КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественно-политическая публицистика и литературные произведения 16-18в. как источник по истории Беларуси и особенности их анализа
Агиографическая литература 12-14в. как источник по истории Беларуси. Основные памятники и особенности их содержания и анализа. Агиографические произведения – это произведения, в которых описывается житие христианских святых. Агиографические произведения создавались с целью создания «примеров жизни», которые нужно было перенимать, на основе которых нужно было строить свою жизнь. Агиографические произведения можно разделить на: · житии – о жизни святого; · страсти – житийные произведения о мучениях святого. Структура агиографических произведений: 1. Религиозное вступление. 2. Рождение, детство. 3. Юность, избрание своего пути. 4. Описание деятельности святого. 5. Смерть и чудеса после нее. Эта схема практически общая для всех видов агиографической литературы. Однако отдельные этапы могут сокращаться или выкидываться. Наиболее ранние произведения агиографической литературы: 1021г. – посвящены Борису и Глебу (киевский митрополит Иоанн). 12в. – Житие Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. 13в. – Житие Авраамия Смоленского и Меркурия Смоленского. Жизнеописания есть короткие и развернутые. Постепенно происходила их схематизация. Анализ: 1. Биографические факты являются только определенными формами для выявления идеального образа святого (существуют подражания другим иностранным источникам). 2. Из жития берутся только отдельные черты, чтобы достигнуть создания святого образа. 3. Выбранные черты обобщаются, за ними могло не быть реальной личности. 4. Количество и качество биографических фактов в житии обратно пропорциональна торжественности причины создания и отдаленности момента жизни святого от автора. 23. «Житие Ефросиньи Полоцкой» как источник по истории Беларуси. «Житие Ефросиньи Полоцкой» было создано в 1187г. Это один из наиболее ранних произведений исторической прозы, единственный источник биографических сведений про игуменью, создана, вероятно, монахом из монастыря св. Богородицы. Автор восславляет настойчивую и самоотверженную женщину, ее стремление к знаниям и духовного совершенствования, передает в строгой хронологической последовательности настоящие исторические факты. Сама Ефросинья составляла и, возможно, записывала молитвы и дидактические проповеди. Среди соотечественников была известна как справедливый судья, советчик и миротворец. В пожилом возрасте совершила паломничество в Иерусалим (1167г.), получила аудиенцию у патриарха Луки. В Иерусалиме, истощенная путешествием заболела и умерла. Похоронена в монастыре св. Феодосия (неподалеку от Иерусалима). В 1187г. перехоронена в Феодосиеву Печеру Киевской лавры.
В этот период развивается книгопечатание, и поэтому необходимо отметить, что литературоведы условно разделяют историко-литературные произведения на рукописные и печатные. К рукописным они относят те материалы, которые остались в личном архиве писателя и сохранились независимо от того, напечатаны они или нет. Основным видом рукописей называют автографы – собственноручные творческие рукописи писателя, которые имеют перевешивающее значение при решении спорных вопросов о подлинности текста, составе произведения, доработке и т.д. В этот период художественная литература по-прежнему основывается на историческом материале. Типизация и художественный вымысел присутствует в большей степени, но по-прежнему все произведения подчинены стремлению к точности и соответствию историческим фактам. Так, в центре описания историко-эпической поэмы Яна Вислицкого «Прусская война» (1516) находится знаменитая битва 15.07.1410г. Поэтическое произведение о Грюнвальде написано, по словам самого автора, с целью сохранить в памяти потомков героическую славу народа-победителя. Вместе с тем Я.Вислицкий знает о «тройственности Руси» (Красная, Белая, Черная), с уважением отмечает роль белорусов, которые превосходно пользуются луком. Необходимо отметить, что во время работы над своим произведением Я.