Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предметная форма




Рельефный декор

В декоративном искусстве рельеф играет в некоторых случаях первостепенную роль. Разумеется, особенно велико значение рельефа в архитектуре, поскольку выпуклые и углубленные изображения являются основным видом декоративной обработки камня.

Самым распространенным является, конечно, лепной декор, выявляющий объемы игрой светотени; впрочем, некоторые элементы построек сами по себе рассматриваются как объект скульптурных украшений, например стены дворцов в Самарре и в Нишапуре, или колонны романских церквей. Кроме того, рельеф играл большую роль в отделке стуком интерьеров дворцов в древнем Риме и зданий эпохи Возрождения.

 

Роль рельефа значительна также в искусстве резьбы по дереву: резные деревянные панно дверей и стен Версальского и других дворцов, мебель всех стилей и эпох.

Рельеф очень важен также в ювелирном искусстве, в котором использовали чеканку со времен Древнего Египта, он имеет немалое значение и в керамике, и в художественной обработке простых металлов. Рельеф достигается путем гравирования или ажурной техники, удалением части материала или, наоборот, добавлением (как, например, отделка мебели бронзой), или, наконец, методом инкрустации.

Ценность некоторых произведений декоративного искусства заключается единственно в красоте их формы. Но форма может обойтись без украшений только тогда, когда она обладает высокими достоинствами, состоящими либо в красоте самого материала, либо в гармонии пропорций, либо в изяществе контуров. Гармония пропорций достигается верно найденным соответствием между отдельными частями предмета, с одной стороны, и частями предмета и целым - с другой. Пропорции должны также соответствовать используемому материалу. Если пропорции предмета однообразны, он теряет выразительность; дабы избежать этого, художники подчеркивают вертикальные линии, чтобы добиться изящества, или горизонтальные, чтобы достичь впечатления устойчивости.

Лучшие контуры или профили удачно сочетают вертикальные и горизонтальные линии, наклонные и изогнутые. Вот почему некоторые греческие или китайские вазы прекрасно обходятся без украшений.

Декор тем лучше сочетается с формой предмета, чем больше он ее подчеркивает; примером тому являются ларцы, созданные в Древнем Египте, или японские цубы. Должна учитываться также и конфигурация обрамления, в котором располагается декор: она нередко вынуждает художника видоизменять мотив: он удлиняется, сужается, изгибается, к нему добавляются элементы, призванные уравновесить крупные части. Характерные примеры многочисленны в романской скульптуре Франции и бронзовых китайских изделиях периода Чжоу.

Форма изделия может быть образована под воздействием художественного образа. При этом играют роль стилевые особенности эпохи, общественные вкусы. На данном этапе происходят поиски стиля в области формообразования, возможна стилизация с использованием различных мотивов - романтических, растительных и т.д.

Важно также, чтобы форма имела содержание. Форма и содержание должны взаимно дополнять друг друга, и хотя соотношение между ними не поддается точному определению, нельзя допустить, чтобы привлекательная, но безыдейная форма преобладала над содержанием произведения и наоборот. Следовательно, равновесие содержания и формы является важнейшим принципом творчества.

Форма изделия может быть образована под воздействием художественного образа. При этом играют роль стилевые особенности эпохи, общественные вкусы, фактор морального старения (в проект закладывают запас совершенства и новизны, чтобы изделия отвечали требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня).

На данном этапе происходят поиски стиля в области формообразования: возможна стилизация «под старину», использование романтических, растительных мотивов и т.д. Характерные черты формы, стилевая направленность тесно связаны с анализом социальных потребностей и технико-экономических возможностей.

Решая форму того или иного предмета в целом и отдельных его частей, нужно стремиться к тому, чтобы она в максимальной степени соответствовала функциональному назначению предмета. Кроме этого, над каким бы изделием ни велась работа, нужно постоянно видеть все связи изделия с человеком и средой. В связи с этим, начиная работу над новым изделием, прежде всего, нужно самым тщательным образом разобраться во всех тонкостях, связанных с назначением вещи - с ее функцией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.