КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предметы игровой сценографии
Истоки создания вещественных сценографических персонажей уходят далеко в древность, в дотеатральный период - период предсценографии. В ритуально-обрядовых действах и праздничных игрищах безмолвные вещественные персонажи исполняли более важную роль, чем в современных театрализованных зрелищах. Чаще всего они были центральными объектами события, так как воплощали в себе самые основные образы мира и человеческого бытия. Это костры, огненные колеса, горящие деревянные диски-символы солнца и жизнетворения, деревья и другие растения-символы умирания и возрождения природы (“майское” дерево: сосна - в Японии, береза - в России, тополь - на Украине, столб “джеб” в Древнем Египте). Наряду с элементами природы в качестве сценографических персонажей использовались также самые различные вещи, материалы, орудия труда. Благодаря исконному дару человека наделять неодушевленный предмет тем или иным метафорическим и поэтическим смыслом они выступали в роли персонажей различных обрядовых действий и игр. Конкретные двери, ворота, окна дома, лестницы, снежные городки, башни и различного вида качели являлись зримыми и реальными символами отвлеченных человеческих понятий о любви, продолжении рода, переходе от земного к божественному и многих других. Центральную роль во многих календарных обрядах играла кукла. Она воплощала в себе образ уходящего старого года, зимы, смерти и одновременно образ возрождения и плодородия, была олицетворением уничтожаемой нечисти или ритуального жертвоприношения. У разных народов подобная кукла выступала под различными именами (Масленица, Карнавал, Кострома) и выполнялась различными способами (в виде деревянного истукана или тряпичного чучела, из снега или соломы, а иногда из простой лопаты). Она могла иметь небольшой размер, а могла быть и гигантского роста. Кульминацией всех обрядовых действ было ее уничтожение. Самостоятельным персонажем была и маска. У всех народов она воплощала образ главного героя обряда: умершего предка, тотема или духа. Далеко не всегда маска надевалась на лицо исполнителя. Иногда ее держали в руках, крепили на голове или на спине. Наконец, она могла быть столь больших размеров, что ее носила целая группа исполнителей. Такой же самостоятельной единицей игровой сценографии в обрядовых действах был костюм. Вот как описывает академик Б. Рыбаков южнорусский праздничный костюм, создающий образ целой Вселенной: “Нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян и растительности. У верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху все увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звезды, семь фигур, обозначающих созвездие, солнечные кони и т.д.” По словам М. Бахтина, “Одним из обязательных моментов народно-праздничного веселья было переодевание, то есть обновление одежд и своего социального образа”. Чаще всего ряжение носило гротесково-пародийный характер: мужчины переодевались в женщин, женщины - в мужчин и т.п. Переходя из жизни в театр, приемы игрового ряженья обретают уже сугубо художественное значение. Они становятся частью актерского искусства. Переодевания и раздевания как один из способов театральной игры с костюмом многообразно использовались еще в античных спектаклях. В комедиях Аристофана “Лягушки” трусливый Дионис заставляет своего раба Ксанфия трижды меняться с ним одеждой, и на этом строится буффонная сцена их поочередного избиения. В представлениях итальянской комедии дель арте наличествует уже целый фейерверк переодеваний. Переодеваются в мужские костюмы многие героини пьес В. Шекспира: Джулия в “Двух веронцах”, Виола в “Двенадцатой ночи” и др. Прием игрового переодевания использовался и в восточном театре. Наиболее эффективен он в японском театре Кабуки, обозначая изменение состояния героя, превращая его в привидение или оборотня. Особое значение имеют движущиеся части костюма - шлейфы, рукава, веера. В театре Лопе де Вега основным игровым элементом являлся плащ. С его помощью актер демонстрировал и характер героя, и его сословную принадлежность. Юбка, шаль, чалма, подрясник, “павлиний хвост”, средство маскировки - вот лишь несколько воплощений плаща и игры с ним. Игра с вещами - важнейший элемент актерского искусства всех ранних видов театра. Игра предполагала два основных вида использования вещей, которые унаследованы и современными зрелищами: вещь в руках исполнителя играет “роль” художественного образа либо используется по прямому назначению. Мех с вином, палка, стол, стул, факел, веник, горшок, корзина - весь окружающий нас вещественный мир в руках талантливого исполнителя может стать участником театрализованного представления.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |