Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формальные признаки композиции




Художники, страстно бьющиеся над своим очередным шедевром, в сотый раз изменяя цвет и фор­му, добиваясь совершенства работы, иногда с удивлением обнаруживают, что их палитра, где они просто смешивали краски, оказывается тем самым сверкающим абстрактным полотном, которое без всякого предметного содержания несет красоту.

Случайное сочетание красок сложилось в композицию, которая заранее не планировалась, а воз­никла сама собой. Значит, все-таки есть сугубо формальное соотношение элементов, в данном слу­чае красок, которое производит ощущение порядка. Можно назвать это законами композиции, но в отношении к искусству не хочется применять это жесткое слово «закон», не допускающее свободно­го действия художника. Поэтому назовем эти соотношения признаками композиции. Их много, но из всех признаков можно выделить наиболее существенные, абсолютно необходимые в любой органи­зованной форме.

Итак, три главных формальных признака композиции:

- целостность;

- подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты;

- уравновешенность.


1.1. ЦЕЛОСТНОСТЬ

Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом как единое целое, явно не распа­дается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность как первый признак компози­ции. Целостность нельзя понимать как непременно некий спаянный монолит; это ощущение слож­нее, между элементами композиции могут быть промежутки, пробелы, но все-таки тяготение эле­ментов друг к другу, их взаимопроникновение зрительно выделяют изображение или предмет из окружающего пространства. Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены, а может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна.

Целостность — внутреннее единство композиции.




 


 


Отсутствие целостности


Целостность по отношению к раме


 




 


 


Целостность общего пятна


Целостность внутри деталей изображения


Целостность общего пятна

Целостность внутри деталей изображения


1.2. ПОДЧИНЕННОСТЬ ВТОРОСТЕПЕННОГО ГЛАВНОМУ (НАЛИЧИЕ ДОМИНАНТЫ)

В театре принято говорить, что короля играет не король, а его свита. В композиции тоже есть свои «короли» и окружающая их «свита», как солирующие инструменты и оркестр. Главный элемент композиции обычно сразу бросается в глаза, именно ему, главному, служат все другие, второстепен­ные, элементы, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассматривании произведения. Это смыс­ловой центр композиции. Ни в коем случае понятие центра композиции не связано только с геомет­рическим центром картины. Центр, фокус композиции, ее главный элемент может быть и на ближ­нем плане, и на дальнем, может оказаться на периферии или в прямом смысле в середине картины — это неважно, главное, что второстепенные элементы «играют короля», они подводят взгляд к куль­минации изображения, в свою очередь соподчиняясь между собой.

Фокус композиции определяет всю картину.


 


Наличие доминанты


 


 


1.3. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ (СТАТИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ)

Непростое это понятие, хотя, на первый взгляд, ничего сложного здесь нет. Уравновешенность композиции по определению связана с симметрией, но симметричная композиция имеет качество уравновешенности изначально, как данность, поэтому здесь не о чем говорить. Нас интересует как раз та композиция, где элементы расположены без оси или центра симметрии, где все строится по принципу художественной интуиции в совершенно конкретной ситуации.

Уравновесить композицию может пустое поле или одна-единственная точка, поставленная в оп­ределенном месте картины, а вот какое это место и какой цветовой интенсивности должна быть точка, в общем случае указать нельзя. Правда, мы можем отметить заранее: чем ярче цвет, тем мень­шего размера может быть уравновешивающее пятно.

Уравновешенность — основа гармонии в произведении.

Особое внимание приходится уделять уравновешенности в динамических композициях, где худо­жественная задача заключается как раз в нарушении, уничтожении равновесного покоя. Как ни стран­но, самая асимметричная, устремленная за пределы полотна композиция в произведениях искусства всегда тщательно уравновешена. Убедиться в этом позволяет простая операция: достаточно при­крыть часть картины — и композиция оставшейся части развалится, станет фрагментарной, неза­конченной.


Статическая уравновешенность


Динамическая уравновешенность


Уравновешенность. Взаимодействие пятна и поля


 


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 8715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.