КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Устройство якоря
Деформация уплотнительных элементов Под действием веса колонны труб резиновый уплотнительный элемент 6 сжимается между неподвижным ограничителем 5 и подвижным конусом 7. Происходит деформация резинового элемента пакера и уплотнение кольцевого пространства между обсадной колонной и подъемными трубами. Извлечение пакера из скважины осуществляется подъемом колонны труб после срыва пакера с места. 1.2 Конструкция якоря ЯПГ -168 - 50 Якорь предназначен для восприятия осевого усилия, возникающего при нагнетании в скважину жидкости под давлением при производстве гидравлического разрыва нефтяного пласта и других работах. Якорь дублирует работу платкового (шлипсевого) захвата и повышает надежность осевого закрепления пакера. Якорь ЯПГ - 168 - 50 - платковый гидравлический, спускается в обсадную колонну с условным диаметром 168 мм, рассчитан на перепад давлений 50 МПа. Якорь состоит (рисунок 1.2) из корпуса 1, в сквозных отверстиях которого помещены поршни 2, уплотненные в корпусе резиновыми кольцами 3 и имеющие рифленую наружную поверхность (головку) с острыми насечками 4.Поршни от выпадения удерживаются утопленными планками (шпонками) 5, которые в свою очередь прихватываются винтами 6 к корпусу. От выпадения во внутрь поршни удерживаются буртом корпуса, на которого упираются увеличенные по диаметру рифленые головки. Принцип работы якоря Якорь платковый гидравлического типа применяется только в сборе с паке- ром. После спуска оборудования на необходимую глубину для сжатия уплотнителей пакера и упора их в стенку, как известно, подается под давлением жидкость. Давление жидкости через поршни, размещенные в корпусе, одновременно передается и на плашки. Плашки, перемещаясь до соприкосновения с внутренней стенкой обсадной колонны, при дальнейшем увеличении давления своими насечками врезаются в обсадную колонну и удерживают всю систему от перемещения в осевом направлении. Разборка якоря начинается с отсоединения от корпуса присоединительных патрубков, после чего снимаются утопленные планки, предварительно отвернув винты, удерживающие плашки. Затем вынимаются плашки. Сборка якоря производится в обратном порядке
Рисунок 1.2 - Якорь гидравлический ЯПГ-168-50 1.3 Расчетная часть лабораторной работы Пример представления исходных данных для расчетов и результаты расчетов приведены в таблицах 1.1 и 1.2. 1 Рассчитать нагрузку, необходимую для предотвращения срыва пакера от действия перепада давления жидкости.
(1.1) где Qi - нагрузка от сжатой части колонны НКТ длиной l1, DBH - внутренний диаметр обсадной колонны; Ар - перепад давления жидкости на концах уплотнительного элемента; к - коэффициент устойчивости пакеровки; а - угол конусности конуса пакера; р - угол трения; f - коэффициент сцепления шлипсов с обсадной колонной. 3 Рассчитать нагрузку, достаточную для деформации уплотнительных элементов пакера и обеспечения герметизации кольцевого пространства.
(1.2)
3 Рассчитать силу сцепления плашек якоря с обсадной колонной F (1.3) где Dp - перепад давления жидкости на плашки якоря; S - площадь контакта одной плашки с обсадной колонной; fc - коэффициент сцепления плашек с обсадной колонной; п - количество плашек. 4 Рассчитать силу сцепления шлипсов захватного устройства пакера с обсадной колонной F (1.4) где Q - нагрузка, рассчитанная по формуле (1.2); S- площадь контакта одной плашки с обсадной колонной; fc - коэффициент сцепления плашек с обсадной колонной; и - количество шлипсов в пакере. 5 Рассчитать силу трения резиновых уплотнительных элементов после деформации (1.5) где Dр - перепад давления жидкости на концах уплотнительных элементов; S - площадь контакта одного уплотнительного элемента с обсадной колонной;^ - коэффициент трения резиновых уплотнительных элементов с обсадной колонной; п - количество резиновых уплотнительных элементов 6 Проверить условие устойчивости пакера
Контрольные вопросы 1 Назначение, область применения, классификация пакеров. 2 Устройство и принцип действия пакера типа ПВМ. 3 Конструкция якоря типа ЯПГ. 4 Что нужно делать, чтобы пакеры работали эффективно и надежно в условиях эксплуатации? 5 Когда применение пакеров необходимо? 6 Перечислите функциональное назначение пакеров и его элементов. 7 Какие два вида признаков положены в основу классификации? 8 По каким признакам отличаются механические, гидравлические и надувные пакеры? 9 Какие материалы применяются в качестве уплотнительных элементов? 10 По способу создания нагрузки на уплотнительные элементы на какие типы различаются пакеры? 11 Для чего служит опорное кольцо? 12 Назначение и конструкция ствола пакера. 13 Какой смысловой признак содержится в шифрах пакеров?
Лабораторная работа № 2 2 ПАКЕР ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ С ОТСЕКАТЕЛЕМ (IIII ГО) Цель работы - овладение методикой подбора пакера для конкретных условий работы на основе его функциональных возможностей. Задача лабораторной работы заключается: • в изучении конструкции и проведения действий спуска в скважину, посадки, деформирования уплотнительных элементов и съема с места посадки; • в измерениях конструктивных размеров элементов пакера (откидного клапана, разгрузочного клапана, перепускного отверстия, пружины), обеспечивающих нормальное функционирование клапана - отсекателя. Расчетная часть содержит: • проверку соответствия размеров уплотнительного элемента к внутреннему диаметру эксплуатационной колонны; • определение нагрузки, необходимой для открытия разгрузочного и тарельчатого откидного клапанов. По программе на эту работу отводится 2 часа. 2.1 Описание установки пакера ППГО Шифр ППГО означает: пакер промежуточный с гидравлическим способом деформирования уплотнительных элементов с отекателем. Технические характеристики пакеров ШИ 0-122-16 и ППГО-140-16 идентичны (таблица 2.1).
Спуск и подъем пакера в скважине производится с помощью специального толкателя и ловителя, технические характеристики которых приведены в таблицах 2.2 и 2.3.
2.2 Устройство пакера 11111'О Пакер (рисунок 2.1, а) состоит их двух частей - верхней и нижней, имеющих возможность осевого перемещения относительно друг друга. Верхняя часть пакера состоит из седла 1, резиновой манжеты 2, штока 3, конуса 4 и патрубка 5. Нижняя часть состоит из стакана 7, штока 8, резиновых манжет 9 и 10 и узла клапана, включающего резиновое кольцо 12, откидной тарельчатый клапан 13 с разгрузочным клапаном 11 и пружины 14, собранные в корпусе клапана 15. Разгрузочный и откидной клапаны в свободном состоянии под действием пружины находятся в постоянно закрытом положении. Герметичность тарельчатого клапана обеспечивается посредством резинового кольца 12. В Т-образных пазах стакана 7 размещены хвостовики шлипсов 6, которые при перемещении верхней и нижней частей пакера относительно друг друга скользят по скошенным поверхностям конуса 4, благодаря чему изменяется диаметральный размер пакера по шлипсам. При "растяжении" пакера шлипсы собираются к центру, вписываясь в диаметральный габарит пакера, при "сжатии" его диаметральный размер увеличивается. Герметизация кольцевого зазора между стволом пакера и обсадной колонны осуществляется самоуплотняющимися манжетами при действии давления жидкости. Особенностью конструкции пакера ППГО является наличие гладких цилиндрических буртов, выступающих над зубчатыми поверхностями шлипсов, которые позволяют закрепить пакер в муфте, что исключает деформацию обсадных труб и уменьшает усилие срыва. 2.3 Устройство толкателя Толкатель предназначен для спуска и установки пакера в скважине. Толкатель (рисунок 2.1, б) состоит из штока 5, по которому свободно перемещается фонарь 3, и перфорированного хвостовика 6, ввернутого в нижнюю часть штока. Сверху шток оканчивается муфтой 1, служащей для соединения толкателя с колонной насосно-компрессорных труб. В фонаре собраны подпружиненные тормозные башмаки 2, обеспечивающие соответствующую силу трения толкателя в обсадной колонне. Сила трения превышает суммарный вес фонаря и трех плашек 4, подвижно установленных на своих осях и удерживаемых в горизонтальном положении пружинами. 2.4 Устройство ловителя Ловитель предназначен для захвата пакера при его подъеме из скважины. Ловитель (рисунок 2.1, в) состоит из стержня 3, перфорированного хвостовика 4, соединительной муфты 1 и зубчатого шлипса 2. Шлипс свободно перемещается по наклонному пазу стержня и под действием силы собственного веса находится в нижней части паза. В этом положении поперечный размер ловителя больше, чем диаметр внутреннего проходного канала пакера. При перемещен™ шлипса в верхнюю часть паза размер по шлипсу уменьшается и ловитель свободно входит в пакер. 2.5 Правила эксплуатации пакера ППГО Для спуска пакера ППГО необходимо подготовить скважину промывкой ствола и шаблонированием на глубину спуска пакера. В качестве шаблона, как правило, применяются резиновые манжеты пакера. Допускается производить шаблонирование скважины металлическим шаблоном 0123.05 мм длиной 1 м для обсадной колонны 146 мм и шаблоном 014О_о>5 мм той же длины для обсадной колонны 168 мм. ^ Спуск и подъем шаблона должны производиться без прихватов на всей глубине шаблонирования. Резиновые манжеты шаблона после подъема должны быть в исправном состоянии. После подъема металлический шаблон не должен иметь рисок и задиров, свидетельствующих о неисправности обсадной колонны. Спуск пакера производится только в заглушённую скважину; не допускается производить спуск пакера в скважину с признаками фонтанирования. Пакер проверяется на целостность резиновых манжет, резинового кольца и пружин, а также на подвижность верхней части пакера относительно нижней и правильность прилегания клапана к седлу.
а) Пакер: 1- седло; 2 - резиновая манжета; 3 - шток; 4 - конус; 5 - патрубок; 6 - шлипсы; 7 - стакан; 8 - шток нижний; 9, 10 - резиновые манжеты; 11 - разгрузочный клапан; 12 - резиновое кольцо; 13 - откидной тарельчатый клапан; 14 - пружина; 15 - корпус клапана; б) толкатель: 1 - муфта соединительная; 2 - подпружиненные тормозные башмаки; 3 - фонарь; 4 - плашки; 5 - шток; 6 - перфорированный хвостовик; А - коническая поверхность плашки 4; Б - гладкий цилиндрический бурт штока 5; В - торец штока 5; в) ловитель: 1 - соединительная муфта; 2 - зубчатый шлипс; 3 - стержень; 4 - перфорированный хвостовик Рисунок 2.1 - Общий вид пакера, толкателя и ловителя
2.6 Спуск пакера в скважину и установка его в обсадной колонне Перед спуском пакер вручную устанавливается в устье скважины. Затем во внутренний канал пакера заводится толкатель, соединенный с первой трубой, подвешенной на крюке талевой системы. Верхняя часть пакера удерживается в поднятом положении, пока верхняя манжета не войдет в обсадную колонну. При этом фонарь толкателя должен находиться выше бурта штока во избежание его преждевременного запирания под буртом. Спуск пакера происходит под действием веса труб, который передается через толкатель. В течение всего спуска не допускается производить подъем колонны труб, так как это приведет к преждевременному переключению фонаря толкателя и сделает невозможным дальнейший спуск пакера. Подъем труб для освобождения элеватора производится не более чем на 10-20 см. Скорость спуска пакера в скважину не должна превышать 0,1 м/с. В процессе спуска пакера в скважину толкатель опирается торцом "В" штока 5 (см. рисунок 2.1, б) в конический бурт на верхнем конце штока 8 (см. рисунок 2.1, а). Благодаря трению резиновой манжеты 2 о стенку обсадной колонны верхняя часть пакера отстает от нижней части и пакер спускается в скважину в "растянутом" состоянии, при котором шлипсы находятся в нижней части скошенных поверхностей конуса 4 и не выходят за диаметральный габарит пакера. При этом перфорированный хвостовик толкателя удерживает откидной клапан в открытом положении, что обеспечивает течение жидкости из-под пакера вверх. На необходимой глубине дальнейший спуск пакера в скважину прекращается, и толкатель приподнимается на одну трубу. При подъеме толкателя сила трения тормозных башмаков 2 удерживает фонарь 3 от перемещения относительно обсадной колонны и бурт "Б" штока 5, приподнимая плашки 4, проходит через них и начинает поднимать фонарь, преодолевая силу трения башмаков. Плашки, освободившись от бурта, под действием пружин возвращаются в исходное горизонтальное положение. При повторном движении вниз толкатель опирается на седло пакера поверхностью "А" и перемещает его вниз. Резиновые манжеты 9 и 10 оказывают тормозящее действие на нижнюю часть пакера, и шлипсы раздвигаются входящими в них косыми пазами конуса и вступают в контакт с обсадной трубой. Поскольку выступающие бурты шлипсов гладкие, под действием массы труб пакер скользит по обсадной колонне скважины до первого резьбового соединения, где кольцевые бурты шлипсов проваливаются в пространство муфты, а зубчатые поверхности шлипсов входят в контакт с обсадными трубами. Посадка пакера в муфте обсадных труб определяется по прекращению движения насосно- компрессорных труб в скважину. Надежность закрепления пакера в скважине проверяется по индикатору веса при закачке жидкости в насосно-компрессорные трубы. Для этого после установки пакера трубы приподнимаются так, чтобы индикатор веса показывал нагрузку на пакер в 1-2 т, и производится закачка жидкости в трубу при давлении 5-8 МПа в течение 15-20 минут. Неизменность показаний индикатора веса характеризует надежность закрепления пакера. Снижение нагрузки с индикатора веса свидетельствует о движении пакера вверх. В этом случае, продолжая закачку жидкости, следует производить медленный подъем труб до тех пор, пока пакер не закрепится в вышележащей муфте обсадных труб. После этого толкатель поднимается из скважины и в нее спускается соответствующее насосное оборудование - погружной электроприводной центробежный насос или штанговый скважинный насос. Насос оборудуется специальным трубчатым фильтром, который при посадке насоса проходит через внутренний канал пакера и открывает откидной клапан, а при подъеме насоса фильтр выходит из пакера и откидной клапан под действием пружин и избыточного давления снизу закрывается, изолируя пласт от ствола скважины. 2.7 Снятие пакера с места установки и подъем его из скважины Подъем пакера производится специальным ловителем, спускаемым в скважину на насосно-компрессорных трубах 073 мм. Применение другого инструмента для подъема пакера запрещается. Перед спуском ловителя в скважину необходимо проверить подвижность шлипса в пазу стержня ловителя. Шлипс должен под собственным весом легко, без заеданий опускаться в крайнее нижнее положение. Достигнув пакера, ловитель своим хвостовиком начинает входить во внутренний канал пакера. Длина входа ограничивается упором муфты ловителя в седло пакера. При подъеме ловителя зубчатый шлипс захватывает верхнюю часть пакера и начинает поднимать ее вверх. При этом первое время нижняя часть пакера остается неподвижной, пакер растягивается, а его шлипсы сходятся к центру, выходя своими буртами из- под стыка обсадных труб. При этом положении пакер беспрепятственно извлекается из скважины. 2.8 Технологические расчеты пакера ППГО Исходные измеряемые параметры приведены в таблице 2.4.
DM - наибольший диаметральный размер по металлу; Dp - наибольший диаметральный размер по резиновым манжетам в свободном состоянии; dor диаметр отверстия разгрузочного отверстия; dOT - диаметр отверстая тарельчатого клапана; к - конусность зубчатого шлипса ловителя. Расчетные формулы 1 Условие нормального прохождения пакера в скважину (2.1) 2 Резиновые манжеты не должны выступать за пределы металлической части (2.2) 3 Нагрузка, необходимая для открытия разгрузочного клапана . (2.3) 4 Нагрузка, необходимая для открытия откидного клапана (2.4)
Контрольные вопросы 1 Устройство • гидравлического пакера типа 111110; • толкателя; • ловителя. 2 Какие материалы применяются в качестве уплотнительных элементов пакера ППГО? 3 Назначение и конструкция каждого из стволов пакера. 4 В чем главная особенность конструкции пакера типа ППГО? 5 Какие прочностные и технологические расчеты пакера ППГО нужно произвести? 6 Какое значение имеют диаметры отверстий разгрузочного и тарельчатого клапанов? 7 В каких расчетах используется конусность зубчатого шлипса ловителя?
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 4503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |