Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка наследуемости IQ




Баллы IQ распределяются в каждой популяции, для которой был создан тест, так, как показано на рис. 6. Средний балл равен 100, а стандартное отклонение — 15. Распределение симметрично по отношению к среднему и имеет форму колокола, которая называется нормальным распределением. Эти характеристики распределения IQ ничего особенного не открывают, потому что тесты именно так и задумывались и система подсчета специально отрабатывалась таким образом, чтобы получалось нормальное распределение баллов со средним значением 100 и со стандартным отклонением 15. Когда, например, создавался японский вариант шкалы Векслера для детей, он тщательно разрабатывался именно таким образом, чтобы подобное распределение получилось и у японских школьников. Полагая, что важные вопросы социальной практики могут быть определены, если мы будем знать наследуемость IQ, психогенетики приложили огромные усилия для разделения дисперсии IQ на генетические и средовые составляющие и установления коэффициента наследуемости. Даже если не касаться вопроса о том, какой смысл имеет такая информация для социальной политики, проблемы, связанные с получением самой по себе оценки наследуемости, огромны.

Вопрос, как всегда, в том, чтобы разделить генетическое и средовое сходство в семьях. На рис. 7 даны корреляции баллов IQ между людьми, состоящими в различной степени родства, и между неродственниками. Указаны также медианы и величины разброса, полученные в различных исследованиях, вместе с корреляцией, ожидаемой в том случае, если бы наследуемость была 100%, а влияние генов — аддитивным. Чем теснее родственные связи у людей, тем выше корреляции их IQ. Средние корреляции между родителем и ребенком, между сибсами и между дизиготными близнецами близки к простому генетическому ожиданию, равному 0,502. Неродственники имеют значительно более низкую корреляцию, а идентичные близнецы — значительно более высокую. Повышение корреляции с увеличением родства предсказывается, однако, любой теорией, касающейся детерминантов IQ, поэтому само по себе это повышение не является высокоинформативным.

 

 

Рис. 6. Распределение показателей IQ в популяции, для которой был стандартизирован тест. Процент популяции, попадающий в каждый класс показателей, указан над горизонтальной осью; так, у 17% людей IQ находится в пределах 80—90 баллов.

 

Для оценки наследуемости IQ чаще всего использовалось сравнение людей, имеющих общие гены, но различные средовые условия, и людей с различным набором генов, но с одинаковыми средовыми условиями. Баллы IQ неродственников не коррелируют, если они росли врозь, как и должно быть по любой теории причинных связей, но, если они воспитываются вместе, их IQ имеет среднюю корреляцию, равную примерно 0,25. В одном исследовании для IQ выросших врозь неродственников была получена корреляция 0,30, что должно предостерегать нас от некритического принятия научных результатов.

Случайная выборка неродственников не может коррелировать по баллам IQ3: либо исследование было плохо организовано, либо результат является статистической случайностью. В любом случае он приводит в замешательство. Сравнение корреляций между баллами IQ приемных родителей и их приемных детей с корреляциями IQ биологических родителей и их детей снова демонстрирует влияние общей среды. На другом конце шкалы — корреляции по баллам IQ идентичных близнецов; если они выросли вместе, средняя корреляция равна 0,87, если врозь — ее величина составляет 0,75. Опять обнаруживается влияние среды, общей для членов семьи.

Если мы рассмотрим результаты, представленные на этой схеме, в их прямом значении, то можем увидеть, что существует множество способов оценки наследуемости IQ и все они совпадают по своим результатам, давая довольно высокие значения. Корреляция в 0,25 между выросшими вместе неродственниками может рассматриваться как прямая оценка влияния общей среды. Монозиготные близнецы выросшие вместе, имеют и общие гены, и общую среду, и их средняя корреляция равна 0,87. Поэтому, делая оправку на общую среду, мы можем определить коэффициент наследуемости: 0,87 – 0,25=0,62. Кроме того, мы можем использовать стандартное сравнение между дизиготными и монозиготными близнецами. Средняя корреляция монозиготных близнецов равна 0,87, а дизиготных 0,53. Поэтому

Н2=(rM-rD)/(1-rD)= (0,87 – 0,53)/(1-0,53)=0,72.

Однако меда в том, что мы не можем принять любое из этих исследований или теорий в их прямом значении. Мы уже говорили о сомнительности допущений, согласно которым к идентичным и дизиготным близнецам относятся действительно одинаково. Следовательно, оценка 0,72 завышена на величину, которую трудно определить. Эта проблема вносит искажения и в первую оценку. Можем ли мы в действительности допустить, что корреляция в 0,25 между баллами IQ неродственников, выросших вместе, является адекватной оценкой влияния общей среды и на идентичных близнецов? Если нет, то тогда мы внесли недостаточную поправку также и в первый коэффициент наследуемости. Мы должны остерегаться слишком широких обобщений в исследованиях, которые касаются необычных отношений между людьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.