Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение декора




Распределение декора является удачным лишь в том случае, когда декоративные элементы не наносят ущерб форме украшаемого предмета, а, напротив, сохраняя характер его структуры, обогащают приятным для глаза добавлением (расписные вазы классической Греции). Обилие орнаментации допустимо только при условии строгой упорядоченности, как, например, в росписях египетских плафонов эпохи Нового царства.

Разделение украшаемых поверхностей может осуществляться с помощью прямых линий и их производных (квадрата, прямоугольника), либо кривых и их производных (круга, спирали и др.). Бордюры и фризы, предназначенные служить окаймлением, обычно состоят из повторения определенных мотивов (растительные фризы в египетской живописи эпохи Нового царства) или чередования (на основании и горле греческих ваз, на плитках пола).

Расположение декора тем выразительнее, чем лаконичнее сами мотивы декора; оно может намеренно подчеркивать форму предмета или, наоборот, противодействовать ей обратным эффектом. Из числа наиболее распространенных назовем концентрический орнамент и лучевидный, широко применяющиеся в керамике. Концентрический орнамент часто имеет космологическое значение (знаки Зодиака) или является религиозным символом (ангельский чин). Лучевидный орнамент используется также и в камне: розы и замки свода церковных построек. Когда орнаментируются объемные формы, мотивы могут распределяться по горизонталям, вертикалям или наклонным плоскостям, причем по последним реже, ибо они дают менее выразительный эффект. В некоторых странах, в особенности в Египте и Древней Греции, умели располагать орнамент с удивительной гибкостью, чередуя прямые и кривые, вертикальные и горизонтальные доминанты, не впадая ни в вялость, ни в сухость и добиваясь замечательной гармонии целого.

Когда фон имеет квадратную или прямоугольную поверхность, художники прибегают к сетчатому орнаменту. Сетчатый орнамент чрезвычайно разнообразен, в его основе лежит геометрическое построение. Линии сетки, оставаясь незаметными, служат канвой для орнамента, который на первый взгляд кажется разбросанным в случайном порядке, однако его повторяющиеся мотивы, сочетаясь, образуют «игру фона», очень распространенную на средневековых и позднейших тканях.

Сетки на основе многоугольников широко используются искусством ислама, главным образом в архитектурных орнаментах и в резьбе по дереву, но также и в книжной миниатюре. Различаются три вида таких сеток: квадратная, построенная на основе квадрата или восьмиконечной звезды и ее производных; треугольная, на основе равностороннего треугольника или шестиконечной звезды; прямоугольная, на основе пятиугольника с горизонтальным основанием. Эти исходные построения порождают необычайное богатство форм, которые возникают как бы самопроизвольно.

Мусульманские мастера, лишенные повсюду, кроме Ирана, возможности изображать в орнаменте живых существ, проявили необыкновенную изобретательность, стремясь извлечь из этой системы все, что она могла дать. Так, некоторые сетки с треугольной основой строятся на волнистых линиях, в других случаях одна сетка накладывается на другую - сходного или иного типа. Этим достигается усложненность декоративного оформления мавританских построек в Андалусии. Очень часто за видимым беспорядком таится скрытый порядок. Арабеска, являющаяся торжеством линии даже там, где используется легкий рельеф, дает на первый взгляд ощущение неограниченной свободы. В действительности она плод тонкого расчета и строго продуманных комбинаций. Здесь воображение обуздано системой, которая позволяет достичь максимального эффекта.

В одних произведениях рельеф и цвет служат дополнительным элементом, в других - определяющим. В большинстве случаев мастера сами создавали декоративные мотивы для своих произведений; это дает основание полагать, что ряд простых узоров возник в разных странах одновременно и совершенно самостоятельно. С другой стороны, торговые или политические связи с давних времен порождали влияния в области культуры: авторитет той или иной страны, увлечение экзотикой, притягательность новизны были частыми причинами изменений стиля.

Глава 8. Художественно-выразительные средства

Для дальнейшего изучения предмета «композиция» потребуется освоить начальные навыки проектно-графического моделирования. Проектно-графическое моделирование помогает формировать, развивать и выражать замысел эскизного проекта. Позволяет моделировать компоновку и форму.

Эскизный проект должен давать представление о будущем изделии или объекте и включать в себя следующее:

образное объемно-пространственное решение;

четкую структуру в соответствии с темой и соответствующими эмоциональными акцентами.

В основе проектно-графического моделирования лежит несколько принципов:

соответствие графической формы содержанию проектной идеи;

вариантный характер эскизного поиска. Варианты проявляются в том, что на каждом этапе эскизирования появляются различные варианты развития идеи. (Варианты обычно сознательно вносятся в эскиз-проект для создания гаммы контрастирующих и конкурирующих вариантов решения);

систематичность и последовательность проектного эскизирования (вытекает из последовательности развития проектного замысла).

Выбор графических приемов и средств зависит от конкретной задачи, которая решается в проекте. Большое значение имеет также индивидуальный творческий почерк и уровень мастерства. Графическое изображение является одним из основных средств художника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.