Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тектоника форм




Единство формы и содержания, образность

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Дайте определение понятию «модуль».

Приведите примеры использования модульных структур?

Какие принципы художественной разработки модульной структуры, вы можете назвать.

Каким условным образом можно представить контрасты в объемных модульных структурах?

Для чего нужно равновесие в объемных модульных структурах?

Что такое брандмауэр в решении оформления города?

Глава 10. Композиция изделия

Композиция любого изделия обладает качествами, наиболее важные из них определяют форму предмета и являются обязательными. К ним относятся объемно-пространственная структура и тектоника, а также пропорциональность, масштабность, композиционное равновесие, единство характера формы, колористическое и тональное единство, которые обеспечивают гармоничную целостность формы. К обязательным и важным качествам композиции предмета относят также единство стиля (современность изделия, соответствие его эстетическим запросам общества) и образность.

 

Понятие единства слагается из соответствия формы и содержания в функциональном плане, в эксплуатационном плане (т.е. влияние окружающей среды) и соответствия формы и содержания в эмоциональном плане (т.е. создания определенного эмоционального настроя). Если два первых слагаемых являются необходимыми предпосылками для создания образного решения, то третье (т.е. выразительность в сфере эмоционального воздействия) имеет непосредственное отношение к образности.

Для изделий декоративно-прикладного искусства, единство формы и содержания, прежде всего, означает максимальное раскрытие через соответствующую художественную форму функционального назначения изделия, его социальной значимости. В этом главная особенность соответствия формы и содержания. Несмотря на взаимопроникновения утилитарного и эстетического начала, в большинстве случаев утилитарное здесь остается доминирующим и определяет форму. Прежде всего изделие должно быть полезным, удобным и конечно красивым. Когда говорят об образности в художественном конструировании изделий, имеется в виду, что выразительная форма изделия в полной мере соотносится с его содержанием не только в функциональном и эксплуатационном плане, но и обязательно в эмоциональном плане. В этом случае оно включает в себя эмоционально-эстетическую оценку в свете определенных общественно-эстетических идеалов. При выборе характера формы изделия с целью создания наиболее точного образного решения надо четко и полно формулировать проектную задачу. Например, если урна для мусора решена так, что напоминает по внешнему виду декоративную вазу, или стеклянная пепельница напоминает розетку для варенья, то все это свидетельствует о просчетах в образной трактовке.

В работе над конкретным изделием в зависимости от поставленной задачи, добиваясь определенной выразительности формы и соответственного эмоционального настроя, нужно использовать все средства художественной выразительности. Продуманность композиционного построения формы с использованием различных ритмических и метрических закономерностей, пропорциональных зависимостей, применение принципов контраста, нюанса, использование выразительных качеств цвета, стилистическая согласованность и т.д. - все это в избирательной совокупности помогает найти и выразить характерную особенность формы изделия.

В декоративно-прикладном искусстве единство формы и содержания, а также соответствие одного другому, отраженное в эксплуатационном и эмоциональном аспектах решения формы, приводит к формированию важнейшего качества изделия - образности, включающего в себя широкий диапазон различных качеств изделия как эстетического, так и практического значения.

Тектоника - это результат познания и пластического выражения в структуре и форме изделия свойств материалов и конструкции, логики их работы. Зрительное ощущение плоскости, устойчивости, равновесия, легкости или, наоборот, тяжести - вот что, прежде всего имеется в виду, когда речь идет о тектонике.

Тектоническое формообразование промышленных изделий и технических объектов представляет собой сложную задачу в связи с многообразием их типов, функций, конструкций, применяемых материалов. Приходится иметь дело с большими и маленькими изделиями, статичными и динамичными и т.п., (по своей тектонической структуре небольшое изделие может быть сложнее, чем, например, архитектурное сооружение. Поэтому важно не только зафиксировать факт влияния материала и конструкции на форму, но еще понимать, как при работе над этой формой можно правильно выразить работу материала и конструкции. Способность правильно и пластически-образно выразить в форме работу материала и конструкции, а также принцип технологического построения изделия связана с понятием тектоники изделия.

С известной долей условности можно говорить о четырех основных тектонических системах, с которыми приходится иметь дело. Это так называемые монолитные системы, т.е. системы, образованные на базе конструкций из одного определенного материала; решетчатые системы и системы типа оболочки, основанные на пространственных несущих конструкциях; каркасные системы, образуемые как монолитными, так и сборными конструкциями из различных материалов (дерева, металла, керамики и т.д.).

Некоторые бытовые предметы, например посуда, имеют целостный объем и, как правило, монолитную конструкцию, что сказывается на их форме. Она в максимальной степени пластична, поскольку используются преимущественно пластические, а не конструктивные свойства материала. Это позволяет образовывать форму, приспособленную для использование человеком и значительно варьировать ее в зависимости от эстетических требований.

Объемно-пространственная структура таких объектов, как, например шкаф, имеющих функционирующее внутреннее пространство, образуется, как правило, на основе каркасной конструкции. Кроме этого, довольно распространенным является сочетание в одном изделии нескольких различных конструкций. В этом случае усложняется выбор и последовательная реализация в пластике внешней формы изделия ведущей тектонической системы.

Свойство материала, специально отобранные и связанные с определенным конструктивным решением, а также с необходимой для этого технологией изготовления, позволяют создать различные, иногда резко контрастные решения (несмотря на один и тот же используемый материал. На рис. 86 показаны два изделия: фужер из тонкого стекла и массивный стакан.

В первом случае (рис. 86, а) используется прочность стекла, а также подчеркивается его прозрачность, в результате чего создается ощущение легкости формы, где материал работает на пределе.

Тонкие стенки конусного объема, тонкая перемычка в месте перехода к опоре создают тектонически убедительный образ легкого, прозрачного изделия, форма которого как бы растворяется в воздухе. Несмотря на кажущуюся хрупкость, стекло в данной форме работает в соответствии со своими прозрачными свойствами и с художественным замыслом.

В другом случае (рис. 86, б) при том же материале подчеркивается тяжесть. Монолитная форма массивного стакана проста и устойчива. Стенки к основанию утолщаются и в усиленном монолите дна создается эффект преломления и игры света. Материал как бы конденсирует свет. Здесь проявляются совсем другие свойства стекла. Тектоничность же этого изделия не менее выразительна.

 

 

Рис. 86. Тектоничность форм изделий из стекла (контрастные решения)

 

Вот еще один пример: три варианта конструкции стула (рис. 87).

 

 

Рис. 87. Тектоничность форм стула

 

Изделия выполнены во всех случаях из тонкой металлической трубы, но ее свойства и несущая способность в каждом случае выражены различно. В первом случае (рис. 87, а), поставленные строго вертикальные стойки создают ощущение легкости конструкции опорной части. В то же время она прочна, проста и надежно устойчива. Во втором варианте (рис. 87, б), опорные стойки слегка раздвинуты и изогнуты, за счет чего создается ощущение некоторой подвижности. В третьем варианте (рис. 87, в), гибкие свойства тонкой металлической трубы выражены еще более решительно. Конструктивная основа выполнена из непрерывного стержня трубы. Каждый участок изогнутой трубы является элементом несущей конструкции стула: спинки, подлокотников, сиденья и т.д. Так называемые рессорные свойства в этой системе проявлены активно в конструкции стула и заложены в тектонический смысл формы.

Решая вопросы, связанные с тектоникой, приходится учитывать роль таких факторов, как целесообразность изделия, экономичность, прочность, долговечность, простота обработки и изготовления, использования полезных свойств материала и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.