Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И. В. Решетникова 3 страница




--------------------------------

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

 

Вправе ли судья, вынесший определение арбитражного суда

первой инстанции об обеспечении иска или об отказе

в обеспечении иска, рассматривать дело в составе судей

арбитражного суда апелляционной инстанции?

 

В соответствии с ч. 1 ст. 22 АПК судья, принимавший участие в рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора.

Следовательно, судья, вынесший определение арбитражного суда первой инстанции об обеспечении иска или об отказе в обеспечении иска, не может участвовать в рассмотрении дела в составе судей арбитражного суда апелляционной инстанции <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Могут ли лица, участвующие в деле, заявить отвод судье

в предварительном судебном заседании?

 

Согласно ч. 2 ст. 24 АПК отвод должен быть заявлен до начала рассмотрения дела по существу. В ходе рассмотрения дела подача заявления об отводе допускается только в случае, если основание отвода стало известно лицу, заявляющему отвод, после начала рассмотрения дела по существу.

В предварительном судебном заседании дело по существу не рассматривается, поэтому отвод судье может быть заявлен в любой момент его проведения.

Согласно ч. 2 ст. 25 АПК вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело в предварительном судебном заседании, разрешается председателем арбитражного суда, его заместителем или председателем судебного состава и в том случае, если в судебном заседании первой инстанции по существу дело должно рассматриваться коллегиально.

Вопрос об отводе судьи, поднятый в предварительном заседании, разрешается до его окончания <1>.

--------------------------------

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

 

Вправе ли лица, участвующие в деле,

устно заявить об отводе судьи?

 

Устное заявление об отводе судьи должно признаваться юридически значимым, если оно сделано в судебном заседании.

Если в судебном заседании ведется протокол, устное заявление об отводе судьи фиксируется в нем.

В случаях, когда в судебном заседании протокол не ведется, заявление об отводе судьи и результаты его рассмотрения излагаются в определении, предусмотренном ч. 5 ст. 25 АПК <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Подлежит ли рассмотрению повторное заявление об отводе,

поданное по тем же основаниям?

 

В соответствии с действующим законодательством повторное заявление об отводе по тем же основаниям не может быть подано тем же лицом (ст. 24 АПК), такое заявление не подлежит рассмотрению. При этом закон не говорит, как должно быть оформлено рассмотрение такого заявления. Скорее всего, при идентичности заявленных отводов должно быть оформлено определение, в котором отражаются идентичность заявленного отвода и отказ в его рассмотрении. Однако заявления об отводе очень редко бывают полностью идентичны, и в этом случае отвод обычно рассматривается по общим правилам.

 

В течение какого времени после заявления отвода

он должен быть рассмотрен и разрешен?

 

Закон не регулирует данный вопрос. Обычно заявления об отводе рассматриваются в тот же день, чтобы суд мог продолжить рассмотрение дела после перерыва. После рассмотрения заявления об отводе определение должно быть вынесено в тот же день. Закон не предоставляет дополнительного времени для изготовления определения.

 

Должен ли при рассмотрении заявления об отводе вестись

протокол судебного заседания?

 

Практика судов складывается по-разному, поскольку прямого указания на необходимость ведения протокола в законе нет. Однако в силу ч. 1 ст. 155 АПК в ходе каждого судебного заседания арбитражного суда первой инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется протоколирование с использованием средств аудиозаписи и составляется протокол в письменной форме. Следовательно, при совершении процессуальных действий, к которым можно отнести рассмотрение заявления об отводе, должен вестись протокол судебного заседания.

 

В каком порядке разрешается вопрос об отводе

председательствующего в заседании, если дело

рассматривается в составе судьи и двух арбитражных

заседателей?

 

Согласно ч. 3 ст. 25 АПК вопрос об отводе председательствующего в заседании разрешается арбитражными заседателями (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82).

 

4. Компетенция арбитражных судов

 

4.1. Подведомственность

 

Что понимается под компетенцией арбитражных судов?

 

Компетенция арбитражных судов - это совокупность их процессуальных полномочий по рассмотрению подведомственных и подсудных им дел одновременно.

