Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тестирование интеллекта




Хотя исследовались многие характеристики — темперамент, алкоголизм, психические заболевания, пространственное восприятие и др.,— ядром психологической генетики стала проблема «умственных способностей». Концентрация усилий именно на этой проблеме явилась следствием широко распространенного убеждения, что успешность продвижения в современном индустриальном обществе зависит в значительной степени от способности к абстрактному мышлению. Согласно этому взгляду, конечный результат того «жизненного состязания», о котором писал Торндайк, определяют когнитивные способности человека и эти способности должны быть наследуемыми. Технически исследование интеллекта стало возможным благодаря созданию инструмента для измерения различий в когнитивных способностях — так называемых тестов интеллекта, или тестов IQ.

Тест IQ был впервые разработан во Франции в 1903 г. Альфредом Вине. Он использовался для отбора детей, которые в обычных условиях не справлялись со школьной программой, но могли догнать сверстников с помощью дополнительных коррекционных занятий. В тесте оценивались память, словарный запас и способность замечать различия в похожих предметах. Позднее этот тест был модифицирован в Соединенных Штатах Л. Н. Терменом и получил название теста IQ Стэнфорд — Бине. Этот тест был (и до сих пор остается) стандартом, по которому проверялась валидность всех последующих тестов интеллекта. Адаптируя тест Бине, Термен (и другие сторонники тестирования умственных способностей) незаметно, но кардинально изменил его назначение. Из теста для отбора детей, нуждающихся в коррекционных занятиях, тест IQ превратился в метод оценки у всех детей врожденных умственных способностей, которые, как предполагалось, независимы от обучения и прошлого опыта. Представление о том, что тесты IQ измеряют нечто, внутренне присущее индивиду и независимое от влияния внешних условий, не является побочным свойством измерений IQ; скорее оно лежит в основе интеллектуального тестирования. Само название IQ (коэффициент интеллекта) предполагает операцию деления полученных при выполнении теста баллов на возрастную поправку. Это значит, что тест имеет разные стандарты для каждой возрастной группы и нейтрализует основные возрастные изменения индивидуальной деятельности. Создатели тестов постарались также исключить и влияние половых различий, убрав те вопросы, на которые мальчики и девочки отвечают в среднем по-разному. Утверждается также, что тесты не связаны с культурными влияниями, а в некоторых ранних тестах — что нет и влияния языковых различий. Поскольку это явно не соответствует истине при тестировании вербального интеллекта, были затрачены огромные усилия на создание невербальных тестов, которые, как предполагается, и разрешают проблему влияния культуры. Однако рестандартизация тестов не коснулась расовых или классовых различий, поскольку именно они и были теми самыми различиями, которые должны были выявлять тесты. Дело ^ том, что если различия в интеллекте являются причиной различий в социальной успешности, то тогда тесты, предположительно измеряющие интеллект, должны надежно отделять тех индивидов, которые с высокой вероятностью достигнут успеха в обществе, от тех, которых шансов на успех мало.

 

Рис. 3. Последовательно усложняющиеся прогрессивные матрицы — обыч­ная форма невербального теста IQ. Нужно вставить недостающую фигуру, соответствующую логике задачи.

 

Большое внимание уделялось предполагаемой неизменяемости IQ, которая противопоставлялась развитию способностей, происходящему в процессе жизни человека. Баллы по тестам IQ, полученные у одного и того же человека дважды за небольшой отрезок времени, высоко коррелируют друг с другом (г = +0,95). На этом основании тест считается надежным. Результаты тестирований, разделенных годами, коррелируют друг с другом слабее, особенно если второе тестирование проводится во взрослом возрасте. Однако корреляция между результатами при проведении повторного тестирования через 10 лет остается надежно высокой (г = +0,80). Различные компоненты тестов IQ, такие, как словарный запас, аналогии, распознавание образов и другие вербальные и невербальные субтесты, также надежно коррелируют друг с другом. Корреляция между тестами и их частями рассматривается как доказательство того, что все они измеряют лежащий в их основе общий интеллект, так называемый «фактор g». Общий интеллект отражается в разных субтестах по-разному, но сам он является устойчивой чертой организма, которая не развивается с возрастом и не подвержена влияниям окружающей среды. Таким образом, теоретическая суперструктура интеллектуального тестирования оказалась жестко соотнесенной c биологическим объяснением вариативности поведения. Этим было положено начало доказательствам наследуемости интеллекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.