Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика мемуарной литературы как исторического источника, ее виды и этапы развития в Беларуси. Основные особенности анализа




Под мемуарной литературой понимают произведения, в центре которых находится особа автора. Общественные события в них показаны не вообще, а в связи с этой особой, через ее субъективное восприятие. Термин «мемуары» употребляется как в широком смысле, в качестве определения целой группы источников, основанных на памяти, так и в узком – для определения их вида – воспоминаний.

В отношении к классификации мемуаров единого взгляда не существует. Основная часть исследователей разделяет их в соответствии с формой фиксации информации на следующие 4 вида:

1. Воспоминания – когда автор через некоторое время после определенных событий рассказывает о них или обо всей своей прошлой жизни (сюда можно включить автобиографии, жизнеописания). Воспоминания пишутся самим мемуаристом и такой вид мемуаров наиболее распространен.

2. Литературная запись воспоминаний – возникает тогда, когда мемуарист обращается за помощью литератора и последний придает воспоминаниям литературную форму, ничего не искажая в тексте и не внося никаких «прикрас». Тем не менее литератор все же оставляет свое «я» в мемуарах и, изучая литературные записи воспоминаний, всегда необходимо уточнять ступень его вмешательства.

3. Когда устный рассказ мемуариста о прошлом стенографируется, то произведение приобретает форму стенографической записи воспоминаний. Они обычно создаются по инициативе архивов, институтов, комиссий и музеев, которые заинтересованы в сборе и сохранении мемуарных источников. При изучении этого вида мемуарной литературы нужно иметь ввиду, что, во-первых, при стенографировании воспоминаний на мемуариста определенным образом влияет особа, которая ведет разговор. Во-вторых, воспоминания принимают форму мемуаров только после расшифровки, исправления и подписания их автором. И в-третьих, по своему стилю стенограммы воспоминаний сохраняют особенности разговорной речи (непоследственность изложения и т.д.).

4. Дневники как вид мемуарной литературы возникают тогда, когда современник рассказывает о событиях, людях, ощущениях и т.д. Обычно дневники создаются по личной инициативе автора, и авторы их рассказывают о пережитом с позиции того же времени.

Достаточно часто как отдельный жанр историко-литературных рассказов выделяют записки путешественников. Существует характерная черта, которая позволяет отнести свидетельства путешественников к мемуарной литературе, поскольку они также основаны на памяти и фиксировались в основном в виде дневниковых записей или воспоминаний.

Таким образом, все мемуары являются записками современников о прошлом, но каждый вид по-своему доносит это прошлое к сведению последующих поколений.

Как и другие виды повествовательных источников, мемуарные произведения имеют свою собственную историю. В ее развитии можно выделить следующие этапы:

Первый этап очерчивается во вт. пол. 16в., когда летописцы отдают предпочтение сюжету рассказа, местным событиям, истории жизни отдельных семей или деятелей. Появляются произведения, которые находятся на границе между летописью и мемуарами («Баркулабовская летопись», «Дневники походов Стефана Батория» и др.)

Второй этап в развитии мемуарного жанра в основном совпадает с 18в. Если раньше, в 17в. дневники в основном бесстрастно фиксировали события, то теперь в дневниках и воспоминаниях появляется субъективное «я» автора, отражаются его мысли и ощущения. Мемуаристика обогащается в жанровом отношении, приближается к художественной прозе – приключенческого романа (Турчиновский, Пильштынова), сентиментального рассказа-исповеди (Карпинский).

Третий этап очерчивается в нач. 19в. и охватывает период примерно до 1920-х г. Постепенно увеличивается количество произведений мемуарной литературы, замечен ее поворот к народной, крестьянской жизни. Возрастает политизированность, информационная насыщенность источников, авторы которых были в центре наиболее значительных событий своего времени. Расширяется круг авторов, среди которых – значительное количество разночинцев (чиновников, служащих, интеллигентов), а чуть позже – купечества, крестьян и рабочих.

Четвертый этап не имеет точной хронологической границы. Он очерчивается с началом постепенного установления Советской власти на территории Беларуси. Мемуары этого времени все более выделяются в качестве орудия идеологической и политической борьбы. Активно собираются и публикуются воспоминания участников революционных событий, гражданской войны. Новым толчком развития мемуарной литературы стала борьба с фашизмом. Возрастает количество мемуаров, а также появляются новее их разновидности: воспоминания-анкеты, стенографические и литературные записи воспоминаний. С нач. 1960-х годов появляются также воспоминания деятелей культуры, советских партийных руководителей.

Последний, пятый этап еще только очертился в конце 1980-х г. Его характерными чертами стали меньшая ступень идеологизации произведений, публикация тех из них, которые не могли увидеть свет (воспоминания репрессированных, деятелей белорусской эмиграции), стремление показать то, что не могли раньше.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.