Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Почему я? — Мотивы вопроса о смысле




Судьбы

Способности и нарушения с точки зрения закономерностей

 

В этой главе в виде таблицы будет дан перечень некоторых результатов исследований Рудольфа Штайнера по вопросам судьбы, которые существенны в практическом обращении с вопросами жизни и в кризисах. Рудольф Штайнер советовал все же перепроверить результаты его исследований на опыте ежедневной жизни. Кто это сделает, испытает нечто пробуждающее и осветляющее, что исходит от этих результатов исследований для освещения своих жизненных вопросов. Если кто-то воспримет их сначала только как рабочую гипотезу, у того, возможно, появятся новые вопросы и точки зрения. Именно, имея дело со способностями и нарушениями, это особенно полезно и необходимо. Может быть, это поспособствует новому завоеванию доверия к судьбе, которое в настоящее время трудно получить.

Исследованные Рудольфом Штайнером закономерности судьбы (карма) - как они здесь представлены - сознательно не были упорядочены. Каждая закономерность может быть взята по отдельности и обдумана. При этом многое, конечно, будет ставиться

под вопрос, вызывать изумление. Другое - в зависимости от жизненного опыта читателя — будет восприниматься как что-то

40
непосредственно проясняющее или сопровождать как вопрос дальше. Для кого-то это, может, станет поводом для того, чтобы самому активно заняться основами исследования кармы Рудольфа Штайнера. Для начала можно посоветовать главу «Реинкарнация и карма» („Reinkarnation und Каrma“) из «Теософии» („Theosophie“), а также сборник докладов «Откровения кармы» („Offenbarungen des Karma")32-

 

События в судьбе Последствия для настоящей биографии или для последующей земной жизни  
Насильственная смерть     Ранняя смерть     Смерть в старом возрасте     Зависть, также скрытая зависть, которая проявляется склонности к критике   Склонность ко лжи   Через нее сознание Я в жизни после смерти познает значительное укрепление, и жизнь после смерти может быть прожита намного сознательней, чем была бы жизнь без боли насильственной смерти.   Избыток сил и жизненной мотивации в следующей жизни.   Человек передает земле физическое тело, которое, приняло много работы Я. Таким образом преобразованная субстанция тела для земного организма имеет то же действие, что дрожжи для теста.   В более поздней жизни душевная слабость, несамостоятельность и стремление все чаще совета у других; конституциональная слабость в следующей жизни.   Приводит к тому, что в более поздней жизни человек не может смотреть другим непосредственно в глаза. В следующей жизни тяжело проходит налаживание хороших взаимоотношений со своим окружением. Человек страдает от непонимания. (Если этот феномен наблюдается у детей, очень важно быть по отношению к ним особенно правдивым и постараться наладить непосредственные и открытые отношения. Благодаря этому принесенное в жизнь препятствие при обстоятельствах может уже в детстве преобразоваться, и его не нужно будет брать с собой в следующие жизни.) Предрасположенность к тому, что функции органов хуже согласованы друг с другом.

 

Доброжелательность   Довольство   Кто мог в дошкольные годы по свободной воле подражать всякой нужной деятельности и не находился под давлением правил поведения   Кто не мог в дошкольные годы в действиях и подражании следовать внутренним потребностям,   Кто в школьном возрасте до периода полового созревания смотрел на личности как на авторитет, кто испытывал уважение перед чудесами природы, кто научился молиться в богобоязни   Удары судьбы в первой половине жизни   Действия из любви   Если удастся отделить кармические симпатии и антипатии принесенные из прежней жизни в астральном теле от того, что мы в этой жизни воспринимаем от челове-к Человек чувствует себя здоровым, излучает душевное тепло, все удается ему легче и лучше. В следующей жизни - ловкость.   Лучше заживают раны. Человеку легче удается найти равновесие в жизни. Он оказывает гармо-низирующее воздействие на свое окружение.   тот может легче сохранить себя до старости здоровым и бодрым, и у него всегда будут силы начать что-то новое.     душа того быстрее беднеет с течением жизни, а на первый план выступает телесное проявление возраста.     тот получит в более поздней жизни само собой разумеющийся авторитет и сможет только своим присутствием помогать, действовать на общность благославляюще. Он предрасположен для получения личной связи с истиной,     ведут во второй половине жизни к тому, что человек становится прилежнее, усерднее и сознательнее стоит в жизни, чем это было бы без удара судьбы.   обратят на человека в следующей жизни много радости и тепла. В жизни будет полет. Через одну жизнь следствием станет способность легче понимать человека и мир. У человека будет свободное и открытое чувство мира.   то будет легче наладить с людьми вокруг позитивные отношения. Т. к. часто лишь симпатии и антипатии принесенные из прошлой жизни как предрассудки омрачают наш взгляд на достоинства в способности других.
ка к человеку и непосре-дственно это испытать,   Действия по долгу   Действия из ненависти или критики, которая идет из ненависти, даже если это часто остается незамеченным, т.к. критика кажется оправданной33 ,     Интерес к чувственному миру     Интерес к живописи   Отсутствие интереса к небесным процессам, особенно к звездам   Отсутствие интереса к музыке   В переживании болезни и ею вызванной боли   Дружба молодости   Дружба, отмеченная эгоизмом   Ранняя потеря дружбы   Приводят в следующей жизни к некоторому равнодушию но отношению к жизни. Человек страдает также от равнодушия других людей. Через одну жизнь - если над равнодушием не работать -следствием является жизнь без ориентиров и мучительное состояние от неспособности применить себя.   Ведет в следующей жизни к трудностям учиться на своей жизни и к нежеланию, вызванному из вне. Человек чувствует себя страдающим и склонен к тому, что все для него очень болезненно, он не замечает позитивного а вещах и процессах. Через одну жизнь - склонность к духовной тупости по отношению к миру, к глупому существу.   Закладывает для следующей жизни богатую душевную жизнь, через одну жизнь – здоровое строение тела.   Симпатичное выражение лица.   Слабость связок, рыхлое строение тела.   Астма, склонность к легочным заболеваниям   Развивается потребность наверстать все упуще-нное прошлой жизни, даже если в этой жизни это больше невозможно. Сильный импульс человек берет с собой в следующую жизнь. Там появляется способность наверстать упущенное, т.е. при обстоятельствах с помощью значительного дарования.   В следующей жизни встреча в позднем возрас-те, при обстоятельствах крепкая дружба во второй половине жизни или в старости.   Потеря дружбы, часто еще в этой жизни     Воля к углублению этой связи на следующую
    Способ, как мы в одной жизни думаем, чувствуем и желаем,   Способности, таланты, нарушения и дарования одной из земных жизней     Положительный жизненный опыт   Плохие переживания и опыт в этой жизни     Истинные мысли о человеке   Недостаток любви     Остатки старого, не совсем растворенного астрального тела прошлой жизни     Кто примет закономерности судьбы в свое мышление и чувства и будет стараться жить по ним,   Кто готов нести свое прошлое,     Интерес и понимание других людей   Интерес к творчеству, искусству, мировым процессам жизнь   определяет в следующей жизни нашу внешнюю судьбу, то, что к нам приходит в виде мыслей, связей, действий.   мы вносим в следующей жизни в нашу физико-эфирную организацию, и они влияют на нашу внутреннюю судьбу или предрасположенность к заболеваниям или здоровью (ср. гл. «Деятель-ность сущностных структур в следующих друг за другом земных жизнях»).   способствует нашей работе над миром и для него,   способствуют работе над нами самими, обращают наше внимание на нас самих, конфронтируют с нами.   укрепляют его жизненные силы, продвигают и оживляют его.   повреждает астральное тело другого.   могут при определенных обстоятельствах судьбы как неверный, необоснованный «страж порога» в ночных кошмарах и видениях могут окутывать Я как второе Я и мучить его Этот страж может легко выйти из настоящей структуры сущностных элементов и появиться как двойник.   получит силы и уверенность для настоящей жизни.   освобождает руки для будущего. Он больше не теряет сил и времени на то, чтобы размышлять о смысле и бессмыслице прошлого.   Склонность к здоровой душевной жизни в следующей жизни   Склонность к здоровому строению тела в следующей жизни
Эгоистическое чувство приобретения   Кто долго должен был быть один и сам по себе, был вынужден находиться в очень узком кругу, и поэтому имел мало интереса к другим,   Кто много пережил, много повидал, мог общаться с людьми, позволял жестоко обходиться с собой и выносил это,   Приятная легкая жизнь, в которой было много увидено.   Жизненный опыт     Привычные эгоистические действия   Действия из любви и сочувствия   Страдания, вызванные телесными заболеваниями,   Частые инфекционные заболевания Предрасположенность к инфекционным заболеваниям в следующей жизни   Кто долго должен был быть один и сам по себе, был вынужден находиться в очень узком кругу, и поэтому имел мало интереса к другим,   получает тенденцию к темпераменту холерика.   предрасполагает к темпераменту флегматика и сангвиника.     ведет в этой, а часто лишь в следующей жизни к действительному знанию.   предрасполагают в следующей жизни к раннему старению.   позволяют долго сохранять в следующей жизни молодость и бодрость.   ведут к физической красоте в следующей жизни.     Преимущественно жизнь в красивом окружении в следующей земной жизни.

 

Мари Штайнер написала в 1932 году в предисловии к сборнику докладов Рудольфа Штайнера «Откровения кармы»:

«Где человек понимает, что он снова чувствует и получает свою собственную ценность, которая поднимает его над деспотией акционерных обществ, технических конструкций, над властью машин? Там, где он связан с вечными ценностями, где он видит включенным себя в живую цепь закономерно действующих взаимосвязей причины и следствия и их цикличного, вперед и назад движущегося хода. И это закон кармы, В нем человек может найти и поймать себя, строить и переформировывать

.

Благодаря тому, что энтелехи возвышается над границами временных форм проявления, необходимость становится экзаменом, тяжесть судьбы — свободно выбранным поступком, страдания и боль — путем познания, который ведет нас к совершенству. Это этапы пробуждения нашего Я. Они сначала открывают нам ворота из закутка нашего физического корпуса на волю, в мир моральных импульсов и ответственности.

Вооруженные ими, мы будем в высоком, духовном смысле плодотворно действовать в мире рушащихся старых ценностей. Ведь в наших руках будет главное, то, что делает нас свободными и сильными, то, что укрепляет землю под нашими ногами».

Сегодня понятия реинкарнация и карма стали широко распространенными в культурной жизни и среди западного человечества. Появляется все большее количество литературы, сообщающей о результатах и о ряде психотерапевтических методах, которые включают воспоминания о прошлой жизни.34 Тем более необходимо указать на обширные исследования Рудольфа Штайнера по реинкарнации, т.к. они могут помочь найти надежный ориентир во все более трудно обозримом количестве возможных переживаний и мнений в этой области.

 

 

 

На приеме у детского врача задаешься снова и снова вопросом: «Почему мой ребенок должен так страдать, почему это произошло с моим ребенком?» И тот, кто, будучи взрослым человеком, заболевает, — как гром среди ясного неба - спрашивает себя: «Почему это должно было произойти со мной и почему именно сейчас?» Намного реже задаются соответствующим вопросом родители особо одаренных детей; вообще особые способности воспринимаются скорее как само собой разумеющееся или как «подарок природы».

Ответ на вопрос о происхождении и смысле болезни или особого дарования откроется тогда, когда мы посмотрим на дальнейшую жизнь, что мы смогли сделать с помощью данного дарования или что появилось как следствие заболевания у нас самих и людей в нашем окружении. Уже было упомянуто, что человеческой природе принадлежит особенность черпать опыт из страданий, боли

 

 

46
и болезни, который продвигает человека дальше в его развитии. И поэтому решающим и плодотворным вопросом, когда мы имеем дело с такими фактами судьбы, является: «Чему я мог или могу научиться? Как это повлияет на мое дальнейшее развитие?»

Даже безобидные инфекционные заболевания, например, обычный насморк, открывают в этом плане смысл; т.к. они активирую г иммунную систему, дают ей возможность поупражняться, и когда все проходит, она познает укрепление. Поэтому целесообразно, что именно в первые годы жизни, на протяжении которых иммунная система еще строится и тело должно научиться противостоять возбудителям заболеваний, имеется так много острых инфекций, сопровождающихся высокой температурой. Также при относительно безобидных психосоматических заболеваниях в подростковом и взрослом возрасте несложно ответить на вопрос об их смысле. Нарушения сна, отсутствие аппетита, головная боль и боль в желудке — все эти функциональные жалобы указывают на то, что Я еще не научилось, душевно перерабатывать проблемы и заботы так, чтобы из-за них не страдало эфирное тело и как следствие этого также физическое тело в виде его функций. Понимание этих закономерностей, вместе с соответствующими упражнениями для внутреннего спокойствия и избавления от страха, вскоре прекращают эти проявления. Наконец, на вопрос о смысле болезни несложно ответить, когда речь идет о некоторых хронических заболеваниях последней трети жизни, которые не являются тяжелыми и не препятствуют явно профессии и повседневной жизни человека. Ведь каждый, у кого есть какое-либо заболевание, о котором он знает, что оно будет сопровождать его до конца жизни, — как это и имеет место при хронических болезнях - тот должен задавать себе вопрос, почему уже сейчас он так явно сталкивается с проблемой бренности своего тела. Благодаря этому он будет сильнее и более экзистенциально задаваться вопросом о конце жизни и разрушении тела в смерти, чем тот, кто до преклонных лет имеет стабильное здоровье. Перед лицом хронических заболеваний в старости к человеку подступает вопрос, как же будет продолжаться жизнь и духовная экзистенция после смерти. Три вышеназванные группы заболеваний - безобидные острые инфекции, легкие психосоматические заболевания и нетяжелые хронические болезни в старости - четко показывают, как человек может что-то извлечь для своего телесного, душевного и духовного развития, что полезно и важно для дальнейшей жизни.

Намного сложнее ответить на вопрос о смысле перед лицом тяжелых врожденных нарушений, неизлечимых или очень болезненных заболеваний или перед лицом внезапных несчастных

случаев с тяжелыми последствиями для дальнейшей жизни. Имея дело с такими ударами судьбы, которые кажутся на первый взгляд бессмысленными и вызывают горечь и отчаяние, спрашивать в том направлении, откуда могут прийти полезные ответы. В поиске такого направления полезных вопросов и возможных ответов может помочь рассмотрение различных историй о больных в Евангелии. Объясним это.

Кто читал историк о больных в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, может распознать три различных типа повествования о больных, либо в чистой форме, либо связанных друг с другом. Но эти типы не имеют ничего общего с болезнью, о которой идет речь. Напротив, они опираются исключительно на вид лечения или исцеления. При этом это всегда сами обстоятельства судьбы, при которых наступает болезнь, и которые дают повод для определенного вида лечения.

При первом типе историй о больных речь идет о совершенно личных обстоятельствах судьбы. В качестве примера можно привести встречу со слепым из Иерихона: «Приходят в Иерихон. И когда выходил он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать, но он еще более стал кричать: Иисус, сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от меня? Слепой сказал ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.»35 В этом повествовании называется имя больного, происходит индивидуальная встреча, «разговор пациента с больным». Описано, как больной должен был вести себя и как вел себя после этого исцеленный: «... и пошел за Иисусом по дороге». Этот тип повествований о больных более всего похож на те, что мы сегодня главным образом наблюдаем: речь идет об индивидуальной медицинской консультации. И на таком индивидуальном уровне переживается также и смысл исцеления, которое - в Евангелии всегда — сопровождается внутренним пробуждением или обращением.

Меньше внимания уделяется сегодня повествованиям о больных, где не сам больной находится в центре, а люди в окружении, на которых все это обрушивается, и которые вместе с исцелением переживают внутреннее преобразование. Здесь в качестве примера можно назвать «сотника из Капернаума»: «Когда

Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. У одного сотника слуга, которым он дорожил. Был болен при смерти, Услышав об Иисусе он прислал к нему Иудейских старейшинпросить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, пришедши к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и обратившись сказал идущему за ним народу: сказываю вам, что в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.» В этом повествовании индивидуальная судьба больного не показана. Соответствующие изменения, о которых сообщается в связи с исцелением происходят в людях, окружающих волею судьбы больного. Из-за внезапно заболевшего слуги до Христа доходят Иудейские старейшины, сам сотник и его друзья. Кто здесь задает вопрос о смысле, должен признать, что «успех», смысл болезни, проявляется не в самом больном, а у людей волей судьбы его окружающих.

На первый взгляд, это может казаться чуждым, что человек переносит тяжелую болезнь, а смысл этой болезни, в первую очередь, не для него, а заключен в том, что выстрадают люди, ухаживающие за ним и принимающие участие в его жизни и его развитии. Но, посмотрев на ежедневную практику ухода за больными, мы увидим, что часто все происходит именно так. Есть больные, которых вопрос о смысле затрагивают напрямую, в то время как люди окружения стараются помочь ему в этом учебном процессе, причем сами они при этом не подвергаются большим изменениям их жизненной установки и взглядов на жизнь. И есть также абсолютно противоположное: Заболевший воспринимает свою судьбу как богом данную, доволен, несмотря на тяжесть своего состояния, в то время как люди его окружения испытывают отчаяние, крайнюю степень озабоченности, страха и неуверенности. Они потрясены болезнью. Также, как дети совершенно по-разному воспринимают родителей и наоборот (см. первую главу) и каждый проходит что-то свое вместе с другим, так и здесь Взаимосвязи судьбы между людьми крайне дифференцированы. Что всегда важно, это, с одной стороны, индивидуальность ситуации развития индивида и, с другой стороны,

отношения с людьми вокруг него. Говоря о судьбоносных взаимоотношениях людей друг с другом, мы попадем в сферу, где нет ничего сопоставимого, все неповторимо. Ни одна судьба не похожа на другую; т.к. все, что внутренне переживается людьми, очень различно, даже если внешние биографии так похожи. Это станет видно, если удастся, внушить людям столько доверия, чтобы увидеть все то, что он действительно в течение своей жизни испытал, выстрадал, достиг.

Наряду с индивидуальной и социальной формой есть и третий уровень затронутости судьбы. Это уровень человечества. Так же как у отдельного человека есть свой путь судьбы, так он есть и у групп людей, религиозных сообществ, народов, больших и малых социальных объединений, таких как семья или рабочая группа. Кроме этого, есть также всеобъемлющая взаимосвязь судьбы всего человечества. Человечество как целое развивалось на протяжении тысячелетий, у него есть прошлое, настоящее и будущее - у него есть судьба всемирного целого. И здесь болезнь имеет потрясающее значение, т.к. она пробуждает в людей чувство их принадлежности к человечеству в целом. И тогда смысл заболевания находится не на индивидуальном уровне, и не на социальном, а в царстве, где индивид осознает сою взаимосвязь с человечеством в целом. Примером такого вида повествования о больных послужит первая история из Евангелия от Луки: «И пришел в Капернаум, город Галилейский. И учил их в дни субботние. И дивились учению Его ибо слово Его было со властию. Был в синагоге человек. Имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: Оставь; что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властию и силою повелевает нечистым духом, и они выходят? И разнесся слух о нем по всем окрестным местам.» 17В сравнение с двумя другими примерами бросается в глаза, как мало мы узнаем о больном человеке в синагоге Капернаума. С ним не происходит индивидуальной беседы. Христос говорит лишь с духом его болезни, с демоном, и приказывает ему покинуть больного. И стоящие вокруг не удостаиваются ни единым словом. Они переговариваются между собой и удивляются, как исцеление было возможно.

Здесь указывается на чисто духовный уровень понимания болезни. Вопрос о смысле в таком виде историй о больных указывает на то, что человечеству для его развития необходимо противостояние со злом, с болезнью. Это провозглашают все мифы о творении, все

50
архетипические повествования о свете и тьме - и наш ежедневный опыт человека двадцатого века. Нет дня, когда мы не встречаемся со злом или хотя бы с препятствиями в нас или вокруг нас, когда зло не проходит перед нашими глазами на страницах газет и экране телевизора? Вопрос о смысле зла относится к важнейшим, но и к невыносимым вопросам, которые ставит жизнь. Как часто мы желаем себе возможность человеческого развития без конфликтов с кошмаром человеческого, со злом и противоестественным, и как часто это проявлялось в последнем столетии в войнах, репрессиях, жестокостью дома! И все же даже мимолетный взгляд на каждодневный жизненный опыт учит, что без индивидуального конфликта с заблуждением и злом что-то в человеческом развитии должно было бы исчезнуть: свобода. Свобода как центральная сила человеческого достоинства по необходимости привязана к возможности ошибаться. Поэтому в устройстве мира, в котором должна развиваться свобода, зло, как нечто противоположное, также имеет право на существование.

Этот третий, труднее всего понимаемый тип болезни иллюстрирует история об Иове38. Она начинается с эпилога «на небесах». Господь Бог говорит с Дьяволом и хвалит слугу своего Иова, который безупречен. Дьявол слушает и затем открывает Господу Богу глаза, указывая ему на то, что Иову нетрудно вести богоугодную жизнь, т.к. у него все в порядке. У него есть все, что нужно мужчине для жизни: любимая жена, дети, богатство, друзья и - здоровье. «Но»,- продолжал Дьявол, «протяни Твою руку и прикоснись ко всему, что у него есть, - что произойдет, он откажет Тебе пред ликом Твоим». Господь Бог пускается в этот спор и дает Дьяволу власть навредить Иову всяким мыслимым способом - с одним исключением: он не может его убить. И так «безвинно» Иов попадает в полную нужду, что, наконец, все начинают в нем сомневаться и подозревать его в совершении тяжелого греха, т.к. Господь не наказывает невиновных. Дальнейшее развитие, однако, опровергает это ошибочное мнение. Иов, который не сознает за собой никакого греха, как и окружение, данное ему волей судьбы, которое также не видит смысла в болезни и нужде Иова, готовятся узнать нечто более глубокое: то, что можно быть виновным уже потому, что человек полагает, что заблуждения и зло встречаются среди других людей, а он сам непорочен и чист. Даже если это касается одного человека, в данном случае Иова, то индивид должен спросить себя: Где я мог обрести мою безупречную сущность? Как я мог научиться тому, чтобы стать хорошим человеком? И тогда, очевидно, нужно признать, что ты обязан этим людям, с которыми ты жил - но и факту, что все развитие человечества существует как

целое. Ведь, если человек сам в собственном окружении, данном судьбой, не сталкивается с определенной проблемой, на которой он мог бы что-то познать для себя, то ему сообщается об этом из истории человечества, из опыта других. Так многое можно получить из того, что человек учится понимать и прорабатывать опыт других людей и великие исторические факты. Нашим бытием, какое оно есть, мы обязаны не только личному полю судьбы, но и самому великому процессу развития человечества. И когда Иов близок к осознанию этого, ему благозволяется увидеть Господа. Он познал смысл человечества и ощутил близость Господа в человечестве.

Таким образом, понятие «вины» расширяется. Есть индивидуальная вина, с которой индивид сам разберется наилучшим образом, признав ее. Можно быть виновным перед другими людьми, не зная об этом. Человек живет в иллюзии, что он правильно действует, и не подозревает, к какой боли или даже разрушениям при определенных обстоятельствах ведут его действия других людей. Такие остающиеся без осознания повреждения в других людях требуют какую-либо форму выравнивания в поздней земной жизни. Также имеется вина, лежащая на человечестве и связывающая нас с Господом. Поскольку с самого начала творения зло было допущено как составная часть нашего развития, Господь несет этот вывод, этот приговор - «вина». Поэтому в Ветхом и Новом Завете мы читаем непосредственно диалоги между Господом и Дьяволом, между Христом и духом болезни.

Это проясняет, что может означать этот третий тип болезни для отдельного человека и для тех, кто переживает этот процесс. Задавая действительно крайние вопросы, этот вид болезни затрагивает зерно нашей личности, действующую в нас сущность, которую мы называем словом «Я». Это Я, как уже много раз указывалось, тремя способами связано с происходящим в судьбе. Во-первых, это причина нашей индивидуальной судьбы и с этим источник нашего личного развития. Поскольку судьба и развитие формируются согласно поступкам Я на протяжении земной жизни. Но, во-вторых, Я является также частью общего хода судьбы. Взглянув на жизнь, мы увидим, что, все, что мы до сего момента познали, произошло исключительно благодаря людям, с которыми мы были вместе. Т.е. в своем становлении мы являемся результатом всех контактов с людьми, которые у нас были. В нашем жизненном окружении появляются все время новые люди, которые помогают осознать имеющийся дефицит и хотя бы частично восполнить его. С такой точки зрения человек находится в долгу перед всеми теми, благодаря кому он смог получить все способности, которые до сих пор он считал своими собственными. В-третьих, человек и его судьба

52
являются лишь частью всей судьбы времени, частью великого человеческого развития и обязан ему большой благодарностью. При таком аспекте понятие болезни становится христианским. Ведь здесь вопрос ставится не так: «Что обрету я или мое окружение, данное судьбой, В результате болезни?», а иначе; Что я могу сделать для человечества, если Я благодаря болезни приму участие в его страданиях и в их преодолении? Это участие в судьбе человечества проявил Христос своими страданиями, которые он полностью «безвинно» принял на себя за нас. Особенно часто эта третья категория болезни встречается среди больных раком и СПИДом. Это люди, которые явно ощущают, что они страдают не ради себя - по крайней мере, не только ради себя, - напротив, они сознают, что они способствуют выравниванию в человеческом целом, беря на себя страдания за него. И так они через все несут свою человечность по пути страданий. И «невинные», они влекут то, что лежит грехом на человечестве из-за того, что творит в истории человечества зло своими искушениями и вызовами.

Кого лично коснулась болезнь или нарушение, или кто переживает это в своем ближайшем окружении и просит помощи, тот может попытаться, задать три намеченных вопроса. Обобщим их еще раз: Что может быть полезного, познавательного в этом для больного? Что могут обрести люди в его окружении, переживая такую больную судьбу? Что указывает на то, что больной принадлежит человечеству в целом и через страдание чувствует связь с человечеством и тем, что ему необходимо на данном этапе развития, для исцеления? — Если на подобные вопросы ответить открыто и честно, то они приведут к полезным, указывающим дальнейший путь ответам. Эти ответы могут прийти в голову случайно, они могут прийти в результате наблюдения, сделанного однажды, или благодаря тому, что мы заново поймем много раз прочитанные и услышанные слова. Верен ли ответ, можно судить по тому, насколько он способствует исцелению и несет мир душе. Мой опыт показывает, что больной глубоко внутри точно знает, что общего имеет данное заболевание или нарушение с ним самим и его судьбой. И эта глубокая, чаще всего неосознанная уверенность привносится в полное сознание благодаря таким вопросам и появляющимся ответам и дарует больному и людям вокруг него утешение.

На вопрос: Почему Я? каждый человек может ответить сам. Ведь в Я обоснованы причины и следствия судьбы. Здесь соединяются прошлое, настоящее и будущее. Откуда мне знать, не именно ли то, что мне сегодня совершенно неожиданно и, как кажется, беспричинно приходится пережить, необходимо, чтобы я выстоял в поздней жизни ситуацию, которая полностью зависит от

этого? Болезни и нарушения эти не только выравнивание того, что было упущено в ранней жизни или не было распознано в своем значении. Они могут иметь смысл только лишь в отношении ближайшего или далекого будущего. К одному га самых волнующих результатов исследований Рудольфа Штайнера в этой области относится высказывание, что нет ни одного великого благодеятеля человечества, который бы в одной из своих ранних земных жизней не прошел через инкарнацию как человек с физическими и/или умственными нарушениями. Если человек научится думать и чувствовать в рамках этой темы, смотря вперед, то он сможет воспринимать небольшие слабости, нарушения повседневной жизни с юмором. Этот юмор находит свою пишу в том, что человек знает: Каждая слабость - если ее преодолеть - станет силой. Всякая сегодня еще нерешенная проблема, когда она будет решена, станет способностью говорить слова искупления и помощи. Кто в этом плане может представить, каким будет человек в будущем, тот может в доверии высвободить совершенно иные силы для преодоления проблем настоящего. Вместо того чтобы что-то воспринимать лично и безмерно раздражаться по этому поводу, нужно попытаться взглянуть на вещи объективно, и тогда будет легче справиться с имеющимися препятствиями и трудностями.

Так и вопрос о «вине» познает полезную метаморфозу. Ведь речь больше не идет о том, кто чем обязан, но говорится исключительно о том, на что указывает эта так называемая вина и к чему она желает привлечь Haшe внимание — чему мы с помощью нее можем научиться и какие позитивные возможности развития она открывает. Такое понимание вины также помогает свободнее смотреть на чувство виновности перед людьми и природой, которые несет с собой современная жизнь. И то, что в Германии и других странах накопилось чувство коллективной вины, вызывает у каждого индивида экзистенциональные вопросы. В этой ситуации полезно спросить себя: Чему это чувство вины - все равно, откуда оно пришло - хочет нас, меня сегодня научить? Как я могу превратить вину в активную со-ответственность?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.