Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка язычества




Язычество и история

В каком направлении идет общее развитие язычества? Становится оно все более "языческим" или же в нем происходит какой-то положительный процесс возвращения к "невидимому Богу" (Деян. 17, 23)?

Является неоспоримым, что в язычестве всегда были люди, которые "искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли" (Деян. 17, 27). И в этом смысле справедливо, что и в язычестве "совершался положительный религиозный процесс". Ибо, как писал св. Иустин Философ, "у всех есть семена Истины" и "Христос есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно с Словом, суть христиане, хотя бы они считались за безбожников, — таковы между эллинами Сократ, Гераклит и им подобные". Однако не менее очевидно и другое, что эта всеобщая причастность Слову и искреннее искание истины отдельными язычниками не определяют общего хода развития язычества в человечестве. Язычество — это не искание Бога, а уход от Него, и прогресс в язычестве был и остается более прогрессом греха и отступления, нежели бескорыстного поиска истины. Идея "Царства Божия на земле", т.е. идея всеобщего обожения человечества в земной истории, энергично защищаемая почти до конца своей жизни В.С.Соловьевым и рядом идейно близких ему мыслителей (прот. СБулгаковым, С.Н.Трубецким, прот. П.Светловым и др.), отсутствует в святоотеческих творениях и принципиально противоречит Откровению Нового Завета (например, Мф. 24, 5-31; Апокалипсис, и др.). Божественное Откровение возвещает, что "в последние дни наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды..." (2 Тим. 3, 1-2), так что "Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле" (Лк. 18, 8). Таковыми могут быть последствия лишь глубокого, всеохватывающего развития язычества в человечестве. Господь и открывает Церкви, что не в истории уготовано исполнение творческого замысла Божия о человечест­ве, но в метаистории, когда будет "новое небо и новая земля" (Откр. 21, 1).

 

Оценивая язычество в целом, можно ви­деть, что этим понятием в христианстве, в пер­вую очередь, выражается то "ветхое", наследст­венное начало в человеке, которое, возникнув в результате его отпадения от Бога, затем, в про­цессе истории, выявляется и развивается в раз­личных формах и видах. По христианскому уче­нию, человек в настоящем его состоянии не представляет собой естественно-нормального существа— напротив, его природа глубоко по­вреждена, расстроена. В нем по грехопадении добро смешано со злом, "новое" с "ветхим", хри­стианин с язычником, и требуется постоянная, сознательная духовно-нравственная работа, что­бы стать полноценным, "новым" (Еф. 4, 24) че­ловеком. Жизнь без внутренней борьбы с собой, т.е. жизнь духовно пассивная (Мф. 7,21), текущая по наклон­ному руслу удовлетворения страстей плоти и духа, приво­дит человека к окончательному рабству греху и к его культу—язычеству.

Язычество, таким образом, есть такое на­правление жизни, которое характеризуется лож­ным отношением человека к Богу, к себе, к миру. Язычество не охватывается поэтому рамками ка­кой-либо одной религии или определенной их совокупности (например, греко-римского поли­теизма, индуизма и т.д.). Оно значительно шире и включает в себя как различные религии и ми­ровоззрения, так и сам характер и дух жизни всех людей, в том числе и многих христиан, которые отвергают Евангельские нормы жизни. И христианин, оставаясь по формальной принад­лежности к Церкви и по исполнению внешних ее обрядов и предписаний вполне правоверным, православным человеком, может в то же время быть настоящим богопротивным язычником. Яр­ким примером подобного противоестественного состояния являются фарисеи, книжники, закон­ники иудейские и христианские, отвергнувшие и отвергающие своей жизнью Христа Спасителя. В каждом человеке по природе живет христианин и язычник. И только искреннее избрание Христа нормой, идеалом своей жизни делает человека христианином. В противном случае, даже испо­ведуя Православие (обычаем, языком), он остает­ся язычником: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7,21).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.