КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для обсуждения. Художественная литература
Художественная литература Художественная культура БССР в 1930-е годы Вопросы для обсуждения
1. Причины сохранения значительного уровня неграмотности в БССР на протяжении 1930-х гг. 2. Мероприятия, направленные на ликвидацию неграмотности взрослого населения, их эффективности и результативность. 3. Основные черты системы образования в БССР в 1930-е годы. 4. Типы школ и их территориальное распределение. 5. Становление советской системы образования в Западной Беларуси. 6. Система профессионального и профессионально-технического образования в БССР в 1930-е годы.
Индивидуальные задания
1. Сообщение «Белорусский сельскохозяйственный институт в Горках в 1930-е гг.». 2. Сообщение «Могилевский пединститут в 1930-е годы». 3. Сообщение «Белорусская государственная консерватория в 1930-е годы». 4. Реферат «Средства массовой информации в БССР в 1930- е годы». 5. Реферат «Основные направления развития научных исследований в БССР в 1930-у гг.». 6. Реферат «Историческая наука в БССР в 1930-е годы».
Белорусская литература 1930-х гг. развивалась на творческих достижениях предыдущего десятилетия. Однако в отличие от 1920-х гг., ведущее место принадлежало социально-психологической прозе. Наряду с малыми формами (рассказ, очерк) активно развивались повесть и роман. Главными темами прозаических, поэтических, драматургических произведений в 1930-е гг. оставались события революции, гражданской войны, проблемы социального переустройства общества, изменения в духовном и моральном облике людей, раздумья об историческом прошлом и современности. События гражданской войны в Полесье живо и динамично отображены в повести Я.Коласа «Дрыгва» (1932-1933 гг.). Героико-революционная проблематика нашла отражение в произведениях писателей среднего поколения, пришедших в литературе в 1920-е гг., - С.Барановых, П.Галавача, М.Последовича, Б.Микулича и др. Стремление осмыслить исторический путь страны через судьбу отдельного человека выразилось в появлении эпических, многоплановых произведений. Социально-философский роман «Бацькаўшчына» К.Чёрного (1931 г.) является частью задуманного автором грандиозного цикла о жизни белорусского народа на протяжении многих десятилетий. Как национальный эпос задумывался роман К.Крапивы «Медведичи»(1932 г.), который остался незавершенным. Исторические события от начала ХІХ века до середины 1930-х гг. и повседневная жизнь простых людей органически сочетаются в «Комаровской хронике» (1932-1937 гг.) М.Горецкого. Это оригинальное произведение соединяет традиционное повествование с дневниковыми записями, отрывками из писем, что позволило автору создать многогранную картину жизни. Тема коллективизации нашла отражение в повестях Я.Коласа «Отщепенец» (1931 г.), П.Галавача «Сполах на загонах» (1932 г.), К.Чорного «Весна» (1931 г.), в романах Б.Микулича «Черная Вирня» (1931 г.), Г.Мурашко «Соловьи святого Поликара» (1933-1939 гг.). С наибольшей для белорусской литературы того периода остротой и глубиной тема социального переворота в белорусской деревне раскрыта М.Зарецким в социально-психологическом романе «Вязьмо» (1932 г.). Новым для белорусской литературы явлением стало обращение к жизни других народов Союза ССР. Повесть Б.Микулича «Дружба» (1936 г.) и роман Э.Самуйленка «Будущее» (1936-1938 гг.) открыли белорусскому читателю жизнь и природу Грузии. В 1930-е гг. белорусская проза продолжала разрабатывать антифашистскую тематику, обращалась к жизни трудящихся Западной Беларуси. Главными темами белорусской поэзии 1930-х гг. были социально-экономические преобразования в БССР, борьба с фашизмом, положение в Западной Беларуси, дружба народов СССР. В жанровом отношении преобладали гражданственная лирика, бытовые зарисовки и дорожные стихотворные очерки, пейзажная лирика, стихотворения-послания. Широкое распространение получили стихотворения - приветствия, которые посвящались значимым общественным событиям. Стихотворные обращения к съездам, поздравления с юбилеями и праздниками стали обязательным атрибутом официальных изданий и торжественных мероприятий. Особое место в 1930-е гг. занимала так называемая «культовая поэзия» - произведения прославляющие Сталина. Как правило, такие стихи отличались иллюстративностью, упрощенной образностью, искусственным пафосом. В целом, лирика этого времени избегала отображения трудностей, противоречий, имевших место в жизни. Стихотворения были полны оптимизма, светлых, радостных чувств. Возвышенно-романтический характер присущ произведениям поэтов младшего поколения П.