Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущностные различия между животными и человеком




Принципиальное различие между человеком и животными вследствие дарвиновской теории эволюции за последние несколько сотен лет значительно стерлось. Поэтому важно вновь определить это различие, если мы хотим понимать человека как человека, а не как животное. Хотя животное и может выражать себя душевно индивидуально — ни какие две в том что касается их поведения, полностью собаки не похожи, даже если они из одного помета, но все же ни одна собака не ведет себя иначе, чем как ведут себя собаки. В развитии животных отсутствует фактор развития, который влечет за собой открытость, риск, возможность неудачи, отказ, нулевой пункт, кризис идентичности и прочую типично человеческую проблематику, связанную с познанием себя. Может быть, мы люди потому так охотно ставим себя сейчас на одну ступень с животными, потому что втайне завидуем их беспроблемной идентичности и их всегда видовому поведению. Мудрые закономерности минерального мира, жизненные закономерности и возможность душевного «присвоения», хотя и проявляются у животных в каждом отдельном индивидууме индивидуально, но все же всегда в определенном совершенстве и как нечто, само собой разумеющееся. Детство,

 

отрочество, становление взрослым управляется инстинктами и переживается естественно, И именно это невозможно человеку.

Уже непосредственно в этом можно увидеть, как в человеке возвышается совершенно иная, выходящая за пределы животного закономерность, из-за которой человек вынужден сам перенимать ответственность за свое развитие, а не отдавать его на волю телесным инстинктам.14 Человеческое развитие характеризуется большой открытостью и ранимостью. Ведь все, на что животное может положиться — то, что оно сделало правильный выбор питательных веществ, что оно не так много и не так мало съест, что оно воспроизводится согласно своему виду, что у него сложенная смена сна и бодрствования, то, что его социальное поведение соответствует ожидаемому -, все это человеку не дано природой, но должно быть не только приобретено в течение всей жизни, но и выработано, окультурено и «очеловечено». Скольких бы визитов к врачу не состоялось, если бы не было проблем с питанием, сном, (сексуальным) поведением! Даже такое простое размышление проясняет, насколько революционно, драматично и существенно различие между человеком и животным. Когда животное достигает половой зрелости, его видовое поведение уже задано, животное живет индивидуально и социально по установленным правилам. У человека же, наоборот, половая зрелость характеризуется тем, что все добрые попытки воспитания прошлых лет кажутся бесплодными. Собственное, неожиданное становится значимым -действительно революционный процесс. С этим собственным, неожиданным, с этой открытостью развития связано также все то, что дает повод особым способностям и нарушениям. Научиться жить и обращаться с талантом и нарушениями, это имеет значение только для человека, а не для ему душевно родственных животных. Так» например, уже со времен каменного века были найдены скелеты большеголовых детей, и был сделан вывод, что уход за детьми с нарушениями так стар, сколько люди умеют воспринимать нарушения и ухаживать за больными. Больное животное в дикой природе очень скоро «перерабатывается» экологической системой, его съедают, ему нельзя помочь. Поэтому природа заботится о том, чтобы нарушение не наследовалось дальше. Что бы могло выиграть животное вборьбе с нарушением? Поскольку у животного отсутствует самосознание, а с тем и чувство личной затронутости, оно ничего бы не получило от этого. Это было бы бессмысленное страдание. Животному не дано через страдание и боль приобретать опыт, который продвинет его в развитии. Ведь животное в своем развитии уже от природы предрасположено к совершенству и не может его усилить личными стараниями. Как раз это у человека совершенно по-другому. Для него

20
страдания и боль -это вызов, которым он должен сознательно подвергать себя в течение всего развития и с помощью которого он получает новый опыт и представления, которые нельзя получить никаким иным путем. Поэтому происходит так, что люди на каждый век накладывают свой отпечаток. Там, где раньше возвышались соборы, где строились замки, вырастают сегодня стеклянные дворцы

банковских и страховых офисов. Цивилизация меняет свое лицо, потому что мы люди развиваем все новые, пусть даже односторонние

способности и интересы. Так, например, сегодняшние способности к материальной жизни связаны с общим «нарушением» восприятия и оценки духовных отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.