Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ученики и последователи Малиновского и Радклифф-Брауна 6 страница




Другие страны Западной Европы
В Швейцарии местные этнографы, особенно Рихард Вейсс, накопили детальный фактический материал для хорошего этнографического атласа. Очень ценные исследования традиций общинного быта провел Арнольд Нидерер.
В Нидерландах интенсивная краеведческая работа сосредоточена главным образом вокруг деятельности большого музея на открытом воздухе (около г. Арнхем) - одного из лучших в Европе.
В странах Юго-Западной Европы - Италия, Испания, Португалия - местная этнография развита сравнительно слабо.
В Италии основоположником современной родиноведческой этнографии считается Джузеппе Питре (1843-1916), работавший в Палермо, автор многотомной "Библиотеки народного творчества Сицилии", романтик и народник, в то же время находившийся под влиянием "исторической школы" Александра Веселовского. В конце своей жизни он преподавал несколько лет курс "демопсихологии" (так назывались тогда в Италии фольклорно-этнографические изучения). Из продолжателей Питре самым видным был неаполитанский профессор Раффаеле Корсо.
После второй мировой войны выдвинулись труды Джузеппе Коккьяра (Палермо), Паоло Тоски (Рим), Альберто Чирезе (Кальяри, Сардиния), Клары Галлини (там же), но круг интересов итальянских этнографов по-прежнему ограничен главным образом духовной культурой. Изучение материальной культуры продвинуто мало. Имеются только этнографические описания отдельных местностей и провинций, и лишь началась подготовка к созданию общеитальянского этнографического атласа 60.
В Испании еще в 80-х годах прошлого века начали создаваться "фольклорные" (т. е. этнографические) общества и кружки, но лишь областного масштаба. Основателем самого раннего из них был Антонио Мачадо.
Возникли общества: "El Folklore Andaluz", "El Folklore Toledano", "El Folklore Regional Gallego", "El Folklore Vasco-Navarro" и др. Есть этнографические описания отдельных районов, но почти нет общеиспанского охвата, так же как и преподавания этнографии в университетах. Единичные усилия энтузиастов-этнографов (Хосе-Мануэль Гомес-Табанера и др.) не решают задачи. Почти то же следует сказать о Португалии, где выделяется только энергичная деятельность Жорже Диаша (ум. в 1972 г.) и некоторых его сотрудников.
Немного положительных исследований пока и в родиноведческой этнографии Греции. Там эту область знания называют обычно лаографией (от laos- народ). Однако в "Центре греческих лаографических исследований" при Афинской академии (директор - профессор Спиридакис) хранятся многочисленные записи народной музыки, народные музыкальные инструменты и пр.
Родиноведческая работа этнографов в Англии, Шотландии, Ирландии, Ольстере тоже ведется пока в очень скромных размерах: налицо резкий контраст с богатой и плодотворной деятельностью английских ученых в области общей и внеевропейской этнографии 61.


Сноски
1 См.: An appraisal of anthropology today. Chicago, 1953, pp. 322-341.
2 См: Herskovits M. Cultural anthropology. New York, 1948, pp. 178-180, 185, 234, 260, 349-350, 484-489, 538-547.
3 См.: Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур, с. 57-83.
4 См.: Evolution and anthropology: a centennial appraisal. Washington, 1959.
5 Ibid., p. 125.
6 Evolution and anthropology: a centennial appraisal, p. 143.
7 Эта мысль, однако, не нова. Тридцатью годами раньше ее развивал видный немецкий философ-неокантианец Эрнст Кассирер, трактовавший, впрочем, понятие "символ" в чисто идеалистическом плане.
8 White Leslie A. The evolution of culture. New York, 1959, p. 56.
9 См.: White Leslie A. The evolution of culture, pp. 79, 81-82.
10 Ibid., p. 330.
11 См.: Уайт Л. А. Эволюция культуры и американская школа исторической этнологии. - "Советская этнография", 1932, № 3, с. 67, 84.
12 Evolution and culture. Ed. by M. D. Sahlins, E. R. Service. Foreword by L. A. White. Ann Arbor, 1960, p. 38.
13 См.: Steward J. Evolution and process.-In: Anthropology today, ed. by A. Kroeber, 1953; idem. Theory of culture change. Urbana, 1955.
14 См.: Аверкиева Ю. П. Современные тенденции в развитии этнографии США. - В кн.: Современная американская этнография. М., 1963, с. 29-33.
15 См.: Аверкиева Ю. П. Современные тенденции в развитии этнографии США, с. 19-20; Золотаревская И. Л. Новый американский этнографический журнал "Ethnohistory". - "Советская этнография",
16 См.: Аверкиева Ю. П. Современные тенденции в развитии этнографии США, с. 20-21; ее же. Индейцы Северной Америки. М.,
17 См.: Семенов Ю. И, Теоретические проблемы "экономической антропологии". - В кн.: Этнологические исследования за рубежом. М., 1973; его же. Рецензия на книгу М, Sahlins "Stone age economics", 1972. - "Советская этнография", 1974, № 4.
18 См.: Аверкиева Ю. П. Современные тенденции в развитии этнографии США, с. 38, 39, 40, 41.
19 О различиях между американской и западноевропейской этнографией см., например: Hultkrantz Ake, American "anthropology" and European "ethnology". - "Laos", t. 2, 1952, pp. 99-106; см. также дискуссию: "European vs American anthropology". - "Current Anthropology", v. 6, N 3, June 1965.
20 См.: "Current Anthropology", v. 2, N 3, 1961, p. 198.
21 Еvans-Pritchard Е. The Nuer. Oxford, 1940, p. 261.
22 Euans-Pritchard Е. The Nuer, p. 108.
23 См.: Ibid., p. 110.
24 См.: Evans-Pritchard Е. The Nuer, pp. 264, 266.
25 См.: Firth R. We, the Tikopia. London, 1936; его же. Primitive Polynesian economy, 1939; его же. Social change in Tikopia, 1959; его же. Primitive economics of the New Zealand Maori. London, 1929; его же. Malay fishermen. London, 1946.
26 См.: Fortes Meyer. Kinship and social order: the legacy of L. H. Morgan. Chicago, 1969.
27 См.: Gluckman M. Order and rebellion in tribal Africa. New York, 1963, pp. 10-12.
28 См. огромный четырехтомный труд Леви-Строса "Mythologiques" (1964-1971). Названия отдельных томов: "Le cru et cuib ("Сырое и вареное"), "Du miel aux cendres" ("От (меда к пеплу"), "L'origine des manieres de table" ("Происхождение застольных манер"), "L'homme nu" ("Голый человек").
29 Список работ Леви-Стросса и некоторые биографические сведения о нем см.: "Current Anthropology", v. 7, N 2, Apr.. 1966. Там же его программные статьи "The scope of anthropology" и "Anthropology. its achievements and future", где много интересных мыслей.
30 См.: Levi-Strauss Cl. Le totemisme aujourd'hui. Paris, 1962, pp. 7, 14, 66.
31 См.: Levi-Strauss Cl. La pensee sauvage. Paris, 1962, pp. 57, 59.
32 Levi-Strauss Cl. La pensee sauvage, pp. 101, 120, 138.
33 См.: Kultur und Sprache (Wiener Beitrage zur Kulturgeschichte und Linguistic, B. IX). Wien, 1952; Die Wiener Schule der Volkerkunde, Wien, 1956.
34 Haekel J. Zur gegenwartigen Forschungssituation der Wiener Schule der Ethnologie. Wien, 1959, s. 133.
35 См.: Левин М. Г. и Токарев С. А. Культурно-историческая школа на новом этапе. - "Советская этнография", 1953, № 4; Токарев С. А. Венская школа этнографии. - "Вестник истории мировой культуры", 1958, № 3.
36 См.: Jensen A. Mythos und Kult bei Naturvolkern. Wiesbaden, 1951; 2-teAuflage, 1960.
37 См.: Токарев С. А. Новое о происхождении экзогамии и о тотемизме. - В кн.: Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии. М., 1968.
38 См.: Makarius Raoul. Guide critique a la lecture de la Societe archai'que de L. H. Morgan (Extrait de la Societe Archaique de L. Morgan). Paris, 1971.
39 См.: Levi-Strauss Cl. Tristes tropiques. Paris, 1955, p. 44.
40 См.: Makarius R. et L. Structuralisme ou ethnologic. Paris, 1973, pp. 100, 105, 119, 120.
41 См.: Terray Emmanuel. Le marxisme devant les societes primitives. Paris, 1972.
42 См. также: Krader L. The ethnological notebook of Karl Marx, 1974.
43 В марксистском журнале "La Pensee" в последние годы то и дело проводятся теоретические дискуссии по проблемам этнографии и антропологии, и некоторые выпуски журнала целиком посвящаются этим проблемам. См.: "La Pensee", revue du rationalisme moderne, N 114 (Janv. - fevr., 1964); N 171 (Oct., 1973); N 187 (1976).
44 Уорсли П. Когда вострубит труба. Пер. с англ. М., 1963.
45 Штейниц В. Некоторые вопросы немецкой этнографии. - "Советская этнография", 1955, № 2, с. 57.
46 См.: Haberlandt A. Volkskunde und Volkerkunde. Die Deutsche Volkskunde, hg. v. A. Spamer, I., Berlin, 1934, S. 42-52.
47 Naumann H. Grundzuge der deutschen Volkskunde. Leipzig, 1922, S. 2.
48 Naumann Н. Grundzuge dcr deutschen Volkskunde, S. 5; см. также S. 132, 144.
49 Naumann Н. Primitive Gemeinschaftskultur. Jena, 1922, S. 517.
50 Erixon Sigurd. Tecknik und Gemeinschaftsbildung in schwedi-schem Traditionsmilieu. Stockholm, 1957.
51 См.: Морозова М. Н. и Павленко А. П. Основные этапы развития скандинавской этнологии. - В кн.: Концепции зарубежной этнологии.
52 См.: Sarmela M. Reciprocity system of the rural society in the Finnish-Karelian culture area. Helsinki, 1969 (см. рецензию в "Советской этнографии", 1971, № 5).
53 Вот некоторые из крупных сочинений П. Себийо: Contes popu-laires de la Haute Bretagne. Paris, 1880; Litterature orale de la Haute Bretagne. Paris, 1881; Contes des paysans et de pecheurs. Paris, 1881; Contes des marins. Paris, 1882.
54 Более крупные труды П. Сэнтива: Les Saints successeurs des Dieux. Paris, 1909; Les Vierges Meres et les naissances miraculeuses. Paris, 1908; La simulation du Merveilleux. Paris, 1912. О П. Сэнтиве см.: Коккьяра Дж. История (фольклористики в Европе. M., 1960, с. 518-533; Кагаров Е. Г. Пол Сэнтив (некролог).-"Советский фольклор", 1941, № 7.
55 См.: L'Aubrac. Etude ethnologique, linguistique, agronomique et economique d'un etablissement humain, t. 1-3. Paris, 1970-1972.
56 Vidal de la Blache P. Principes de geographic humaine. Paris, 1922, pp. 8, 98.
57 См.: Demangeon A. Problemes de geographic humaine. Paris, 1943; его же. Geographic economique et humaine de la France, v. 1-2, Paris, 1948.
58 См.: Varagnac A. Civilisation traditionnelle et genres de vie. Paris, 1948; его же. Archeocivilisation et genres de vie. - "Ethnologia Europaea", v. 1, 1967, N 2.
59 Maget Marcel. Guide d'etude directe des comportements culturels. Paris, 1953, pp. 15-16.
60 См.: Коккьяра Дж. История фольклористики в Европе, с. 372- 392.
61 Сведения о состоянии европейской этнографии в разных странах и о преподавании ее см.: "Ethnologia Europaea", I, № 4, 1967.

 

 


ГЛАВА 13 РАЗВИТИЕ ЭТНОГРАФИИ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ

Общее состояние
Победа народно-демократических и социалистических революций в ряде стран Европы, построение в них социалистического общества повлекли за собой существенные изменения в содержании, целенаправленности, организационных формах этнографической работы (как и в других науках, разумеется). Идейная перестройка происходила в разных странах неодинаковыми темпами, разными путями, но везде она происходила на основе марксизма.
Этнография в странах социализма развивается как социальная дисциплина многопланового характера. Значительное место в исследованиях этнографов занимают проблемы этногенеза и этнической истории, первобытного общества и зарождения классов. В большинстве стран широко исследуется традиционная материальная и духовная культура. Для этого изучения характерен исторический подход: рассматривается не только сохранившаяся в настоящее время традиционная культура, но и ее функционирование при капитализме, феодализме и даже в античную эпоху. Исследуя происхождение современных этнографических явлений, ученые делают экскурсы в область древней истории и пытаются реконструировать явления этнической истории народов.
Все более активно изучается этническое и социальное развитие современного общества: формирование социалистических наций, культура и быт представителей различных этнических групп, классов и слоев населения, влияние индустриализации, коллективизации, урбанизации и миграций на традиционные хозяйство и культуру. Такое изучение позволяет наряду с раскрытием общих закономерностей выявить некоторые специфические черты культурно-бытовых преобразований в отдельных странах.
В этнографии социалистических стран наблюдается тенденция к объединению со специалистами различного профиля для решения важнейших научных проблем: этнография развивается в тесном научном взаимопроникновении с историей, археологией, антропологией, лингвистикой и другими науками. В последнее время в отдельных странах усиливается сотрудничество с социологами, сопровождающееся широким применением анкетно-статистических методов и обработкой массового материала на ЭВМ.
Основные принципы организации этнографической науки в странах социализма имеют много общего. Этнографы строят свою работу в соответствии с государственными планами, направляющими развитие науки каждой социалистической страны. Особым признанием пользуются коллективные формы научной работы, завершающиеся созданием многоплановых обобщающих монографий. Характерны большой размах, планомерность, систематичность и целеустремленность этнографических работ, концентрация научных кадров на важнейших проблемах науки.
Картина современной этнографии в странах социализма отражает различные исторические, культурные и национальные традиции населяющих эти страны народов. Это проявилось как в некоторых различиях в понимании объекта и задач исследования, так даже и в самом названии науки. В одних странах она именуется этнографией, в других - этнологией, в третьих - народоведением и т. д.; в отдельных случаях значительная часть предметной области этнографии (в понимании советских ученых) отводится фольклористике.
Для всех социалистических стран характерен значительный количественный рост сети этнографических учреждений: музеев, институтов, университетских кафедр, добровольных научных обществ. Последние нередко, например в Польше и Югославии, выполняют функции некоей интегрирующей силы, объединяющей работу разрозненных научных учреждений и учебных заведений в области этнографии.
Для большинства стран доминирующей традицией оставалось преимущественное сосредоточение усилий на местной родиноведческой тематике (Volkskunde), тщательное и разностороннее изучение своего народа и его культуры. Именно после победы социалистического строя в Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии эта вполне здоровая тенденция проявилась в наибольшей степени.
В некоторых социалистических странах замечается все более выраженная тенденция выйти за пределы национальной замкнутости как в тематике изучений, так и территориально. Тем самым преодолевается традиционный разрыв между Volkskunde и Volkerkunde. Расширение границ исследования больше всего заметно в Польше.
Расширяется и тематический охват исследований. Наряду с традиционным изучением сельского быта сейчас все большее внимание обращается на этнографическое изучение города и городского населения, в первую очередь рабочего класса. Наиболее удачные попытки этого рода делаются в Чехословакии, Польше, ГДР.
Дружественное международное сотрудничество в работе этнографов приняло в последние годы более твердые и устойчивые формы: учеба, аспирантура, стажировка молодых ученых социалистических стран в советских вузах и научных учреждениях, поездки советских ученых в социалистические страны для чтения лекций, переводы и публикации книг и статей советских авторов, проведение совместных семинаров, симпозиумов, коллоквиумов и ряд других форм. Особенно показательно взаимное участие в больших совместных изданиях, таких, как "Народы мира", "Календарные обычаи и обряды", трехтомный коллективный труд "Славяне" и др. 1

Польша
Очень развита родиноведческая этнография в Польше. Традиции ее идут с середины XIX в., от плодотворной деятельности Оскара Кольберга (1814-1890), который одним своим трудом собрал и опубликовал свыше 30 томов фольклорно-этнографических материалов по всем областям Польши 2. Несколько поколений этнографов и антропологов - Ян Карлович, Исидор Коперницкий, Жигмунт Глогер, Станислав Чишевский, Адам Фишер, Ян Быстронь, Эугениуш Франковский, Ян Чекановский и ряд других своими книгами, статьями в журналах "Wisla" (с 1887 г.), "Lud" (с 1895 г.) и других создали огромный фонд краеведческой этнографии.
В 1920-1930 гг. появились этнографические (этнологические) кафедры в университетах Кракова, Варшавы, Познани и других городов. Эти кафедры являются главными очагами этнографической работы. Помимо традиционного изучения материальной культуры и записей фольклора в польской этнографической науке очень заметна тенденция социологизировать этнографию; социологические исследования ведутся очень интенсивно и успешно. Особенно выделяются тут труды этнологов-социологов Леона Кшивицкого, Стефана Чарновского, в более недавнее время - Зофьи Соколевич, Витольда Дыновского и др.
В Польше многое сделано для преодоления раздвоения этнографии на родиноведческую и зарубежную. Большая заслуга в этом Казимира Мошиньского (1887- 1958) с его необычайной широтой научных интересов и трудов. Начав с региональных исследований (о "Восточном Полесье" и пр.), Мошиньский перешел к более широкой тематике. Он создал капитальный обобщающий труд "Народная культура славян" 3 где собран обширный сравнительный материал по всем сторонам материальной.и духовной культуры всех славянских народов,- труд, до сих пор никем непревзойденный. Свои общетеоретические взгляды он изложил в капитальном предсмертном труде "Человек" 4.
В народной Польше действует ряд этнографических кафедр, институтов, три больших этнографических музея (Краков, Варшава, Торунь) и этнографические отделы в местных музеях. Выходит целый ряд журналов. Самый капитальный из них - "Etnografia Polska", где печатаются статьи и по внеевропейским странам; далее "Lud", "Prace Etnologiczne", "Prace" и др.5.

Чехословакия
В Чехословакии основы этнографического изучения страны были заложены патриотами - "властенцами", учениками Иозефа Добровского (1753-1829), еще в середине XIX в. Могучий толчок к оживлению научного интереса к быту своего народа был дан Чешско-славянской этнографической выставкой 1895 г., которая сама была одним из проявлений обострившейся национальной борьбы в Чехии и которая послужила, в свою очередь, образцом для создания музейных этнографических ансамблей в разных странах Европы.
Одним из вдохновителей выставки был Любор Нидерле (1865-1944), крупнейший ученый, антрополог, археолог и этнограф, создавший традицию комплексного изучения этногенетических и культурноисторических проблем. Человек необычайно широкого научного кругозора, строго беспристрастный и свободный от националистических предубеждений, он был автором многотомного труда "Славянские древности" 6. Этот компендиум до сих пор остается непревзойденным капитальным сводным трудом по проблемам этногенеза, этнической истории и истории культуры всех славянских народов. Традиции Нидерле хранятся и развиваются в чехословацкой науке и в наши дни.
В числе наиболее плодовитых чешских этнографов-краеведов надо назвать Ченека Зибрта (1864-1932), автора ряда работ по народным обычаям и материальной культуре; Карела Хотека, автора солидных этнографических описаний, и др. Самым выдающимся из чешских фольклористов-славистов был Йиржи Поливка (1858--1933), близкий к русской "исторической" школе Александра Веселовского, автор капитальных публикаций и исследований.
Обильный этнографический материал содержится в периодических изданиях: "Cesky Lid" (1892-1932, с 1945), "Narodopisny Vestnik" (с 1896), "Ceskoslovenska Etnografia" (1953-1963).
Прогрессивные традиции чешской и словацкой этнографии получили более полное развитие в социалистической Чехословакии. В стране действует ряд этнографических учреждений, институтов, входящих в Чехословацкую и в Словацкую Академии наук, кафедры при университетах, музеи (в Праге, в Брно, в Мартине и др.). Из этнографических журналов наиболее содержательны: "Cesky Lid", "Slovensky Narodopis", "Narodopisny Vestnik Ceskoslovensky".
На основе многолетних полевых исследований публикуются монографии и сводные работы (например, "Ceskoslovenska Vlastiveda". Praha, 1968). He прекращая историко-этнографических штудий, этнографы ЧССР настойчиво ищут методы изучения современного быта села и города (работы Карела Фойтика и др.) 7.

Югославия
В Югославии нет единой традиции в области этнографических изучений: неодинаковость исторических судеб отдельных частей этой страны сказалась и здесь. Наиболее развита этнографическая деятельность в Сербии и в Хорватии. В Сербии господствующее направление этнографических работ связано с идейным наследием профессора Йована Цвиича (1865-1927), крупного ученого, создателя своеобразной "антропогеографической" школы. Разработанный Цвиичем антропогеографический метод во многом отличается от одноименного метода Ратцеля, и в выгодную сторону. Цвиич сумел мастерски сочетать географическую точку зрения (он был географ по образованию) с исторической. В своих многочисленных трудах, а особенно в капитальном исследовании "Балканский полуостров" 8, он показывает на убедительном конкретном материале, важную, но притом исторически меняющуюся роль географического ландшафта - ив размещении населения, и в его последующих сдвигах, порожденных историческими причинами ("метанастазические движения"), и в формах хозяйства, и в культурном укладе. Разработанная Цвиичем культурно-географическая классификация областей Балканского полустрова, так называемых "зон цивилизации" (нечто вроде понятия "историко-этнографической области"), представляет большую познавательную ценность. Очень интересен и опыт Цвиича по классификации типов городских и сельских поселений в странах Балканского полуострова, типов традиционных построек, но его попытки разграничить "психические типы", свойственные населению отдельных стран и областей полуострова, не выглядят убедительными 9.
Рабочая методика Цвиича, построенная на самом детальном и добросовестном историческом изучении каждого отдельного населенного пункта (он чуть не все их обошел пешком, сам или его ученики, за долгие годы исследований), составляет традицию сербской этнографии по сей день. Основанная им капитальная серия изданий "Населоа и порекло становиштва" составила целую библиотеку конкретных монографий об отдельных поселениях Сербии и смежных земель. В числе его учеников и последователей надо назвать Йована Ердельяновича, Боривойе Дробняковича, Бранислава Коича, Миленко Филиповича, Мирко Барьяктаровнча, Петара Влаховича и др.
Заслуживают большого внимания труды видного хорватского этнографа Милована Гавацци, например его статья "Построение хорватской народной культуры", где автор тщательно рассматривает все элементы быта и культуры хорватского крестьянства, сопоставляя их с разными историко-культурными "слоями". Выдающаяся роль в этнографической деятельности в Хорватии принадлежит Бранимиру Братаничу - специалисту по земледельческим орудиям, который занимает руководящее место в общеевропейском научном объединении по подготовке этнографического европейского атласа.
Один из немаловажных центров этнографической работы (особенно по славистике) -Любляна (Словения), где ею руководил Нико Жупанич (ум. в 1957 г.); его преемники - Новак, Безлай и др.
Наиболее изучены в югославской этнографии из материальной культуры - сельские постройки (Дероко, Коич, Вурник, Мелик и др.), из духовной - календарная обрядность (Курет и др.), из общественных форм-семейно-задружный быт (Богишич, Филипович, Барьякта-рович).
В 1957 г. в СФРЮ было создано Этнологическое общество Югославии (Etnolosko Drusvo Jugoslavije), которое служит центром информации и координации, устраивает периодические конгрессы; в них участвуют гости из других стран. С 1959 г. "Общество" издает журнал "Etnoloski Pregled" 10.

Болгария
Большая роднноведческая работа проводится в Болгарии. Духовным отцом этнографии здесь считают Ивана Шишманова (1862-1928), который еще в 1889 г. сформулировал общие задачи этой науки. Он же основал и возглавлял выходившее с того времени издание "Сборник за народни умотворения, науки и книжнина". Обширное собрание фольклорно-этнографического материала содержат издававшиеся Димитром Мариновым сборники "Жива Старина" (т. I-VII, 1891-1914). Им же основан Народный этнографический музей в Софии (1906).
В настоящее время особенно хорошо поставлено в Болгарии изучение материальной культуры (Христо Вакарельский, Мария Велева и др.), фольклора и народных обрядов (Михаил Арнаудов, Татьяна Колева и др.), народной музыки (Раина Кацарова) 11.
Знаменательны попытки отдельных болгарских этнографов выйти за местные, национальные рамки исследования и ставить проблемы более широко, особенно этно-генетические проблемы. Еще в первой четверти нашего века М. Арнаудов, один из основателей современной болгарской этнографии, выдвинул большой исторический вопрос об античных традициях в культуре балканских народов 12.
В недавнее время усилились тенденции к сравнительному изучению культуры славянских народов (Анастас Примовски, Цветана Романска и др.), поиски балкано-карпатских и древних балкано-кавказских культурных и этнических связей (Колева и др.). Особенно интересна работа Петра Петрова, попытавшегося определить общую прародину славянских, балтийских и германских народов по фольклорно-этнографическим данным (поверья о зловещей кукушке) 13.

Румыния
В Румынии в прошлом заметное распространение получило диффузионистское направление-Ион Кельча, Ромулус Вуйя и др., так называемая "Клужская школа". В процессе острой идеологической борьбы это влияние было преодолено; была достигнута победа также над буржуазно-националистическим течением.
В социалистической Румынии расширяется краеведческая этнографическая работа, действует целая сеть этнографических учреждений, университетских кафедр, музеев (Бухарест, Клуж, Яссы, Тимишоара, Крайова, Сибиу и др.). Особенно успешно идет строительство этнографических музеев на открытом воздухе.
Из научных проблем на первое место выдвигаются проблема этногенеза румынского народа; специфика хозяйственных традиционных укладов, особенно в горно-скотоводческих районах Карпат; народное художественное творчество 14.

Венгрия
В Венгрии ведется систематическая и очень успешная работа по изучению этнографии главным образом своей страны. Крупные ученые, знатоки материальной культуры (Бела Гунда, Талаши, Сольноки, Балашша), специалисты по фольклору (Дьюла Ортутай, Текла Дёмётёр) возглавляют энергичную деятельность, опирающуюся на широкую сеть местных краеведческих музеев, на хорошо налаженную корреспондентскую службу, нацеленную на создание национального этнографического атласа. Очень важно отметить последовательное применение венгерскими этнографами и фольклористами исторического метода в исследовании как материальной, так и духовной культуры народа (школа Иштвана Дьерфи). Это и понятно, потому что невозможно не принимать во внимание огромные изменения в быту и культуре венгерского народа со времени поселения кочевых протовенгерских племен в бассейне Дуная и вплоть до наших дней.
За пределами своей страны научный интерес венгерских ученых направлен преимущественно к угро-финским народам, в том числе к народам Европейского Севера, Сибири (Диосеги, Коромпай, Вереш и др.) 15.

Германская Демократическая Республика
Развитие этнографической науки в ГДР протекало и протекает в условиях заметно отличных от положения дел в других социалистических странах. Наследница богатых научных традиций прошлого, ГДР в момент низвержения нацизма оказалась почти без этнографических кадров: одни этнографы эмигрировали еще в годы нацистского режима, другие погибли в эти годы; были и такие, которые покинули страну уже после войны.
Послевоенное поколение этнографов начало работу в условиях, когда побеждала антифашистская демократическая идеология; оно активно изучало марксизм, применяя его на практике, в процессе этнографических исследований. Ряд старых ученых-марксистов, вернувшихся в страну, встали во главе всей работы. Вольфганг Штейниц, видный лингвист и фольклорист, финно-угровед, особенно много сделал для сближения обеих разошедшихся ветвей этнографии - родиноведческой и общей. Под его руководством был создан при Берлинском университете "Institut fur Volkerkunde und die deutsche Volkskunde". Он же возглавил идейную борьбу против остатков нацистской идеологии, против западногерманского реваншизма и его отражения в этнографии 16.
Опорными точками этнографических исследований служили сохранившиеся после войны музеи (Лейпциг, Дрезден), кафедры университетов, новосозданные институты: в Лейпциге-Институт им. Юлиуса Липса, в Берлине - академический Институт немецкой этнографии. Они издавали и издают помимо монографических исследований периодические сборники, ежегодники, журналы: "Deutsches Jahrbuch fur Volkskunde", "Veroffentlichungen des Institute fur deutsche Volkskunde", "Ethnographisch-Archaologische Zeitschrift", "Veroffentlichungen des Museums fur Volkerkunde zu Leipzig", "Jahrbucher des Museums fur Volkerkunde zu Leipzig", "Abhandlungen und Berichte des Staatlichen Museums fur Volkerkunde, Dresden" и многие другие.
Тематический диапазон исследований установился очень широкий: от проблем первобытного общества до изучения быта современной деревни и города. Из работ, посвященных первобытности, особенно интересен капитальный труд Ирмгард Зельнов "Grundprinzipien einer Periodisierung der Urgeschichte" (Berlin, 1961). Многие этнографы посвящают свои труды изучению современных процессов этнического и социального развития в бывших колониальных странах. Из проблем собственно родиноведческой этнографии видное место заняли вопросы аграрной этнографии и позже выделившейся горной этнографии - изучения быта горняков и игрушечных мастеров Рудных гор. С задачами практической помощи народным мастерам-умельцам был учрежден в Лейпциге в 1952 г. Центральный дом художественной самодеятельности.
Этнографическая наука в ГДР стоит в передовых рядах прогрессивной демократической науки 17.

Сноски
1 См.: Этнография в странах социализма. Очерки развитая науки. М., 1975.
2 См.: Kolberg О. Dziefa wszystkie, t. 1-60. Warszawa, (1961- 1972.
3 См.: Moszynski К. Kultura ludowa Slowian, t. 1-2 (1-2). Krakow, 1929-1939. Wyd. 2. Warszawa, 1967-1968.
4 См.: Moszynski K. Czlowiek Wstep do etnografii powszechnej i etnologii. Wroclaw-Krakow-Warszawa, 1958.
5 См.: Кутшеба-Пойнарова А. Традиции, современное состояние н задачи этнографической науки в Польской Народной Республике. - В кн.: Этнография в странах социализма.
6 См.: Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956.
7 См.: Фойтик К. Основные проблемы чехословацкой этнографии и фольклористики.-"Советская этнография", 1967, № 4; Пранда А. Некоторые аспекты этнографического изучения современной народной культуры в ЧССР. - В:кн.: Этнография в странах социализма.
8 См.: Cvijic Y. Peninsule Balkanique. Paris, 1918; Цbujuh S. Балканско полуострво и jyжнословенске земле. Основи антропо-географиjе. 1-2. Београд. 1922, 1931; нов. изд.-Београд, 1966.
9 См.: Токарев С. А. Проф. Йован Цвиич. - "Славянский архив". v. I, M., 1962.
10 Ом.: Бромлей Ю. В. и Кашуба М. С. Современная этнографическая наука в СФРЮ. - В кн.: Этнография в странах социализма.
11 См.: Вакарелски Хр. Етнография на България. София, 1974; Маркова Л. В. Этнографическая наука в Народной Республике Болгарии. - В кн.: Этнография в странах социализма.
12 См.: Арнаудов М. Очерци по българския фолклор. София, 1968; его же. Студии върху българските обреди и легенди, т 1 София, 1971; т. 2. София, 1972.
13 См.: Петров Петър А. Етнографски елементи на славяно-балто-германска общност. София, 1966; "Българска Етнография", година 1, 1975, кн.
14 См.: Влэдуциу И. Этнография в Социалистической Республике Румынии. - В кн. Этнография в странах социализма.
15 См.: Иштванович М. Из истории изучения традиционной духовной культуры в Венгерской Народной Республике. - В кн.: Этнография в странах социализма; Коша Л. Этнографическое изучение истории материальной культуры в Венгерской Народной Республике в 1945-1970 гг.-В кн.: Этнография в странах социализма.
16 См.: Штейниц В. Некоторые вопросы немецкой этнографии. - "Советская этнография", 1955, № 2; его же. Рабочая песня и народная песня. М., 1964.
17 См. Штробах Г., Вейнхольд Р., Вейссель Б., Зельнов И. Некоторые проблемы этнографической науки в ГДР. - В кн.: Этнография в странах социализма.

 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.