КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспоминания Ф.Аляхновича как исторический источник
Белорусская историко-мемуарная литература 16-18в. как исторический источник. Проблема определения мемуаров 16-18в.в. является для источниковедов наиболее трудной, поскольку мемуарную литературу этого периода очень сложно отделить от публицистики, эпистолярных произведений, а временами даже от летописей. Об этом свидетельствуют споры насчет Буркулабовской летописи, а также «Дневников похода Стефана Батория на Россию». «Дневники…» составлены в виде писем, однако рассказывают не о частных событиях, а являются лаконичными записями хода боевых действий. Большинство историков считают самым ранним мемуарным памятником из известных в настоящие время «Исторические записки» Федора Евлашевского, написанные на белорусском языке в 1603-1604г.г. В их основу легли дневниковые записи автора за предшествующие 40 лет. Определенный интерес как источник о польско-литовской интервенции в Московское государство представляет «Диаруш» Самуила Маскевича – непосредственного участника событий. Главное внимание в нем дано военным событиям. Это произведение не является дневником в полном смысле этого слова. Только его короткие начальные записи (1594-1604) действительно имеют характер дневника. После записей 1604г. летописная манера существенно меняется. На смену сухой констатации фактов приходит развернутый, эмоционально насыщенный сюжетный рассказ. Описание событий и фактов становится более детальным; автор то забегает вперед, то возвращается к прошлому, существенно нарушая хронологическую последовательность изложения. Это свидетельствует о том, что «Диаруш» С.Маскевича создавался не по свежим следам событий, а по воспоминаниям о прошлых временах. В сер. 17в. в развитии мемуарной литературы очерчиваются определенные изменения. Многочисленные войны, опустошения, голод и связанные с ними пессимизм и апатия определяют постепенную и своеобразную переоценку ценностей мемуаристами. На первый план постепенно выходит описание собственной жизни, а не общественно-политических событий. Такой поворот к эгоцентризму видно уже в «Хронике» Яна Цадровского. Это – семейная хроника, которая по форме напоминает автобиографию.
18. «Исторические записки» Ф.Евлашовского как источник по истории Беларуси. Большинство историков считают самым ранним мемуарным памятником из известных в настоящее время «Исторические записки» Федора Евлашевского, написанные на белорусском языке в 1603-1604г.г. В их основу легли дневниковые записи автора за предшествующие 40 лет. Ф.Евлашевский – мелкопоместный шляхтич долгое время служил помощником судью Новогрудского поветового суда, неоднократно избирался депутатом сейма Речи Пасполитой. Ему доводилось вести дела высокопоставленных особ в судах разных инстанций, что было связано с частыми поездками по белорусским и польским городам и давало богатый материал для наблюдений. Он являлся свидетелем заключения Люблинской унии, членом комиссии по составлению «Трибунала ВКЛ» - устава высшего государственного суда. Поэтому в дневнике, рядом с отражением своей частной жизни, помещен богатый материал для изучения политической истории, культуры Беларуси 16в., быту, отношений к событиям представителей разных классов, в первую очередь шляхты. Оригинал мемуаров сохранился в неполном объеме. Отсутствует вступительная часть; не исключено, что записи велись и после 1604г., которым обрываются мемуары. Первая публикация источника была осуществлена Ф.Любомирским с польским переводом. Чуть позже, в 1886г., произведение Евлашевского опубликовал по львовской копии украинский историк Антонович. 19. «Авантюры моей жизни» Саламеи Пильштыновой как исторический источник. 18в. дал в нашей культуре и начало женской литературе, которая представлена произведением Соломеи Регины Пильштыновой-Русецкой о своей жизни «Авантюры моей жизни». Это произведение первоначально было опубликовано по-польски, а позже и по-русски. Роман относят и к польскому и белорусскому памятнику, т.к. он написан на польском, но со множеством белорусизмов, а сама автор родом из околиц Новогрудка. Написан в 1760г., в стиле барокко. Впервые издан в 1957г. под названием «Рэха». Не известно ни происхождение, ни образование автора, известно только, что Соломея владела русским, немецким, турецким языками. В романе писательница рассказывает о том, как в 14 лет вышла замуж за врача – акулиста Гальпира, уехала с ним в Турцию, где научилась у него врачевать и практиковала лекарством. Впоследствии муж скончался от тяжелой болезни, оставив ее одну с дочерью. Соломея вышла еще раз замуж за военнопленного немецкого офицера, выкупленного ее из турецкого плена. Роман состоит из разделов-новелл о своих приключениях в Турции, Петербурге. Например, «Авантюра князей Долгоруких», «История правления Анны Ивановны», которая называла Соломею своим «дружком», и т.д. В Петербурге женщина удивлялась нововведениями Петра 1 и одабривала их. Роман ценен подробными описаниями нравов турков, благодаря чему произведение является само по себе источником. А в отличие от других мемуаристов Беларуси свои воспоминания автор посвятила не внукам, а конкретно для печати. 20. Мемуарная литература Беларуси новейшего времени: этапы развития, особенности анализа. Источники новейшего (советского) времени ярко свидетельствуют, что на протяжении своей жизни в разное время те или иные деятели по-разному оценивали события, осмысливали прошлое. Поэтому, несмотря на возможность разных подходов к классификации мемуарной литературы новейшего времени можно определить ее разделение на следующие периоды: 1. 1917-1927г.г. – в это время перевешивают мемуары участников революционного движения, гражданской войны. Их особенностью было то, что интересной была не столько личность автора, сколько события или особа, о которых писал мемуарист. 2. конец 1920-х – 1930-е г.г. – определяется и качеством и количеством мемуарной литературы. Репрессии вынудили многих авторов говорить меньше о себе, больше о событиях. Мемуары нивелируются, теряют свою индивидуальность и отличительность. 3. период ВОВ и первое послевоенное десятилетие – немногочисленность мемуарной литературы, перепечатка уже выданных материалов характеризует этот период. Большинство записей велось исключительно для себя (партизанские дневники и др.). Не произошло существенных изменений в развитии мемуарной литературы и в первое послевоенное десятилетие. В большинстве того небольшого количества мемуарных произведений, кот. появились в это время, перевешивала военная тематика. 4. вт. пол. 1950-х – сер. 1980-х г.г. – военная тематика сохраняет свое значение, однако круг желающих высказаться существенно расширяется. В этот период появляются сведения о ряде подпольных организаций, рядом с воспоминаниями партизан все чаще печатаются и мемуарные произведения подпольщиков. В 1970-1980-е г.г. появляются воспоминания, в которых отражаются мероприятия Советской власти в Зап. Беларуси, деятельность Компартии Зап. Беларуси. При этом некоторые авторы используют разные архивные документы, печать, переписку и т.д. В итоге чего такие мемуарные произведения приобретают черты научных исследований. Характерной чертой мемуарной литературы этого периода является выход в свет сборников воспоминаний, посвященных определенным личностям, известным деятелям подпольного и партизанского движения, а также выдающимся белорусским писателям и поэтам. 5. с конца 1980-х до нашего времени – главная черта этого периода – публикация тех произведений, которые, безусловно, не могли быть напечатаны раньше. Очень интересны воспоминания о деятельности белорусских национальных организаций в первые послевоенные годы. Вместе с тем можно отметить ряд общих замечаний в отношении к изучению мемуаров новейшего времени. Очевидно резкое уменьшение количества дневников. Многие из дошедших до нас дневников новейшего времени велись авторами для памяти, для того, чтобы не забыть ничего существенного и после на основе записей восстановить события более широко; в них отсутствует такая характерная черта дневниковых записей, как эмоциональная насыщенность. В новейшее время существенно увеличивается количество таких видов мемуарных источников, как биографические анкеты, автобиографии, стенографические записи воспоминаний и др. Биографические анкеты чаще имели официальное назначение и вмещали полные, регламентированные сведения. Регламентированность содержания биографических анкет заставляет многих исследователей относить их не к жанру мемуарной литературы, а к материалам делопроизводства определенных учреждений, в итоге деятельности которых они формировались. Автобиографии отличаются от анкет не только тем, что их содержание определяется самим автором, но и большим объемом. На содержание автобиографии большое влияние оказывало их назначение (вступление в партию, поступление на работу и др.). Федор Алехнович – «В когтях ГПУ» (1934г. Вильно). Алехнович являлся крупным представителем белорусского национального движения в Зап. Беларуси. В 1926г. его пригласили в БССР, где его попросили остаться. Здесь он наблюдал с удивлением за поведением людей, за образом жизни. Его арестовали и выслали в концлагерь. Он спасся чудом, т.к. советские власти решили его обменять на Б. Тарашкевича (которого арестовали поляки). Рассказ Алехновича художественно обработан. Это произведение не только библиографического характера, а он еще и публицистический и художественный. Алехнович описывал себя в третьем лице и называл себя «Попутчик».
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |