КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сеймовые конституции, значительные памятники и особенности анализа
Статут ВКЛ как исторический источник. История создания, особенности структуры и содержания. Статут ВКЛ как исторический источник. Особенности структуры и содержания. Статут ВКЛ как исторический источник. История создания, особенности структуры и содержания. Работа по подготовке первого Статута ВКЛ велась на протяжении нескольких лет первой четверти 16в. К 1522г. был подготовлен проект Статута, однако не был утвержден. Он был введен только с 29.09.1529г. Статут был по существу, сводом законов на основе кодификации и систематизации норм местного обычного права, постановлений государственных и местных учреждений, привилеев. Фамилии составителей не известны. Статут состоял из 13 разделов и 244 статей. Позже были внесены дополнения, в итоге количество статей увеличилось до 283. Первый Статут 1529г. распространялся в рукописных списках (копиях). Первоначальный его список, сделанный в Вильно на старобелорусском языке, не сохранился до нашего времени. Сохранились 4 списка на «русском» (старобелорусском), 3 переводные (латинский и польский языки) и 4 списка 19в. Списки названы по фамилиям их владельцев или местах сохранения. Впервые напечатаны на белорусском языке в 1841г. в Познани, в 1854г. – кириллицей в Москве. В Статут 1529г. были впервые внесены нормы, которые в определенной ступени ограничивали права магнатов, объявлялись правила, согласно которым все особы (и убогие, и богатые) должны были судиться согласно с этим Статутом. Великий князь обязывался сохранять территориальную целостность государства, не допускать иностранцев на государственные должности, не давать им имений, земель, чинов, сохранять существующие законы. Статут подтверждал принцип индивидуальной ответственности, регламентировал участие защитников в процессе. Наконец, защищаться перед судом и доказывать свою невиновность обвиненный должен был сам. Однако, если он не мог осуществить защиту самостоятельно, то доверял это своему вернику или прокуратору. Если первый – просто доверенная особа обвиняемого, то второй – профессиональный юрист-поверенный (шляхтич), который занимался адвокатской практикой. Рост и укрепление феодальной собственности, расширение прав шляхты и антифеодальные выступления крестьянства потребовали в середине 16в. изменений в законодательстве. В 1551г. для подготовки нового статута была создана комиссия из 5 католиков и 5 православных. Подготовленный уже в 1561г., он был утвержден только в 1566г. В Статут были вписаны Виленский привилей 1563г., который в очередной раз декларировал уравнение в правах католиков и православных, и Бельский привилей 1564г., который гарантировал невмешательство администрации (воевод и старост) в судебные дела шляхты. Основными источниками Статут 1566г., кроме того, стали другие общеземские и областные привилеи (грамоты), Судебник 1468г, Статут 1529г. и некоторые нормы обычного права. Как и Статут 1529г., второй Статут ВКЛ не был в 16в. напечатан. Известно 58 его списков: 13 на старобелорусском, 40 на польском и 5 на латинском языках. Первая (и пока единственная) его публикация – в 1855г. («Временник императорского московского общества истории и древностей российских). Кн. 23). В Статуте 1566г. сохранена с небольшими изменениями структура Статута 1529г. Всего разделов 14 (в сравнении с предшествующим выделен отдельно раздел 4: судебный строй и судебный процесс). Утверждалось создание подкаморских (пограничных) и земских (шляхетских) судов. Объявлялась презумпция невиновности; несовершеннолетние могли быть наказаны только после 14 лет. Стремление шляхты и магнатов ВКЛ к возрождению самостоятельности своего государства, желание в большей ступени учесть изменения в социально-экономической жизни страны предопределили начало работы над новым сборником законов (статутом). К концу 1584г. она была почти закончена, однако, поскольку новый Статут игнорировал акт Люблинской унии 1569г., Польша не соглашалась утвердить его на общем сейме РП. В итоге Статут был утвержден великокняжеским привилеем в 1588г. Третий Статут ВКЛ действовал с 1589г., а после включения Беларуси в состав Российской империи – в Витебской и Могилевской губерниях – до 1832г, в Виленской, Гродненской и Минской губерниях – до 1840г. Источниками для разработки Статута стали: Статуты ВКЛ 1529 и 1566г.г., сеймовые постановления 1573, 1578, 1580, 1584г.г., королевские привилеи, постановления поветовых сеймиков. Статут имел 14 разделов и 488 статей. В разделах 1-4 помещались нормы государственного права и судебного строя, 5-10 и частично 13 – брачно-семейного, земельного и общественного права, 11-12, 14 и частично 13 – криминального права. Статут был подготовлен в период, когда королем и великим князем был Стефан Баторий, на высоком теоретическом уровне квалифицированными правоведами, работой которых руководили А.Волович и Л.Сапега. Статут 1588г. законодательно оформил сохранение ВКЛ как государства; поперек акту Люблинской унии объявлял идею веротерпимости, запрещал передачу вольного человека за долги или преступления в рабство, предусматривал криминальную ответственность шляхтича за убийство простого человека. Статут был напечатан на старобелорусском языке в 1588г в Виленской типографии Мамоничей под присмотром Л.Сапеги, в 1614г. выдан на польском языке, в 1811г. на русском языке в Петербурге. Имел большое влияние на процесс кодификации русского права, подготовки Соборного уложения 1649г. Наиболее полное современное издание осуществляется в 1989г. До 1569г. (Люблинской унии) постановления сейма назывались чаще ухвалами (одобрение, утверждение). В Статуте 1588г. уживаются оба термина. Конституции сеймов РП делятся на 3 группы: · те, которые относились ко всей РП; · решения, которые касались только Польши; · решения, которые имели силу только в ВКЛ. Как правило, последние в сеймовых документах выделялись в специальный раздел. Процесс принятия законодательных решений в сейме состоял из нескольких стадий: 1. подготовка законопроекта; 2. обсуждение и принятие его; 3. обнародование закона. Подготовка законопроекта осуществлялась государственной канцелярией и специально созданной комиссией. Законодательная инициатива принадлежала великому князю и раде. Обсуждение и принятие Конституции проходили в обеих палатах сейма – сенате и посольской палате («избе»). Окончательно закон редактировал король. Конституции обнародовались на специальных сеймиках, после вписывались в соответствующие книги, а также в Метрику ВКЛ, с 1732г. печатались в сборнике законов и актов. Последнее издание составлено согласно хронологического принципа и охватывала период с 1317 по 1782г., однако не являлась официальным и не содержала всех законов РП. Конституцией также называют принятый Четырехлетним сеймом Закон о власти 1791г. Этот законодательный акт состоял из преамбулы и 11 разделов. Конституция определяла права и обязанности всех сословий. Предусматривалось разграничение «трех властей»: законодательной, исполнительной и судебной (сейм, правительство, судебные органы). Благодаря Конституции, в РП была сделана попытка осуществить принцип парламентского способа управления, но ее положения не были полностью осуществлены по причине бунта реакционных кругов, которые объявили весной 1792г. в городе Торговицы конфедерацию и создали условия для вмешательства иностранных государств. 47. Законодательные документы конца 18в. – нач. 20в., их виды и основные публикации. Особенности функционирования российского законодательства на территории Беларуси. В законодательстве, которое действовало на территории Беларуси в период ее нахождения в составе Российской империи, условно можно выделить 2 периода: 1. конец 18 – 30-е г. 19в. – характерна деятельность не только норм права Российской империи, но и Статута 1588г. 2. 40-е г. 19в. – нач. 20в. – отмена местных законодательных норм 1832-1840г.г., Статута 1588г. Действуют только законодательные акты Российской империи. Право издания новых законов принадлежала только царю. Что касалось Сената, Синода, коллегий и других правительственных учреждений, то они имели только право обращаться к нему с докладами или предложениями. Определяющим было право царя и в отрасли законодательной инициативы. Любое «волеизъявление» царя имело или могло приобрести силу закона. Отсюда возникает и огромное количество видов законодательных актов, и то обстоятельство, что отличить законодательный акт от административного распоряжения очень сложно. Поэтому истории положили в основу такой принцип: законом считается только то 2волеизъявление» монарха, которое содержится в «Полном собрании законов Российской империи» (ПСЗ). Классификация материалов законодательства этого времени очень сложна. Они издавались как манифесты, указы, постановления, положения, инструкции, уставы, законы и т.д. При этом название не всегда соответствовала содержанию документа и его назначению. Временами по одинаковым событиям и отношениям принимались разнотипные законодательные документы. Среди множества законодательных актов этого времени значительное место принадлежало манифестам, которые издавались в связи с важнейшими событиями в политической жизни страны: объявление состояния войны или Ира, восшествие на трон нового монарха и т.д. Их стиль отличался напыщенностью и витиеватостью. Манифесты печатались массовым для того времени тиражом, в 19в. публиковались в газетах, объявлялись населению после торжественных богослужений в соборах и церквах. Другую более многочисленную группу законодательных актов составляют указы. Указы делились на 3 категории: именные; указы, объявленные из Сената; сенатские. Именные указы являлись распоряжением, приказом императора, направляемым Сенату для исполнения. Указ, объявленный из Сената, был также распоряжением императора, на основании которого Сенат составлял текст указа, предназначенный для обнародования. Сенатский указ представлял собой постановление Сената по общему или конкретному вопросу, оформленное в форме указа от имени Сената. Указы, предназначенные для обнародования, печатались значительным тиражом и снабжались оттиском государственной печати. Положения представляли собой комплекс взаимосвязанных законодательных документов. Так, новое социально-экономические положение крестьянства по реформе 1861г. было выдано в 17 документах, каждый из которых посвящался какой-нибудь группе крестьянства или местности. Закон, как отдельная разновидность законодательных актов, встречался сравнительно редко. Определенное значение этой категории было дано только с началом деятельности Государственной думы. Свод основных государственных законов определял процедуру утверждения новых законов и пробовал дать пояснение разграничения их с указами и приказами царя. Важными разновидностями законодательных документов являлись инструкции, постановления и наказы. Среди законодательных документов 18-19в.в. можно назвать дарственные грамоты («Дарственная грамота дворянству»). В конце 19 – нач. 20в. распространяются такие документы законодательного характера, как «Высочайшее повеление». Во вт. пол. 18в. цели и назначение ряда местных органов власти были сформулированы в таких разновидностях законодательных актов, как учреждения и уставы. Не все документы этого периода 18 – нач. 20в. подлежали публикации, отдельные из них доводились до сведения только узкого круга лиц. В первую очередь это – законоположения, связанные с борьбой против революционного движения. Поэтому, большое значение имеют «Особые журналы» заседаний Комитета министров (и протоколы заседаний, на основе которых они составлялись). В опубликовании законодательных документов важная функция принадлежала Сенату. Сенат обнародовал законы, и только после этого они вступали в силу. С 1808г. обнародование новых законодательных документов осуществлялось в «Сенатских ведомостях». Именно при Сенате с 1863г. осуществлялось периодическое издание законов («Собрание узаконений…»). Известны следующие основные публикации законов Российской империи: · «Полное собрание законов Российской империи» (ПСЗ); · «Свод законов Российской империи» (СЗ); · «Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемых при Правительственном Сентае» (СУ и РП).
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |