КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизненность
НОВИЗНА ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗА ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПОЛНЕННОСТЬ Если произведение не вызывает никаких душевных рефлексий, оно просто не состоится. Скука и безразличие — не те качества, к которым стремится художник, он всегда обращается к сердцу зрителя, сопереживающего вместе с автором. Композиция будет эмоционально наполненной только тогда, когда художник сам горит волнением, желанием поделиться той красотой или чувством, которые открылись ему. Душа художника — источник эмоциональной энергии произведения. Бывают события и времена, когда общественная значимость образа возвышает искусство, придает ему силу и объединяющую пафосность. Такие общенациональные события, как защита Родины, борьба за национальную свободу, трудовые свершения людей, научные поиски и открытия, достижения искусства, литературы, спорта, заставляют художника выходить за рамки собственной личности, своей внутренней лирики, обращаться не к каждому отдельному зрителю, а ко всем людям, к массам. Формы общественно значимого образа бесконечно разнообразны. Например, во время войны трудно обойти тему героизма, но и простая полевая ромашка может оказаться символом Родины. Общественно значимый образ — это не столько тема, сколько точно найденная мелодия, которая отзывается вибрацией души, страдающей или ликующей вместе с людьми, с народом. Эстетическая область такого образа — суть категория возвышенного. Каждый художник мечтает быть оригинальным, единственным среди многих. Мало кому это удается, но стремятся к этому все. И возникает вопрос: а с чем, собственно, очередной художник обращается к зрителю? За столетия обо всем уже рассказано, в разных комбинациях и в разной технике. Академизм, романтизм, реализм, импрессионизм, фовизм, абстракционизм и т. д. — все было. Выдумывать какую-то новую особую технику, новые приемы изображения? Но если это сделать самоцелью, может уйти душа из картины, останется голая техника. Для композиции как процесса достаточно формы, но для творца и для зрителя нужны еще душа, содержание. Новизна как признак художественности есть отражение «новизны» самого художника: если художник представляет собой личность, он явился на свет не повторением других людей, а самим собой, со своим восприятием, воспитанием, чувством современности, — он нов, он неповторим. Этим качеством некоторые авторы работ по композиции называют, в сущности, актуальность, действенность произведения на протяжении долгого времени, в течение многих поколений. Есть истины в науке, есть истины и в искусстве: их мы называем шедеврами. Рафаэль и Ван-Гог, Рембрандт и Веласкес смогли создать произведения, волнующие людей во все времена, их мастерство и чуткая интуиция смогли воплотить в произведениях наши представления о прекрасном, о гармонии и соразмерности, о жизни, о любви. Глубина мысли и чувства не очень связана с многословием, с пышностью и богатством средств. Человека волнуют простые, но вечные истины, и если гений художника сумел выразить чаяния людей, не исчезающие из века в век, показал это в совершенной, прекрасной форме — жизненность художественного образа обеспечена. Путь к долголетию произведения один: надо любить жизнь.
Веласкес. Менины. Рафаэль. Мадонна с вуалью. 1520
Винсент Ван Гог. Подсолнечники Рембрандт. Благословение Иакова ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Композиция как предмет анализа и как способ создания добротного произведения в какой-то момент начинает не то чтобы тяготить, а подобно строгому учителю постоянно довлеть над художником, и чем более глубоко внедряется в ремесло творца формальная зависимость от выработанных правил, тем менее свободен художник. Это неизбежное противоречие: чем талантливее и значительнее личность мастера-учителя, тем труднее ученику избежать его прямого влияния, тем чаще ученик впадает в подражание. Преодоление этого закона тяготения — процесс трудный, а нередко и долгий. При всем презрении к жажде выделиться во что бы то ни стало лицо художника и на самом деле должно быть свое — не потому что оригинальность — самоцель в искусстве, а потому, что душа произведения в идеале является синонимом души творца, а если душа пользуется только правилами и перепевами других мастеров, то зритель просто пройдет равнодушно мимо, не заинтересованный вторичностью произведения. Правильность композиции, как и правильность языка, может украсить произведение, как язык Тургенева, а может превратиться в сухую речь ученого-иностранца — все на месте, все по законам грамматики, но скучно и выхолощено. Образность художественного языка настолько индивидуальное качество, что не укладывается до конца, без остатка ни в какое прокрустово ложе формальных приемов. Именно поэтому автор этой книги решается вроде бы отвергать самого себя, призывая к крамольной независимости от предыдущего материала. Но «опровержения» законов композиции не будет, признаки композиции определяют ту точку отсчета, ту печку, от которой надо танцевать. Французский скульптор Бурдель говорил молодым художникам, что для свободной лепки фигуры человека надо сначала глубоко изучить пластическую анатомию, а затем забыть ее, не обращать на нее внимания. Те, кто понимает это буквально, наивно идут еще более коротким путем — совсем ие изучают анатомию и... терпят фиаско. Ведь мастер, деформируя фигуру, отталкивается от крепкой основы, от академической формы, и деформация усиливает выразительность, заостряет замысел, но не разрушает форму. Необученный, безграмотный исполнитель, не видя базовой формы, ломает все на пустом месте, поэтому и получается пустое нагромождение. Признаки композиции должны присутствовать всегда, но ведь художественное произведение не иллюстрация этих признаков, у него другая задача. Стремясь к наивысшей выразительности, художник имеет право на любое преувеличение, отклонение, деформацию и обобщение, если это помогает эстетическому, художественному замыслу. Современное искусство вообще имеет тенденцию нарушать правила: именно бунтарское стремление открывает ранее закрытые двери, дает большую свободу творчества. За каждой новой дверью ждет неизвестность, это может быть и новое направление в искусстве, а может быть и тупик. Двойственность авангардного подхода заложена в самой природе творчества, и именно эта двойственность позволяет приверженцам классической ясности во многих случаях яростно выступать против авангарда как разрушителя искусства. Особенно сложен вопрос об одной из фундаментальных сущностей искусства — мастерстве. Подобно наивно-буквальным последователям принципа Бурделя «забыть анатомию», совершенно ничему не желающие учиться художники сразу обращаются к авангарду, справедливо полагая, что академическое мастерство, во-первых, труднодостижимо, а во-вторых, часто мешает творческой свободе. Получается парадоксальная ситуация: хорошо подготовленные профессионалы и неумелые, но совершенно свободные, в области авангарда стоят на одной стартовой линии. Человек — существо догадливое, он понимает, как легко стать художником не учась и не мучаясь. Он вместо мастерства высказывает концепцию, доказывая, что реализм устарел, художественно умер; зачем повторять природу, лучше это сделают фотография и кинокамера. Однако более чем столетний опыт фотоискусства показал, что эстетические категории живописи и фотографии исходят из совершенно разных источников и возможностей, так что фотография не может подменить живопись, да и не хочет этого. Диапазон изобразительного искусства от натурализма до абстракции достаточно широк, чтобы оставить место для любой формы творческого выра- жения, тем не менее о мастерстве всегда будет стоять остро: на одном полюсе «Джоконда» Леонардо да Винчи, на другом — «Черный квадрат» Малевича. Сальвадор Дали в своей таблице рейтингов знаменитых художников высшие места отдал Веласкесу, Вермееру Дельфскому, Рафаэлю и Леонардо, а Мондриана поставил на последнее место. Критериев у Дали было несколько, но решающим фактором было в конечном итоге мастерство. Положа руку на седце, кто будет утверждать о художественном мастерстве при создании «Черного квадрата»?
Леонардо да Винчи. Мона Лиза Мондриан Пит. Композиция Возвращаясь к композиции, отметим, что художник волен работать в любой форме, но должен быть мастером — в гармонии элементов, колорите, выразительности идеи произведения, во множестве частных задач картины, которые поднимают работу до высот художественного произведения. Призыв не сковывать себя в творчестве актуален и во время обучения рисунку. Профессиональный рисунок начинается с того, что ученик с помощью точек, отметок и осей размечает пластическую основу изображения, выверяет пропорции и одновременно наполняет рисунок светотенью. Достигнув определенного уровня подготовки, ученик уже легко видит обобщенные формы предмета, тогда точки и оси можно не размечать, достаточно мысленно проанализировать форму. Став мастером, художник настолько овладевает чувством формы, что может работать абсолютно свободно, ведя;гинию сразу по форме, как рука взяла, следуя логике движения, а не вспомогательным ученическим разметкам. Работа в композиции точно так же следует логике построения, изменяется по ходу дела, уточняется — композиция живет и движется. И только поставив последнюю точку, мастер убеждается, что композиция завершена в соответствии с его замыслом. Илья Ефимович Репин так описал процесс создания творческой композиции: вот работа подходит к концу, осталась какая-нибудь мелочь, не сгармонированная с общим, тронешь ее — это требует пары мазков в другом месте, опять композиция требует согласования, так и трогаешь картину то там, то сям и переписываешь постепенно все заново. Пикассо вполне серьезно говорил, что почти никогда он в начале работы не знает, как закончит произведение. Композиция чутко отзывается на приемы и средства, применяемые художником, но в то же время существует самостоятельно, свято соблюдая свои законы, и проявление этих законов заключено в трех главных признаках композиции: целостности, уравновешенности, подчиненности второстепенного главному. С этого мы начали, этим и завершим книгу. ВВЕДЕНИЕ.................................................................................. з ЧАСТЬ ПЕРВАЯ........................................................................... 4 ФОРМАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ.................................................................................................. 4 1. ФОРМАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КОМПОЗИЦИИ................................................................ 4 1.1.ЦЕЛОСТНОСТЬ..................................................................................................... 5 1.2.ПОДЧИНЕННОСТЬ ВТОРОСТЕПЕННОГО ГЛАВНОМУ.................................. 5 1.3.УРАВНОВЕШЕННОСТЬ (СТАТИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ)................... 9 2. ТИПЫ КОМПОЗИЦИИ................................................................................................................... 11 2.1.ЗАМКНУТАЯ КОМПОЗИЦИЯ............................................................................ 11 2.2.ОТКРЫТАЯ КОМПОЗИЦИЯ................................................................................ 12 2.3.СИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ.................................................................... 14 2.4.АСИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ................................................................. 16 2.5.СТАТИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ............................................................................ 18 2.6.ДИНАМИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ........................................................................ 20 3. ФОРМЫ КОМПОЗИЦИИ................................................................................................................... 23 3.1.ТОЧЕЧНАЯ (ЦЕНТРИЧЕСКАЯ) КОМПОЗИЦИЯ.............................................. 24 3.2.ЛИНЕЙНО-ЛЕНТОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ........................................................ 25 3.3. ПЛОСКОСТНАЯ (ФРОНТАЛЬНАЯ) КОМПОЗИЦИЯ........................................ 26 3.4.ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ.............................................................................. 27 3.5.ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ........................................................... 28 3.6.КОМБИНАЦИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ ФОРМ................................................ 29 4. ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ.............................................................................................. 30 4.1. ГРУППИРОВКА................................................................................................... 31 4.2. НАЛОЖЕНИЕ И ВРЕЗКА.................................................................................... 32 4.3. ЧЛЕНЕНИЕ........................................................................................................... 33 4.4. ФОРМАТ............................................................................................................... 34 4.5. МАСШТАБ И ПРОПОРЦИЯ................................................................................ 35 4.6.РИТМИМЕТР.................................................................................................... 36 4.7.КОНТРАСТ И НЮАНС........................................................................................ 38 4.8.ЦВЕТ...................................................................................................................... 40 4.9.КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ................................................................................ 42
4.10.СИММЕТРИЯ.......................................................................................................... 44 4.11.ФАКТУРА И ТЕКСТУРА....................................................................................... 45 4.12.СТИЛИЗАЦИЯ....................................................................................................... 46
5. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ..................................... 46 6. СТИЛЬ И СТИЛЕВОЕ ЕДИНСТВО................................................................................. 46 ЧАСТЬ ВТОРАЯ.......................................................................... 47 АССОЦИАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ........................................................................................ 47 1. ЧТО ТАКОЕ АССОЦИАЦИЯ............................................................................................. 47 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ....................................... 52 3. АДЕКВАТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ...................................................................................... 52 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ........................................................................... 54 ПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ................................................................................................. 54 1.0 ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗЕ................................................................................... 54 2. КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ............................................................... 56 2.1................................................................................................................................ АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ НАТЮРМОРТА.............................................................................. 57 2.1.1.В. Хеда. Завтрак с ежевичным пирогом.................................................. 57 2.1.2.П. Сезанн. Персики и груши.................................................................... 58 2.1.3.И. Машков. Снедь московская................................................................. 59 2.2. КОМПОЗИЦИЯ ПЕЙЗАЖА................................................................................. 60 2.2.1.Питер Брейгель Старший. Падение Икара.............................................. 60 2.2.2.Франческо Гварди. Исола ди Сан-Джоржо в Венеции............................ 61 2.2.3.Г. Нисский. Подмосковье. Февраль......................................................... 62 2.3. КОМПОЗИЦИЯ ПОРТРЕТА................................................................................ 63 2.3.1.Тинторетто. Мужской портрет................................................................ 66 2.3.2.Рафаэль. Портрет юноши (Пьетро Бембо).............................................. 67 2.3.3.К. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина..................................................... 68 2.4. КОМПОЗИЦИЯ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЫ......................................................... 69 2.4.1.Рафаэль. Сикстинская мадонна................................................................ 69 2.4.2.А.Е.Архипов. По реке Оке....................................................................... 70 2.4.3.Н.Ерышев. Смена..............................................................................:...... 71 ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ................................................................... 72 КОМПОЗИЦИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ............................................................................. 72 1. ОБОБЩЕНИЕ И ТИПИЗАЦИЯ...................................................................................... 72 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПОЛНЕННОСТЬ.................................................................... 73 3. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗА................................................................ 73 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ........................................................... 76 Серия «Школа изобразительных искусств» Паранюшкин Рудольф Васильевич
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 4501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |