Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функционализм и колониальная политика




Сходства и различия Малиновского и Радклифф-Брауна

Из сказанного понятно, почему Радклифф-Брауна нередко противопоставляют Малиновскому, называя его не “функционалистом” (как Малиновского), а “структуралистом”. Как мы дальше увидим, новейший структурализм действительно берет свое начало в значительной мере от концепции Радклифф-Брауна. Но при всем том идейная близость Малиновского и Радклифф-Брауна все же больше, чем расхождения между ними.

При всем различии терминологии и акцентов оба исследователя стремились познать общие законы развития человеческого общества, опираясь прежде всего на данные этнографии современных отсталых народов, именно на изучение их настоящего, современного, ныне наблюдаемого состояния, а не на гипотетически реконструируемую историю.

Вот почему, кстати, можно в известной мере согласиться с теми зарубежными современными этнографами, которые считают 1922 год,—когда почти одновременно вышли в свет главные труды обоих ученых — “Аргонавты” Малиновского и “Андаманские островитяне” Радклифф-Брауна, — переломным моментом в истории этнографической науки 21.

Акцент на современный образ жизни и современное положение народов логически приводили к тому, что труды Малиновского и Радклифф-Брауна, а также и труды их последователей получали не только чисто познавательное, но и большое практическое, прикладное значение. Вообще говоря, идея о “прикладном” значении этнографии или антропологии (applied anthropology) пoявилась как раз после первой мировой войны (Чиннери, 1919; Боас, 1928; Раймонд Фёрс и Питт-Риверс, 1929). И это не было случайностью. Система колониализма начала шататься; для ее подкрепления колонизаторам понадобились добавочные средства и новые идеи. Шире стала применяться, особенно в английских колониях, система “непрямого управления” (indirect rule), при которой роль низовой администрации была возложена на местных племенных вождей. А это требовало более внимательного изучения традиционного положения вождей и других носителей туземной власти: на чем основывается их авторитет? какие они несут общественные функции?

Понятно, что колониальные власти стали больше поглядывать на работы этнографов, чтобы через них ближе познакомиться с внутренней жизнью колониальных народов, поучиться лучше ими управлять. И тут-то вполне пригодилась новая этнографическая концепция, провозглашенная Малиновским и Радклифф-Брауном.

Естественно, что эта концепция, целиком повернутая к современности, гораздо больше пришлась кстати колониальной администрации, чем старое эволюционистское направление, интересовавшееся только пережитками прошлого, или чем диффузионизм, занимавшийся лишь миграциями элементов культуры. И совсем не случайно, что уже с 1920-х годов в разных странах Британской империи начали устраиваться для будущих колониальных служащих специальные лекции по “антропологии”, которая преподавалась в функционалистском духе.

Не следует ставить в вину (как это часто делают) основоположникам функционализма то, что их труды были использованы колониальными властями. Сами они вдохновлялись вовсе не этой целью 22. Помимо проведения чисто научных исследований Малиновский, например, стремился убедить колониальных чиновников прекратить грубое вмешательство в жизнь коренного населения. “Повсюду одно и то же фанатическое рвение, — писал Малиновский, — насаждать (to prune), искоренять, сжигать все, что шокирует нашу моральную, гигиеническую или приходскую чувствительность (our moral, hygienic or parochial susceptibilities), повсюду то же невежественное и глупое непонимание того, что каждая черта культуры, каждый обычай и верование представляет некую ценность, выполняет социальную функцию, имеет положительное биологическое значение”. “Традиция с биологической точки зрения есть форма коллективной адаптации общины к ее среде. Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова (its protective shell) и обречете его на медленный, неизбежный процесс умирания” 23.

В противовес этой колониальной системе управления Малиновский впадал в другую крайность. Он утверждал, что нельзя безнаказанно затрагивать даже, казалось бы, заведомо вредные обычаи местных народов. Например, хотя война есть вещь нехорошая, однако попытки “запретить” межплеменные военные столкновения, очень частые, например, на той же Новой Гвинее, ни к чему хорошему не приведут. “Войны” там часты, но человеческие жертвы при них невелики, а зато такая война дает “широкое поле для проявления физической силы, личного мужества, ловкости, инициативы, нечто вроде драматического и романтического интереса...”. Малиновский считал, что нужно не запрещать такие войны, а стараться постепенно смягчать их, мало-помалу превращать в спортивные состязания 24.

Подобные советы и рекомендации исходили у Малиновского из его общей концепции, согласно которой всякая “культура” (говоря нашим языком, всякий народ) в ходе своего развития вырабатывает у себя некую систему “равновесия”, где каждая часть целого выполняет свою необходимую функцию. Уничтожить одну из функций, которая пришлась не по вкусу колониальным властям, значит нарушить равновесие, и вся система, т. е. вся культура, весь народ, подвергается угрозе гибели. Таким образом, Малиновский, исходя из справедливого протеста против грубых запретительных действий колониальных чиновников, доходил до защиты явно вредных обычаев. Даже его последователи указывали, что в этом вопросе он ошибался. “Факты показывают, — говорил, например, Ян Хогбин, — что колониальные народы вымирают не от запрещения их вредных обычаев, а вследствие прямого истребления их колонизаторами (Австралия, Тасмания), от занесенных болезней и отсутствия медицинской помощи”25. Но даже не говоря об отдельных вредных обычаях, общая теоретическая установка функционализма вела за собой на практике консервацию всего архаичного, отжившего в быту и культуре народов. На это тоже указывали критики Малиновского.

Что касается Радклифф-Брауна, то он вообще гораздо меньше думал и писал о прикладном значении науки: он заботился прежде всего о разработке теоретического учения о человеческом обществе, считая, что “'без здорового теоретического базиса прикладная антропология выродится (must deteriorate) и станет не прикладной наукой, а просто эмпирическим изучением”. Настоящая же наука должна 'быть орудием 'прогресса, и в этом ее прикладная роль. “Кто из нас, — писал Радклифф-Браун, — не чувствует, что в нынешней цивилизации есть многое, что нужно бы изменить или уничтожить? Но мы еще не знаем, как это сделать, и тут-то и нужна наука” 26.

Общение в молодости с П. А. Кропоткиным не прошло для Радклифф-Брауна бесследно. Он-то (Кропоткин), по признанию самого Радклифф-Брауна, навел его на мысль о том, что, прежде чем пытаться реформировать общество, надо его изучить. Для того же, чтобы хорошо изучить и понять такое сложное общество, как викторианская Англия, надо начать сперва с систематического изучения более 'простых, первобытных обществ. Отсюда, быть может, и зародился у Радклифф-Брауна интерес к этнографии отсталых народов 27.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.