Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Театр и театральная жизнь




 

1930-е гг. были сложным периодом для белорусского театра. В это десятилетие существенно возросло творческое мастерство актеров, режиссеров, театральных художников. За этот период увеличилось число театральных коллективов, к театральному искусству приобщалось все больше людей. В то же время активизировался процесс подчинения театра политическим задачам, усилилось, начавшееся еще в конце 1920-х гг., идеологическое давление.

Ведущее место в театральной жизни БССР занимали три белорусских театра: БГТ-1, БГТ-2, БГТ-3. 1930-е годы стали периодом творческой зрелости для БГТ-1. Репертуар театра отличался разнообразием, но преобладали пьесы на актуальную советскую тематику, ставилась зарубежная классика, произведения белорусских драматургов. Сочетание яркой театральности и глубины разработки темы было характерно для спектакля «Бацькаўшчына” К.Чорного (1933 г.). Высокой постановочной культурой, отличным актерским ансамблем выделялись спектакли «Волки и овцы» А.Островского (1936 г.), «Последние» М.Горького (1937 г.), «Скупой» Ж.-Б.Мольера (1937 г.), «Соловей» З. Бядули (1937 г.), «Катерина Жерносек» М.Климковича (1938 г.), «Партизаны» (1938 г.), «Кто смеется последним» (1940 г.) К.Крапивы и др.

В сложных условиях работал БГТ-2. В течение нескольких лет там сменилось несколько режиссеров, поэтому творческое лицо театра оставалось неопределенным. В первой половине 1930-х гг. в репертуаре театра преобладали пьесы на актуальные темы. Со второй половины десятилетия театр обратился к русской и зарубежной классике. Успехом у зрителей пользовались спектакли «Бесприданница» А.Островского (1936 г.), «Мещане» М.Горького (1938 г.), «Призраки» Г.Ибсена, «Лекарь поневоле» Ж.-Б.Мольера (1940 г.) и др. В 1936 г. группа режиссеров театра поставила «Вечер белорусских водевилей: «Пинская шляхта, «Павлинка» и «Прымаки». Глубоким пониманием народного характера отличались спектакли по пьесам Я.Коласа «Война войне» и «В пущах Полесья» (1937 г.). Яркий национальный колорит, самобытность, виртуозная игра актеров сделали спектакль «Нестерка» по пьесе В.Вольского (1941 г.) своеобразной визитной карточкой театра.

Коренные изменения произошли в БГТ-3. В конце 1920-х -начале 1930-х гг. театр подвергся острой критике за ярко выраженный национальный уклон в формировании репертуара и низкую художественную культуру постановок. В 1931 г., после отстранения В.Голубка, главным режиссером был назначен К.Санников. В результате реорганизации театр из передвижного стал стационарным и обосновался в Гомеле. Труппа театра была пополнена новыми актерами и в 1934 г. прошла повышение квалификации в Москве. Основу репертуара составили советские пьесы на злободневные темы. В 1936-37 гг. были поставлены спектакли по классическим произведениям – «Доходное место» А.Островского, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера. В 1930-е гг. театр вырос в профессиональном отношении, но утратил национальный колорит и своеобразие. В 1937 г. был репрессирован В.Голубок, а театр расформирован.

Театральный процесс БССР в 1930-е гг. органично включал деятельность других театров. В 1932 г. в Бобруйске из передвижной труппы был создан Государственный русский драматический театр БССР (в настоящее время – Национальный академический драматический театр имени Горького). Художественный руководитель театра В.Кумельский следовал традициям русской реалистической школы. Репертуар состоял из пьес русской классики, героико-революционных и современных произведений. В 1939 г. областной русский театр был создан в Гомеле, в 1940 г. – областной русский театр в Бресте.

В первой половине 1930-х гг. продолжал работать польский театр. В 1932 г. этот коллектив получил статус государственного театра БССР. Хотя театр имел стационарную базу в Минске, большую часть времени он находился на гастролях, преимущественно в сельской местности. Репертуар отличался разнообразием: русские классические и советские пьесы, произведения польских авторов, зарубежная классика. В 1936 г. театр был расформирован. Осенью 1939 г. на территории Западной Беларуси открылись 3 польских театра - Польский государственный театр БССР, Польский театр кукол БССР в Гродно и польский театр миниатюр в Белостоке.

Видное место в театральной жизни республики в 1930е годы занимал Государственный еврейский театр БССР. Его репертуар значительно расширился по сравнению с 1920-ми годами. Коллектив обратился к советским пьесам, но творческие успехи театра были связаны с постановками еврейской национальной драматургии и зарубежной классики. В 1937 г. был репрессирован художественный руководитель театра М.Рафальский. Новый главный режиссер В.Головчинер стремился сочетать в спектаклях яркую зрелищность с содержательностью и глубиной. К началу 1940-х гг. коллектив театра достиг творческой зрелости, его постановки отличались высоким художественным уровнем.

1930-е годы стали временем становления в БССР театра для детей. В 1931 г. в Минске открылся Театр юного зрителя (ТЮЗ). Инициатором его создания, организатором и руководителем был В.Кавязин. В первой половине 1930-х гг. театр ориентировался на ТЮЗы Москвы и Ленинграда, заимствуя их художественные принципы и репертуар. В 1936 г. ТЮЗ БССР начал осваивать национальную драматургию, но уже в 1937 г. претерпел реорганизацию. Художественной руководство театром возглавил опытный режиссер Е.Мирович. Он сумел создать новый творческий коллектив. Репертуар театра стал более самостоятельным и разнообразным. Яркие спектакли создавались на современные и сказочные сюжеты. Театр успешно осваивал классическую русскую и зарубежную драматургию.

Основы профессионального искусства кукольного театра в БССР заложил Театр кукол, созданный в 1938 г. в Гомеле. Первоначально коллектив театра ориентировался на кукольный театр С.Образцова в Москве, но впоследствии приобрел свой творческий почерк. Театр много гастролировал и пользовался успехом у детской аудитории.

Средством пропаганды, просвещения, воспитания и приобщения массового зрителя к театральному искусству являлись полупрофессиональные коллективы: театры рабочей молодежи (ТРАМ) и колхозно-совхозные театры. Создание в БССР ТРАМов началось в конце 1920-х гг. С 1929 по 1937 гг. работал Белорусский государственный центральный театр рабочей молодежи в Минске. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. постановки театра имели ярко выраженный синтетический характер: драматическое действие агитационно-пропагандистской направленности сочеталось с музыкальными, танцевальными и спортивными номерами. В 1934 г. он получил статус профессионального и отошел от агитационно-пропагандистского стиля, превратившись в обычный молодежный театр. ТРАМы были созданы в Витебске, Гомеле, Борисове. Во второй половине 1930-х гг. они были реорганизованы в колхозно-совхозные театры. В 1937 г. БелТРАМ был расформирован, а актеры пополнили труппы других театров.

В середине 1930-х гг. в БССР начали создаваться колхозно-совхозные театры, задачей которых было средствами искусства вести агитационно-пропагандистскую работу среди крестьянства. С 1935 по 1941 гг. в Беларуси работало 11 таких полупрофессиональных коллективов, сформированных на базе ТРАМов и самодеятельных театральных кружков. Особенность колхозно-совхозных театров состояла в том, что они ставили концертные программы и литературные композиции на актуальные темы. Наиболее подготовленные коллективы обращались к белорусской советской драматургии и к пьесам русской и зарубежной классики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.