КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гражданской службы 1 страница
Статья 60. Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы
Комментарий к статье 60
Как уже отмечалось в ст. 4 комментируемого Закона, любой принцип следует рассматривать как основное, исходное положение, которое прямо или опосредованно распространяется на все соответствующие реалии. Таким образом, в контексте рассматриваемого вопроса представляется возможным утверждать, что два принципа, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, являются базовым началом при формировании кадрового состава, т.е. именно на основе этих принципов и формируется кадровый состав гражданской службы. Приоритетные направления формирования кадрового состава указаны в ч. 2, причем применение современных кадровых технологий, будучи поставленным на последнее место в перечне таких направлений, является первым в порядке их применения. Так, с конкурсными процедурами сталкиваются как претендент на должность гражданской службы, так и действующий гражданский служащий. Другое дело, что современные кадровые технологии не исчерпываются конкурсными процедурами, а также предусматривают реализацию комплекса мер, направленных, в частности, на повышение мотивации, планирование карьеры и пр. Названные в комментируемой статье приоритеты детализируются в отдельных статьях Федерального закона (например, профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка (см. комментарий к ст. 62), оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена).
Статья 61. Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы
Комментарий к статье 61
1. Подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования в соответствии с законодательством РФ об образовании. Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" утверждено Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими РФ. 2. Для привлечения на гражданскую службу перспективных молодых специалистов из числа выпускников образовательных учреждений предусмотрена возможность заключения на конкурсной основе договоров со студентами вузов о подготовке с последующей работой в госоргане в течение определенного срока. Специальные стипендии для таких студентов будут предусмотрены указом Президента РФ о договорах на обучение. Новой редакцией ч. 2 ст. 61 Федерального закона N 79-ФЗ предусматривается, что порядок заключения договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения будет определяться не только указом Президента РФ, но и нормативным правовым актом уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. Это изменение коснется только граждан, заключающих такой договор с федеральными государственными органами. Порядок проведения конкурсного отбора претендентов и условия подготовки кадров для гражданской службы по договорам на обучение утверждаются указом Президента РФ. 3. Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" установлено, что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой функция по организации исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на соответствующий год в части, касающейся получения дополнительного профессионального образования указанными служащими за пределами территории РФ, осуществляется Администрацией Президента РФ, иные функции, предусмотренные Указом N 1474, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. До образования государственных органов по управлению государственной службой субъектов РФ функции этих органов осуществляются их государственными органами в соответствии с законодательством субъектов РФ. Федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством РФ, из федерального бюджета выделяются средства на финансирование государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих, включая научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования гражданских служащих. Получение дополнительного профессионального образования федеральными государственными гражданскими служащими за пределами территории РФ организуется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Управлению делами Президента РФ.
Статья 62. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего
Комментарий к статье 62
Дополнительное профессиональное образование отнесено к основным правам гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ, в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ или их аппаратах. Представитель нанимателя и образовательное учреждение или иная организация, в которые гражданские служащие направляются на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, обеспечивают необходимые условия для освоения служащими образовательных программ дополнительного профессионального образования. За гражданским служащим в период получения им дополнительного профессионального образования сохраняются замещаемая должность и денежное содержание. Основаниями для направления гражданского служащего на обучение по образовательной программе являются: а) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе; б) включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе; в) решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы. Кроме перечисленных оснований профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется и в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности. На профессиональную переподготовку направляется гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители". По результатам профессиональной переподготовки гражданскому служащему может быть присвоена дополнительная квалификация. Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется представителем нанимателя. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года. На повышение квалификации направляется гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу, а также гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей. Стажировка гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя. Целями стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, являются: а) изучение передового, в том числе зарубежного, опыта; б) закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы. Стажировка, являющаяся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, организуется представителем нанимателя совместно с государственным органом или иной организацией, в которые он направляется для прохождения стажировки, при участии образовательного учреждения в порядке, определяемом Правительством РФ. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или с частичным отрывом от гражданской службы. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы, осуществляются с отрывом от гражданской службы. Сроки обучения гражданских служащих по образовательным программам устанавливаются представителем нанимателя на основе нормативов продолжительности образовательных программ в соответствии с государственными требованиями к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих, утверждаемыми в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 362, которым утверждены Государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих. Государственные требования введены в действие с 1 января 2009 г. и обязательны для всех образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, расположенных на территории РФ и осуществляющих обучение гражданских служащих. В соответствии с Государственными требованиями дополнительным профессиональным образованием гражданских служащих является образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие гражданских служащих. При этом образовательные учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования для гражданских служащих, самостоятельно определяют их содержание и технологию обучения. Государственными требованиями предусмотрено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих могут осуществляться с отрывом, с частичным отрывом (до трех рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы. В Государственных требованиях раскрыто понятие "стажировка". В частности, стажировкой являются изучение гражданским служащим передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Продолжительность стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, может колебаться в интервале от 2 до 4 месяцев. При этом продолжительность стажировки, являющейся составной частью программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определяется учебным планом соответствующих программ. Стажировка гражданских служащих на территории РФ и за ее пределами осуществляется с отрывом от гражданской службы. В Государственных требованиях определены особенности организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории РФ, закреплены функции государственного органа по управлению государственной службой и образовательного учреждения при организации указанного образования за рубежом. Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих. Индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего разрабатывается им в соответствии с должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем сроком на три года и утверждается в порядке, устанавливаемом представителем нанимателя. В индивидуальном плане указываются: а) цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования; б) направления дополнительного профессионального образования; в) ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего. Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается его руководителем по согласованию с соответствующим государственным органом по управлению государственной службой в порядке, определяемом Правительством РФ. В программе, рассчитанной на три года: а) прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке гражданских служащих по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом профиля и типа образовательных учреждений; б) указываются этапы реализации программы, перечень мероприятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и результаты ее реализации; в) прогнозируется ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданских служащих. Система обучения гражданских служащих должна быть построена на дифференцированном подходе в соответствии с занимаемыми должностями с учетом категорий и групп должностей. Дифференцированные учебно-тематические планы и системы индивидуального обучения эффективно реализуются при подготовке гражданских служащих к квалификационным экзаменам. Перспективным представляется внедрение в деятельность образовательных учреждений дополнительного образования единой унифицированной системы организации учебно-воспитательного процесса, рассчитанной на двухгодичную образовательную программу с организацией стажировок в федеральных органах исполнительной власти, органах власти субъектов Федерации и органах местного самоуправления. Не менее важным является формирование системы социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений высшего образования в последующей профессиональной деятельности на гражданской службе. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих за пределами территории РФ организуется в целях приобретения ими знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей. Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя исходя: а) из перспективных направлений деятельности государственного органа и его структурных подразделений; б) из должностных обязанностей, выполняемых кандидатом, направляемым на обучение за рубежом. Преимуществом при направлении на обучение за рубежом пользуются гражданские служащие, имеющие стаж гражданской службы более двух лет, при этом более одного года - в замещаемой должности. Государственный орган по управлению государственной службой (Администрация Президента РФ): а) утверждает ежегодно перечень направлений обучения за рубежом; б) формирует и утверждает состав групп гражданских служащих, направляемых на обучение за рубежом; в) согласовывает перечень зарубежных партнеров, участвующих в обучении за рубежом; г) согласовывает учебные планы обучения за рубежом. Представитель нанимателя: утверждает задания на обучение за рубежом с указанием перечня вопросов, подлежащих изучению, в соответствии с образовательными программами обучения за рубежом, а также ожидаемых результатов обучения; представляет в государственный орган по управлению государственной службой задания на обучение за рубежом и документы на гражданских служащих, рекомендуемых для направления на обучение за рубежом, по установленным формам. Продолжительность обучения за рубежом устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами исходя из целей и содержания обучения и не может превышать продолжительности обучения, установленной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая периоды предварительной подготовки и итоговой аттестации). Гражданские служащие, осуществляющие повышение квалификации за рубежом, обучаются в группах численностью не более 10 человек. Профессиональная переподготовка и стажировка за рубежом осуществляются индивидуально. Гражданским служащим, обучающимся в составе групп, при необходимости предоставляются услуги переводчика. Для гражданских служащих, направляемых индивидуально на обучение за рубежом, знание иностранного языка, на котором осуществляется преподавание, является обязательным условием. 25 января 2008 г. принято распоряжение Президента РФ N 28-РП "Об организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации в 2008 - 2010 годах". В соответствии с этим распоряжением приоритетные направления дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории РФ и состав групп гражданских служащих, направляемых за рубеж, утверждаются Администрацией Президента РФ. После утверждения Правительством РФ государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих на соответствующий год размещение государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих в 2008 - 2010 гг. за пределами территории РФ будет осуществляться в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. С этой целью Российской академии государственной службы при Президенте РФ поручено разработать и реализовать с участием российских и иностранных учебных заведений и различных организаций образовательные программы, включающие предварительное обучение гражданских служащих перед направлением за рубеж и их итоговую аттестацию. Гражданским служащим, успешно освоившим программы дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ, Российская академия государственной службы при Президенте РФ обеспечивает выдачу документа о дополнительном профессиональном образовании государственного образца.
Статья 63. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих
Комментарий к статье 63
В соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" Правительством РФ принято Постановление от 17 апреля 2008 г. N 284 "О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих". Названным Постановлением установлено, что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет следующие функции: 1) согласовывает программы федеральных органов исполнительной власти по профессиональному развитию федеральных гражданских служащих; 2) согласовывает с Администрацией Президента РФ предложения об объеме финансирования государственного заказа и о приоритетных направлениях дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих, исходя из перспективных целей и задач федеральных государственных органов, и вносит указанные предложения в Правительство РФ; 3) согласовывает с федеральными государственными органами изменение количества федеральных гражданских служащих, направляемых на профессиональное обучение, и объема бюджетных ассигнований на эти цели на соответствующий год; 4) согласовывает с Администрацией Президента Российской Федерации проект государственного заказа в части, касающейся федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации; 5) вносит в Правительство РФ не позднее чем в 2-месячный срок со дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период проект постановления Правительства РФ о государственном заказе на текущий год; 6) определяет содержание и осуществляет размещение государственного заказа в части, касающейся выполнения работ и оказания услуг, связанных с научно-методическим, учебно-методическим и информационно-аналитическим обеспечением дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях и научных организациях; 7) является государственным заказчиком повышения квалификации и стажировки федеральных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе; 8) осуществляет мониторинг исполнения государственного заказа; 9) представляет в I квартале года, следующего за отчетным, в Правительство РФ доклад об итогах исполнения государственного заказа; 10) вносит при необходимости в Правительство РФ предложения об изменении экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке федеральных гражданских служащих в целях пересмотра (индексации) действующих нормативов с учетом уровня инфляции (потребительских цен); 11) осуществляет организационно-методическую координацию реализации государственного заказа в федеральных государственных органах и государственных заказов на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих субъектов РФ в государственных органах субъектов РФ в целях обеспечения единства требований к дополнительному профессиональному образованию федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ; 12) осуществляет сбор и обобщение сведений об итогах исполнения государственными органами субъектов РФ государственных заказов на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих субъектов РФ. На основе заявок на обучение федеральных гражданских служащих по образовательным программам, которые оформляются федеральными государственными органами по установленной форме и представляются не позднее 1 марта года, предшествующего планируемому, Минздравсоцразвития России определяет структуру государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих и рассчитывает объем его финансирования. Заявка формируется федеральным государственным органом на основе экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке федеральных гражданских служащих и прогнозируемой численности указанных служащих, направляемых на обучение, по группам и категориям должностей федеральной государственной гражданской службы, видам, формам и срокам получения дополнительного профессионального образования в соответствии с программой федерального государственного органа по профессиональному развитию федеральных гражданских служащих. К заявке прилагается пояснительная записка с обоснованием основных направлений дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих исходя из перспективных целей и задач соответствующего федерального государственного органа, направляющего указанных служащих на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Экономические нормативы стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке федеральных гражданских служащих, которые введены в действие с 1 января 2009 г., утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2008 г. N 393. К примеру, стоимость 1 человеко-часа при обучении специалиста главной или ведущей группы должностей гражданской службы с отрывом или частичным отрывом от гражданской службы составляет 105 руб. Этим же Постановлением установлен минимальный размер ежегодных отчислений на научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих, который составляет 5% размера средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих. В период формирования федерального бюджета на соответствующий год, но не позднее 1 мая года, предшествующего планируемому, Минздравсоцразвития России вносит в Правительство РФ согласованные с Администрацией Президента РФ предложения: а) об объеме финансирования государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих на соответствующий год с необходимыми обоснованиями; б) о приоритетных направлениях дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих, исходя из перспективных целей и задач федеральных государственных органов. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих содержит следующие сведения: а) о количестве федеральных гражданских служащих, направляемых на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку и для получения дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ (по каждой образовательной программе отдельно); б) об объеме средств, предусмотренных в федеральном бюджете на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку федеральных гражданских служащих, в том числе на получение ими дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ (по каждой образовательной программе отдельно), а также на научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования. Федеральный государственный орган (заказчик) совместно с уполномоченным федеральным государственным органом, с одной стороны, и образовательное учреждение, определенное в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов (исполнитель), с другой стороны, заключают государственный контракт на профессиональную переподготовку или повышение квалификации федеральных гражданских служащих по форме, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. N 1307-р. Порядок утверждения, финансирования и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих субъекта РФ, а также полномочия государственных органов субъекта РФ по размещению государственного заказа устанавливаются законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.
Статья 64. Кадровый резерв на гражданской службе
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |