указания могут быть даны на любом этапе досудебного производства. В связи с этим прокурор вправе истребовать и проверить в любой момент материалы доследственной проверки либо производства по УД. Дача указаний является процессуальным актом прокурора и может быть оформлена отдельным процессуальным документом либо содержаться в том или ином постановлении прокурора, например, о возвращении материалов для дополнительной проверки (ч. 4 ст. 146), возобновлении приостановленного предварительного следствия (ч. 2 ст. 211) и т.п.

15. Указания прокурора обязательны не только для органа дознания, следователя (дознавателя), но и должностных лиц, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии с ч. 3 ст. 40, а также начальников следственных подразделений и их заместителей.

16. При реализации положений ч. 4 комментируемой статьи необходимо иметь в виду, что п. 1.4 приказа Генерального прокурора РФ "Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" от 3 июня 2002 г. N 28 предписано прокурорам до особого распоряжения исключить поручение поддержания государственного обвинения дознавателям и следователям.

17. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает круг прокуроров, которые наделены всей полнотой процессуальных полномочий, предусмотренных комментируемой статьей. Под "вышестоящими прокурорами" в данном случае подразумеваются прокурор субъекта РФ, приравненный к ним военный и иной специализированный прокурор, их заместители, Генеральный прокурор РФ и его заместители. Для заместителей прокурора района, города вышестоящими прокурорами являются соответствующие прокуроры района, города, вышестоящие прокуроры и их заместители. В то же время в уголовном судопроизводстве принимают участие и иные должностные лица органов прокуратуры, которые, будучи наделены соответствующими полномочиями ФЗ о прокуратуре, вправе осуществлять отдельные процессуальные полномочия (п. 31 ст. 5). Например, поддержание государственного обвинения по поручению прокурора может осуществить его помощник (см. п. 1 ст. 36 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации"). В контексте ч. 4 ст. 354 вышестоящими прокурорами по отношению к государственным обвинителям - помощникам прокурора района, города - являются соответствующие прокуроры района, города, их заместители, а также иные вышестоящие прокуроры, указанные в ч. 6 комментируемой статьи.

18. Компетенция между прокурорами, их заместителями и иными должностными лицами органов прокуратуры в досудебном производстве разграничивается с учетом значимости тех или иных процессуальных действий и решений для обеспечения либо ограничения конституционных прав и свобод гражданина и человека, вовлеченного в сферу уголовного процесса. К исключительной компетенции прокурора и его заместителя относится: 1) дача согласия на возбуждение либо непосредственное возбуждение УД; 2) санкционирование постановлений о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения либо о производстве СД и иного процессуального действия; 3) дача согласия в предусмотренных УПК случаях на производство отдельных СД и иных процессуальных действий; разрешение заявлений об отводе нижестоящего прокурора и иных должностных лиц органов предварительного расследования, а также их самоотводов; 5) отстранение должностных лиц органов предварительного расследования от участия в производстве по УД; 6) изменение формы предварительного расследования по УД об иных помимо перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 150 преступлениях небольшой и средней тяжести; 7) изъятие любого УД у органа дознания и передача его органу предварительного следствия; передача УД от одного органа предварительного расследования другому, передача УД от одного следователя другому, изъятие у органа предварительного расследования любого УД и принятие его к своему производству либо передача его для расследования должностному лицу органа прокуратуры; 8) продление срока предварительного расследования; 9) дача согласия на прекращение УД либо уголовного преследования в установленных УПК случаях; 10) утверждение ОЗ или ОА либо постановления о направлении УД в суд для применения принудительной меры медицинского характера и направление УД в суд; 11) возвращение УД для производства дополнительного предварительного расследования; 12) дача поручения о поддержании государственного обвинения; 13) внесение кассационного представления вне зависимости от участия в судебном разбирательстве; 14) внесение надзорного представления; 15) возбуждение производства ввиду вновь открывшихся либо новых обстоятельств, направление УД со своим заключением в суд или прекращение возбужденного производства; осуществление иных персонифицированных действий и решений, например, в сфере международного сотрудничества и др.

19. При практической реализации положений ч. 3 ст. 359 УПК и ст. 37 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", регламентирующих право и порядок отзыва представления государственного обвинителя или иного прокурора, необходимо исходить из правовой позиции КС РФ, сформулированной в пост. от 8 декабря 2003 г. N 18-П, в соответствии с которой "....Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры вправе как принимать решения, обязательные для нижестоящих прокуроров, так и отменять принятые нижестоящими прокурорами решения и прекращать осуществляемые ими действия". При этом КС РФ указал, что наличие упомянутых полномочий обусловлено осуществлением уголовного преследования и поддержанием обвинения в суде прокурором от имени государства в публичных интересах, и вышестоящий прокурор, если он установит, что нижестоящим прокурором эти интересы не были обеспечены, вправе и обязан исправить обнаруженные отступления от требований закона. Применительно к комментируемой процедуре эти полномочия следует рассматривать как право вышестоящего прокурора отозвать кассационное или надзорное представление нижестоящего прокурора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.