Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий комментарий 6 страница




20. В соответствии с п. 31 ст. 5 УПК и ст. 54 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" иные должностные лица прокуратуры (старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов и др.), участвуя в уголовном судопроизводстве, в пределах своей компетенции проверяют исполнение требований ФЗ при приеме, регистрации, разрешении сообщений о преступлениях, а также их учете; по поручению прокурора расследуют любое преступление; участвуют по поручению прокурора в рассмотрении судом жалоб в суде в установленном ст. 125 порядке; участвуют по поручению прокурора в рассмотрении судом ходатайств об избрании меры пресечения либо применении меры процессуального принуждения или производстве следственного и иного процессуального действия; поддерживают по поручению прокурора государственное обвинение, обладая при этом полномочиями государственного обвинителя; участвуют по поручению прокурора в рассмотрении УД судами кассационной или надзорной инстанций, а также при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора; рассматривают жалобы, осуществляют иные полномочия.

 

Статья 38. Следователь

 

1. Комментируемая статья устанавливает объем полномочий следователя в уголовном судопроизводстве. Следователи являются должностными лицами прокуратуры (п. 1 ч. 2 ст. 151), органов ФСБ (п. 2 ч. 2 ст. 151), ОВД (п. 3 ч. 2 ст. 151). Этими полномочиями могут обладать также прокурор (п. 2 ч. 2 ст. 37) и начальник следственного отдела (ч. 2 ст. 39) в случае принятия ими УД к своему производству.

2. Следователь является не только должностным лицом, но и одновременно процессуальным участником уголовного судопроизводства. В отличие от УПК РСФСР (гл. 3), новый УПК (гл. 6) относит следователя к участникам уголовного судопроизводства, выступающим на стороне обвинения. Однако при этом за следователем сохраняется обязанность доказывания обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, либо смягчающих и отягчающих наказание, а также иных обстоятельств, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания (ст. 73). Реализуя эти обязанности, следователь фактически выступает на стороне защиты.

3. Часть 2 комментируемой статьи наделяет следователя значительными полномочиями по направлению хода расследования, производству СД и иных процессуальных действий, которые составляют юридическую основу процессуальной самостоятельности следователя. Слова "самостоятельно направлять ход расследования" (п. 3 ч. 2) означают право следователя самостоятельно выдвигать и проверять версии, планировать следственные и иные процессуальные действия, собирать, проверять и оценивать доказательства в порядке, установленном УПК.

4. К "иным полномочиям" следователя (п. 5 ч. 2 комментируемой статьи), в частности, могут быть отнесены: 1) признание доказательства недопустимым (ч. 2 ст. 88); 2) принятие решения о приводе обвиняемого (подозреваемого), а также потерпевшего и свидетеля (ст. 113); 3) вызов граждан для допроса (ст. 187); 4) требование от хозяйствующих субъектов различных форм собственности, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, необходимых для установления по УД фактических данных (ч. 4 ст. 21); 5) задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений (ст. 91), и др. Важно, чтобы на наличие у следователя процессуального полномочия прямо содержалось указание в статье УПК. В отличие от УПК РСФСР новый УПК предоставляет следователю право самостоятельно принимать решение о выделении из УД в отдельное производство другого УД (ч. 1 ст. 154), выносить постановление о выделении из УД материалов, содержащих сведения о новом преступлении (ст. 155), а также направлять непосредственно через МВД России запросы о производстве на территории иностранного государства СД, не требующих судебного решения или согласия прокурора (п. 3 ч. 3 ст. 453).

5. Следует иметь в виду, что в целях обеспечения в уголовном судопроизводстве конституционных прав человека и основных свобод УПК ограничивает самостоятельность следователя при осуществлении ряда процессуальных действий, в частности, при решении вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о производстве обыска и (или) выемки в жилище и в ряде других случаев, перечисленных в ч. 2 ст. 29, предусмотрев, что они допускаются на основании судебного решения.

6. Пункт 4 ч. 2 комментируемой статьи предоставляет следователю право давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении СД и оперативно-розыскных мероприятий (по УПК РСФСР следователь мог давать поручения о производстве только розыскных мероприятий). К оперативно-розыскным мероприятиям ч. 1 ст. 6 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" относит контролируемую поставку, проверочную закупку, контроль корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров, оперативный эксперимент и ряд других. Представление следователю результатов ОРД осуществляется на основании требований УПК (ч. 4 ст. 21), ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и в соответствии с межведомственной Инструкцией "О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд", утвержденной совместным приказом ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПК, ГТК, СВР России от 13 мая 1998 г. (приказ МВД России N 336). Письменные поручения следователя направляются руководителю органа дознания, который поручает их исполнение подчиненным сотрудникам. УПК не устанавливает срока, в течение которого должно быть исполнено поручение следователя. Поэтому при направлении такого поручения следователь должен самостоятельно указать срок, в течение которого надлежит исполнить поручение. Возможно предварительное согласование следователем такого срока с органом дознания. Следует иметь в виду, что выполнение наиболее важных СД и иных процессуальных действий не должно перелагаться следователем на органы дознания, поскольку может привести к нарушению прав обвиняемого (подозреваемого) или признанию доказательств недопустимыми. В случае неисполнения органом дознания в установленный срок поручения следователя руководитель органа дознания может быть подвергнут денежному взысканию в соответствии со ст. 117 и 118.

7. В целях своевременного производства СД или розыскных действий в другом месте (в ином городе, районе, области, крае, республике в пределах РФ) следователь вправе поручить их производство соответственно следователю или органу дознания данного административно-территориального образования. Для исполнения отдельного поручения следователя УПК устанавливает 10-дневный срок с момента его поступления в этот орган. Если ввиду сложности или большого объема СД или розыскных действий требуется более длительный срок для исполнения поручения следователя, то этот срок должен быть согласован со следователем, направившим отдельное поручение. См. об этом комментарий к ч. 1 ст. 152.

8. Значительные изменения по сравнению с УПК РСФСР претерпели взаимоотношения следователя и прокурора в ходе досудебного производства. Кодекс предусматривает: 1) дачу прокурором следователю согласия на возбуждение УД (ч. 1 ст. 146); 2) дачу прокурором согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (ст. 107, 108, 109, ч. 1 ст. 114, ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 5 ст. 177, ч. 3 ст. 182, ч. 2 и 4 ст. 183, ч. 1 ст. 184, ч. 2 ст. 185, ч. 1 ст. 186 и 203); 3) принятие прокурором решения: о передаче УД по подследственности (п. 2 ч. 2 комментируемой статьи); об отводе следователя (п. 6 ч. 2 ст. 37); 4) отстранение прокурором следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение УПК (п. 7 ч. 2 ст. 37); 5) изъятие прокурором УД у органа предварительного расследования и передача его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 8 и 9 ч. 2 ст. 37); 6) отмена прокурором незаконных или необоснованных постановлений следователя (п. 10 ч. 2 ст. 37); 7) продление прокурором срока предварительного расследования (ст. 109 и ч. 2 ст. 223); 8) утверждение прокурором постановления следователя о прекращении производства по УД (п. 13 ч. 2 ст. 37); 9) утверждение прокурором ОЗ (п. 1 ч. 1 ст. 221); 10) возвращение прокурором УД следователю для производства дополнительного следствия или пересоставления ОЗ (п. 3 ч. 1 ст. 221); 11) приостановление или прекращение прокурором производства по УД (п. 16 ч. 2 ст. 37); 12) определение прокурором места расследования УД в случае совершения преступления в разных местах (ч. 3 ст. 152) и разрешение прокурором споров о подследственности УД (ч. 8 ст. 151); 13) соединение прокурором УД в одном производстве (ч. 3 ст. 153); 14) принятие прокурором решения по ходатайству начальника следственного отдела о производстве предварительного следствия следственной группой (ч. 2 ст. 163) и др. При этом следует иметь в виду, что: 1) следователь обязан получить санкцию, согласие прокурора либо утверждение им процессуального действия или решения следователя только в тех случаях, которые прямо оговорены УПК; 2) обязательными для следователя являются только письменные указания прокурора (ч. 3 ст. 37).

9. По общему правилу обжалование следователем указаний и решений прокурора вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, кроме случаев, перечисленных в ч. 3 комментируемой статьи (ч. 3 ст. 37). Следовательно, ч. 3 комментируемой статьи устанавливает перечень таких указаний и решений прокурора, обжалование которых вышестоящему прокурору приостанавливает их исполнение. При этом комментируемая статья в отличие от УПК РСФСР (ч. 2 ст. 127) значительно расширяет перечень решений прокурора, которые следователь может обжаловать (п. 4, 5, 7).

10. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает последствия обжалования следователем решений прокурора. Получив возражение следователя, вышестоящий прокурор отменяет указание или решение нижестоящего прокурора или поручает расследование уголовного дела другому следователю. Однако на практике последние случаи крайне редки.

 

Статья 39. Начальник следственного отдела

 

1. Комментируемая статья относит начальника следственного отдела к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения и предусматривает связанный с этим объем его процессуальных полномочий.

2. Начальником следственного отдела является должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 18 ст. 5). К следственным подразделениям относятся следственные комитеты, управления, службы, отделы, отделения, иные подразделения, созданные для производства предварительного расследования в структуре Генеральной прокуратуры РФ, МВД, ФСБ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на основании соответственно ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", ФЗ "О федеральной службе безопасности", Указа Президента РФ "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 23 ноября 1998 г. N 1422.

3. Полномочия начальника следственного отдела, содержащиеся в комментируемой статье, по сравнению с УПК РСФСР (ст. 1271) расширены за счет предоставления ему права: 1) возбудить УД; 2) отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении УД; 3) давать указания следователю об избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения; 4) вносить прокурору ходатайство об отмене иных, нежели предусмотренные в п. 2, незаконных или необоснованных постановлений следователя.

4. Следует иметь в виду, что УПК РФ предусматривает и другие полномочия начальника следственного отдела: 1) продление до 10 суток срока рассмотрения следователем сообщения о преступлении (ч. 3 ст. 144); 2) принятие решения о производстве предварительного следствия следственной группой (ч. 2 ст. 163).

5. Часть 2 комментируемой статьи предоставляет начальнику следственного отдела право выполнять СД и иные процессуальные действия, лишь приняв УД к своему производству или войдя в состав следственной группы. Нарушение этого правила приведет к признанию полученных доказательств недопустимыми.

6. В отличие от УПК РСФСР ч. 3 ст. 37 не упоминает начальника следственного отдела в перечне органов и должностных лиц, для которых письменные указания прокурора по УД обязательны.

7. Части 3 и 4 содержат правила, регулирующие взаимоотношения между начальником следственного отдела и следователем по расследуемому УД. Из смысла указанных норм, содержащих исчерпывающий перечень полномочий начальника следственного отдела, вытекает общее правило о необходимости безусловного соблюдения принципа процессуальной самостоятельности следователя (см. об этом комментарий к ст. 38). Начальник следственного отдела вправе проверять материалы УД (п. 1 ч. 3), однако перечень указаний, которые он при этом вправе давать следователю, является исчерпывающим (п. 2 ч. 3). Эти указания, кроме того, должны даваться в письменном виде (ч. 4). Устные указания начальника следственного отдела либо указания, данные им по вопросам, не входящим в установленный ч. 3 комментируемой статьи перечень, не являются обязательными для следователя.

8. Письменные указания начальника следственного отдела по вопросам, входящим в установленный ч. 3 комментируемой статьи перечень, обязательны для исполнения следователем, но могут быть им обжалованы. Их исполнение не приостанавливается за исключением случаев, когда эти указания касаются привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства СД, которые допускаются только по судебному решению (ч. 2 ст. 29). Анализ комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что в отличие от ст. 1271 УПК РСФСР сокращен перечень СД и иных процессуальных действий, исполнение которых в случае их обжалования следователь может приостановить. К числу действий, подлежащих приостановлению, не вошли направление УД для предания обвиняемого суду, прекращение УД.

9. Получив письменные возражения следователя, прокурор по аналогии с ч. 4 ст. 38 вправе отменить указание начальника следственного отдела либо поручить производство предварительного следствия другому следователю. В случае обжалования в суд указания начальника следственного отдела, касающегося производства следственных действий, которые допускаются только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 29), суд принимает решение по существу данного указания.

 

Статья 40. Орган дознания

 

1. Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень органов дознания, правомочных проводить предварительное расследование в форме дознания (ч. 1), а также органов и должностных лиц, на которые возлагается возбуждение УД и выполнение неотложных СД (ч. 3). В отличие от УПК РСФСР (ст. 118) в новом УПК "дознание" используется только в значении одной из форм предварительного расследования.

2. Под "органами внутренних дел" в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи следует понимать возглавляемую МВД систему органов внутренних дел, в которую входят: 1) МВД республик; 2) ГУВД, УВД и ОВД краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований; 3) УВД на транспорте; 4) иные подразделения, входящие в перечень, предусмотренный п. 2 Положения о МВД. Кроме того, в систему МВД входят внутренние войска (п. 2 Положения о МВД). Однако УПК предусматривает специальные нормы, наделяющие командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов процессуальными полномочиями (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 157). Поэтому на них возлагается обязанность лишь возбудить УД по таким преступлениям, по которым обязательно производство предварительного следствия, и произвести неотложные СД.

3. В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О милиции" она подразделяется на криминальную милицию (ст. 8) и милицию общественной безопасности (ст. 9). В связи с этим на практике нередко возникает вопрос: могут ли начальники милиции общественной безопасности и криминальной милиции пользоваться полномочиями начальника органа дознания. Согласно п. 17 ст. 5 и ч. 1 ст. 41 УПК полномочия начальника органа дознания распространены и на заместителя начальника ОВД, которыми и являются начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

4. УПК РСФСР 1960 г. (п. 5 ст. 117) к органам дознания по УД о пожарах и о нарушениях противопожарных правил относил органы государственного пожарного надзора. В соответствии со ст. 6 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. (см.: СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649) должностные лица органов управления и подразделений ГПС (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи) при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право производить дознание по УД о пожарах и по УД о нарушениях требований (правил) пожарной безопасности, а также осуществлять иную процессуальную деятельность по находящимся в их производстве УД и материалам.

В соответствии с Указом Президента РФ "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" от 9 ноября 2001 г. N 1309 (см.: СЗ РФ. 2001. N 46. Ст. 4348) ГПС МВД России с 1 января 2002 г. преобразована в ГПС МЧС России. В связи с тем, что в соответствии с ФЗ от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ УПК введен в действие с 1 июля 2002 г., и с этого же времени признан утратившим силу УПК РСФСР 1960 г., должностные лица ГПС МЧС России как правопреемника ГПС МВД остались органами дознания по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил.

Соответственно ч. 1 комментируемой статьи была дополнена п. 4 о том, что органы ГПС относятся к органам дознания. То есть производство дознания должностными лицами ГПС МЧС России до внесения в УПК данного дополнения следует считать правомерным.

5. К иным органам исполнительной власти, наделенным в соответствии с ФЗ полномочиями по осуществлению ОРД (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи), следует относить ФСБ; ФСО; ФПС; ГТК; СВР; МЮ РФ (ст. 13 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"). При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 13 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" правом осуществления ОРД наделены оперативные подразделения: органов ФСБ; федеральных органов государственной охраны РФ; таможенных органов РФ; МЮ РФ; Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Также необходимо иметь в виду, что Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" упразднена ФСНП Российской Федерации. Ее функции переданы в МВД и ФСБ.

6. Таким образом, перечисленные органы исполнительной власти по существу являются органами дознания. В то же время на практике могут возникать разногласия по вопросу возбуждения УД и проведения неотложных следственных действий сотрудниками оперативных подразделений указанных органов. Дело в том, что ч. 2 ст. 41 УПК не допускает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по конкретному УД оперативно-розыскные мероприятия. Однако проведение дознания в полном объеме регламентируется ч. 3 ст. 151, а выполнение неотложных следственных действий по УД о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно, - ст. 157. Из этого следует, что упомянутое выше требование ч. 2 ст. 41 не распространяется на случаи, когда сотрудники оперативных подразделений, действуя в соответствии с ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и ст. 157 УПК, возбуждают УД и проводят по нему только неотложные СД.

7. Органы ФСБ наделены правом возбуждения УД и производства неотложных СД по УД о преступлениях, отнесенных законодательством РФ к ведению органов ФСБ (п. 2 ч. 2 ст. 151). По этим преступлениям обязательно производство предварительного следствия и осуществляется оно следователями органов ФСБ. См. комментарий к ст. 151. Неотложные СД по УД, отнесенным к компетенции этих органов, осуществляют уполномоченные на то должностные лица органов ФСБ, территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках. В центральном аппарате ФСБ функции дознания осуществляют: департамент контрразведки, департамент по борьбе с терроризмом, департамент экономической безопасности, управление контрразведки, управление конституционной безопасности, управление собственной безопасности.

8. В соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 ФПС упразднена и ее функции переданы ФСБ. В связи с этим в системе ФСБ России дознание по линии пограничной службы проводится дознавателями: 1) оперативных органов - по УД о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 322, ч. 1 ст. 323, ст. 253 и 256 УК (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной органами Пограничной службы РФ), а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами Пограничной службы РФ в отсутствие таможенных органов РФ); 2) органов морской охраны - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 УК (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной органами Пограничной службы РФ), а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами морской охраны Пограничной службы РФ в отсутствие таможенных органов РФ).

9. К органам дознания также относятся таможенные органы РФ, система которых состоит из трех уровней: 1) первый (федеральный) уровень - ГТК РФ, в структуре которого создано управление таможенных расследований и дознания, где имеется отдел организации дознания, сотрудники которого занимаются управленческой деятельностью, связанной с осуществлением контрольно-методических функций по отношению к нижестоящим подразделениям дознания; 2) второй (региональный) уровень - региональные таможенные управления, в структуру которых входят отделы дознания и оперативной таможни, где имеются штатные дознаватели, которые непосредственно проводят дознание по уголовным делам; 3) третий уровень - таможни, в структуре которых предусмотрены отделения и группы дознания.

В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК дознаватели таможенных органов РФ в полном объеме проводят предварительное расследование в форме дознания по УД о преступлениях, связанных с контрабандой (ч. 1 ст. 188 УК) и уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК).

При наличии признаков контрабанды, по которой производство предварительного следствия обязательно (ч. 2-4 ст. 188 УК), таможенный орган возбуждает УД, производит необходимые СД по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, их совершивших, и передает его следователю органа, выявившего данное преступление (ч. 5 ст. 151). В соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ к таможенным органам также относятся таможенные посты. Хотя они и являются органом дознания, однако, как свидетельствует практика, производством дознания они практически не занимаются, поскольку в их штатных расписаниях должности дознавателей не предусмотрены.

10. В МЮ РФ функции органа дознания выполняют начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы МЮ РФ. В соответствии со ст. 74 УИК ими являются начальники исправительных колоний общего, строгого и особого режимов, колоний-поселений, воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, а также следственных изоляторов МЮ РФ. Они проводят дознание по УД, по которым производство предварительного следствия обязательно, о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами (п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК).

11. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК и ст. 4 Инструкции органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, утв. 5 июня 2002 г. заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором, функции органа дознания по производству неотложных СД (п. 3) осуществляют: 1) командиры воинских частей, соединений - по УД о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизона; 2) начальники военных учреждений - по УД о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении учреждения; 3) начальники гарнизонов - по УД о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, не проходящими службу в частях, соединениях и учреждениях данного гарнизона, но совершивших преступления в расположении гарнизона (ст. 20 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ). В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 18 августа 1994 г. N 275 для производства дознания и осуществления иной уголовно-процессуальной деятельности приказом командира воинской части назначаются сроком на два года дознаватели из числа подготовленных для этого подчиненных офицеров. В случае необходимости командир воинской части вправе поручить производство дознания любому подчиненному ему офицеру (см.: Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие/Под ред. И.Н. Кожевникова. 3-е изд. М., 2000. С. 69-75).

В соответствии со ст. 8 названной Инструкции деятельность командиров воинских частей как органов дознания и дознавателей заключается в: 1) принятии и проверке сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК; 2) производстве отдельных СД по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), до возбуждения УД; 3) принятии решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 145, 146 УПК.

По УД, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознаватель производит неотложные СД в соответствии со ст. 157 УПК. После направления УД военному прокурору он выполняет отдельные СД, оперативно-розыскные и розыскные мероприятия только по поручению военного прокурора, следователя.

Согласно ст. 9 Инструкции дознание по УД, по которым производство предварительного следствия необязательно, органами дознания Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, не производится (за исключением пограничных органов и органов ГПС по УД, указанным в п. 3 и п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК). В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК дознание по указанным УД в порядке, установленном гл. 32 УПК, производится следователями военной прокуратуры.

12. Часть 2 комментируемой статьи определяет объем полномочий органов дознания. Эти полномочия распадаются на две группы: 1) связанные с производством предварительного расследования в форме дознания (п. 1 ч. 2) и 2) связанные с производством неотложных СД по тем УД, по которым предварительное расследование должно производиться в форме предварительного следствия (п. 2 ч. 2).

13. О понятии "неотложные СД" см. п. 19 ст. 5. В отличие от УПК РСФСР (ст. 119) в новом УПК отнесение того или иного процессуального действия к неотложным СД не ограничено каким-либо перечнем и зависит от конкретных обстоятельств совершенного деяния и оценки их следователем (дознавателем).

14. Часть 3 комментируемой статьи содержит перечень должностных лиц, которые не относятся к должностным лицам органов дознания, однако в силу объективных причин (удаленность от места нахождения органов дознания, указанных в ч. 1 комментируемой статьи) должны быть наделены полномочиями по возбуждению любого УД и выполнению неотложных СД. Этот перечень является исчерпывающим.

15. Капитаны морских судов (п. 1 ч. 3 комментируемой статьи), выполняют функции органа дознания в случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, предусмотренного УК (ст. 69 КТМ). Капитан или другое лицо, выполняющее по его поручению функции органа дознания, при совершении на борту вверенного ему судна преступления любым членом экипажа, пассажирами и всеми другими находящимися на судне лицами, за исключением лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, производит те неотложные СД, которые в условиях дальнего плавания судна могут иметь значение неотложных. Во время пребывания судна в иностранном порту капитаны дальнего плавания руководствуются общепризнанной международной нормой о том, что все находящиеся в это время на судне члены экипажа, а также пассажиры полностью подпадают под действие уголовных законов прибрежного государства, компетентные органы которого вправе применять свою юрисдикцию в отношении совершенного преступления.

Капитаны речных судов, находящихся в дальнем плавании, наделены такими же процессуальными полномочиями, что и капитаны морских судов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.