КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Торгово-технологическое оборудование
Конспект лекций 1. Торговую мебель принято классифицировать по следующим признакам: · по функциональному назначению - для хранения (стеллажи, поддоны, подтоварники), подготовки товаров к продаже (столы дляфасовки, упаковки, оценки качества, раскроя и бракеража), их показа, выкладки и продажи (горки, витрины, прилавки), транспортировки, хранения и продажи (контейнеры), расчетов с покупателями (кассовые кабины), дополнительного обслуживания (примерочные кабины, зеркала, столы дляупаковки); · по месту использования - для торговых залов магазинов, помещений дляприемки, кратковременного хранения, подготовки товаров к продаже; · по способу установки - пристенная, островная, привитринная, настенная и встроенная. Наиболее распространена пристенная, островная и привитринная торговая мебель, которая подразделяется на передвижную и стационарную. В зависимости от конструкции торговую мебель подразделяют: · по nринциnу устройства - полочная, каркасная, трубчатая; · по комплектности – детали, элементы, приспособления, композиции горок; · по способу сборки - неразборная, сборно-разборнаяи складная; · по материалу изготовления - пластиковая, из стекла и зеркал, металлическая, деревянная, комбинированная с применением металла, дерева, ДСП, стекла и пластмасс в различных сочетаниях. Применительно к формам и способам продажи товаров торговую мебель классифицируют: · по товарному профилю - специализированная торговая мебель (дляопределенных товарных групп) и универсальная (дляразличных групп товаров); · по организации торгового обслуживания - дляпродажи товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей (прилавки, секции, шкафы закрытого типа с доступом только со стороны продавца); дляпродажи товаров методом самообслуживания (открытые, доступные покупателю витрины, прилавки, стойки, вешала); для продажи крупногабаритных непродовольственных товаров по образцам с доставкой на дом (подиумы, стеллажи); дляпродажи продовольственных товаров по предварительным заказам покупателей (демонстрационные витрины). В зависимости от характера торгово-технологического процесса продажи товаров торговую мебель классифицируют: · по содержанию торгово-технологического nроцесса - мебель технологическая, выставочная, аксессуарная; · по nрогрессивности технологии доставки и npoдaжи товаров ~ с использованием тары-оборудования (контейнеры, поддоны, контейнеры-вешала). В зависимости от потребностей заказчика торговую мебель подразделяют на типовую и эксклюзивную, изготовляемую по индивидуальному заказу. · по новизне - экспериментальная, традиционная; · по серийности - малосерийная, серийная и массового производства (крупносерийная). Эксплуатационно-технические требования. При конструировании торговой мебели ведущими принципами являютсястандартизация и универсальность. Торговая мебель должна разрабатываться с учетом последних достижений в организации торговли, отвечать современным требованиям технической эстетики. Ее детали должны отличаться взаимозаменяемостью, достаточной прочностью, простотой сборки, технологичностью изготовления. Торговая мебель должна обеспечивать оптимальное использование площади торгового зала магазина, удобство пополнения запасов товаров, демонстрационную наглядность и свободный доступ к товарам покупателей. Требованию оперативного пополнения запасов товаров отвечает торговая мебель, укомплектованная съемными корнами, тележками-контейнерами, лотками, которые можно загружать товарами в подсобных помещениях или доставлять в них товар непосредственно от поставщика без ручной перекладки его из тары на горки и другое оборудование в магазине. Эргономические требования. Конструирование торговой мебели ведется с учетом средних антропометрических данных человека, которые в значительной степени определяют размеры оборудования. Основные параметры торговой мебели должны соответствовать усредненным антропометрическим данным человека, сводить к минимуму утомляемость при работе обслуживающего персонала, обеспечивать достаточную обозримость и свободный доступ к товарам. Эстетические требования. Необходимо, чтобы форма, пропорции и цвет торговой мебели соответствовали ее функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала. Торговая мебель должна отвечать следующим эстетическим требованиям; · отделка должна быть увязана с общим решением обустройства и