Исторически сложилось, что судопроизводство в Российской Федерации (кроме конституционного) осуществляют арбитражные суды и суды общей юрисдикции. И хотя компетенция арбитражных судов не является специальной (арбитражные суды нельзя назвать специализированными судами), разграничение компетенции двух ветвей судебной власти определяется по следующему принципу: все дела, которые не входят в компетенцию арбитражных судов, подведомственны судам общей юрисдикции.

 

В чем основное отличие компетенции арбитражных судов

от компетенции судов общей юрисдикции?

 

Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, участниками которых в подавляющем большинстве являются граждане. Система арбитражных судов была создана в 1992 г. на базе системы государственных арбитражей, которые рассматривали так называемые хозяйственные споры, которые в ту пору могли возникнуть только между юридическими лицами.

Именно полномочия по рассмотрению этих споров (современное наименование которых - "споры, возникающие из предпринимательской и иной экономической деятельности") и стали основой подведомственности арбитражных судов.

В последние годы возникла тенденция к расширению компетенции арбитражных судов. Если в 1990-е гг. арбитражные суды рассматривали в основном споры с участием коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (данный критерий в то время являлся определяющим при отнесении к подведомственности конкретного дела арбитражному суду), то в настоящее время, оставаясь судами по рассмотрению исключительно экономических споров, арбитражные суды все в большей степени "поглощают" компетенцию судов общей юрисдикции, "забирая" у них экономические споры, участниками которых являются такие классические некоммерческие организации, как товарищества собственников жилья, садоводческие товарищества, потребительские кооперативы.

В производстве арбитражных судов также находится достаточно много дел с участием граждан, не зарегистрированных в качестве предпринимателей. В основном это дела, имеющие отношение к корпоративным конфликтам, но не исключено, что через несколько лет в компетенцию арбитражных судов будут включены все налоговые споры (независимо от статуса налогоплательщика), а также споры, связанные с защитой интеллектуальной собственности.

Таким образом, в настоящее время "ядром" компетенции арбитражных судов РФ является рассмотрение широкого спектра споров и дел, возникающих при осуществлении экономической деятельности коммерческими и некоммерческими организациями, органами публично-правовых образований, гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей и не обладающих таким статусом.

 

Каковы основные критерии подведомственности дел

арбитражному суду?

 

Подведомственность как часть компетенции - это совокупность процессуальных полномочий арбитражных судов по рассмотрению споров, которые не могут быть рассмотрены судами общей юрисдикции.

Основных критериев подведомственности, перечисленных в АПК, два:

- характер дела (спор (другое дело) должен возникнуть в ходе осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 27 АПК)) и

- субъектный состав участников (сторонами в споре являются (могут являться) либо юридические лица, либо индивидуальные предприниматели (ч. 2 ст. 27 АПК)).

Дело будет считаться подведомственным арбитражному суду при наличии обоих этих критериев в совокупности. Проиллюстрируем это на примерах.

1. В редакции п. 2 ч. 1 ст. 33 АПК, действовавшей на момент его принятия (24.07.2002), к специальной (т.е., по существу, исключительной) подведомственности арбитражных судов были отнесены дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций.

Буквальное прочтение этой нормы привело к поступлению в арбитражные суды дел, связанных с созданием общественных организаций, ликвидацией образовательных учреждений и т.п.

В п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 было разъяснено, что "арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, а также иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами".

Такой вывод был сделан, прежде всего, опираясь на основной критерий подведомственности дел арбитражным судам - возникновение спора при осуществлении экономической деятельности. Споры же, возникшие при создании, ликвидации, реорганизации некоммерческих организаций, принципиально не могут быть отнесены к возникшим из экономической деятельности и, соответственно, должны быть отнесены к общей, а не арбитражной юрисдикции.

2. Деятельность банков, в том числе по выдаче кредитов, безусловно, носит экономический характер. Широкое распространение получила практика выдачи кредитов коммерческим организациям под поручительство их руководителей как граждан. При неисполнении обязательств должником банк обычно предъявляет солидарное требование: к должнику - юридическому лицу и поручителю-гражданину.

Такой спор является экономическим, однако один из ответчиков не является субъектом арбитражного процесса. Поскольку дела такого рода не отнесены к делам специальной подведомственности арбитражных судов, они должны рассматриваться судом общей юрисдикции (или, если банк готов предъявить два иска, арбитражным судом по отношению к юридическому лицу, а по отношению к физическому - судом общей юрисдикции) <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в ред. от 10.02.2009).