Вислицкий пользовался выписками из исторических источников о Грюнвальдской битве, поэтому в поэме встречаются сведения, детали, которые мы не находим в других источниках. Синтезом исторического рассказа и публицистики явилась поэма Николая Гусовского «Песня про зубра» (1520), где художественный образ царя белорусских пущ показан во взаимодействии с определенной социально-политической действительностью ВКЛ. Поэма – интересный источник изучения традиций, быта людей 16в. Ценным пластом литературно-публицистических произведений 16-18в.в. стала полемическая литература, в развитии которой можно выделить два течения: светскую и религиозную. К первой можно отнести такие яркие памятники, как «Отписи» Филона Кмиты-Чернобыльского и «Трактат о нравах татар, литовцев и москвичей» Вацлава Михалевича. В «Трактате» жестоко критикуются существующие порядки в княжестве, а также названы фамилии многих магнатов и священников. Тоскуя по Литве времен Витовта, он обращается к опыту соседей княжества. Анализирую произведение как исторический источник, нужно иметь ввиду, публицистическое произведение Михалевича временами приобретает черты памфлета, где присутствует определенная гиперболизация, преувеличение. Навряд ли в городах литовских пили больше, чем в московских, а женщины вели себя более распутно и управляли своими мужьями и т.д. Полемичная гиперболизация здесь соединяется с идеализацией государственного строя Крымского ханства и Московской державы. Церковно-полемичная публицистика этого времени связана в первую очередь с борьбой двух христианских конфессий в ВКЛ, с созданием и деятельностью униатской церкви. Одним из родоначальников полемики стал Петр Скарга, который в 1574г. на польском языке издал книгу «Про единство божеского костела под единым пастырем». Идею П.Скарги поддержали киевский митрополит Михаил Рогоза и владимиро-брестский еписком Ипатий Патей, который позже стал основателем белорусской униатской литературы. Его перу принадлежат теоретические трактаты «Уния греков с костелом римским» и «Гармония церкви с костелом римским», в которых он обосновывал унию, критиковал лютеранство, кальвинизм и другие направления реформаторского движения в ВКЛ. Для понимания вышеописанных произведений и их изучения нужно иметь в виду конкретные социально-экономические и общественно-политические условия, в которых разворачивалась полемика. Полемические произведения не являлись сухим диспутом и сравнением сторон, они были рассчитаны на создание общественных реакций. Обычно в полемических произведениях присутствовал дидактический компонент. 25. «Речь Мялешки» как исторический источник. «Речь Мялешки» - памятник белорусской литературы первой половины 17в. Принадлежит к юмористично-пародийным, сатирическим произведениям ораторской прозы. Создан в форме речи на сейме, приписанной смоленскому коменданту И. Мелешке. Впервые опубликован Немцевичем в 1822г. в переводе на польский язык. Сопоставляя настоящее с прошлым, автор затрагивает повседневные проблемы общественной жизни Беларуси своего времени, дает яркие рисунки внутриполитического положения в стране. В произведении пародируются нравы и обычаи белорусской шляхты, критикуется антинародническая политика господствующего класса. Произведение глубоко патриотическое. Легкий юмор соединяется в нем с сатирой. Автор «Речи Мелешки» - представитель служилой белорусской шляхты, человек светского мироощущения, приверженец традиционного уклада жизни. Произведение направлено против иностранного засилья на белорусских землях, разрушения народных традиций. Произведение написано живым белорусским языком, богат народной фразеологией. 26. «Письмо к Абуховичу» как исторический источник. «Письмо к Обуховичу» - памятник белорусской литературы 17в. Написан в 1655г. и адресован смоленскому воеводе Обуховичу, который в 1654г. сдал город российским войскам во время войны России с РП (1654-1657г.г.). Впервые опубликован в 1910г. Во всех известных списках отправителем «Письма» назван Циприян Камуняка, однако точно не установлено настоящее это имя или псевдоним. Произведение глубоко патриотичное. В послании, полном злой иронии, Камуняка раскрывает бездарность воеводы в военном деле, осуждает его как предателя. В личности Обуховича автор разоблачает крупную шляхту того времени, высмеивает ее нравы и поведение; едко критикует ее продажность. Памятник написан живым белорусским языком, местами рифмованной, избавленной полонизмов, перенасыщенной острыми словами, присказками и пословицами.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |