Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игровая сценография




В качестве световых приборов, позволяющих фрагментарно высвечивать разные объекты, вполне можно использовать бытовые светильники (настольные лампы, торшеры, бра, имитации открытого огня, выставочные (экспозиционные) подсветы и т.д.). При этом нужно помнить: чем ближе светильник к объекту, тем ярче его освещение. В некоторых случаях нет необходимости размещать добавочные световые приборы. Достаточно имеющихся в наличии, которые можно или приподнять, или приопустить, или оснастить импровизированными отражателями. Такими отражателями могут стать светлые зонты, зеркала, куски фольги, подрамники, обтянутые светлой тканью, и другие предметы.

В условиях самодеятельной сцены

Прежде чем предложить советы, следует напомнить о безусловном соблюдении техники безопасности при работе с электрическими приборами и общих требованиях противопожарной безопасности. (Некоторые требования названы в приложении к данному пособию).

Многие руководители творческих коллективов неоправданно отказываются от выразительных возможностей сценического освещения, лишая свою постановку-спектакль или утренник тончайших нюансов восприятия, того, что невозможно увидеть, потрогать руками, а именно - атмосферы зрелища. Некоторых сдерживают дороговизна профессиональных световых приборов, отсутствие навыков управления и монтировки светового оборудования, сложившийся стереотип «достаточности» мигающих новогодних гирлянд и прочее. Хотя ни одна из вышеназванных проблем не является неразрешимой.

Начнем не со света, а с темноты. Если спектакль устраивается в помещении в дневное (светлое) время, то окна следует затемнить. Перекрыть световой поток можно темными тканями, пленками, картоном. Для постоянного затемнения можно закрасить окна темной краской сплошь или имитируя витраж. Все названные меры позволят избежать рассредоточенности внимания зрителя, что неизбежно при общем освещении. Чтобы устранить раздражители с улицы, отвлекающие от происходящего на сцене, необходимо установленным светом выделить существенные для действа фрагменты пространства, декорации, действующие лица.

а) Чем освещать?

Иногда, чтобы добиться нужного эффекта освещенности, достаточно сменить лампу с теми или иными характеристиками на лампу с другими характеристиками. Так, например, вместо обычной лампы можно использовать зеркальную. Вместо неокрашенной лампы для цветного освещения можно подобрать имеющуюся в продаже окрашенную. Варианты ламп разнообразны по мощности, по расположению светящейся нити, по конфигурации колбы.

Некоторые приборы бытового освещения можно оформить таким образом, что они станут частью декоративного решения зрелища. Например, разместив перед маловыразительными люминесцентными лампами дневного света декоративные экраны из цветного стекла, окрашенной кальки, гофрированной поделочной папиросной бумаги или из других, хорошо пропускающих свет материалов, можно создать необычные светящиеся стены, потолок, окна, проемы в полу и т.д.

Световые приборы типа диапроекторов и эпидиаскопов можно использовать в спектакле по их прямому назначению, проецируя на экран видовые картинки в качестве световых декораций. Наряду с этим, эпидиаскоп можно использовать и в качестве источника направленного света вместо прожектора. Если световая отдача проектора окажется слишком низкой при прямом освещении актеров, то его можно использовать для сквозного освещения ажурного рисунка прорезных декораций, силуэтного освещения разнообразных объектов, создания бликов зеркальных поверхностей, разнообразных форм.

Следует учесть, что световой луч диапроектора легко диафрагмируется “масками” – картонками с разнообразными отверстиями, окрашивается цветными слайдами. Эти свойства могут быть использованы при создании имитаций восхода солнца, луны, солнечных зайчиков и других эффектов.

Добрую службу могут сослужить в световом оформлении спектакля бытовые приборы с рассеивателями, так называемые рефлекторы. Они могут стать хорошими нижними подсветами, освещая декорации и актеров в тех случаях, когда мизансцены значительно выдвинуты в “зрительный зал” обычного учебного класса с общим верхним освещением.

б) Что освещать?

Знатоки настаивают на том, что не важно, где находится световой прибор, важно, куда направлен его свет. Прежде всего нужно помнить о том, что всё, появляющееся на подмостках, должно быть так или иначе освещено. Если на сцене актер, то в первую очередь необходимо осветить его лицо, глаза, затем можно подумать о нюансах освещения костюма на нем, о тенях, которые от него отбрасываются, и т.п.

С появлением на сцене декораций стоит принять решение о количестве и качестве светопотока, предназначенного для них, выявляя светом значение каждого из элементов в общей композиции сценографического решения. Об основных приемах освещения декораций говорилось выше. Стоит остановиться на особенностях освещения отражающих поверхностей (зеркал, фольги, блестящих самоклеящихся пленок и т.д.) При размещении декораций подобного типа следует помнить, что угол падения светового луча равен углу отражения, следовательно, не только экспериментальным путем, но и путем расчетов можно добиться того, чтобы зеркальные поверхности были эффектно освещены. В противоположном случае, вопреки ожидаемому блеску поверхностей декораций, можно получить черные, невыразительные пятна. Чтобы такого не случилось, можно порекомендовать использовать только рифленые отражающие материалы, то есть позаботиться о рельефе из фольги, зеркал и других материалов.

Не стоит забывать и о цветной подсветке пола (планшета сцены). Обычно некрашенный, серый, маловыразительный фон специального половика выбивается из общего декоративного ключа. В этом случае поможет цветная “заливка” светом.

Специально должны быть освещены участки, попадающие под свет бутафорских факелов, свечей, фонарей. Это усилит впечатление бытового освещения, даже если сам источник развернут таким образом, что огонь не виден зрителю, например, печь “буржуйка” “смотрит” в обратную от зрителя сторону, а отсветы пламени падают на пол, стены, детали интерьера и т.п.

Стоит позаботиться и о свете “за окном”, “за дверью”, даже в том случае, если они нарисованы на холсте. Необходимо подобрать освещение пространства за арочными и другими проемами, откуда будут появляться персонажи. Задники, заспинники, кулисы, драпировки – все видимые зрителю элементы сцены должны быть так или иначе освещены. Для освещения вертикальных складок лучше использовать боковой подсвет, для горизонтальных, типа французской шторы, – нижний и верхний подсветы. В тех случаях, когда это невозможно сделать со стороны зеркала сцены, для подсвечивания легких тканей можно использовать контровый свет.

Специалистам, изучающим проблемы сценического освещения театрализованного представления необходимо отчетливо представлять себе важность грамотного использованиявсей палитры светового оборудования современного зрелищного сооружения, уметь верно расставлять акценты в проводимом мероприятии с помощью света. В этом значительно помогут не только изучение теоретического материала, изложенного в пособиях, лекциях, рекомендациях, но и собственные жизненные наблюдения за многообразием освещенностей в окружающем мире и в зрелищных видах творчества, таких как кино, живопись, драматическое искусство. Постановщику театрализованного действа также важно тренировать свой глаз, как и художнику-живописцу, чтобы научиться представлять малыми средствами большее количество разнообразных впечатлений, то есть, то зачем собственно и приходит зритель.

 

Глава 5

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.