технического оснащения торгового зала; · цвет мебели и ее отдельных элементов должен гармонировать с интерьером магазина и подчеркивать особенности выложенного товара; · источники света необходимо располагать так, чтобы выделить товар, обратить на него внимание покупателей; · при конструировании торговой мебели следует учитывать возможности применения современных технологических и отделочных материалов; · при монтаже торговой мебели в линию не должно возникать зрительного впечатления провисания полок и дисгармонии в дизайнерском решении. Санитарно-гигиенические требования. Устройство торговой мебели, а также материалы, используемые для ее изготовления, не должны затруднять ее чистку в процессе эксплуатации и уборки торговых помещений. В связи с этим торговая мебель должна иметь качественную отделку с гладкой поверхностью без излишних зазоров, выступов и углублений. Рабочие поверхности торговой мебели, соприкающиеся с продуктами, должны изготовляться из материалов, разрешенных к применению в торговле продовольственными товарами. Загрязнения с поверхностей торговой мебели удаляют только путем сухой уборки. Поверхности, покрытые пластиком, протирают тампоном, пропитанным 5%-ным марганца. 2. В торговом зале магазина применяют горки, вешала, шкафы, витрины, стенды, тару-оборудование, прилавки, кассовые кабины, столы для упаковывания товаров, примерочные кабины и др. Мебель неразборная состоит из деталей, связанных между собой неразъемными соединениями. Детали сборно-разборной мебели соединяют с помощью болтов, винтов, скоб, крючков и других разъемных соединений. Складная и разборно-складная мебель имеет детали с шарнирными соединениями, которые позволяют складывать их, уменьшая тем самым размеры мебели и занимаемый ею объем. Секционная мебель состоит из отдельных секций. Секция представляет собой готовое изделие, оснащенное необходимыми деталями: полками, ящиками, кронштейнами и др. Секции устанавливают отдельно или подсоединяют к другим секциям. При этом образуются блоки или линии любой длины. Пристенные и островные горки предназначены для выкладки и продажи товаров. По товарному профилю их подразделяют на универсальные и специализированные. Конструкция горок - сборно-разборная. В качестве приспособлений для выкладки товаров используют полки, кассеты, корзины, навесные витрины, штанги, специализированные кронштейны и др. Размеры пристенных горок (в мм): длина - 900-1300, ширина - 300-800, высота 2000 и 2200. Островные горки отличаются от пристенных по высоте и ширине. Их высота (в мм): 120, 1400, 1600и 1800. Пристенные горки устанавливают по периметру торгового зала. На верхних кронштейнах этих горок располагают светильники (люминесцентные лампы небольшой мощности). Полки островных горок навешивают с двух сторон. Привитринные горки сходны с островными конструкцией, но устанавливают их вдоль оконных витрин. На стороне, обращенной к оконной витрине, выкладывают товар так, чтобы его можно было рассмотреть с улицы. Торцовые горки по высоте одинаковы с островными, но имеют полки только с одной стороны и устанавливаются в торец линии островных горок. Универсальные горки для продажи продовольственных товаров имеют несколько полок с ценникодержателями. Специализированные горки используют для продажи определенного ассортимента товаров. Горки для овощей и фруктов оборудованы проволочными корзинами. Горки для хлебобулочных изделий имеют наклонные полки для выкладки хлеба и подшкафник для хранения рабочего запаса. Полки с лицевой стороны оснащены высокими бортиками (чтобы хлеб не падал), а подшкафник небольшой полкой для сумок покупателей. Хлеб выкладывают со стороны подсобного помещения. Для размещения, демонстрации и продажи готовой одежды служат вешала. По конструкции они бывают одноярусные, двухъярусные, стационарные и передвижные. Одноярусное стационарное вешало состоит из боковых рам и горизонтальных штанг, изготовленных из труб. К верхним штангам готовая одежда подвешивается на плечиках, а также крепятся ценникодержатели. Передвижное вешало состоит из двух стоек с закрепленными на них четырьмя поворотными колесами и двумя-тремя штангами. Оно предназначено для доставки готовой одежды из подсобного помещения в торговый зал. В магазинах для выкладки и продажи различных продовольственных и непродовольственных товаров, упаковки и размещения кассовых машин широко используются прилавки и прилавки-витрины. Они представляют собой сборно-разборный корпус и состоят из крышки, дна, стенок, двух пар стоек, рам и штанг. Конструктивные особенности их зависят от конкретного назначения. Прилавок для отпуска товаров устанавливается на рабочем месте продавца и имеет с тыльной стороны выдвижные ящики или нишу. Прилавок с кассетами удобен для выкладки небольших по размерам товаров. Прилавок с витриной имеет встроенную верхнюю часть из стекла для выкладки и демонстрации товаров. С внешней стороны прилавок оборудован неширокой полкой для сумок покупателей, а со стороны продавца - выдвижными ящиками; полками открытыми или с раздвижными дверцами для хранения товаров или инвентаря. Прилавок с пультом используют для размещения, демонстрации и продажи ювелирных изделий и других товаров. Такие прилавки сверху остеклены, а внутри имеют выдвижные пульты. Прилавок для отборочных корзин и сумок покупателей устанавливается перед узлом расчета при входе в торговый зал. Ниша его разделена на два ряда ячеек для размещения отборочных корзин и сумок покупателей. Размеры прилавка (в мм): длина - 900-1500 мм, ширина - 600-1200, высота - 700, 900. Прилавки длиной 1500 и шириной 1200 мм используют для продажи тканей. Прилавки для крупногабаритных товаров (бытовых холодильников, стиральных машин и др.) имеют неразборную конструкцию. Состоят они из опорных стоек, стенок и крышки из древесно-стружечной плиты с декоративным покрытием. Размеры таких прилавков (в мм): длина - 900, 1200, ширина - 600, 800, высота - 250. Прилавки для выписки чеков (тумбочки) имеют выдвижной ящик. Размеры прилавка (в мм): длина - 600, ширина - 450, высота - 700, 900. Подставки для велосипедов выпускают одно-, четырех- и шестиместные. Они состоят из основания и металлических кронштейнов, между которыми устанавливают велосипеды. Размеры· четырехместной подставки (в мм): длина - 890, ширина - 450, высота - 285. Подставка для спортинвентаря служит для выкладки длинномерных товаров: лыж, лыжных палок, клюшек. Конструкция подставки сборно-разборная из прутка или труб круглого сечения. Размеры одной секции подставки (в мм): длина - 450, ширина - 400, высота - 1200, 1800. Стенды применяют для показа товаров. По устройству их делят на щитовые и каркасные. Щитовые стенды представляют собой набор демонстрационных унифицированных щитов. Их располагают в линию, под углом и т.п. В качестве приспособления для показа товаров применяют кронштейны, штанги, полки и др. Это дает возможность показыватъ товары различных групп. Щиты снабжены опорами, регулируемыми по высоте. Размеры стенда (в мм): длина - 900, высота - 1800. Каркасные стенды имеют опорные стойки, связанные между собой стяжками. Стойки изготовляют из труб прямоугольного или круглого сечения. На каркасе закрепляют приспособления для показа образцов товаров: кронштейны, штанги, каретки и др. Стенд для показа ковров в верхней части имеет направляющие, по которым передвигаются каретки с образцами ковров, закрепленных с помощью зажимов. Для ознакомления с образцом каретку из стенда выдвигают на определенное расстояние. Размеры стенда (в мм): длина - 3400, ширина - 2000, высота - 3200. Шкафы служат для выкладки и продажи хлебобулочных, кондитерских и других продовольственных товаров. Их конструкция сборно-разборная. Шкафы для хлебобулочных изделий состоит из опорных стоек, изготовленных из трубы прямоугольного сечения, деревянных (из древесно-стружечной плиты) или металлических боковых стенок, крышки и дна. Шкаф комплектуют восемью наклонными полками для продажи хлеба и шестью полками, расположенными в нижней закрытой части шкафа, для хранения рабочего запаса. Для уменьшения усушки хлеба предусмотрены щитки из оргстекла со стороны торговою зала и дверки со стороны подсобного помещения. С лицевой стороны шкафа устроены полки для сумок покупателей и вилок для опробования качества хлеба. Шкаф для кондитерских изделий имеет несколько полок с кассетами для выкладки товаров и подшкафник, закрытый раздвижными дверками. Размеры шкафов (в мм): длина - 1200, 1600; ширина - 450, 800; высота - 1750. Кабины предназначены для расчетов с покупателями. Различают кассовые кабины для магазинов самообслуживания и для магазинов, применяющих традиционную форму продажи. Кабины имеют неразборную и сборно-разборную конструкции. К основным деталям кабины относятся: основание на опорных стойках, стенки, стол для контрольно-кассовые машины с выдвижными ящиками для денег и полкой для принадлежностей и кассовой ленты, полка для расчетов с покупателями и кронштейн со светильником и рекламным указателем. Пол кабины покрывают линолеумом. Задняя и боковые стенки могут иметь заградительные щитки из оргстекла или других материалов. В одной из стенок предусмотрена распашная дверка. Кабина имеет стул для контролера-кассира. Размеры кабины (в мм): длина - 1400, ширина - 1000, высота (без светильника и рекламного указателя) - 800. Полка для расчетов с покупателем имеет ширину 300 мм. Для осуществления технологического процесса по приемке, хранению и подготовке различных продовольственных и непродовольственных товаров в складских помещениях магазинов применяют специальные столы, стеллажи, поддоны, контейнеры, подтоварники и другие типы оборудования. Для приемки и разбраковки товаров используют специальные столы, крышка которых покрывается нержавеющей сталью или облицовывается пластиком. В столах монтируются выдвижные ящики для хранения нормативно-технической документации и инвентаря, а над столами - светильники с люминесцентными лампами. Столы для бракеража имеют следующие размеры (в мм): длина - 1000, ширина - 900 и 1000, высота - 780. Для хранения тарно-штучных и штучных грузов используются стеллажи. Металлические стеллажи выдерживают большие нагрузки, облада1ОТ прочностью и долговечностью, менее безопасны в пожарном отношении. По назначению они делятся на универсальные и специальные, по конструкции - на сборно-разборные и неразборные, могут быть стационарными и передвижными. Основные элементы - вертикальные стойки и укрепленные на них в несколько ярусов полки. В зависимости от особенностей товаров стеллажи бывают полочные, клеточные, полочно-клеточные. На гравитационных стеллажах полки имеют наклон, поэтому перемещение товара происходит под действием силы тяжести. Длинномерные грузы хранят на консольных стеллажах, грузонесущая поверхность которых выполнена в виде консолей. Размеры секции стеллажей (в мм): длина - 1000 и 1500, высота - 2200 и 3200, ширина - до 800. Для размещения бакалейных товаров при фасовке используют лари, для хранения овощей - контейнеры. Товары в таре хранят на поддонах и подтоварниках. Товары, уложенные на поддон, образуют пакет, удобный для погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых с помощью электропогрузчиков и другого подъемно-транспортного оборудования. По устройству поддоны делят на плоские, стоечные и ящичные. Плоские поддоны изготовляют с одним и двумя настилами. Одно настильный поддон имеет сплошной или решетчатый настил с опорными стойками. Настил образует площадку для укладки товаров. Двухнастильный поддон состоит из верхнего и нижнего настилов и находящихся между ними промежуточных опор. Между опорами оставлены проемы для ввода вилочного захвата электропогрузчика. Поддоны изготовляют неразборной и сборно-разборной конструкции преимущественно из дерева и металла. Плоские поддоны имеют размеры в плане (в мм): 800x1200, 1000x1200, 1200х1600 и 1200x1800. Наиболее распространены поддоны размером 800x1200 мм. На них укладывают товары в ящиках, мешках и другой транспортной таре. Плоские поддоны с товарами устанавливают на полки стеллажей или в штабеля в три-пять ярусов. Стоечные поддоны снабжены съемными или несъемными стойками, расположенными над плоскостью верхнего настила. Ящичный поддон имеет надстройки из стенок (разборных или складных) с крышкой или без крышки. В стоечные и ящичные поддоны укладывают хрупкие товары или товары в мягкой таре (картонных коробках, бумажных пачках и т.п.). 3. Размеры отдельных конструкций торговой мебели должны соответствовать параметрам помещений магазинов, что при массовом производстве невозможно без типизации, унификации и стандартизации. В международноЙ практике для этих целей введена система модулей. Под модулем (М) понимают единицу измерения в виде стандартной величины, равной 90 мм, и производных - 0,5 М (45 мм), 2 М (180 мм), 5 М (450 мм), 10 М (900 мм). Современная торговая мебель отечественного и зарубежного производства выпускается преимущественно длиной одной секции в 10 М. Одним из важнейших условий организации массового производства торговой мебели является ее типизация, т. е. устранение многообразия и отбор наиболее рациональных конструкций. Типизация позволяет создать технически и экономически обоснованный минимум наиболее совершенных наборов и комплектов торговой мебели, конкурентоспособных на рынке торгового оборудования. Второе важное условие организации высокоэффективного массового производства торговой мебели - ее унификация, т. е. nриведение к единообразию форм, конструкции и размеров деталей, из которых собирают торговую мебель. В процессе унификации сокращается ненужное многообразие деталей, имеющих одинаковое функциональное назначение. Создается минимальный набор взаимозаменяемых деталей, используемых для сборки торговой мебели; различных типов на основе межфирменной кооперации. Наряду с типизацией и унификацией к непременным условиям организации высокоэффективного массового производства торговой мебели относится ее стаuдартизация, т. е. соответствие нормативным требоваuиям к размерам, материалам, качеству изгоmовления, nравuлам приемки и маркировки, уnaковки, трансnортировки u хранения. Обязательными к выполнению нормативно-техническими документами при организации производства торговой мебели предприятиями различных организационно-правовыx форм являются стандарты и технические условия. 4. При техническом оснащении магазинов особое внимание уделяют выбору типа торговой мебели и определению ее оптимального набора. При этом следует руководствоваться следующими принципами: · торговая мебель должна соответствовать товарному профилю и размерам торгового зала магазина; · при оснащении магазина торговой мебелью необходимо учитывать используемые методы продажи товаров; · размещение торговой мебели должно обеспечивать эффективное использование торговой площади магазина. Создание современного интерьера торгового зала требует решения многих задач технологического и эстетического характера. Необходимо учитывать размер, форму и назначение торговой мебели. Следует тщательно продумывать сочетание крупных и малогабаритных предметов. Правильно подобранная и расставленная торгoвая мебель позволяет расширить выкладку товаров, создать больше удобств для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на 1 м2 торговой площади и тем самым повысить эффективность использования торговых площадей. Необходимо стремиться к тому, чтобы установочная площадь была оптимальной. Установочная площадь торговой мебели - это площадь, занимаемая основанием конкретной единицы оборудования. В общую установочную площадь включается также площадь, занятая образцами крупногабаритных товаров, выставленными в торговом зале, и установочная площадь поддонов, на которых размещен рабочий запас товаров. Отношение общей установочной площади к площади торгового зала показывает степень использования торговой площади и называется коэффициентом использования торговой nлощади. Величина коэффициента установочной площади зависит от типа торговой мебели и рациональности планировочных решений торгового зала. Следует учитывать, что эффективное использование торговых площадей может быть достигнуто при условии оснащения магазинов оборудованием, имеющим достаточную площадь выкладки. Площадь выкладки исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок; корзин, кассет, перфорированных щитов, панелей), на которых могут быть выложены товары. Показателем, характеризующим степень использования торговой площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффuцuенm выкладки. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала. Для сбалансирования взаимосвязи между различными технологическими зонами магазина важно знать емкость торгового оборудования и количество разновидностей товаров, выкладываемых на одном метре площади полок горки. Эти показатели дают возможность определить не только эффективность использования торговой мебели, но и установить размеры товарных запасов, размещаемых в торговом зале, рассчитать потребные объемы текущего завоза товаров в необходимом для этого транспорте. Показателем эффективности использования выставочного пространства торгового зала является коэффициент кратности, который определяется как отношение площади выкладки к установочной площади (равный 2,5-3,0). Чем выше коэффициент кратности, тем эффективнее используется торговая мебель и все пространство торгового зала, доступное для выкладки товаров. Коэффициент емкости рассчитывается как отношение фактически выложенного на оборудовании товара и объема конкретной единицы оборудования. Объем оборудования равен сумме объемов для выкладки товаров каждой полки. Коэффициент емкости показывает, насколько эффективно используется номинальная емкость оборудования. 