Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Что такое «единство формы».




Что такое «единство формы»?

Что такое «образность форм»?

Что такое «тектоника форм»?

Перечислите четыре основные тектонические системы.

Какие предметы имеют монолитную конструкцию?

Какие предметы имеют каркасную конструкцию?

 

Глава 11. Ансамбль

Ансамбль - наиболее общее определение совокупности отдельных элементов, представляющих вместе стройное, согласованное, гармоническое целое. Понятие «ансамбль» употребляется в различных видах искусства и может относиться как к более широкой общности, к композиционному единству разнофункциональных элементов, так и к более узкой, включающей элементы однотипного назначения.

Любой предмет почти никогда не существует отдельно, как правило, всегда является частью более крупного целого - той или иной совокупности предметов, которая, в свою очередь, элементом системы более сложного и высокого уровня. Например, элемент посуды является частью сервировки стола; отдельный предмет мебели - только частью меблировки помещения, а та - частью общего обстановочного комплекса жилой квартиры или общественного здания; отдельные машина или станок - частью поточной линии, линия - частью общего технологического оборудования цеха; цех - только часть того или иного предприятия; отдельное здание - частью застройки улицы, площади, квартала, а те, в свою очередь,- часть более крупной структуры микрорайона, поселка, города и т.д.

Каждая из этих совокупностей на любом уровне должна представлять собой законченное, органическое единство как в функциональном, так и в композиционно-художественном отношениях, т.е. должна образовывать ансамбль.

Для ансамблевых решений некоторых групп предметов существуют свои частные обозначения, такие, как «гарнитур», «сервиз», «комплект», «набор».

Понятие ансамбля связано с композиционным единством совокупности отдельных элементов, но каждая совокупность создается для решения определенных функциональных задач. То есть в основе любой совокупности лежат функциональные взаимосвязи между элементами, определяющие в известной мере их взаимное расположение. Взаимоположение элементов относительно друг друга в пространство имеет большое значение в организации не только функциональных, но и композиционных взаимосвязей между элементами ансамбля, в достижении его художественной выразительности, целостности и единства.

В разных случаях роль и значение взаимного расположения и самого пространства в решении ансамбля различны: в одних случаях расположение элементов - постоянный фактор, как, например, расположение машин и станков в цехе или стационарного оборудования на детской игровой площадке и т.п.; в других, например в наборе посуды ансамбль в той или иной степени изменяемый в процессе эксплуатации самих предметов, в процессе деятельности человека.

В одних случаях взаимное расположение элементов решает задачи функциональной и композиционной организации пространства (оборудование и др.), в других этой задачи нет. Но во всех случаях в определение ансамбля как композиционного единства определенной функционально связанной совокупности элементов непременным условием входит согласованность в их пространственном расположении.

Таким образом, композиционная задача в решении ансамбля распадается на две взаимосвязанные и взаимообусловленные задачи: на решение самих предметов и решение их расстановки в пространстве, а в ряде случаев - организации с их помощью самого пространства.

 

 

В любом ансамбле его композиционное единство достигается за счет тех же закономерностей, tex же средств их достижения, что были установлены для отдельных предметов: за счет выявления главного, второстепенного, за счет соподчиненности и гармонического отношения частей между собой и к целому и т.д.

Однако построение ансамбля имеет и свои особенности, свои специфические принципы и закономерности.

Рассмотрим некоторые основные из них. Из самого определения ансамбля следует, что при его решении необходимо:

за целое принимать не отдельный предмет, а всю совокупность предметов, входящих в ансамбль, а каждый отельный предмет - за его часть, деталь;

композицию ансамбля строить прежде всего между предметами, на отношениях их формы, количества, величины, цвета, материала, положения;

при решении отдельных предметов ансамбля, их формы, размеров, масштабного строя, цвета и т.п. нужно исходить из общего композиционного замысла с учетом места, значения и роли предмета в этом общем замысле;

чем более важен элемент по своему функциональному значению в ансамбле, а следовательно, и роли в композиционном замысле, тем он должен быть крупнее по абсолютным размерам (если это целесообразно и возможно), по масштабному строю, выразительнее и «богаче» по форме и силуэту, более напряжен по ритму, более контрастен с окружением; второстепенные элементы ансамбля должны быть более дробны, мелкомасштабны, по форме подчинены главному;

во взаимном расположении элементов (предметов) в пространстве, в интервалах между предметами должна быть закономерная направленность - нарастание ритма к главному, композиционному центру.

В целом ряде случаев, например в интерьерах общественных зданий и др., ведущим элементом ансамбля становятся не предметы в нем, а само пространство, и композиция строится на его соподчинении, определенном чередовании, нарастании к главному, на его восприятии во времени. Обстановочный предметный комплекс играет сопутствующую роль, но должен быть увязан с этой общей композиционной идеей, должен организовывать это пространство.

Например, как строится ансамбль выставки в интерьере? Вся экспозиция должна быть подчинена общему композиционному замыслу, главной теме, отсюда вытекает и ее композиционный строй. Какой-то зал в этом построении должен быть главным, другие второстепенными, третьестепенными и т.д., должно быть движение к этому главному, нарастание, а затем - развязка. Этому движению, этому построению необходимо подчинить все: и размеры залов, и их конфигурацию, чередование пространств, расстановку экспонатов, оформление, освещение и пр.

В решении форм самих предметов, составляющих ансамбль, также есть специфические особенности.

Если композиция отдельной вещи строится «внутри» самой вещи, на отношениях ее частей между собой и к целому, то в ансамбле композицию необходимо строить прежде всего между предметами либо группами предметов как частями целого, добиваться их взаимосвязи.

При этом могут быть выявлены и установлены следующие закономерности:

если отдельный предмет может быть более сложным, богатым по форме, по сочетанию материалов, цвета и др., то предмет, входящий в группу, должен быть проще, лаконичней, ясней; сложность и богатство - в самом сочетании предметов;

в большом многопредметном ансамбле, построенном на сочетании групп предметов, уже сами эти группы должны быть цельней, однородней, выразительней, определенным образом соотнесены друг к другу;

чем многопредметней группы, входящие в ансамбль, тем сложнее и множественней связи между предметами в них, там образуются свои подгруппы;

предметы, входящие в ансамбль, должны строиться с учетом закономерностей построения больших и малых форм.

Ансамбли, построенные на подобии или контрасте одной из характеристик, представляют собой простейший случай композиции. Они более элементарны и лапидарны (красочны) по построению и восприятию.

Ансамбли, построенные на разнообразии отношений многих характеристик: формы, размеров, цвета, материалов и пр., имеют более сложные, более многогранные композиционные связи; они более богаты - не одноактны по восприятию, раскрываются постепенно во времени, вызывая последовательное возникновение разнообразных эмоций.

Использование того или иного принципа зависит от величины ансамбля, его характера, от общего художественного замысла.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.