Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Декоративные деревья и кустарники. Группы




Важную роль в ландшафтной композиции играют художественные характеристики деревьев и кустарников. Разберем основные факторы, определяющие их декоративную ценность (форма (или силуэт) и цвет).
Величина дерева является часто главным фактором, влияющим на выбор вида растения.

Все декоративные деревья можно разделить на три категории по величине:

· Деревья первой величины выше 25 м (сосна, лиственница);

· Деревья второй величины 15-20 м (тополь, вяз, ель);

· Деревья третьей величины 10-15 м (рябина, черемуха).

Второй фактор, не менее важный, чем первый, - это форма, или силуэт, дерева или кустарника.

В зависимости от формы деревья подразделяются на две основные группы:

1. деревья с четкой регулярной кроной: · пирамидальные (ель, пихта, тополь берлинский), · колонообразные и веретенообразные (тополь пирамидальный, туя колонообразная), · овальные, яйцевидные и сферические (липа, ива шаровидная).

Деревья, входящие в первую группу, применяются в садах и парках для подчеркивания геометрического построения, могут быть использованы для контраста с массивом насаждений или живописной группой деревьев, или стриженной живой изгородью, в качестве солитера.

2. Ко второй группе относятся деревья, отличающиеся живописной кроной или силуэтом. Они условно делятся на следующие подгруппы: · живописно-сферическая или раскидисто-шатровая (каштан конский, дуб черешчатый), · плакучая форма (ива плакучая, береза плакучая), · зонтиковидная форма (сосна приморская), · стелющаяся форма (сосна горная, яблоня стелющаяся).

Деревья второй группы часто очень эффектны. Они могут составить контраст со стриженной живой изгородью или цветочным бордюром, могут быть использованы в качестве солитера на газоне. В художественном облике этих деревьев большую роль играют диаметр кроны и ее структура (компактная, ажурная, сквозистая). Высота и фактура ствола, расцветка или тональность листовой массы, меняющаяся по сезонам, рисунок листа, форма и окраска соцветий и плодов.
Плакучие формы могут применяться как солитеры, в групповых посадках, на берегу водоема, по сторонам спуска для подчеркивания рельефа.
Зонтиковидная форма деревьев менее распространена. Она одинаково выразительна на ровном месте и на склонах, в одиночной посадке и в виде сквозной рощицы.
В компоновке пейзажа немаловажная роль отведена кустарникам: они образуют нижний ярус и осуществляют переход от горизонтальной плоскости газона или лужайки к вертикальному объему групп. Кроме этого они применяются для подчеркивания рельефа, а так же для укрепления склонов.

Кустарники могут быть:

· высокими до 2-3 м и более (сирень, боярышник, скумпия, жимолость, туя западная),

· средними 1.5-2 м (кизильник блестящий, смородина альпийская, снежноягодник),

· низкими 60-80 см (айва японская, магония, барбарис Тунберга),

· стелющимися (бересклет стелющийся, барбарис, кизильник, туя стелющаяся).

При создании кустарниковых и древесно-кустарниковых групп учитывается величина кустарника, силуэт, рисунок, тональность и фактура листовой массы, цветы и плоды.
Силуэт кустарника может быть вертикальным, со взлетом вверх, или, наоборот, раскидистым, горизонтальным. По структуре надземная часть кустарника бывает компактной или ажурной, архитектонической или живописной.
Немаловажна роль серебристых, золотистых и краснолистных форм кустарников.

Группы, или сочетания, деревьев важнейший элемент в компоновке пейзажа.
По составу различают следующие группы: древесные, древесно-кустарниковые, кустарниковые.

Группы отличаются по величине. Условно их можно разделить на:

· малые (2-3 растения),

· средние (от 4-5 до 7 растений),

· большие (до 10-12 растений),

· куртины (более 18-20 растений).

Группы различаются:

· по внешнему облику (структура компактная, рыхлая, сквозистая),

· по характеру (гармоничный, контрастный),

· по дендрологическому составу (однородные, многородные),

· по значимости (самостоятельные и сопутствующие),

· по эмоциональному воздействию (успокаивающие, возбуждающие)

В средней или большой по величине группе, как правило, предусматриваются:

1. ядро,
2. внешний конус,
3. опушка (кустарники)

В компактных группах от центра к периферии находятся деревья с понижающейся высотой, что позволяет воспринимать кроны всех деревьев внешнего контура для усиления живописности и игры светотени.
При оформлении дорожки группами допускается очень большое варьирование. Одни группы располагают ближе, другие дальше от дорожки, одни группы по своей величине больше, другие меньше, однако, важно, чтобы размещение их было естественным.
Особенно эффектна группа у поворота дорожки, которая как бы вызывает этот поворот. Интересен прием, когда дорожка пересекает группу.
Часто группы применяются для подчеркивания рельефа, для маскировки местности, вдоль берега водоема, на островах.
Средние группы рекомендуется строить из трех пород, расположенных в виде неправильного многоугольника с одним главенствующим деревом в центре.
Большие группы могут быть как из одного вида, так и из нескольких, как из лиственных, так и из хвойных. По своему художественному облику такие группы очень величественны и дают сильный декоративный эффект.
В некоторых случаях применяют очень контрастные группы из двух пород, причем контраст достигается силуэтом растения, рисунком, фактурой листа, а так же тональностью листовой массы. Композицию не следует перегружать контрастами из нескольких видов растений.

При создании древесно-кустарниковых групп рекомендуется пользоваться следующими принципами:
1. Принцип благородной простоты (следует избегать большого количества пород для групповых сочетаний),
2. Принцип превосходства (одна порода должна доминировать, остальные имеют подчиненное значение),
3. Принцип гармонии (цвет кроны, силуэты, быстрота роста деревьев различных пород),
4. Принцип экологии (породы в группе должны представлять одинаковое сообщество),
5. Принцип приспособляемости (породы деревьев должны соответствовать местным условиям произрастания).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.