Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Четыре сущностные структуры как носители способностей и нарушений




Человеческое Я обязано своим сущностным структурам многочисленными возможностями проявлять себя на телесном, душевном и духовном уровне. Рудольф Штайнер показывает тело, душу и дух человека как поле деятельности Я, которое создается благодаря различным способам взаимодействия этих сущностных структур:

В теле на протяжении всей жизни тесно взаимодействуют физическое тело, эфирное тело, астральное тело и Я-организация. В деятельности по обмену веществ они полностью подчинены постоянному обновлению и поддержанию состава веществ всех органов. В системе органов, которая основана на обмене веществ, физическое, эфирное и астральное тела связаны друг с другом, в то

 

28
время как Я-организация может частично исключаться из этого, что придает движению его личностное излучение. Физические заболевания являются следствием недостаточного взаимодействия сущностных структур.

Душевная деятельность становится возможной благодаря тому, что Я-организация и астральное тело в ритмической системе лишь слегка соединяются с физическим и эфирным телом.21 Астральное тело при вдохе и сердечной контракции ритмически погружается в физический и эфирный организм и при выдохе и сердечной диастоле вновь отделяется от них. В чувствах Я ощущает себя свободным от плоти в Я-организации, связанным с астральным телом через дыхание и чувствуя тесную связь между внешним и внутренним. Переменная деятельность астрального тела по погружению и отделению является как основой для деятельности ритмической системы, так и для душевной деятельности чувств.

В духовной деятельности Я,астральное и эфирное тела действуют свободно от плоти в мышлении. Сфера эфирного тела, ответственная за центральную нервную систему и органы чувств, днем находится по большей части независимо от плоти в распоряжении мыслительной деятельности. Ночью эфирное тело как целое вновь погружается для регенерации в физическое тело, а особенно в нервную систему и систему восприятия, которую оно днем обеспечивает. Я и астральное тело, напротив, полностью отделяются от нервной системы и коммуницируют - как правило, несознательно — с существами духовного мира.22

Основой для телесной деятельности Я является, таким образом, система органов и обмен веществ, для душевной деятельности -ритмическая система, и для духовной деятельности - нервная система и система восприятия.

Отсюда очевидно, почему такое признание получило последовательное развитие движения, особенно в дошкольном возрасте (ср. стр. 61). Посредством движения можно непосредственно влиять на взаимодействие четырех сущностных структур в теле, работать над преодолением предрасположенности к нарушениям в этой сфере. Раннее развитие - особенно эвритмия и сенеаторная интеграция - при ежедневном применении может во многих случаях привести к поразительным результатам и помогает Я при инкарнации в своем теле.

Соответственно можно способствовать инкарнации Я в ритмической системе с помощью регулярных упражнений искусством, особенно музыкой, которые развивают душевную деятельность. Таким способом душевно-духовная и телесная структуры могут гармонично связываться и согласовываться друг с

другом. В особенности здесь следует подчеркнуть важность последовательного развития речи. Благодаря ей Я дифференцированным образом инкарнируется в дыхании и оздоравливающе действует на обмен веществ.

Новые методы лечения, например, устойчивая коммуникация аутичных детей, ясно показали, насколько активен и бодр дух также у детей с тяжелыми нарушениями, даже если он не находит адекватного выражения через четыре сущностные структуры. И поэтому необходимо давать духу ребенка пищу, даже если кажется, что из-за нарушения ребенок не может понимать. Это объяснение того, почему в антропософских лечебно-педагогических учреждениях на занятиях много иллюстраций и рассказов, предлагаются музыкальные и драматические произведения с удивительным участием детей с нарушениями; особое внимание уделяется религиозной жизни, это, например, участие на воскресных праздниках или - в зависимости от религиозной принадлежности - на богослужениях. Здесь может непосредственно проявиться дух ребенка, если во взрослых, которые проходят этот путь с детьми, имеется сознание того, что происходящее имеет в своей основе реальность. Если бы такие религиозные привычки и службы были лишь внешними, условными, то в них не было бы ничего реального, что ребенок мог бы воспринять.

Устойчивая коммуникация с помощью компьютера23 доказала правильность такого подхода. Дети с нарушениями могли, например, позже рассказать, что они слышали на занятиях религией. Также они могли вспомнить, как учитель смотрел на них, и чувствовали ли они, что их воспринимали всерьез или нет.

В рамках этого описания, к сожалению, невозможно обратиться к различным картинам заболеваний, которые развиваются в результате того, что Я не может беспрепятственно проникнуть в сущностные структуры. В этой связи я хотела бы упомянуть некоторые основополагающие медицинские и лечебно-педагогические труды24, в особенности, «Лечебно-педагогический курс» Рудольфа Штайнера („Heilpädagogischer Kurs“)25, в котором описаны основные нарушения и способы их лечения. Стремлением Рудольфа Штайнера было излечение нарушений насколько это возможно. Он видел противостояние Я с его сущностными структурами и неустанно давал указания, как можно поддержать или способствовать этому противостоянию. Также его высказывания относительно медикоментозного лечения сущностных структур находит отражение в антропософской лечебной педагогике.

Далее следует указать на основные способности, носителями которых являются сущностные структуры.

30
Способности физического тела и значение развития органов чувств26

 

Физическое тело в форме, функции и пластичности его органов является основой для всякого выражения способностей человека. Его рост, физическое развитие, качество чувственного восприятия органами чувств - все это устанавливает границы для определенных возможностей или является масштабом для определенного развития. Кто рожден с абсолютным слухом, тот просто предназначен для музыкального дарования, у кого сильная мускулатура, тому дано физическое развитие или высокие спортивные достижения. Также имеется ряд скрытых качеств, которыми мы благодарны нашему физическому телу, прежде всего это переживание собственной самости, своей индивидуальной личности. Только посредством того, что мы действуем в отграниченном от окружающей среды теле, мы приходим к осознанию самих себя. Ведь уже в сфере эфирного, которая имеет не пространственные границы, а циклично работающую структуру времени, это отграничение, а вместе с ним переживание собственности и самостоятельности не дано нам в той мере, в какой это происходит в физическом. Отсюда развитие физического тела имеет выдающееся значение, особенно в воспитании в течение дошкольных лет жизни. Чрезмерное обращение к телу ребенка в форме ли преувеличенной нежности, насилия или сексуальных домогательств представляет собой покушение на переживание ребенком себя как личности и посредством органов чувств, многообразно связанных друг с другом, вызывает предрасположенность в данном физическом теле к заболеваниям или нарушениям в восприятии себя и в основанном на нем самоуважении. Чувство, быть хозяином в своем доме, является основой для здорового восприятия себя в физическом теле.

Далее, четкая способность представлений связана с неприкосновенностью физического строения мозга, Насколько истинно то, что мысли имеют свое место в эфирном организме, настолько истинно и является самим собой разумеющимся то, что они рефлектируются только с помощью органов мозга и связанного с ними аппаратом органов чувств в форме представлений. Поэтому развитие органов чувств, подвижные игры и телесная сноровка имеют основное значение для поддержки образования мозга и вместе с тем здоровой жизни воображения. Как уже упоминалось (см. стр 14), физическое тело образуется не только на основании наследственности и окружающей среды, но и силой интереса и внимания, с которыми ребенок обращается к окружающему миру и

 

налаживает отношения с определенными людьми, подражая им и занимая тем самым свое тело полезной деятельностью. Всякая форма телесной деятельности одновременно стимулирует физиологические процессы и образование органов в период роста. Что не тренируется, остается неразвитым, что стимулируется неверно, образует беспорядочную вставку. Так к настоящим вредителям физического тела принадлежит общий недостаток движения, техническая игрушка, которая побуждает ребенка лишь к незначительным собственным движениям, а вместо этого делает его контролером проворно движущихся игрушек, и не в последнюю очередь телевизор. Пожалуй, нет более эффективно действующей неверной стимуляции чувств как таковая с помощью экрана телевизора. Ни один цвет не соответствует цвету в действительности. Нипропорции, ни соотношения величин не соответствуют нормальному наблюдению органами чувств, где все - глаз, ухо, вкус, запах и т.д. -согласовано друг с другом и в их взаимодействии способствует тотальности определенного чувственного впечатления. Даже глаз не может тренировать пространственное видение, т.к. все кадры появляются на поверхности в двух измерениях. Даже глазные мышцы не имеют возможности активно приспособиться к чувственному впечатлению, когда они при обычном видении движутся вокруг предмета и вместе с ним. Сидя перед телевизором, мы отнимаем у глаза эту возможность: картинка на экране движется, глаз неподвижен и устремлен на экран. Этот эффект используется в глазных клиниках, когда после операции на глазных мышцах нужно дать глазам полный покой. Тогда нет лучшего средства, чем посмотреть несколько часов телевизор. Ведь даже во сне глазные яблоки вращаются через равномерные промежутки за закрытыми веками.

Кто желает способствовать всеобъемлющей инкарнации человеческого Я в физическом теле, вынужден - даже если сегодня это выпадает из рамок популярных культурных привычек -полностью исключить экран телевизора и технические игрушки особенно из дошкольного возраста и позволить ребенку знакомиться с окружающей средой такой, какая она есть. В школе последствия неправильного воспитания в этой области проявляются в форме слабой способности к подражанию, несформированной двигательной структуры, нарушений совместной работы органов чувств, дефицитом в языковом развитая и. особенно, в неспособности интенционально, т.е. с направленным вниманием, слушать. Т.к. с экрана мы ростоянно получаем больше информации, чем можем переработать, и не учимся передавать то, что слышали и видели. К тому же очень часто функция телевизора редуцируется до создания

32
шумового фона, в то время как сам человек занимается чем-то совершенно другим. Таким образом, часто учитель в школе воспринимается как шумовой фон, а не человек, которого встречают с интересом и вниманием. Самый большой вред телевизора для последующей жизни - это неактивность собственного мышления. Мозг привыкает к пассивному приему информации. Он не учится активно спрашивать, спорить, создавать себе мнение о чем-либо. Недостаток творческих возможностей, особенно недостаток в активности и воле к самостоятельному мышлению являются следствием. Это воспитание общества зрителей, которое умно подмечает, но не умеет развить собственной идеи, как решить проблему или найти выход из определенной ситуации. И можно услышать от многих успешных людей в последующей жизни, как они с благодарностью отзываются об их свободном от телевизора или бедном в этом отношении детстве. Из каждой спортивной тренировки мы получаем ежедневный опыт, что физическое тело формируется только благодаря активности своих функций, это имеет силу и в отношении внутренних процессов в теле. Чем моложе физическое тело, тем оно податливее, впечатлительнее и ранимее. Лишь с годами оно может с большей силой противостоять обидам.

В заключении дается перечень двенадцати чувственных функций, описанных в антропософском учении о человеке, и ощущения, которые они дают человеку.27

Осязание дает ощущение себя на границе тела через прикосновение, чувство защищенности через телесный контакт, экзистенциальное доверие.

Чувство жизни дает ощущение уюта и гармонии и чувство того, согласованно ли протекают процессы в собственном организме, а также и те, что воспринимаются в окружении.

Чувство собственного движения дает восприятие собственного движения; отсюда вытекает переживание свободы и владения самим собой как следствие свободного господства над игрой движений.

Чувство равновесия дает ощущение положения в пространстве, настоящего состояния равновесия и с этим связанной способности найти точку равновесия, которая ведет к чувству внутреннего покоя. Последующая способность тренировать внутреннее спокойствие и душевное равновесие находит здесь свою основу.

Обоняние дает ощущение связанности с пахучими веществами, сопровождаемой сильной симпатией или антипатией.

Ощущение вкуса передает различные качества: сладкий, кислый, соленый, горький, и вместе с обонянием различные вкусовые

 

комбинации, сопровождаемые чувством сильной симпатии или антипатии.

Зрение дает ощущение света и цвета.

Чувство тепла дает ощущение тепла и холода.

Слух дает ощущение тонов и открывает переживание душевного внутреннего пространства.

Чувство слова дает ощущение образа и физиогномии, вплоть до схватывания звукового оформления слова и его собственного значения. Например, «любовь» говорит нам нечто иное о сущности любви чем «Amour», «Amore» или «Love».

Чувство мысли позволяет непосредственное схватывание смысла мысли или нескольких мыслей.

Чувство Я дает познание сущности другого Я. Оно открывает восприятие конфигурации духовной силы другого человека и ощущение типа его сущности.

 

Развитие чувств и познание тела („Sinnesentwicklung und Leiberfahrung“), так называется основополагающая книга Карла Кенига (Karl König), которую он написал, основываясь на своем терапевтическом опыте врача лечебной педагогики.28 От применения чувств в первые годы жизни в высокой степени зависит то, сформируется ли познание тела, к которому побуждается ребенок так, чтобы он мог применять это тело инстинктивно и осознавать себя в нем.

Я ощущает себя само в мире через чувственное познание. Посредством осязания, чувства жизни, собственного движения и равновесия оно, в первую очередь, обращено к своему собственному телу в его отношении к миру. Качествами необходимыми для самопознания являются доверие, гармония, чувство свободы, внутреннее спокойствие. С помощью обоняния, вкуса, зрения и чувство тепла Я познает себя, в первую очередь, как душевное существо, способное воспринимать полярности мира и их равновесие: свет, мглу и цвет, тело, холод и среднюю температуру, вызывающие отвращение и приятные запахи, вкус со всеми нюансами.

Наконец, с помощью слуха, чувства слова и мысли и чувства Я оно познает себя как активное духовное существо в противостоянии с внутренними откровениями человека и вещей в звучании, слове, мысли и свойствах сущности.

Если воспитанию чувств не уделять внимание, если к миру, людям и ежедневным происшествиям не обращаться с полным любовью вниманием и пониманием, то закладываются тяжелые нарушения в само- и миропознании, которые уже в школьные годы

35
могут приводить к отсутствию интереса и трудностям в учебе и не в последнюю очередь принадлежать к одной из важнейших причин растущего потребления наркотиков в наше время. Т.к. недостаток переживаний и связанный с ним недостаток в самопознании, который из-за несформированных или неверно сформированных чувственных функций становится невыносимым для Я, ищет замены в интенсивности переживаний, вызванной потреблением наркотиков.

Физическое тело, таким образом, дает Я основу для самовосприятия, эфирному телу - основу для рефлексии и способность представлений, астральному телу — основу для его чувственной жизни, то, как она чувственным ощущением примыкает к каждому чувственному восприятию, и само астральное тело выступает гарантом центрального ощущения познания Я в физическом, в то время как всякое тело имеет собственный акцент, и этим дает Я возможность, ощущать себя в центре, других - рядом с собой и мир - вокруг себя.

 

 

Способности эфирного тела и значение ритмического

 

Деятельность эфирного тела в себе подразделяется. Как несознательная, строящая тело сила оно проявляет себя как носитель наследственности, сил роста и регенерации, воспроизведения и взаимодействия жизненных функций, которые мы также называем «витальность» и «способность к самоизлечению», когда все функции согласованы и гармонируют друг с другом. Кроме того, эфирное тело является носителем сознательной мыслительной жизни (ср. стр.16). Этим оно дает Я возможность знать о себе, также развивать память, соединяя мысль о себе с переживаниями и опытом.

Слабая память - это слабая воля в мыслительной жизни. На нее можно позитивно влиять с помощью упражнений на внимание, когда ребенок интенсивно рассматривает определенные предметы на своих местах; прежде чем их вновь разыскать, нужно вызвать в памяти образ этого места во всех подробностях. Эфирное тело может довести самовосприятие в физическом до самопознания, а также позволяет самопознание в чисто мыслительной деятельности, причем благодаря несвязанности мыслительного организма с физическим телом эфирное тело дает Я как думающему существу возможность отвлечься от себя и больше не ощущать себя в центре мира, а поставить что-то другое в центр своих интересов. Таким образом, оно образует основу для самоотрешенности, которую на своем пути познания может выработать Я. Астральное тело благодаря

 

жизнеподдерживающей и мыслепроводящей деятельности эфирного тела получает возможность давать чувство телесного и духовного самосохранения. Также то, что известно как чувство самосохранения, имеет свои корни в природе потребностей эфирного. (Под потребностями подразумевается то, что имеет общее с жизненными силами растений, которые питают листья, цветы и плоды в отличие от желаний, которые свойственны животным и связаны с астральным телом. В физическом теле вновь закладывается жизнь инстинктов.29)

Работа эфирного тела в особенности поддерживается хорошими привычками (регулярные часы приема пищи и отхода ко сну, чередование работы и игры) и вообще всем, что связано с ритмом и регулярностью, т.к. это соответствует его временной организации. Сюда же относятся регулярные занятия искусством (музыкальные инструменты, пение, эвритмия, рисование и прочее) и выработка религиозных привычек (молитва, вечернее обдумывание прошедшего дня, развитие таких качеств как благодарность, уважение, довольство, умиротворенность). Также переживание целого, красивые ландшафты, картины, музыкальные произведения укрепляют жизненную взаимосвязь эфирного тела. Особенно важным является все же социальный климат правдивости. Т.к. тщательно согласованное действие жизненных функций, где всякое изменение может означать «заблуждение» или функциональное болезненное состояние, требует также в своем независимом от тела образе действия как мыслительном организме постоянную согласованность мыслей, интегральности, одним словом, прозрачности и правдивости. Лживость, злоба и сомнения уничтожают эфирные силы, т.к. они нарушают жизненную взаимосвязь и согласованность функций. И этот вред наносится во сне ночью, когда мыслительная деятельность эфирного тела отдыхает, и оно само как неделимое целое занимается регенерирующим построением физического тела. В это время повреждения, которые познало эфирное тело, служащее мышлению, становятся известны непосредственно физическому телу. И так на следующее утро в свежие силы примешивается тихая обида. Если деструктивное влияние оказывается на протяжении лет, то это может привести к развитию заболевания уже в этой земной жизни, или, если в этой жизни эфирное тело обладает большой силой, то предрасположенность к заболеванию наступит в следующей земной жизни.

Большую помощь для ухода за эфирными силами взрослого может оказать работа над так называемыми добродетелями месяца.30 Они тренируются по месяцу и вызывают процессы превращения на пути к новым привычкам и состоянию мыслей правдивости, любви и великодушии Рудольф Штайнер рекомендует тренировать эти

36
добродетели месяца регулярно и наблюдать за тем, как в результате упражнений данная добродетель углубляется, преобразуется и ведет ко второй добродетели, которая является результатом собственной работы над первой добродетелью. Это может поначалу казаться сложным. Это связано с нашей сложной человеческой природой, особенно с природой Я. Ведь добродетели названные первыми (см слева), одновременно заложены в нашей человеческой конституции с «творения человека». Каждый человек может открыть в себе эти начала и приступить к упражнениям. Добродетель, названная второй (см. справа), хотя и не заложена в каждом спонтанно, но выстраивается в результате работы над добродетелью, названной первой. И примечательно, что она развивается только, когда человек не просто тренирует добродетель, названную первой, чтобы иметь в жизни больше успеха и «характер», но когда он ее развивает ради нее самой, го любви к ней и вместе с тем и для становления человеком вообще.

Такими добродетелями являются:

Апрель богобоязнь становится силой жертвы

Май (внутреннее) равновесие становится прогрессом Июнь терпение (выносливость,

стойкость) становится верностью

Июль самоотверженность становится катарсисом

Август сочувствие становится свободой

Сентябрь вежливость становится тактом сердца

Октябрь довольство становится спокойствием

Ноябрь терпение становится пониманием

Декабрь контроль мыслей

(контроль речи, господство

над языком, «охрани язык

твой») становится ощущением

истины
Январь мужество становится силой

искупителя Февраль дискреция (молчаливость) становится силой

медитации
Март великодушие становится любовью

 

 

Способности астрального тела и интерес к миру

 

Астральное тело дает физическому телу способность к движению, что человек имеет общим с животными. В эфирном теле оно закладывает потребности как основу природы страстей и желаний. Отделяясь от физического я эфирного тел и освобождаясь для чисто душевной деятельности, оно представляет собой чувственную жизнь души. Оно делает возможным осознание человеком восприятия органов чувств и мыслительной жизни; одновременно оно является основой суждений. Интерес и открытость миру и людям развивают и поддерживают астральное тело. Ничто более не ослабляет астральной тело, чем бессмысленная устремленность в себя, бесплодное «рассматривание пупка» или привычная критика других; как следствие этого ничто больше «не волнует», и вместо преобразования наступают стагнация и фиксация на себе. Также остановка на чувстве раскаяния и угрызениях совести нарушает его подвижность. Если же угрызения совести указывают человеку на его ошибки и слабости, тогда они ценны. Когда они выполнили в этом плане свою задачу, то они должны быть изгнаны из души, а на их место должно заступить стремление сделать что-то в следующий раз лучше.

Доброжелательство и надежность — это силы, которые, напротив, поддерживают подвижность астрального тела, побуждают и помогают конструктивно обходиться с симпатиями и антипатиями, т.е. с весомым чувственным миром астрального. Если их не только переживать, но и воспринимать как сигналы, которые могут сообщить человеку что-либо о нем самом и о других, то они продвигают человека дальше. Решающим, однако, является то, чтобы чувственная жизнь проходила в мыслях, получала четкий контакт с думающим познанием и училась отделяться от детской привязанности к телу и воле. Чем больше это удается, тем меньше человек подвержен опасности беспрепятственно прожить свои эмоции или совершить действия, вызванные страстями. Так, совершенно оправданно для ребенка, что он непосредственно и спонтанно следует своим потребностям, желаниям и склонностям, которые лишь на примере взрослых воспитываются и формируются благодаря способности подражать; и так неправомерно такое поведение во взрослом возрасте. Т.к. ориентирующая сила подражания уже давно исчезла, и должна быть заменена свободным применением собственной воли. Если чувственная жизнь остается тесно привязанной к телу и на протяжении процесса воспитания не удается присоединить ее к пробуждающемуся и все более

 

38
самостоятельному мышлению то, значит, создана конституциональная предпосылка стать деятелем своих страстей. Тогда человек отдан на волю своих эмоций; он должен следовать им, даже если его разум против и хотел бы его удержать.

Для самовоспитания взрослых основной помощью, позволяющей поддержать астральное тело и подвести его под господство Я31, являются так называемые дополнительные упражнения: контроль мыслей, действий и чувств, позитивность и раскованность, а также их совокупность.

Способности Я-организации и значение тепла

 

Я-организация действует в физическом теле таким образом, что она согласует друг с другом все другие закономерности в их деятельности так, чтобы, в конце концов, появилась определенная личность. Таким образом, ее основная задача заключается в интеграции и обобщении. В физическом она задает общий образ по форме, величине и пропорциям. При этом она использует тепловые процессы. Также как закономерности физического действуют через твердое агрегатное состояние, закономерности эфирного — через жидкое, а закономерности астрального - через закономерности газообразного, так Я-организация может непосредственно выражаться через тепловые закономерности. Ведь это зависит от теплового состояния организма, в какой форме находится субстанция и насколько быстро или медленно она соединяется с другими субстанциями. Деятельность Я-организации можно различить по тепловому действию. Интересно, что в человеке это никогда не происходит просто физически, сюда добавляется душевное и духовное тепло. И наоборот воодушевление, «трепещущее» в духовно-душевной сфере, прогревает нас вплоть до телесных ощущений. В чувственном мире тепло имеет функцию мостика, связывающего физическое и духовное, что можно сравнить с функцией мышления, связующей материю и дух. (ср. гл.3, стр.12) Оно может выступать в физической или духовно-душевной форме, но остается всегда теплом. И то, что это тепловая сущность подвластна индивидуальной Я-организации, придает духовно-физической сущностной взаимосвязи свой личностный характер.

Для Я-организации и в ней мерцающем человеческом Я нет лучшего укрепляющего средства, чем сохранение прочных человеческих отношений. В духовно-душевном тепле, возникающем между людьми, индивид чувствует себя прочно и уверенно.

 

Средствами обучения здесь являются жизненные идеалы: интерес судьбой другого, признание его сильных сторон, принятие его слабостей, доверие в его дальнейшее развитие к лучшему (ср. стр. 58 и 76). Я, вечное зерно сущности, живет в непрерывности. Оно проходит множество земных жизней и становится все осознаннее; оно происходит из древнего прошлого и шагает дальше к мерцающей цели развития. Так все, что проявляется в жизни и человеческих отношениях поддерживает Я-организацию: надежность, непрерывность, нагрузки, выносливость, стойкость и т.д. Дружба, связанная общими целями или рабочими заданиями, является особым источником силы для Я;также как следование основным идеалам человеческого становления: правдивость, способность к любви, свобода для себя и для других, (ср.стр 76).

Эти немногочисленные высказывания могут прояснить, почему во время, когда человеческие отношения подвержены тяжелым нагрузкам и разрушаются от непонимания и взаимной невыносимости, также и функция Я и связанная с ней уверенность в себе, и чувство собственного достоинства испытывают слабость.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.