Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие системы образования




 

Как показал опыт 1920-х гг., реальных успехов в борьбе с неграмотностью можно было добиться с введением всеобщего обязательного обучения детей. 25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». 14 августа ЦИК и СНК СССР утвердил этот документ и начальный всеобуч стал законом. С 1 сентября 1930 г. на всей территории СССР вводилось обязательное обучение детей в возрасте 8-10 лет в объеме 4-годичного курса (начальной школы). Полный курс начальной школы стал обязательным для всех детей и подростков от 11 до 15 лет включительно. Переростки, не обучавшиеся в начальной школе, привлекались к обязательному обучению в двух- и одногодичных школах-курсах или в группах при школах.

В БССР по официальным данным уже в 1931/1932 учебном году 97% детей были охвачены начальным образованием. Не умаляя достигнутого, следует иметь в виду, что значительным был процент отсева из начальных школ, что свидетельствовало о невысоком качестве обучения. В 1931 г. 16,3% от всего количества начальных школ оставались трехгодичными, и продолжалось преобразование их в четырехлетки.

Важным достижением начальной школы БССР в 1930-е гг. было то, что она обеспечивала продолжение образования в неполной и полной средней школе. В 1937/38 учебном году из числа детей, которые были зачислены в первые классы, четыре класса окончили 94,6%, а в 1939/40 учебном году – 97,7%. Из учащихся, окончивших четыре класса, 86,6% продолжили учебу в пятых классах, а в городах – все 100%. В 1934/35 учебном году в восьмые классы было принято 19% выпускников семилеток, а в 1939/40 – уже 53,6%.

Успехи начального всеобуча позволили приступить к осуществлению в республике всеобщего семилетнего образования. Постановлением СНК БССР с 1932/33 учебного года вводилось всеобщее обязательное обучение детей в объеме семилетней школы. Предусматривалось также более активное развитие сети полных средних школ.

Переход к обязательному начальному обучению, развитие семилетней и полной средней школы в начале 1930-х гг. проходил на принципах организации учебного процесса, сложившихся в 1920-е годы. Они основывались на идеях революционной перестройки системы образования, что исключало использование опыта дореволюционной системы обучения и воспитания - замена классно-урочной системы «бригадно-лабораторным методом», отсутствие единоначалия в школе, отказ от единообразной оценки знаний и т.д. В 1930-е гг. акцент делался на повышение объема общеобразовательных знаний, которые давали возможность поступать в вузы и техникумы. Это требовало повышение ответственности учащихся и учителей за результаты обучения. В начале 1930-х гг. началась работа по восстановлению урока как основной формы организации учебы, постепенно вводилась оценка знаний в баллах.

Принципиальное значение для дальнейшего развития советской системы образования имели постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» от 15 мая 1934 г. и «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школа» от 3 сентября 1935 г. Для всех республик Союза ССР устанавливались три типа общеобразовательной школы: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы), средняя (1-10 классы). В школах укреплялось единоначалие (вводился институт директоров школ и классных руководителей), усиливалась руководящая роль учителя в учебно-воспитательной работе, вводились аттестаты для успешно окончивших среднюю школу, похвальные грамоты для стимулирования прилежания учащихся. Был установлен общий срок начала и завершения учебного года, регламентировалась продолжительность каникул, количество уроков в день и в неделю. Работа школы стала более четкой и управляемой. В то же время унификация школьного образования сужала возможности для педагогического творчества, сковывала инициативу учителей и учащихся, создавала условия для распространения формализма в учебно-воспитательной работе.

На протяжении 1930-х гг. число общеобразовательных школ-семилеток и полных средних школ возрастало, но темпы роста были невысокими. В 1933/1934 учебном году неполных средних и средних школ в БССР насчитывалось 25,5% от всего числа школ, в которых обучалось 55,5% всех учащихся. В 1939/40 гг. этот тип школ составил 34,5% с охватом 71,1 % всех учеников. Семилетки и полные средние школы преобладали в городах: в том же 1939/40 учебном году их доля составляла 81,5% от всех городских школ. При этом полные средние школы в БССР составляли 31%, а в городах – 76% от общего числа неполных и средних школ республики. В городах ученики семилетних и средних школ составляли 95,5% от общей численности городских учащихся. В 1939/40 учебном году ученики средних школ составляли 36% всех учащихся, а в городах – 85%. Около 25% приходилось на учащихся полных средних школ в сельской местности. В то же время значительным был отсев учащихся, как в семилетках, так и в средней школе. В 1939/40 учебном году лишь 68,5% учащихся, поступивших в 1937/38 учебном году в 5 класс, были переведены в 8 класс. По официальным данным в этом же учебном году только 56,2% учеников, поступивших в 8 классы в 1938 г., продолжили учебу в 10 классе. В городских школах этот показатель был выше и составлял 73,3%.

Школа в БССР в начале 1930-х гг., как и в предыдущий период, оставалась многонациональной. В республике работали белорусские, русские, еврейские, украинские, польские, литовские, латышские школы. В школах национальных меньшинств обучение велось на родных языках, а белорусский и русский изучались как предметы. Однако с середины 1930-х годов обозначилась тенденция к сокращению национальных школ, что было вызвано, прежде всего, трудностями при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения, которые работали на белорусском или русском языках. К концу 1930-х гг. в школьной сети БССР подавляющее большинство составляли белорусские и русские школы. При этом преобладали белорусские школы, которые в 1940/41 учебном году составляли 85% от общего числа школьных учреждений. Около 10% школ БССР в этом же учебном году были русскоязычными, большинство из них находились в крупных городах.

Важным этапом в развитии системы образования БССР стало включение в его структуру образовательных учреждений Западной Белоруссии. Здесь были проведены коренные преобразования: школьное образование становилось государственным, общедоступным, бесплатным. В 1940 г. в западных областях БССР было введено всеобщее семилетнее обучение. На начало 1940/41 учебного года здесь работало 5958 общеобразовательных школ, что составляло 48,4% от общего количества школьных учреждений республики. В них занималось 774,5 тысяч детей или 45% от всего количества учеников. 75% школ в западных регионах БССР были белорусскими, остальные 25% вели обучение на русском, польском, еврейском, литовском языках.

Развитие системы общего образования БССР в 1930-е гг. проходило в сложных условиях. Остро стояла проблема кадров для семилеток и полных средних школ. Во второй половине 1930-х гг. только 29% учителей в неполных средних школах имели высшее образование. Помехой качественному обучению была перегруженность классов и существование значительного числа малокомплектных школ в сельской местности. Неудовлетворительным было материальное положение школ. В 1940 г. на нужды всей системы народного образования было затрачено 38% бюджета республики, однако школы, особенно сельские, испытывали хронический недостаток средств на ремонт, обеспечение их топливом, организацию питания учащихся, решение жилищных проблем учителей.

В 1930-е гг. в БССР сформировалась сеть внешкольных детских учреждений. Накануне Великой Отечественной войны здесь работали 17 дворцов пионеров и домов художественного воспитания, 47 станций юных техников и натуралистов, 10 детских спортивных и 17 музыкальных школ.

Резкое ускорение темпов социально-экономического развития на рубеже 1920-1930-х гг. предъявило новые требования к системе профессионального образования республики. Все его звенья (начальные профессионально-технические учебные заведения, техникумы и училища, вузы) должны были обеспечить увеличение масштабов подготовки квалифицированных специалистов в сжатые сроки, расширение номенклатуры специальностей и профессий. На рубеже 1920-х – 1930-х гг. государство предприняло попытку оптимизировать систему профессионального образования республик Союза ССР с тем, чтобы теснее соединить деятельность учебных заведений с практическими нуждами региона. В этот период усилилась пролетаризация состава учебных заведений, повысилась их пропускная способность, произошло сужение профиля и сокращение сроков получения образования. Специальности дробились, поэтому быстро росло число учебных заведений, прежде всего, за счет разукрупнения уже имевшихся. Вскоре практика показала, что интенсивная ломка старого во многом является неоправданной. С 1931 г. началась новая реформа, которая ввела систему подготовки профессиональных кадров в традиционные рамки. Вновь произошло укрупнение учебных заведений, стабилизировалась их сеть. С 1932 г. были восстановлены лекции как форма преподавания, отменены коллективные зачеты, был введен постоянный контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся. Набор контингента в техникумы и вузы осуществлялся посредством обязательных для всех вступительных экзаменов. С конца 1935г. прекратилось действие ограничений, связанных с социальным происхождением учащихся, абитуриентов или их родителей.

Наибольшее значение в условиях ускоренного преобразования экономики БССР в 1930-е гг. приобрело развитие начальных профессионально-технических учебных заведений. С 1930 г. на базе ликвидированных профшкол создавались 2-х годичные школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), которые готовили квалифицированных рабочих для различных отраслей промышленного производства. Возраст поступающих в школы ФЗУ официально был определен в 15-17 лет (для предприятий с вредными условиями труда – 17-18 лет), то есть предполагалось, что там будет преобладать молодежь с семилетним образованием. Реально в школах ФЗУ учились преимущественно лица, окончившие 4-5 классов. По социальному составу это были в основном дети рабочих и крестьянской бедноты, воспитанники детских домов. Система профессионально-технического образования республики включала также технические курсы, индивидуально-бригадное ученичество и т.д. Подавляющая часть профессионально-технических учебных заведений находилась в крупных промышленных центрах республики (Минск – 13, Витебск – 8, Гомель и Могилев – по 6, Орша и Борисов – по 3, Жлобин – 2).

Преобразования в сельском хозяйстве диктовали необходимость подготовки специалистов низшего звена - механизаторов, полеводов, птицеводов и т.д. В 1930-е гг. в БССР получили распространение школы совхозного и тракторного обучения, разнообразные курсы по изучению сельскохозяйственных машин, колхозные школы и курсы по подготовке специалистов различных специальностей, школы механизации сельского хозяйства и т.д. Профессионально-техническое образование сельскохозяйственного профиля способствовало привлечению к обучению и производству женщин.

В 1940 г. указом президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» была перестроена система начального профессионально-технического образования. В соответствии с указом создавались ремесленные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих сложных профессий для промышленности, железнодорожного и водного транспорта и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с шестимесячным курсом для подготовки рабочих массовых профессий. Комплектование этих учебных заведений проходило как на основе вольного найма, так и путем мобилизаций. На председателей колхозов возлагалась обязанность выделять для обучения на каждые 100 человек колхозников обоего пола, по два юноши 14-15 лет в ремесленные училища и 16-17 лет – в школы ФЗО. В 1940/41 учебном году в БССР был проведен набор в 15 ремесленных, 6 железнодорожных и 40 школ ФЗО.

В 1930-е годы дальнейшее развитие получила система среднего профессионального образования. Основные направления оставались теми же, что и в 1920-е годы: работали индустриальные, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские и др. техникумы и училища. В 1940/41 учебном году в БСР работало 128 средних специальных учебных заведений с охватом 35 тысяч учащихся. 30 учебных заведений этого типа были открыты, начиная с 1939 г., в западных областях Беларуси. В Гродно было открыто музыкально-педагогическое училище, в Пинске – педагогическое и медицинское, в Слониме - медицинское, в Бресте - техникум железнодорожного транспорта и др.

Развитие системы начального и среднего профессионально-технического образования помимо прямого назначения – готовить квалифицированные кадры для отраслей народного хозяйства и культуры – способствовало ускоренной социализации различных слоев населения, особенно крестьянства. Получение специального образования позволяло повысить или даже изменить социальный статус, давало первоначальные технические и общекультурные знания.

В 1930-е гг. в БССР значительно расширилась сеть высших учебных заведений. Основные направления развития высшего образования республики определялись потребностями развития экономики, образования, культуры. Реформа системы образования рубежа 1920-х – 1930-х гг. привела к созданию в БССР множества узкопрофильных вузов. Так, на основе факультетов БГУ было создано 6 институтов (медицинский, педагогический, политико-просветительский, планово-экономический, кооперативный, советского строительства и права), на базе Белорусской сельскохозяйственной академии было создано 11 учебных заведений. С 1933 г. начался обратный процесс: вузы укрупнялись, укреплялась их материальная база. В этом же году были созданы Институт народного хозяйства, Белорусский политехнический институт, восстановлены в прежнем виде Белорусский сельскохозяйственный институт в Горках, ветеринарный в Витебске.

Ведущее место в системе высших учебных заведений занимал БГУ. В 1934 г. в университете работали 5 факультетов (исторический, физико-математический, химический, биологический, геологии, почвы и географии). До 1930 г. БГУ был единственным в БССР учебным заведением, которое давало высшее педагогическое образование. Увеличение количества общеобразовательных школ, быстрое развитие семилетнего и среднего образования требовали расширения масштабов подготовки квалифицированных учителей. С 1933/34 учебного года Минский, Витебский, Могилевский и Гомельский пединституты получили статус высших учебных заведений с четырехгодичным сроком обучения. Для обеспечения кадрами неполной средней школы, особенно в деревне, с 1934 г. начинают открываться двухгодичные учительские институты. На начало 1940/41 учебного года в БССР работало 10 учительских институтов, из них 4 - в западных областях республики (Барановичи, Белосток, Гродно, Пинск). По данным на 1940 г. БГУ, педагогические и учительские институты БССР подготовили 1846 педагогов, что составило 57,6% от всего количества выпускников вузов Беларуси за этот год.

В 1930-е гг. появились вузы нового для БССР профиля. В 1932 г.на базе Минского музыкального техникума была создана Белорусская государственная консерватория. В 1937 г. в Минске был открыт институт физической культуры. Всего в 1940 г. в БССР работало 25 высших учебных заведений, где обучались свыше 21 тысячи студентов.

К началу 1940-х годов в БССР в основном сложилась советская система образования. За предвоенное десятилетие произошло существенное изменение в отношении населения БССР к образованию. Основная масса, в том числе крестьянство, приняли образование как безусловную ценность, как для всего общества, так и для индивидуального продвижения. Система образования, созданная в 1930-е гг. положила начало становлению кадров новой белорусской интеллигенции, воспитанной на советской системе ценностей. Отмечая бесспорные успехи республики в этой области, следует отметить, что проблему повышения уровня квалификации кадров в должной мере в 1930-е годы решить не удалось. Так, среди членов КП(б)Б, то есть группы населения, считавшейся элитарной, уровень образованности оставался невысоким. По данным на 1 января 1941 г. коммунисты с высшим образованием составляли 6,3%, с незаконченным высшим – 2,3%, со средним 13,3%, с неполным средним – 19%, с начальным – 48,5%, не имело начального образования - 10,6%.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.