5. Торговый инвентарь классифицируется по разным признакам: По назначенuю в торгово-оnеративном процессе он бывает: · для приемки товаров: а) для вскрытия тары и упаковки (электроножницы, вскрыватель картонной тары со сменным ножом и т. д.); б) для проверки размеров и качества товаров (пробоотборники, овоскопы-виноскопы, нутромеры, штангенциркули, микрометры и др.); · для подготовки к продаже и продажи продовольственных товаров (приспособления для разруба, разделки и нарезки мяса, субпродуктов' и рыбы, топоры мясорубные, ножи производственные, мясницкие, обвалочные и др.); · для подготовки к продаже и продажи непродовольственных товаров (утюги, гладильные доски, щетки для чистки одежды и обуви, электроприспособление для фасовки гвоздей и шурупов и др.); · рекламно-выставочный (манекены, полуманекены, подставки, держатели для одежды и др.); · для отбора товаров покупателями; · кассовый (микрокалькуляторы, считыватели штрих-кодов, смачиватели пальцев, наколки для чеков и др.); · санитарно-гигиенический (пылесосы, поломоечные машины, корзины для мусора и др.); · противопожарный (пенные и углекислотные ручные огнетушители, гидропульт-ведра, наборы противопожарных инструментов). По месту использования: · для складских и подсобных помещений магазинов (молоток-гвоздодер-ножницы, топоры хозяйственные, молотки, клещи, нож для вскрытия мягкой тары и др.); · для торговых залов продовольственных магазинов (торговые щипцы и вилки, торговые совки, лотки для выкладки товаров, считыватели штрих-кодов и др.); · для торговых залов магазинов, торгующих непродовольственными товарами (приспособление для проверки электроприводов и электроламп, прибор для проверки электробатарей, инвентарь для примерки обуви, головных уборов и др.); · повсеместного пользования (счетный, противопожарный, для уборки помещений). По приводу в действие и сложности конструкции: · немеханический (лотки для выкладки товаров, пробоотборники, овоскопы-виноскопы и др.); · механический (съемник обручей, пломбир, ножи гильотинные и др.); · электрический (приспособление для проверки электролампочек, этикет-пистолеты, электросшиватель тары и др.); · пневматический, т. е. основанный на применении пневматических двигателей, преобразующих энергию сжатого воздуха в механическую работу. Используется в качестве привода различных механизмов во взрывоопасных и влажных местах (дрели, гайковерты, пневмосбиватели); · гидравлический (противопожарный гидропульт, подъемная площадка, тележка); · электронный (микрокалькуляторы, маркирующие устройства, считыватели штрих - кодов и др.). По материалу изготовления: · деревянный (доски для нарезки, метр для отмеривания тканей и др.); · металлический (лотки из листовой стали, гвоздодеры, ножницы и др.); · пластмассовый (подставки, воронки, пластмассовые лотки, манекены, вешалки, держатели и др.); · картонный (коробки для упаковки, указатели, товарные символы и др.); · комбинированный (например, металлические ножи с деревянными или пластмассовыми ручками). Неправильная эксплуатация торгового инвентаря приводит к травматизму. Поэтому к использованию инвентаря для вскрытия тары и упаковки или инвентаря для подготовки товара к продаже, а также к использованию электрического, пневматического и гидравлического инвентаря допускаются лишь лица, сдавшие техминимум и прошедшие специальный инструктаж. При использовании электрического инвентаря необходимо: · обращать внимание на исправность электропроводки, проверить шнур, вилку и розетку; · неисправности устраняет специалист-электрик; · хранить инвентарь в упаковке; · электрический инвентарь и пожарный инвентарь регулярно проверять, проходить профилактику, удалять с него влагу и пыль; · надевать перчатки при вскрытии тары и упаковки товаров. При работе с использованием колющего, рубящего или режущего инвертаря: · в помещении не должно быть посторонних; · до и после заточки режущей поверхности инвентарь слeдyeт очистить от пыли и загрязнений деревянной лопатoчкой с навернутой на нее чистой полотняной тряпкой и вымыть горячей водой; · весь затачиваемый инвентарь надо хранить в специально отведенном месте, не допускающем возможность случaйного прикосновения к нему. Инвентарь для уборки nомещенийдолжен находиться в подсобном помещении в чистом виде. Он должен быть изолирован от непродовольственных и тем более продовольственных товаров. Неустойчивый инвентарь, который при падении может привести к травмам (стулья-колоды, топчаны, стремянки, манекены и т. п.), должен быть прочно закреплен.
ПРАКТИЧЕСКОЕ (СЕМИНАРСКОЕ) ЗАНЯТИЕ
Целью занятия является изучение классификации торговой мебели и торгового инвентаря, требований, предъявляемых к ним. Задачи занятия: · изучение классификационных признаков и видов торговой мебели; · изучение особенностей типизации, унификации и стандартизации торговой мебели; · ознакомление с правилами подбора, размещения и эффективного использования торговой мебели; · изучение правил эксплуатации торгового инвентаря. План занятия: 1. Тестирование. 2. Выполнение практических заданий.
Практические задания
1. Заполните схему:
2. Закончите следующие фразы:
1) в качестве материалов для изготовления мебели используют ____________ __________________________________________________________________ 2) для улучшения показа товаров мебель должна быть ____________________ ___________________________________________________________________ 3) поверхность мебели должна быть ___________, без ____________________ острых _____________ и ___________________________________________ 4) мебель для предприятий торговли не должна занимать _________________, но должна быть достаточно ________________________________________ 5) унификация предусматривает единообразие во ________________________ ________________________________________________________________ 6) типизация заключается в выборе ____________________________________ и осуществляется путем____________________________________________
3. К требованиям, предъявляемым к мебели, проставьте цифры с соответствующими характеристиками:
Экономические____________________________________________________ Эстетические______________________________________________________ Эксплуатационные_________________________________________________ Эргономические___________________________________________________ Санитарно-гигиенические___________________________________________ Технические______________________________________________________
1. емкость; 9. прочность; 2. удаление загрязнений; 10. унификация деталей; 3. цвет; 11. типизация; 4. пропорции; 12. размеры мебели; 5. поверхность без выступов; 13. свободный доступ к товару; 6. форма; 14. стандартизация; 7. материал изготовления; 15. удобство выбора. 8. снижение трудоемкости;
4. В правой колонке впишите цифры, соответствующие назначению торговой мебели:
1. витрина ______________ для хранения; 2. стол ______________ для выкладки и продажи; 3. горка ______________ для расчета; 4. примерочная кабина ______________ для показа; 5. подтоварник ______________ для проверки качества; 6. кассовая кабина ______________ для создания удобств покупателям.
5. Закончите следующие фразы: 1. к специализированным видам мебели относятся горки для ______________ 2. вешала служат для ________________________________________________ 3. прилавок-витрина отличается от обычного прилавка тем, что ____________ 4. подтоварник представляет собой ____________________________________ 5. стеллажи применяют для хранения товаров в упаковке и без нее. Они бывают передвижными и ____________________. В зависимости от видов товаров используют _____________________ и _______________ стеллажи.
6. Укажите соответствие назначения инвентаря его виду, заполнив таблицу.
1. для вскрытия тары; а) монетница; 2. вспомогательный; б) фляги, лотки; 3. рекламно-выставочный; в) щит с инструментами; 4. санитарно-гигиенический; г) гвоздодер, клещи, молоток; 5. противопожарный; д) щетки, урны; 6. счетный; е) подставки, вазы; 7. для подготовки и продажи ж) корзины для покупателей; продовольственных товаров; з) ножи, совки, лопатки; 8. для определения качества товаров; и) метры, рожки; 9. для хранения рабочего запаса товаров; к) пробоотборник, овоскоп, 10. для подготовки и продажи виноскоп. непродовольственных товаров. Вопросы для самоконтроля: 1. Для какой цели торговые предприятия оснащают мебелью и какие факторы учитывают при ее выборе? 2. По каким признакам классифицируют торговую мебель и на какие группы? 3. Для какой цели на предприятиях торговли используют горки и какие приспособления применяют для выкладки товаров? 4. Для какой цели в торговых залах магазинов используют прилавки и прилавки-витрины? 5. Что называют торговым инвентарем и от чего зависят его виды и количество в торговом зале? 6. Какой инвентарь используется для выкладки и показа товаров, для обслуживания покупателей?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Изучение лекционного и дополнительного теоретического материала по данной теме, подготовка докладов (тема 8) к семинарскому занятию и демонстрационного материала.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 12864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |