Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диктатура согласия




В основе эгоистической идеи любви лежит согласие. С ее точки зрения, любовь немыслима, если между двумя людьми нет согласия. И, тем не менее, пока ты не будешь свободен соглашаться или не соглашаться со своим ближним, в той или иной ситуации, ты не сможешь любить его.

Если, например, твой брат утверждает, что он — жертва направленных против него чьих-то дейс­твий, согласишься ли ты с ним? Конечно, нет. Даже если он станет умолять тебя поддержать его в этом заблуж­дении, ты скажешь: «Извини, брат, мне все это пред­ставляется иначе».

С другой стороны, если твой ближний счел нужным занять неоднозначно воспринимаемую позицию и просит о поддержке, разве ты откажешь ему? Возможно, это будет рискованно и для тебя, но ты не лишишь ближнего своего благословения потому лишь, что он ведет себя не так, как все.

Стоит ли напоминать тебе, что приверженность правде непопулярна? Очень часто это означает, что ты должен говорить «да», когда другие сказали бы «нет», и говорить «нет», когда другие сказали бы «да».

Многие из вас не представляют себе, что «нет» иногда может стать проявлением любви. А между тем сказать «нет» с любовью очень легко.

Если твой ребенок тянет руку к горячей плите, ты говоришь «нет!» быстро и решительно. Ты не хочешь, чтобы он причинил себе вред. А после этого обнимаешь его и повторяешь, что лю­бишь его.

Сколько раз ты встречал брата, положившего руку на плиту? Ты не можешь поощрять поведение, которое на­верняка будет губительным для другого человека. И ты не хочешь, чтобы твои друзья поощряли тебя в подобных вещах.

Друг — это тот, кто волен соглашаться или не согла­шаться. Друг будет говорить тебе правду. Он может воспринимать ситуацию правильно или неправильно, но он не боится высказать тебе свое мнение. Друг говорит тебе правду, а потом напоминает, что ты волен сделать соб­ственный выбор.

Такова любовь в действии. Друг любит тебя одинаково и когда говорит «нет», и когда говорит «да». Он не отказывает тебе в совете, но и не пытается навязать свое мнение. Друг хочет быть полезным. Он относится к тебе с уважением, поэтому говорит правду.

Ты не можешь быть другом, если не готов говорить правду. Это не означает, что ты непременно прав. Быть правым и быть честным — не обязательно одно и то же.

Когда ты честен, то даешь лучшее, что можешь дать исходя из того, что тебе известно. Это всё, чего от тебя можно ожидать. И не имеет значения, правильным ока­зался твой совет или ошибочным.

Но одной честности недостаточно. Честность должна идти рука об руку со скромностью. Твоя скромность говорит брату: «Я понимаю это так. Я могу быть прав, а могу и ошибаться. А что думаешь об этом ты? В конце концов, решать тебе».

Скромный человек соблюдает должные границы. Он никогда не посягает на право другого делать собственный выбор и не стремится взять на себя ответственность, которую тот несет.

Постоянно стремясь к согласию, вы редко испытываете любовь, не ограниченную условиями. Согласие является первостепенным условием, а потому именно в нем, в пер­вую очередь, коренится ваша взаимная зависимость или неписаная договоренность. Она гласит: «Если твое Я будет согласно с моим, то я поддержу тебя».

Когда два Я согласны, это должно настораживать. Ведь по своей природе человеческое Я разъединено с другими Я, конфликтует с ними. Так что если два Я пришли к согласию, можно быть уверенным — они объединились, чтобы противостоять третьему Я.

Это не искреннее согласие, а временный союз. Как только общий враг побежден, союз становится ненужным и каждое Я возвращается к собственной программе.

Искать любовь в согласии — не слишком мудрое ре­шение. Это обязательно принесет разочарование. Гораздо лучше искать ее в несогласии.

Помнишь, я говорил вам: «Любите врагов ваших»? Я сказал это не из духа противоречия. Тому было несколько веских причин. Во-первых, любить друга легко. В боль­шинстве случаев друг соглашается с тобой и поддерживает тебя. Так что любить его нетрудно.

А вот твой враг с тобой не согласен. Он уверен, что ты не прав. Он видит твои слабости и сделает всё воз­можное, чтобы ими воспользоваться. Если у тебя есть слабое место, можешь быть уверен, что он об этом знает. Проще говоря, враг не станет трактовать сомнение в твою пользу. Потому он — твой лучший учитель.

Враг проливает свет на то, что тебе больше всего в себе не нравится. Он точно показывает, где таятся твои страхи и неуверенность. Если ты прислушаешься к тому, что говорит тебе враг, то совершенно точно узнаешь, что именно в тебе необходимо исправить. Лишь тот, кто вот так противостоит тебе, может быть столь хорошим учи­телем.

Почему я говорю: люби своего врага? Потому, что если ты не будешь его любить, то не оценишь того подарка, который он тебе делает.

Никто не может прожить жизнь без союзников и противников. Хороший союзник готов тебе противостоять. А хороший противник является лучшим союзником.

Учась любить врага, ты, тем самым, проявляешь жела­ние заглянуть во все темные закоулки своего сознания. Твой враг — зеркало, в которое ты смотришь до тех пор, пока отражающееся в нем гневное лицо не начнет улыбать­ся в ответ.

Чтобы помириться с врагами, ты должен научиться на всё смотреть не только своими собственными, но и их глазами. Тогда у тебя появится сострадание, и ты прео­долеешь конфликт.

Помни, что для примирения с врагами не обязательно с ними соглашаться. Но надо научиться любить их.

Мир не наступает в результате согласия двух Я, по­скольку Я не способны прийти к согласию. Мир наступа­ет, когда присутствуют любовь и взаимное уважение.

Любящий враг становится похож на друга, который не боится не соглашаться с тобой. И ты не изгоняешь его из сердца лишь за то, что он видит вещи не так, как ты. Ты внимательно прислушиваешься к тому, что он скажет.

Когда ты слушаешь врага так, как слушал бы друга, это делает не твое Я. Это Дух в тебе прислушивается к Духу, который в нем.

Причина всех конфликтов между людьми проста: каж­дая из сторон обесчеловечивает другую. Каждая считает другую менее достойной.

Пока каждая сторона восприни­мает другую подобным образом, невозможно договориться даже о простейших мелочах. Но стоит проявить к другой стороне уважение и понимание, как даже самые сложные вопросы разрешаются без труда.

Источником чудес служит любовь. Решения, найден­ные любящим сознанием, не знают границ. Готовность любить, то есть, считать друг друга равными, — суть всего чудотворства.

Из разнообразных точек зрения рождается одна, кото­рая учитывает точку зрения каждого. Но она не может возникнуть, пока не будут услышаны все мнения. Ваша задача, друзья мои, — беспристрастно выслушивать каж­дого человека.

В этом сущность демократии, которая представляет собой не только духовный идеал, но живой, движущийся, дышащий процесс.

Когда процесс прерывается, идеал искажается. Но по­ка он сохраняет силу, — сколь бы неуклюжим и громоз­дким он порой ни казался, — идеал не может не проя­виться.

Общество, допускающее разнообразие точек зре­ния, — это общество, основанное на практическом прояв­лении любви и равенства.

Те, кто стремится к согласию, строят тоталитарные системы, где индивидуальные свобо­ды приносятся в жертву, а целое никогда не выигрывает от мудрости своих составляющих. Такие системы обрече­ны на крах.

Для того чтобы не соглашаться, требуется смелость. Чтобы сохранять обстановку равенства, где могут быть учтены все точки зрения, требуются мудрость и преду­смотрительность.

Путь к истине никогда не был легким. И уж точно никогда не бывало, чтоб это был путь, основанный на практической целесообразности.

Целесообразное разрешение конфликта — это уничто­жить всех тех, кто с тобой не согласен. В данном случае, целью является не любовь, и даже не понимание, а только истребление врагов. Именно такие системы ценностей пре­обладали на вашей планете на протяжении всей ее истории.

Демократический подход — это новый смелый экспе­римент. Его девиз: «Пусть все голоса будут услышаны». Он приветствует разнообразие и верит в фундаментальную ценность каждого человека. Он призывает всех любить, уважать и учиться у оппонентов.

Он признает, что ум и сердце человека достаточно глубоки и обширны, чтобы вместить все точки зрения. По существу, он вверяет свой успех вашей способности учитывать различные взгляды и, когда надо, изменять свои решения.

Тоталитарные и фундаменталистские идеи подыгрыва­ют вашим страхам. Они всегда создают врагов и стремятся их победить. Они предполагают, что существует хорошая сторона и сторона плохая.

Они исходят из слишком упрощенного, дуалистическо­го восприятия мира. А путь сострадания, которому учу я, предлагает любить и признавать всех людей равными. Он не делает исключений, так как знает, что осудить одного человека — значит осудить всех.

Это нелегкий путь, ибо твоя приверженность равенству будет подвергаться непрерывным испытаниям. И если ты хочешь доказать истину, то должен преодолевать каждое испытание со всей своей решительностью.

Многие употребляют мое имя всуе. Они приписывают мне идеи жестокости и осуждения, используя их для оправдания всякого рода гнусности. Это вынуждает меня открыто заявить вам: не употребляйте мое имя всуе.

Не используйте мое имя, осуждая кого бы то ни было. Я никогда не становился на сторону одного брата, выступа­ющего против другого. И никогда бы не потребовал этого от вас.

Я просил вас установить мир в собственном сознании. И я просил вас установить мир со всеми братьями и сестрами. Как вы можете искажать столь простое учение?

Если ты услышал меня в сердце своем, ты поймешь, что эти идеи нельзя использовать для оправдания каких бы то ни было осуждений или нападок на любое челове­ческое существо. Когда ты соберешься осудить другого человека, загляни в себя и спроси: «А осудил бы я за это себя

Ибо, любое осуждение ближнего — это также и осуж­дение себя самого. А любое осуждение себя самого — это осуждение меня.

Ведь я не отделен от тебя. Как ты относишься к себе или своему ближнему, так ты относишься и ко мне. Мы неразделимы. Наши судьбы неразрывно связаны.

Пойми, друг мой, что ты не найдешь любви, если ищешь согласия. Любовь лежит значительно глубже. На­учившись любить того, кто противостоит тебе, ты найдешь Источник, который пребывает за пределами осуждения и страха.

В этом Источнике мы все объединены, как равные и способные свободно думать и действовать, согласно сво­им склонностям.

Я поддерживаю тебя в твоей свободе выбора, даже когда ты делаешь не такой выбор, какой сделал бы я. Потому что я доверяю тебе. Я доверяю Божьему замыслу о твоем пробуждении. И я знаю, что ты никогда не сделаешь ошибки, которая отделила бы тебя от Божьей или моей любви.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.