Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое ассоциация




Ассоциация — психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выра­ботанных жизненным опытом. Фактически каждый предмет вызывает какую-либо ассоциацию, каж­дая форма выражает определенный характер (эскимос — снег, север; ночное небо — бесконечность; пантера — изящество и коварство). Очень простая ассоциация у слова «карнавал». Это яркие крас­ки, динамика, огненные вспышки, контрасты. А если взять более тонкие связи, например, звуки скрип­ки, стихи Маяковского, то мы вступим в тот раздел композиции, который потребует дополнительно­го мыслительного процесса, чистого творчества, идущего дальше технического мастерства. Творче­ство — процесс почти неуправляемый; если стихосложению можно научиться, то поэзии научиться нельзя. Но все же...

Попробуем чуть снизить, приземлить проблему, может быть, тогда наши рассуждения смогут принести ощутимую пользу. Обратимся к тем формам и средствам композиции, которые наиболее тесно связаны с внешней стороной изображения, то есть сами по себе материальны: цвет, контраст, симметрия, текстура и т. д. Эти средства активно ассоциируются с предметами и абстрактными по­нятиями, легко применимы и, главное, легко перекладываются на слова. Перечислим наугад несколько понятий, совершенно не связанных друг с другом, просто первыми пришедшими в голову:

- эмоция;

- страна;

- писатель;

- музыка;

Каждое из понятий можно конкретизировать, сделать названием композиции. ЭМОЦИЯ:

Страх Печаль Радость Нежность


 


Страх. Это чувство можно выразить мятущими­ся динамичными темными мазками, а можно пока­зать зловеще-темной поверхностью со вспышками темно-красного цвета. Цвета могут быть в диссонан­се друг с другом.



Печаль. Изобразительным аналогом этого чув­ства видится сдержанная по цвету и несколько ста­тичная композиция. Нейтральные серые тона с тен­денцией к холодной гамме, нечеткие границы цве­товых пятен, нет резких контрастов.

Можно ли для выражения печали пользоваться опи­сательной, фигуральной композицией, к примеру, изобразить грустную девушку у окна, за которьш идет унылый дождь? Конечно, можно, но ассоциативная композиция по своей глубинной сути не иллюстра­тивна, а эстетически формальна, то есть не требует литературы, рассказа. Ассоциативная композиция является уже произведением искусства, но в реалис­тическом искусстве ассоциация — это общий замы­сел, основная идея, требующая дальнейшей разработ­ки, наполнения конкретными образами.



Радость. Разливы теплых, ярких, чистых тонов, многоцветная светлая гармония. Композиция откры­тая, динамичная, свободная.



Нежность. Нечто голубовато-розовое, неяркое, спокойное. Поверхность нефактурная, гладкая, без резких контрастов и темных тонов.


Здесь уместно отметить, что перечисленные композиционные замыслы необязательно должны быть такими, какими их видит автор, у каждого художника свое видение предмета, своя эмоциональ­ная палитра. Но в основных своих характеристиках ассоциативные композиции разных авторов все-таки не будут сильно отличаться друг от друга, как говорится, пойдут в одну страну. Кстати, попро­буем определить словесно ассоциативный ряд, связанный с характерными странами.

СТРАНА:

Египет Япония Русь Индия

Египет. Ассоциативный образ Египта — желто-коричневые тона, гармония геометрических форм, прямых линий, ощущение величественного спокой­ствия. Построение картины видится плоским.



Япония. Сдержанные тона зеленовато-охристой группы, тонко-орнаментальная основа композиции настраивают на два уровня восприятия: с дальнего расстояния воспринимается изысканная гармония целого, вблизи взгляд последовательно перемещается от детали к детали, втягиваясь в расшифровку изоб­разительного ребуса.


 


Русь. Прежде всего это нечто яркое, широкое, раз­дольное, как русская песня. Краски не знают строго определенной гаммы, их многообразие и открытость дают сочность колорита, свободно соединяют про­тивоположные цвета. Русская палитра больше лю­бит красное, белое, зеленое, чем фиолетовое, синее, серое.


 


Индия. Яркость чистых, красок, оранжево-желтое на темно-синем, присутствие золотистых тонов ас­социируются с синевой моря, ослепительным солн­цем, густыми тенями.


Обратимся теперь к третьему слову из случайного перечня. ПИСАТЕЛЬ:

Л.Н.Толстой А.П.Чехов

Фамилии, в общем-то, на уровне поверхностного подсознания, но так как они первыми прихо­дят на ум при слове «писатель», то именно они олицетворяют собой типичные ассоциации.



Л.Н. Толстой. Образ беспокойный, тя­желый, многоплановый. Композиционный замысел сразу отвергает тонкое изящество, филигранность, бесплотность. Краски ко­ричневой группы, земляные, насыщенные.



А. П. Чехов. Экономность языка, изяще­ство, интеллигентность, мягкий юмор дают ключ для ассоциативной копозиции. Гам­ма светло-серебристая, меланхоличная, уравновешенная.


И, наконец, еще одна группа композиций на тему весьма абстрактного понятия — музыки. Как ни странно, музыку художникам легче выразить в предметной форме, чем сугубо ассоциативно, тем не менее попытаемся найти словесный эквивалент беспредметной композиции.

МУЗЫКА:


Симфония

Романс

Фортепианный концерт

Симфония. Это торжество строгих, сложных красок, колорит мощный, насы­щенный. Композиция видится вертикаль­ной, взлетающей, заполняющей всю плос­кость картины.

Романс. Нечто серебристо-синее, композиция с движением вверх, цветовые пятна нежестки, не­сколько скруглены, может быть, даже расплывчаты.

Фортепианный концерт. Вписанная в квадрат черно-белая ритмическая композиция, подчеркнуто четкая градация тонов. Яркий спектральный цвет в

этой композиции, скорее всего, не участвует. Компо­зиция сдержанна и строга, динамична и свободна.


Как видим, тип и форма ассоциативной композиции диктуются не только общей темой произведе­ния, но и его душой, сущностью. Разомкнутость и парадоксальность Кафки, целостная гармонич­ность Тургенева, искрометность гения Пушкина, основательность Бальзака, романтическая стран­ность Грина, мужественность Джека Лондона, светлая лиричность Пришвина — все это вызывает вполне определенные и совершенно разные ассоциации. Здесь особое значение приобретает новое качество композиции, которое не могло напрямую появиться среди формальных средств. Это каче­ство — художественная выразительность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 4397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.