Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданского служащего 10 страница




наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

дата начала исполнения должностных обязанностей;

права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

права и обязанности представителя нанимателя;

условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные как комментируемым Федеральным законом, так и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Рассматриваемая статья устанавливает, что допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта при одновременном наличии следующих условий:

происходит изменение существенных условий профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

отсутствуют изменения должностных обязанностей гражданского служащего.

Таким образом, наличие лишь одного из указанных условий дает основание констатировать невозможность применения положений комментируемой статьи, поскольку мы можем столкнуться с таким явлением, как, например, перевод (см. комментарий к ст. 28).

2. При одновременном наличии двух указанных выше условий представитель нанимателя должен выполнить требования, установленные п. 2, - уведомить гражданского служащего о предстоящих изменениях не позднее чем за два месяца до их введения, а также в случае отказа гражданского служащего, в том числе от замещения должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе, освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

 

Статья 30. Временное замещение иной должности гражданской службы

 

Комментарий к статье 30

 

1. В рассматриваемом случае понятие "служебная необходимость" охватывает, во-первых, чрезвычайные обстоятельства, во-вторых, цели предотвращения временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам организационно-экономического характера и, в-третьих, цель замещения временно отсутствующего гражданского служащего.

Целесообразно отметить, что аналогичные положения ст. 74 ТК РФ неоднократно являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Так, в его Определении от 19 февраля 2004 г. N 55-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Антонова Александра Алексеевича на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 74 ТК Российской Федерации" указано, что принудительным или обязательным трудом не может считаться, в частности, всякая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях войны или бедствия или угрозы бедствия, как то: пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений и иные обстоятельства, ставящие под угрозу или могущие поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения. При этом оценка правомерности рассматриваемых действий (решений) работодателя связана с исследованием фактических обстоятельств дела и входит в компетенцию судов общей юрисдикции. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 указано (п. 17), что при применении ч. ч. 2 и 3 статьи 72.2 Кодекса, допускающих перевод работника на другую работу без его согласия, судам следует иметь в виду, что обязанность доказать наличие обстоятельств, с которыми закон связывает возможность временного перевода работника на другую работу без его согласия, возлагается на работодателя.

Следует обратить внимание, что гражданский служащий не может быть временно переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья, и, кроме того, такая должность должна соответствовать его квалификации, поскольку временный перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника (ч. 3 ст. 74 ТК РФ).

От временного перевода на должность гражданской службы, требующую более низкой квалификации, следует отличать временный перевод на нижеоплачиваемую должность, который допускается действующим законодательством в перечисленных выше случаях, но оплата труда должна осуществляться по ранее замещаемой таким гражданским служащим должности.

2. Временный перевод на иную должность в связи со служебной необходимостью возможен исключительно в том же государственном органе (с которым гражданский служащий состоит в служебных отношениях) как по должности, замещаемой иным гражданским служащим, так и по вакантной должности (за исключением случаев временного перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего), но с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда.

Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать одного месяца в течение календарного года (период с 1 января по 31 декабря), но при этом осуществляться неоднократно в пределах указанной продолжительности.

Продолжительность временного перевода на иную должность гражданской службы в случае служебной необходимости не может превышать одного месяца в течение календарного года.

3. Временный перевод, т.е. назначение гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, предусмотрен ч. 3 комментируемой статьи.

Временно отсутствующим считается гражданский служащий, за которым сохраняется замещаемая им должность гражданской службы на период отсутствия. Общим случаем такого отсутствия является, например, отпуск, предоставляемый лицам, осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Соответственно, срок рассматриваемого перевода не может быть более срока сохранения должности за временно отсутствующим гражданским служащим. При этом не исключается возможность установления по соглашению сторон служебного контракта и на более короткий срок.

Поскольку при временном переводе с гражданским служащим заключается срочный служебный контракт (п. 2 ч. 4 ст. 25), достигнутое соглашение сторон о временном переводе не может быть расторгнуто досрочно в одностороннем порядке (гражданским служащим или представителем нанимателя).

По окончании определенного сторонами служебного контракта срока временного перевода на иную должность представитель нанимателя может, а по требованию гражданского служащего обязан предоставить ему прежнюю должность.

4. Временный перевод оформляется актом государственного органа (приказом (распоряжением) представителя нанимателя). По окончании срока временного замещения гражданским служащим иной должности гражданской службы представителем нанимателя издается приказ (распоряжение) об освобождении гражданского служащего от временно замещаемой должности и переводе на прежнее место службы.

В соответствии с п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, устанавливающим исчерпывающий перечень сведений, вносимых в трудовую книжку, сведения о временном замещении гражданским служащим иной должности государственной службы в его трудовую книжку не вносятся. Однако согласно подп. "к" п. 16 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела, утвержденного Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609, копия указанного приказа (распоряжения) о временном замещении иной должности гражданской службы подлежит приобщению к личному делу гражданского служащего.

 

Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы

 

Комментарий к статье 31

 

1. Комментируемая статья содержит нормы, которые фактически по своей направленности закрепляют социальные гарантии гражданских служащих, обеспечивают стабильность их правового статуса.

Предусмотрены правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущие в контексте рассматриваемого вопроса сокращение или прекращение должностей гражданской службы.

При решении вопросов сокращения должностей гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа следует руководствоваться понятиями реорганизации и ликвидации, а также порядком их осуществления, установленными в ГК РФ применительно к юридическим лицам (ст. ст. 57 - 61).

Во-первых, комментируемая статья к правовым последствиям реорганизации государственного органа относит изменение его структуры. Во-вторых, реорганизация государственного органа может повлечь его слияние (объединение) с другим или другими государственными органами или же разделение на два и более государственных органа. В-третьих, возможно преобразование государственного органа с изменением его функций, статуса.

В связи с этим целесообразно отметить, что реорганизация государственного органа без сокращения должностей гражданской службы действия служебных контрактов не прекращает, на что прямо указано в ч. 2 комментируемой статьи.

В отличие от реорганизации ликвидация государственного органа предполагает прекращение его существования и прекращение его полномочий-функций с возможной передачей таких функций иному государственному органу.

2. В статье применяется, но не раскрывается понятие "государственно-служебные отношения с гражданским служащим". С учетом анализа ст. ст. 31 и 33 комментируемого Федерального закона нам представляется возможным констатировать, что указанное понятие означает наличие статуса гражданского служащего, который прекращается с увольнением с гражданской службы.

При сокращении должностей гражданской службы рассматриваемые отношения продолжаются в случаях, установленных п. п. 1 и 2 ч. 1.

2.1. Следует отметить, что при сокращении штата государственного органа представитель нанимателя не может предложить гражданскому служащему для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу, а гражданский служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г.).

С учетом указанной правовой позиции Президиума Верховного Суда РФ не представляется возможным однозначно утверждать, каким образом будет предоставлена возможность замещения иной должности гражданской службы без соблюдения конкурсных процедур (что также относится и к случаям, установленным п. 1 ч. 3 комментируемой статьи).

При согласии гражданского служащего с предложенной ему иной должностью в том же или другом государственном органе (в случае ликвидации государственного органа) служебный контракт с ним прекращается, а при переводе в другой государственный орган наступают правовые последствия, установленные п. 5 ч. 1 ст. 33.

2.2. Возможность направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации следует отличать от одноименных действий, предусмотренных ст. 62 комментируемого Федерального закона, в первую очередь по их правовым назначению и последствиям. Во-первых, при отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в рассматриваемых в настоящей статье случаях он подлежит увольнению с гражданской службы, и, во-вторых, после прохождения им профессиональной подготовки или повышения квалификации представитель нанимателя вправе, но не обязан, что вытекает из п. 6 ч. 1 ст. 33, предложить такому гражданскому служащему иную должность гражданской службы.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации служебный контракт с ним прекращается по п. 6 ч. 1 ст. 33.

3. При предстоящем увольнении с гражданской службы по рассматриваемому основанию (сокращение должностей) должна быть соблюдена установленная комментируемой статьей процедура - сообщение в письменной форме о предстоящем сокращении за два месяца. При этом ч. 8 предоставляет представителю нанимателя право расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим без такого предупреждения, но при наличии письменного согласия гражданского служащего.

4. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает возможность (что является правом, но не обязанностью представителя нанимателя) проведения в случае сокращения должностей гражданской службы внеочередной аттестации гражданских служащих. Законодательно определена и цель такой аттестации, отличающаяся от традиционной, установленной ч. 1 ст. 48.

Аттестация проводится с целью выявления гражданских служащих, имеющих преимущественное право на замещение должностей гражданской службы. Одновременно установлены и критерии такого преимущественного права:

более высокие квалификация, уровень профессионального образования;

большая продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности;

более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Фактически аттестация проводится не только и не столько в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы, но в первую очередь для выявления гражданских служащих, имеющих более высокие квалификацию и результаты профессиональной служебной деятельности в "пределах" одинаковых квалификационных требований, поскольку по результатам проведенной внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Целесообразно отметить, что по результатам аттестации аттестационная комиссия в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 48 комментируемого Федерального закона может принять и такое решение, как рекомендовать гражданского служащего к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста.

 

Статья 32. Отстранение от замещаемой должности гражданской службы

 

Комментарий к статье 32

 

В статье перечислены случаи, при которых гражданский служащий подлежит отстранению от замещаемой должности гражданской службы, с пояснением такого действия - гражданский служащий не допускается представителем нанимателя к исполнению должностных обязанностей.

При этом установлены два случая: представитель нанимателя обязан или вправе отстранить гражданского служащего от исполнения своих обязанностей (ч. 2) в период урегулирования конфликта интересов с сохранением гражданскому служащему денежного содержания.

Обязанность представителя нанимателя не допускать к исполнению должностных обязанностей гражданского служащего установлена в трех случаях:

1) появление гражданского служащего на службе в состоянии опьянения.

В настоящее время продолжает действовать Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденная заместителем Министра здравоохранения СССР 1 сентября 1988 г. N 06-14/33-14 (с изм. от 12 августа 2003 г.);

2) гражданский служащий не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда).

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 (зарегистрировано в Минюсте России 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209);

3) гражданский служащий привлечен в качестве обвиняемого, в отношении его судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ.

Статья 114 УПК РФ регламентирует порядок временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого, которое осуществляется на основании постановления суда и отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость. При этом временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ.

 

Глава 6. ОСНОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.