Бровки, П.Глебки, Н.Хведаровича, А.Звонака, М.Лужанина, Д.Астапенко, А.Кулешова, Ю.Таубина и др. Дальнейшее развитие в 1930-е гг. получила поэма. Наряду с традиционной лирической поэмой, появляются произведения, написанные в форме поэтического репортажа («Над рекой Орессой», «Борисов» Я.Купалы), лирической хроники («Ход событий» П.Глебки), героико-революционной («Орлянка» П.Глебки, «1914» П.Бровки) и героико-романтической поэмы («Баранов Василь», «Песня о разведчиках», «Парни последней войны» А.Кулешова). Особое место в белорусской поэзии 1930-х гг. занимает творчество Я.Купалы. Поэмы «Над рекой Орессой» (1933 г.) и «Борисов» (1934 г.), посвященные крупным событиям в жизни республики, стихотворный цикл, написанный в Левках в июне 1935 г. («Алеся», «Хлопчик и летчик», «Лён» и др.) свидетельствовали о стремлении поэта принять реалии и влиться в новую жизнь. Большая часть стихов «левковского цикла» отличается высоким художественным уровнем и является творческой удачей белорусской поэзии 1930-х гг. В 1930-е гг. началась творческая жизнь нового поколения белорусских поэтов. Первые произведения в этот период опубликовали П.Панченко, А.Зарицкий, М.Калачинский, Г.Нехай, М.Аврамчик, К.Киреенко, А.Русецкий, А.Велюгин и др. В сложной ситуации в 1930-е гг. оказалась белорусская драматургия. Театры под идеологическим нажимом требовали для постановок пьесы на актуальную тематику. Это способствовало появлению множества конъюнктурных драматических произведений, художественно беспомощных и бедных по содержанию, посвященных коллективизации белорусской деревни, преобразованиям в промышленности, борьбе с вредителями и шпионами. Кризис в драматургии удалось в некоторой степени преодолеть при помощи инсценировок прозаических произведений. Так, Я.Колас на основе повести «Дрыгва» написал пьесу «В пущах Полесья», К.Чорный инсценировал свой роман «Бацькаўшчына», М.Зарецкий по роману «Вязьмо» создал пьесу «Сымон Карызна». Во второй половине 1930-х гг. в белорусской драматургии получил развитие жанр драматизированной поэмы («Катерина Жерносек» М.Климковича, «Над Березой-рекой» П.Глебки). Значительно обогатило белорусскую драматургию появление в конце 1930-х гг. драматических произведений, в основе которых лежал фольклорный сюжет («Чудесная дудка», «Дед и жораў», «Нестерка» В.Вольского). Большой вклад в развитие белорусской драматургии внес К.Крапива. Пьесы «Конец дружбы» (1934 г.), «Партизаны» (1937 г.), и особенно комедия «Кто смеется последним» (1939 г.) выявили его талант драматурга и комедиографа. Драматические произведения К.Крапивы вошли в репертуарный фонд театров Беларуси и других республик. Дальнейшее развитие в 1930-е гг. получила белорусская детская литература. Успехи этого особого вида литературного творчества связаны с именами Я.Мавра и М.лынькова, Я.Купалы, Я.Коласа, З.Бядули, Э. Огнецвет. Углубленным психологизмом, пониманием внутреннего мира подростков отличаются повести Я.Мавра «Полесские робинзоны» (1934 г.) и «ТВТ» (1934 г.). М.Лыньков в повести «Николка-паровоз» (1936 г.) сумел соединить героическое и бытовое, приключенческий сюжет, острый драматизм и живой народный юмор. Белорусская литература для детей этого периода стремилась к жанровому разнообразию: здесь были представлены героико-приключенчекая повесть, литературная сказка, сказочная поэма, бытовой рассказ, стихотворения.
1. Исторические реалии в белорусской литературе 1930-х гг. 2. Тематическое разнообразие в белорусской литературе в 1930-е гг. 3. Жанровое разнообразие в белорусской литературе 1930-х гг.
Индивидуальные задания
1. Сообщение «Создание литературно-художественных организаций в БССР в 1930-е годы» (Приложение. Документ № 1). 2. Сообщение «Творчество Янки Купалы в 1930-е гг.». 3. Сообщение «Творчество Якуба Колоса в 1930-е гг.». 4. Сообщение «Белорусская проза в 1930-е гг.». 5. Сообщение «Белорусская поэзия в 1930-е гг.». 6. Сообщение «Белорусская драматургия в 1930-е гг.». 7. Реферат «Детская литература в БССР в 1930-е гг.».
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |