Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по организации сценического освещения




Классификация осветительных систем сцены

 

Световое решение создается с помощью осветительной аппаратуры разнообразных систем. В зависимости от ее размещения, эксплуатационных свойств, специфики освещения вся аппаратура условно разделена на следующие группы.

Верхнее освещение. Состоит из осветительных приборов (как общего, так и местного – локального – освещения), расположенных сверху, над игровой частью сцены.

К приборам верхнего освещения сцены относятся соффиты, снопосветы, а также прожекторы, устанавливаемые на верхних осветительских мостиках, представляющих собой металлические фермы.

Верхнее освещение используется для равномерной заливки по планшету сцены, а также вертикальных плоскостей декораций.

Боковое освещение. Состоит из приборов местного освещения (прожекторов), расположенных в боковых частях сцены. Наиболее распространенные места установки приборов бокового освещения – это портальные кулисы, боковые галереи и разнообразные конструкции, предназначенные для установки осветительных аппаратов.

Свет приборов, размещенных по бокам сцены, создает форму объекта. С его помощью расставляют тени и свет, выявляют фактуру материалов, подчеркивают глубину складок драпировок декораций и костюмов, усиливают рельефность объемных декораций, а также скульптурного грима лица актера. Боковой свет принято считать светом художника, позволяющим добиваться разнообразных иллюзий, благодаря контрастам яркостей, цвета, ритма освещенностей декораций, актеров.

Горизонтное освещение. Состоит из осветительных приборов, предназначенных для освещения заднего фона в виде горизонта, панорамы или задника. Горизонтное освещение может быть верхним и нижним, т.е. освещающим горизонт сверху или подсвечивающим его снизу. Во втором случае световые приборы размещают или в специальном рве ниже планшета сцены, или на планшете сцены за так называемым “бережком”. Горизонтное освещение создает впечатление раскрытого пространства (воздуха), то есть иллюзию наблюдаемого в природе неба: дневного, ночного, вечернего и т.д., а также устраняет тени, возникающие при фронтальном освещении.

Выносное освещение. Состоит из осветительных приборов, главным образом прожекторного типа, размещенных вне сцены, в различных частях зрительного зала и предназначенных для освещения авансцены и первых планов сцены. Вместе с верхним основным светом выносное предназначено для создания общего освещения, а также отдельных подсветок декораций, мизансцен и создания различных эффектов (взрывов, разрядов молнии, света огня и прочего).

Выносное освещение сцены может быть:

а) верхнее – состоящее из выносного соффита или осветительских мостиков, устроенных в специальных щелях потолка, или отдельных прожекторов в потолке зала;

б) боковое – состоящее из прожекторов в осветительских ложах, на барьерах ярусов или за какими-либо архитектурными деталями зрительного зала;

в) фронтальное – состоящее из прожекторов, установленных на ярусах зрительного зала против сцены или в специальном помещении за задней стеной зала;

г) нижнее – состоящее из рампы (на обрезе авансцены или на барьере оркестровой ямы), а также мелких прожекторов, размещаемых в рампе или в оркестровой яме.

Контржурное освещение. Состоит из осветительных приборов общего освещения, размещенных в задней части сцены (то есть в арьерсцене) и предназначенных для освещения “напросвет” заднего фона плоского задника или круглого горизонта. Контржурное освещение может быть выполнено при помощи осветительных приборов, стационарно размещенных на задней стене сцены или подвешенных подвижно на подъемно-опускной штанге на любой глубине сцены.

Контржурное освещение позволяет создавать различного рода эффекты силуэтного высвечивания актеров и декораций, размещенных перед освещенным задником или за ним, наподобие теневого театра.

Переносное освещение. Состоит из разнообразных осветительных приборов, устанавливаемых в различных частях сцены специально для каждого эпизода представления в соответствии с отдельными художественно-постановочными задачами. Переносные приборы могут быть общего освещения, прожекторного типа или специального характера, предназначенные для осуществления какого-либо определенного светового эффекта. Они размещаются как на планшете сцены, так и во всех местах, где расположена осветительная аппаратура сцены (на портальных кулисах, осветительских мостиках, галереях и т.д.).

Аппаратура для ультрафиолетового облучения. Состоит из специальных аппаратов, дающих невидимое ультрафиолетовое излучение. Эти аппараты возбуждают свечение светящихся красок, используемых в декорационной живописи, эффектно подсвечивают в темноте декорации, оклеенные х/б материалами (красный цвет под ультрафиолетовыми лучами чернеет).

В качестве источника ультрафиолетовых лучей используются ртутно-кварцевые лампы высокого давления. Лампа помещается в корпусе, снабженном полированным алюминиевым отражателем. Переднее отверстие закрывается специальным, так называемым увиолевым “черным” светофильтром, который пропускает ультрафиолетовое излучение и поглощает видимый свет. Без светофильтра прибор не эксплуатируется. После зажигания ртутно-кварцевая лампа “разгорается” в течение 10-15 минут, после чего дает свое полное излучение. Выключенная лампа не может быть вновь зажжена, пока она не остынет. По этим причинам следует пользоваться металлической заслонкой, дающей возможность открывать или закрывать заранее включенный аппарат. Прибор комплектуется специальным дросселем. Мощность ртутно-кварцевой лампы “ПРК-7” – 1000 вт.

Светопроекционные установки. Состоят из проекционных аппаратов, создающих как неподвижные, так и движущиеся проекционные изображения. Светопроекционные установки могут быть как стационарные, размещенные в определенных местах сцены или зрительного зала, так и переносные, используемые в разных частях сцены.

Светопроекционные установки, как правило, состоят из аппаратов прожекторного типа и приставок к ним, например, с прожектором ПРУ-1-212М и объемной обоймой ОСК – 150 М могут использоваться приставки типа ПП-2, УПП-ЭФ. С их помощью можно получить динамические световые эффекты: волны, облака, снег, дождь, пожар и другое.

Игровое освещение. Состоит из приборов и предметов, излучающих свет, составляющих группу сценической бутафории и актерского реквизита: настольная лампа, абажур, свеча, факел, пылающий огонь камина, костер, карманный фонарик, уличный фонарь, “фейерверк”, елочная гирлянда и другие. Не влияя на общую освещенность сцены, они способны высветить лицо актера или части декораций “живым” светом, создать тени и световые пятна в контексте светового решения эпизода или всего действа в целом. Приборы, имитирующие источник света, размещены открыто, как составной элемент декорационного решения, поэтому питающую их систему (электропроводку, батареи) следует тщательно замаскировать, разместив их за элементами декораций, бутафорскими предметами.

В световом решении участвуют все виды освещения из приведенных групп. Освещение актера одним только соффитом дает неполноценный результат, старит лицо, искажая его облик, затеняет глаза, подчеркивает скулы, проваливает щеки, создает неприятную тень под носом и подбородком и т.п. При освещении одной рампой получаются “перевернутые тени”.

Противоположные свойства освещения соффитом и рампой следует использовать для ликвидации недостатков каждого из них, что оказывается возможным при одновременном действии обоих приборов. При этом способе освещения искажающие тени от одного из приборов ослабляются другим прибором. Если выносной соффит призван изображать на сцене, например, солнечный свет, то рампа должна будет изображать отраженный снизу сильный свет солнца, то есть оптические рефлексы, смягчающие днем глубокие тени от солнечного света. Рампа при этом оснащается лампами небольшой мощности, значительно более слабыми, чем в соффите.

При вертикальном освещении освещается макушка актера и кончик носа, а при косом происходит освещение головы и всей фигуры актера, выявляющее рельеф тела и костюма.

Мощный контровый верхний свет создает “ауру” человека. Это освещение как дополнительное к остальным источникам света создает хороший пространственный эффект и применяется в тех случаях, когда нужно подчеркнуть пространство за актером.

С помощью несложных приспособлений, например, зеркал на пружинах или лент, которые движутся в потоке горячего воздуха луча прожектора, можно добиться освещения актера и декораций движущимися бликами света.

Плоские живописные декорации, особенно написанные клеевыми красками, очень часть имеют складки или мятую поверхность – в этом случае на помощь приходит система четырехстороннего освещения верхними, нижними и боковыми соффитами. Взаимоуравновешенный свет устранит всякую светотень. При таком освещении даже предметы с ярко выраженной формой как бы теряют свой объем и воспринимаются как плоские объекты.

При освещении декораций общим рассеянным светом очень хорошие результаты дают блики, нанесенные на декорации из фольги, поталя или написанные алюминием, бронзой и т.д.

Для комбинированного освещения рельефных декораций совсем не обязательно применять дополнительные приборы. Достаточно нарушить взаимное равновесие света в системе двухстороннего или четырехстороннего освещения. Всякое нарушение равновесия этой системы бестеневого освещения вызывает появление теней на освещаемой поверхности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.