 

Как видно из примера, хотя критерий экономического характера спора является, по существу, доминирующим, не все экономические споры рассматривают арбитражные суды.

3. По спорам с участием индивидуальных предпринимателей иногда достаточно трудно отделить друг от друга их действия как граждан и как предпринимателей, что вызывает споры о подведомственности соответствующих дел.

В качестве примера можно привести достаточно распространенную ситуацию: при обратном перелете из Турции по вине авиакомпании был утерян багаж пассажирки, имевшей статус предпринимателя. По ее утверждению, в багаже находился товар, предназначенный для продажи в принадлежавшем ей магазине. Она заявила иск к авиакомпании о возмещении ущерба, авиакомпания утверждала, что истица должна обращаться с иском в суд общей юрисдикции, поскольку договор на перевозку (в форме авиабилета) она заключала как физическое лицо, без подтверждения своего статуса предпринимателя.

Однако при решении этого вопроса надо исходить из следующего: индивидуальный предприниматель не обязан доказывать, что, пользуясь услугами авиакомпании как пассажир и владелец багажа, он непосредственно осуществлял свою предпринимательскую деятельность. Для отнесения данного дела к подведомственности арбитражного суда имеются в совокупности два обстоятельства: экономический характер деятельности (перевозка пассажиров и багажа) и наличие у истца статуса индивидуального предпринимателя. При наличии названных обстоятельств спор должен рассматриваться арбитражным судом по существу, тем более, что установить, действовал ли гражданин как предприниматель или нет, зачастую невозможно, а имущество гражданина-предпринимателя не разделимо на два вида: относящееся к предпринимательской деятельности и не относящееся к ней.

 

Всегда ли дело, возникшее из экономической деятельности,

участниками которого являются индивидуальные

предприниматели или юридические лица, подведомственно

арбитражным судам?

 

Для ответа на данный вопрос следует иметь в виду еще один критерий, не названный в АПК, но препятствующий (в достаточно небольшом числе случаев) рассмотрению по существу дел, внешне относящихся к подведомственности арбитражных судов: дело не должно относиться к исключительной компетенции судов общей юрисдикции.

Так, существует небольшая категория дел, полномочиями на рассмотрение которых обладает только суд общей юрисдикции, несмотря на то, что они возникают из экономической деятельности и их участниками являются юридические лица либо индивидуальные предприниматели. К таким делам, в частности, могут быть отнесены дела вызывного производства (о восстановлении прав на утраченные ценные бумаги), порядок рассмотрения которых установлен только гл. 34 ГПК.

 

Может ли арбитражный суд рассматривать дело,

возникшее не из экономической деятельности?

 

Применительно к компетенции арбитражных судов критерий характера дела является основным и неизменяемым: в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией, поэтому арбитражный суд не может рассматривать дело, возникшее не из экономической деятельности (из трудовых, семейных, жилищных и других правоотношений).

Так, например, арбитражный суд не может рассматривать заявление индивидуального предпринимателя об оспаривании постановления о привлечении его к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, даже если его предпринимательская деятельность и связана с управлением транспортным средством: правоотношения в данном случае возникают не в связи с его экономической деятельностью, а из административных отношений - осуществления уполномоченными государственными органами контроля за безопасностью дорожного движения <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2009 по делу N А21-10185/2008.

 

Может ли арбитражный суд рассматривать дело, участниками

которого являются организации, не обладающие статусом

юридического лица, или граждане, не зарегистрированные

в качестве индивидуального предпринимателя?

 

Критерий субъектного состава участников дела, хотя и является одним из двух основных, не носит неизменного характера, поскольку экономическую деятельность осуществляют не только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Поэтому в случаях, установленных законом, споры организаций, не обладающих статусом юридического лица, или граждан, не являющихся предпринимателями, подведомственны арбитражным судам в соответствии с ч. 2 ст. 27, ст. 33 АПК.

 

Может ли арбитражный суд рассмотреть по существу дело

с участием в качестве его стороны гражданина, прекратившего

свою деятельность в качестве индивидуального

предпринимателя?

 

В подобных случаях рассмотрение арбитражным судом спора по существу зависит от времени утраты гражданином статуса индивидуального предпринимателя.

Если такой статус утрачен в ходе арбитражного процесса (после поступления иска в суд), то спор рассматривается арбитражным судом. Если же государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя прекращена до поступления иска в арбитражный суд, дела с участием такого гражданина должен рассматривать суд общей юрисдикции (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

 

Какие дела с участием организаций, не являющихся

юридическими лицами, и граждан, не обладающих статусом

индивидуального предпринимателя, рассматривают

арбитражные суды?

 

Такие дела закон называет делами специальной подведомственности (ст. 33 АПК). К ним, в частности, относятся:

- дела о банкротстве;

- дела по корпоративным спорам (ст. 225.1 АПК);

- дела по оспариванию отказа (уклонения) в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- другие категории дел.

Специальная подведомственность - институт, появившийся в арбитражном процессе в качестве средства расширения компетенции арбитражных судов: с его помощью к подведомственности арбитражных судов относят дела, по характеру правоотношений являющиеся, бесспорно, экономическими (например, указанные выше категории дел), участниками которых при этом могут выступать любые субъекты правовых отношений, а не только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Рассмотрение таких дел требует определенной юридической специализации судей, знание ими (хотя бы базовое) экономики, поэтому законодатель и принял решение об отнесении к компетенции арбитражных судов большинства экономических споров.

 

Какие основные виды дел рассматривают арбитражные суды?

 

1. Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений (ст. 28 АПК);

2. Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (ст. 29 АПК);

3. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК);

4. Дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений (ст. 31 АПК);

5. Дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 32 АПК);

6. Дела о банкротстве (ст. 33 АПК);

7. Корпоративные споры (гл. 28.1 АПК);

8. Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок (гл. 27.1 АПК).

 

Какие основные категории экономических споров,

возникающих из гражданских правоотношений,

рассматривают арбитражные суды?

 

Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, являются превалирующей категорией споров, подведомственных арбитражным судам. Среди так называемых гражданских дел наиболее популярны следующие:

- возникающие при заключении, изменении, расторжении договоров, государственных и муниципальных контрактов;

- о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности;

- возникающие из неисполнения договорных обязательств, обязательств из причинения вреда и неосновательного обогащения;

- о признании права собственности, других вещных прав и их защите;

- о защите деловой репутации;

- о защите права интеллектуальной собственности <1>.

--------------------------------

<1> В настоящее время обсуждается вопрос о создании в системе арбитражных судов отдельного суда для рассмотрения дел о защите интеллектуальной собственности (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 14.10.2010 N 54 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам").

 

Какие категории дел, возникающих из административных

и иных публичных правоотношений, рассматривают

арбитражные суды?

 

Перечень дел данной категории четко определен в ст. 29 АПК. В него входят дела:

- об оспаривании нормативных правовых актов;

- об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов;

- об административных правонарушениях, в том числе о привлечении к административной ответственности и об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности;

- о взыскании обязательных платежей и санкций.

 

Как определить подведомственность дела, возникающего

из административных и иных правоотношений,

арбитражному суду?

 

Безусловно, прежде всего следует руководствоваться основными, классическими критериями подведомственности дел арбитражным судам: экономическим характером деятельности, из которой возникло дело, и субъектным составом его участников.

Вместе с тем при решении вопроса о подведомственности административного дела арбитражному суду необходимо учитывать дополнительный критерий: дело должно быть отнесено к компетенции арбитражного суда федеральным законом (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11).

Так, например, арбитражные суды рассматривают только те дела об оспаривании нормативных правовых актов, в отношении которых арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного их рассматривать (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11).

То же самое касается дел об административных правонарушениях (как о привлечении к ответственности, так и об оспаривании решений административных органов о привлечении к ответственности) - арбитражные суды рассматривают дела о правонарушениях, перечисленных в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП <1>.

--------------------------------

<1> См. также: п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в ред. от 20.11.2008).

 

Определен ли где-нибудь перечень тех ненормативных правовых

актов, решений, действий (бездействия) государственных

органов, органов местного самоуправления и иных органов,

обжалование которых производится в арбитражный суд?

 

Такого перечня не существует, поскольку в законах невозможно предусмотреть все виды актов, решений и действий органов управления. При определении компетенции арбитражного суда или суда общей юрисдикции на рассмотрение такого дела следует руководствоваться только критериями подведомственности дел арбитражным судам и, прежде всего, характером деятельности, из которой возникло дело.

Так, арбитражный суд прекратил производство по делу об обжаловании акционерным обществом действий сотрудников органов внутренних дел, выразившихся в изъятии принадлежавших обществу системных блоков, поскольку эти действия носили оперативно-розыскной характер <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2009 по делу N А56-51081/2008. Обращаясь в арбитражный суд, заявитель, видимо, считал, что поскольку системные блоки являются техническим средством осуществления им своей предпринимательской деятельности, то дело находится в компетенции арбитражного суда.

 

Может ли арбитражным судом быть рассмотрено в порядке

особого производства заявление о признании

договора незаключенным?

 

К делам особого производства, рассматриваемым арбитражным судом, закон относит только дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Арбитражным судам подведомственен достаточно ограниченный круг таких дел, в который входят, прежде всего, дела об установлении факта:

- владения и пользования недвижимым имуществом как своим собственным;

- государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;

- принадлежности правоустанавливающего документа при наличии противоречий в наименовании юридического лица, фамилии индивидуального предпринимателя в таком документе и других документах соответствующего лица (ст. 218 АПК).

Такие факты, как действительность договора, его заключение, уплата (неуплата) налога и т.д., имеют юридическое значение, но возникают они в результате спора (сторон по договору, налогоплательщиков и налоговых органов) и потому не могут рассматриваться в порядке особого производства (п. 6, 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение").

 

По каким критериям спор может быть отнесен к корпоративным?

 

Основной целью появления в АПК гл. 28.1 "Рассмотрение дел по корпоративным спорам" стала необходимость концентрации не просто в рамках одной судебной системы, но в одном суде и даже у одного судьи дел, связанных с корпоративными конфликтами, как одного из основных правовых средств противодействия так называемым рейдерским захватам.

Примерный перечень корпоративных споров приведен в статье 225.1 АПК. Их особенности в контексте подведомственности дел заключаются в следующем:

- законом презюмируется, что корпоративный спор возникает из экономической деятельности (поскольку коммерческие и ряд некоммерческих организаций, перечисленных в ст. 225.1 АПК, - всегда участники имущественного оборота);

- в своем большинстве эти споры возникают из гражданских правоотношений (организации создаются, функционируют, реорганизуются и ликвидируются на основании норм гражданского права);

- субъектный состав таких дел не имеет значения, поскольку они относятся к делам специальной (исключительной) подведомственности арбитражных судов (п. 2 ч. 1 ст. 33 АПК) и никакие другие суды рассматривать эти дела не могут.

 

Из каких правоотношений возникают дела, рассматриваемые

арбитражными судами в порядке упрощенного производства?

 

Такие дела могут возникнуть из любых правоотношений: гражданских, административных, процессуальных. Дела упрощенного производства (как и дела о защите прав и законных интересов группы лиц) - это не отдельная категория дел, рассматриваемых арбитражными судами, а совокупность процессуальных особенностей рассмотрения дел без вызова сторон или так называемых косвенных исков.

 

Какой критерий лежит в основе отнесения к компетенции

арбитражных судов дел с участием иностранных лиц?

 

Дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражными судами, прежде всего, если они возникли из экономической деятельности. Субъектный состав таких дел не имеет решающего значения: правовой статус иностранных организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, может отличаться от российского.

Кроме того, при отнесении таких дел к компетенции арбитражных судов (особенно, к исключительной (ст. 248 АПК)) большое значение имеет критерий экстерриториальности: спор рассматривается арбитражным судом, если субъекты спора осуществляли свою деятельность (создавали юридические лица, заключали сделки, платили налоги, приобретали и создавали имущество) на территории РФ.

 

4.2. Подсудность

 

Какова основная функция подсудности дел арбитражным судам?

 

Институт подсудности позволяет определить тот арбитражный суд первой инстанции, который должен рассматривать дело, подведомственное арбитражному суду.

В системе арбитражных судов по первой инстанции рассматривают:

- арбитражные суды субъектов РФ (большинство дел);

- арбитражные суды округов (заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок (ч. 3 ст. 34 АПК));

- Высший Арбитражный Суд РФ (дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, федеральных органов исполнительной власти, регулирующих правоотношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; экономические споры между РФ и ее субъектами, между субъектами РФ (ч. 2 ст. 34 АПК)).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.